• Порядковые числительные в названии каждого дня недели. "Имя числительное. Порядковые и количественные числительные" II. Повторение изученного. Сообщение темы урока


    Игра «Отгадай число».

    Все дети сидят на стульях, стоящих полукругом. По считалке выбирается ведущий. На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой?

    Ведущий задумывает любое число в пределах десяти и на ухо говорит его воспитателю. Играющие при помощи вопросов, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет», должны отгадать это число. Например, задумано число пять. «Оно больше четырех?» – «Да». – «Оно меньше шести?» – «Да». – «Это число пять?» – «Да».

    После того как число отгадано, ведущим становится игрок, который его отгадал.

    – Назовите все дни недели. Давайте поиграем в игру «Неделька, стройся». У меня на столе в беспорядке лежат перевернутые карточки, на которых нарисованы кружки. Вы по сигналу берете карточки со стола, ищете своих партнеров, подбираете карточку с кружками к цифре и выстраиваетесь по порядку. Дети, которые остались без карточек, проверяют, правильно ли подобраны пары, и дают вам задания:

    – Выходят дни недели, которые стоят после четверга. (Выходят дети с карточками, на которых цифры пять, шесть, семь.)

    – Выходит день, который обозначает понедельник.

    – Выходит день, который стоит после вторника.

    – Какой месяц сейчас? (Май.) Правильно. Мы прожили еще один месяц в новом году. Посмотрите на листочки календаря. Покажите, сколько дней в неделе.

    – А сколько дней в месяце? (Дети разводят руки в стороны.)

    – Давайте посчитаем, сколько недель в этом месяце. (Четыре недели.)

    – А в каком месяце больше дней: в мае или феврале? Как узнать? Что для этого нужно сделать? (Это делается без счета. Выкладываются листочки календаря: один месяц под другим, и таким образом определяется, в каком месяце больше дней.)

    – Кто знает, как называется следующий месяц?

    – Давайте поиграем в игру «Чей волчок дольше крутится».

    Двое играющих запускают волчка, а остальные смотрят и определяют, чей волчок крутится дольше.

    – Рассмотрите четыре картинки. Что на них изображено? (Ночь, утро, день и вечер.)

    – Возьмите картинку с изображением ночи и положите ее перед собой. Остальные картинки переверните изображением вниз.

    – Послушайте рассказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило?» (Утро.)

    – Выберите картинку с изображением утра и положите ее на картинку с иллюстрацией ночи. Слушаем рассказ дальше: «Солнце поднялось высоко, все ярко освещено, стало теплее. Что наступило?» (День.)

    – Выберите картинку с изображением дня и положите ее сверху. Рассказ продолжается: «День прошел, солнце опускается за горизонт, темнеет. Что наступило?» (Вечер.)

    – Возьмите картинку с изображением вечера и положите ее на другие картинки. Слушаем дальше: «Вечер прошел, что наступает за ним?» (Ночь.)

    – Рассмотрите картинки и догадайтесь, что наступает следом за вечером.

    3. Подвижная игра «Медный пень».

    Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях, дети-хозяева становятся за стульями.

    Под башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:

    Я хочу у вас спросить,

    Можно ль мне ваш пень купить.

    Хозяин отвечает:

    Коль джигит ты удалой,

    Медный пень тот будет твой.

    После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три – беги» – разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.

    Правила игры. Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.

    Евгения Аносова
    Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Порядковые числительные»

    Занятие по ФЭМП в старшей группе .

    Тема : «Порядковые числительные » .

    Цель : Закрепление детьми элементарных математических представлений.

    Задачи :

    Обучающие :

    Развивающие :

    Развивать речь, развивать социальные навыки умения работать в группе , в паре; находить решение и делать выводы.

    Воспитательные :

    Воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.

    Оборудование : презентация к занятию , карта, календарь, лепестки цветка, геометрические фигуры, дощечки с цифрами (листки раскрашенные под дерево, ежик, конверт, карточки с заданием, карандаши цветные, цветы из бумаги, клей.

    Планируемый результат :

    Добиться от детей :

    Умения понимать учебную задачу и выполнения ее;

    Умения узнавать и называть геометрические фигуры : круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и их свойства– цвет, форму, размер

    Умения решать простые задачи на сложение.

    Ход занятия.

    Дети заходят в зал и видят на полу разбросанные листочки.

    В. Ребята, посмотрите какой беспорядок . Кто – то разбросал листочки по всему залу. Давайте наведем порядок здесь . (ребята собирают листочки и замечаю на них цифры и слова)

    В. Посмотрите ребята, на листочках написаны какие-то слова и цифры. Ребята, давайте попробуем разложить карточки по порядку и может мы узнаем , что здесь зашифровано?

    В. Какое будет первое слово?

    Д : первое слово «Ребята»

    В : Следующее?

    Д : Второе слово «помогите»

    В : Следующее?

    Д.: Третье слово «найти» .

    В. Ребята, а кто такой Буратино?

    Д. ответы детей.

    В. Буратино – Это сказочный герой. А сказочные герои живут в сказках. Давайте поможем Буратино собрать его волшебный цветок. Ребята на чем мы можем отправиться в сказку?

    Д : ответы детей (на ковре самолете, воздушном шаре, на поезде, на машине) .

    В : Хорошо отправимся в волшебную страну на (предложение детей) слова :

    Раз, два, три, четыре,

    Пять, шесть, семь,

    Восемь, девять, десять.

    Выплывает белый месяц!

    Кто до месяца дойдет,

    В волшебную страну попадет!

    В зал входит Буратино, в руках у него один лепесток.

    Буратино : Здравствуйте ребята, спасибо большое, что решили мне помочь. Возьмите вот эту карту, она поможет вам найти все лепестки волшебного цветка.

    Воспитатель разворачивает карту и говорит :

    На карте первая полянка «Геометрических фигур» .

    В : Смотрите, а вот и поляна геометрических фигур! Видите, все фигуры перепутаны. По каким признакам можно разделить эти фигуры?

    Д : По цвету, по форме, по величине.

    В : Ребята, давайте разделимся на три команды : первая команда будет собирать фигуры красного цвета, вторая- желтого, третья – синего.

    В : А как мы можем еще разобрать фигуры?

    Д : По форме, величине.

    В : А теперь разберите по форме. Молодцы! А сейчас по величине. .

    – Итак, сколько групп у вас получилось ? (3)

    – Назовите их. (По форме, по цвету, по размеру.)

    – Молодцы! Привели поляну в порядок . И вот мы нашли первый лепесток волшебного цветка!

    Следующая полянка «Переправа»

    В : Ребята, смотрите, перед нами река, а мост разобран. Давайте отремонтируем его. На каждой дощечке есть цифра. Чтобы наш мост был крепким, дощечки с цифрами надо разложить по порядку , от 1 до 10. (Самостоятельная работа детей) .

    В : Проверим. Сосчитайте дощечки по порядку . Ничего не пропустили? (Нет) Теперь посчитайте в обратном порядке .

    В : Назовите, какая цифра стоит перед цифрой 6, 8, 10? (5, 7, 9.)

    В : Назовите соседей цифр 4, 6, 9? (3 – 5, 5 – 7, 8 – 10.)

    Молодцы, все сделали правильно! А вот и второй лепесток.

    А вот и следующая полянка «Неделька»

    На стене висит календарь без дней недели.

    В : Посмотрите что это?

    Д :календарь

    В : Здесь чего-то не хватает. Чего?

    Д. дней недели.

    В : Сколько всего дней в недели?

    В : Ребята, давайте распределим дни недели по порядку .

    Д : Первый понедельник, второй вторник….

    В : Какой день недели идет после вторника? четверга? субботы?

    Д : Среда, пятница, воскресенье.

    –В : Какой день недели идет перед вторником? средой? воскресеньем? Д : Понедельник, вторник, суббота.

    В : Какой день недели находится между средой и пятницей? субботой и понедельником?

    Д : Четверг, воскресенье.

    В : а вот и третий лепесток. Следующая полянка «Музыкальная»

    Звучит песня «Если нравиться тебе, то делай так» ребята с воспитателем выполняют движения под песню.

    (2 щелчка пальцами над головой) .

    Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши) .

    Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка за коленками) .

    Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами) .

    Если нравится тебе, то ты скажи : «Хорошо!» .

    Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

    В : А вот и четвертый лепесток.

    А следующая остановка «Задачка»

    Презентация «Задачи»

    Три яблока из сада Ежик притащил,

    Самое румяное Белке подарил!

    С радостью подарок получила Белка.

    Сосчитайте яблоки у Ежа в тарелке. (2)

    Пять ворон на крышу сели,

    Две еще к ним прилетели.

    Отвечайте быстро, смело!

    Сколько всех их прилетело? (7)

    Шесть веселых медвежат

    За малиной в лес спешат.

    Но один малыш устал,

    От товарищей отстал.

    А теперь ответ найди :

    Сколько мишек впереди(5)

    В : Молодцы, ребята. А вот и пятый лепесток. Следующая полянка «Домик ежика»

    В : Ребята, кто это сидит в зеленой чаще на пеньке?

    Д : Ежик.

    В : Какой он грустный. Наверное, у него что-то случилось. Смотрите, у него в руках конверт, давайте посмотрим, что там.

    (Дети вскрывают конверт и видят карточки с точками и цифрами.)

    В : Как вы думаете, что случилось с Ежиком

    Д : Он не знает цифры, у него не получается рисунок.

    В : Ребята, а вы можете помочь ему справиться с заданием.

    Д : да

    В : В этих карточках нужно соединить цифры по порядку и тогда у нас получиться рисунок. (дети выполняют задание)

    В : Что хотел нарисовать Ежик, но не смог?

    Д : Гриб

    В : Молодцы, помогли Ежику! Он говорит нам большое спасибо и дарит нам еще один лепесток.

    В : Вот и собрали мы все лепестки. Теперь осталось из лепестков собрать цветок. Посмотрите, на каждом лепестке стоит номер. Давайте соберем цветок по номерам. Дети собирают цветок.

    В : Молодцы ребята. Давайте с вами сделаем Буратино целую поляну цветов, так как он очень любит цветы. Ребята наклеивают готовые цветы на основу Полянка. Входит Буратино.

    Б : Спасибо, что собрали все лепестки. Я очень вам благодарен. (подает корзину с угощением)

    В. Спасибо Буратино. Но нам пора отправляться домой.

    Для этого закроем глаза и скажем волшебные слова :

    Раз, два, три, четыре,

    Пять, шесть, семь,

    Восемь, девять, десять.

    Выплывает белый месяц!

    Кто до месяца дойдет,

    Тот домой попадет!

    В : Понравилось вам путешествие? Чем понравилось? Какие трудности встречались на пути? Сегодня вы были дружными, помогли Буратино собрать волшебный цветок.

    В : А где бы вы еще хотели побывать?

    Предложения детей.

    В : Мы обязательно туда отправимся на следующем занятии .

    Тема: Формирование представлений о днях недели у дошкольников старшего возраста в различных видах детской деятельности.

    Ведущая область: Познание

    Интеграция областей: Коммуникация + Социализация + Здоровье + Музыка + Художественное творчество + Труд + Чтение

    Планируемые результаты развития интегративных качеств: имеет элементарные представления о днях недели; правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 7), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»; умеет устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра; называет текущий день недели; может участвовать в беседе; способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы его наглядного опыта; проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения; использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов; выполняет статические и динамические упражнения; рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним; выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с формой музыкального произведения; умеет выполнять танцевальные движения; способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие; способен сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут; проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.

    Задачи:

    формировать представления о днях недели и их последовательности;

    закрепить количественные и порядковые числительные (в пределах 7);

    закрепить умение отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;

    закрепить умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра;

    развивать умение поддерживать беседу;

    развивать внимание, память, восприятие и мышление;

    воспитывать любознательность и интерес к различным видам детской деятельности.

    Непосредственно образовательная деятельность:

    Одной из задач по ФЭМП в старшей группе является формирование у детей знаний о неделе. Дни недели, неделя – это понятия абстрактные. Их нельзя потрогать, у них нет цвета, а значит, и запомнить их детям очень непросто. Для запоминания необходимо использовать различные наглядные пособия. Это поможет ребенку «увидеть и потрогать» дни недели и обучение пойдет гораздо успешнее. Формировать и закреплять данные понятия необходимо в различных видах детской деятельности.

    Коммуникативная деятельность – это прежде всего беседа, в процессе которой закрепляются представления ребёнка о днях недели. Для ежедневной продуктивной беседы можно порекомендовать иметь зрительную опору — календарь «Дни недели» Изготовить его можно в виде циферблата часов, где вместо привычных цифр, указывающих время, будут названия дней недели (лучше - с их порядковыми номерами) и одна стрелка. Каждое утро переводите вместе с ребенком стрелку на нужный день недели и проговаривайте название сегодняшнего дня. Обязательно обратите внимание ребенка на то, что в названии некоторых дней недели содержится «подсказка»: вторник — второй день недели, среда - в середине недели, четверг - четвертый, пятница - пятая. Каждый день недели разного цвета, соответствующего спектру радуги, при назывании дня обращайте внимание ребёнка на цифру. Ежедневно задавайте вопросы, которые помогут закрепить очерёдность дней недели.

    Сколько в неделе дней? Сколько выходных? Сколько будней?

    Какой день недели первый?

    Какой день недели последний?

    Какой день недели идет после среды? Перед вторником?

    Какой день недели спрятался между средой и пятницей?

    Как называется второй, четвертый, третий, пятый день недели?

    Каждый день называйте день недели. Затем попросите ребёнка назвать тот день, который был сначала (вчера) и будет потом (завтра) – таким образом, будет закрепляться следующие временные понятия – вчера, сегодня, завтра. Если ребёнок посещает детский сад или развивающие центры, можно вспомнить в какие дни бывают занятия.

    В качестве наглядности может быть сделан также деревянный календарик с отверстиями напротив каждого дня недели и фишкой, вставляющейся в отверстие. Пусть каждое утро, проснувшись, ребенок вставляет в отверстие фишку, а вы говорите ему: «Сегодня - вторник, второй день недели»

    Ещё один вариант наглядного представления последовательности дней в неделе - нарисуйте на бумаге или сделайте аппликацию в виде паровозика и семи разноцветных вагончиков, на которых написаны названия дней недели. При этом ребенку становится понятно, что как вагоны за паровозом следуют всегда в одном порядке и не могут поменяться местами, так и дни недели строго идут один за другим и пятница никогда не сможет обогнать среду. Прикрепив такой паровозик на холодильник или магнитную доску ребёнка, вы сможете прикрепить на вагончик магнитик и передвигать его в соответствии с днём недели.

    Игровая деятельность . Закреплять данные понятия необходимо в играх с игрушками.

    Предложите ребёнку поставить в ряд 7 игрушек и раздать каждой игрушке по кружочку семи разных цветов. Ребенок раздает и называет: «Кукле – понедельник, мишке – вторник и т.д.). Затем кружочки собираются, перемешиваются и раздаются снова точно таким же образом в порядке следования дней недели.

    Выстройте вместе с ребенком 7 матрешек по росту и попросите его назвать каждую матрешку определенным днем недели. Все семь матрешек – это неделя.

    Пирамидка «Гусеница» с цифрами поможет ребёнку закрепить названия дней недели и их порядок в процессе игры.

    Игра «Будь внимательным»

    Вы называете разные слова, в том числе и дни недели. Если малыш слышит название дней недели, то он должен хлопнуть в ладоши: лиса, хлеб, вторник, среда, книга, воскресенье, шорты, велосипед и т.д.

    Игра «Покажи правильно»

    У ребенка карточки с цифрами от 1 до 7. Вы называете день недели, ребенок показывает соответствующую карточку, понедельник – 1, вторник – 2 и т.д. Карточки с цифрами можно заменить карточками с точками (от 1 точки до 7). Если карточек нет, можно показывать на счетных палочках – 1 палочка, 2 палочки и т.д. или прохлопываем в ладоши нужное количество раз.

    Играем с мячом

    Встаньте напротив, кидайте друг другу мяч и по очереди называйте дни недели. Усложнить игру можно называя дни недели в обратном порядке.

    Трудовая деятельность . Предложите ребёнку повторять названия дней недели во время наведения порядка после образовательной деятельности, уборки комнаты, ухода за цветами, складывания игрушек, мытья посуды.

    Двигательная деятельность . Выполнение движений со словами:

    В понедельник – потянулись

    А во вторник мы согнулись.

    В среду все поприседали.

    А в четверг мы поскакали.

    В пятницу – похлопали.

    В субботу мы потопали.

    В воскресенье покружились

    И на место возвратились.

    Продуктивная деятельность . Предложите ребёнку расположить части разрезной картинки в соответствии с порядком дней недели. Если ребёнок правильно справиться с заданием, то соберёт разрезную картинку. Разрезная картинка может соответствовать теме недели. В данном примере- это «Животные»

    Можно предложить ребёнку сделать самостоятельно дни недели из цветного картона или сделать цветок – семицветик, где каждый лепесток – день недели из пластилина.

    Дети группы «Радуга» вместе с родителями сделали 7 разноцветных клубочков-гномиков и царицу Неделю. На их колпачках цифра и название дня недели. Дети расставляют дни недели по порядку и называют их правильно. Если ребёнок сможет самостоятельно показать, где стоит понедельник, где среда, где пятница на человечках, значит понятие «дни недели» у него не является просто механическим запоминанием названий, а является осознанным понятием.

    Поисково-исследовательская деятельность . Представьте вместе с ребёнком ситуацию, когда один из дней недели, например четверг, потерялся. Это легче всего представить на наглядных моделях дней недели.

    Что произойдёт? (Вместо субботы будет пустота.)

    Что произойдёт с неделей? (Она станет короче. Ряд недели прервётся.)

    Что произойдёт с порядком дней недели? (Он будет нарушен)

    Какой день недели будет следовать за пятницей? (Воскресенье)

    Может ли после третьего дня недели наступить пятый день? (Так не бывает. Дней недели должно быть 7. Они должны следовать друг за другом в строгом порядке)

    Музыкально-художественная деятельность Чаще обращайте внимание ребенка на то, что многие события в его жизни повторяются в определенные дни. Например, по вторникам вы ходите с ним в бассейн, по пятницам - на танцы, а в субботу обычно в гости приходит бабушка.Рядом с кругом «Дни недели» можно вешать листочек, на котором ребёнок вместе с мамой может рисовать то, чем ему наиболее запомнился этот день.

    Размножив в 7 раз раскраску любимой героини или сказочного героя ребёнка, можно предложить раскрасить их одежду в определённый цвет, соответствующий дню недели. Расположив раскрашенные картинки по порядку, ребёнок называет дни недели.

    А для того, чтобы во время художественной деятельности пальчики не уставали и развивались. Повторяйте весёлую музыкальную гимнастику для пальчиков, слова которой помогут закрепить названия дней недели.

    Пальчиковая музыкальная разминка

    Среди дней любой недели

    Первым будет понедельник.

    День второй за ним пошел,

    Это вторник к нам пришел.

    Нам не деться никуда…

    Третий день всегда среда.

    Он четвертый там и тут,

    Этот день четверг зовут.

    В череде рабочих дней

    Пятый пятница теперь.

    Вся закончена работа

    День шестой всегда суббота.

    День седьмой?

    Его мы знаем:

    Воскресенье, – отдыхаем!

    Чтение художественной литературы . Еще один способ помочь ребенку выучить дни недели - вы учить с ним весёлое стихотворение о днях недели. Таких стихов есть немало. Это- «Муха-чистюля» Ян Бжехва, «Семь дней недели» А. Усачёв, «Неделя» Е. Стеквашова и др.

    В большинстве современных календарей, включая Григорианский, неделя – это период из семи суток, что является самой большой общепринятой единицей времени, содержащей точное количество дней и ночей (в неделе – всегда 7; в месяце – 28; 29; 30; 31; в году – 365; 366). Неделя широко используется как единица времени, хотя не имеет прямой астрономической основы. Можно считать, что недели формируют независимый календарь, используемый параллельно с различными другими календарями.

    Существуют ведь некоторые календари, разработанные так, чтобы каждая дата всегда попадала на один и тот же день недели каждый год. Этого можно добиться, если сделать неделю зависимой от года, при этом несколько дней в году не относятся ни к одной неделе. Так, например, предложенный Всемирный календарь содержит 52 недели плюс 1 (2) дня, а Французский революционный календарь состоит из 36 недель по 10 дней и 5 (6) дополнительных дней. Год также может зависеть от недели, так, в бывшем Исландском календаре было 52 или 53 недели.

    Древние египтяне использовали десятидневные недели (декады). Семидневная неделя впервые вошла в употребление на Древнем Востоке (в Вавилоне). В I веке н.э. ею стали пользоваться в Риме, откуда она распространилась по всей Западной Европе. Благодаря европейской колонизации и последующей глобализации, 7-дневная неделя стала применяться повсеместно, даже в тех культурах, у которых ранее не было такой единицы времени.

    Слово «неделя» – калька с греческого «apracos» – неделающий, недельный, праздный. Также имеет устаревшее название сед(ь)мица, сохранившее употребление, в основном, в православной традиции. В дагестанских языках (например, авар. – анкь) это слово указывает на количество дней – семь.

    До утверждения традиций монотеизма же все дни недели получили особые имена, связанные с названиями семи небесных светил. Так, суббота была названа днём Сатурна, а следующие по порядку – днём Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры. Эти названия в западноевропейских языках отчасти сохранились до настоящего времени.

    В славянских языках большинство названий дней указывает их место в неделе после воскресенья (которое во многих из них называется «неделей», то есть днём, когда ничего не делают, не работают): понедельник (после «недели»), вторник (второй) и т. д.

    Названия дней недели на языках народов Дагестана, их происхождение и значение, на первый взгляд, не говорят ни о чем особенном, кроме интересного сочетания в них элементов различных культур, что и побудило автора взяться за эту статью. И, действительно, если арабское слово аль арбиг1а означает «четыре», почему мы этим словом называем среду, т.е. третий день недели? Рассмотрим по дням.

    Понедельник – день недели между воскресеньем и вторником. У древних римлян и у северогерманских племён был посвящён Луне (исп. lunes, нем. Mon(d)tag = день луны). Слово «понедельник» образовалось от выражения «после недели».

    Как и во многих странах, мы рассматриваем «понедельник» как первый день недели, так как обычно именно в этот день после выходных взрослые возвращаются к работе, а дети идут в школу. Во многих странах «понедельник» является первым днём недели, но иногда и вторым днём (традиционная точка зрения, происходящая из древней Иудеи и всё ещё остающаяся стандартом в некоторых странах). Именно по этой причине название «понедельника» на арабском, греческом, иврите и португальском языках - «второй день».

    На языках народов Дагестана, почти полностью принявших арабо-мусульманскую религиозную и языковую культуру, в названии понедельника сохранился корень арабского аль итнайни – «второй» (авар. – итни; дарг. – итни; лезг. – ислен; кум. – итни; лак. – итни). А арабы первым (аль ах1ад) называют привычный для нас последний день недели «воскресенье». Таким образом, счет дней недели на дагестанских языках сдвинут на один день.

    Вторник – день недели между понедельником и средой. У древних римлян был посвящён Марсу (Mars, итал. Martedì), у северогерманских племён - Тюру (Týr, норв. Tysdag). Слово «вторник» образовалось от порядкового числительного «второй». Хотя второй он по календарю, которым пользуются дагестанцы, все они называют его третьим, от арабского ат талата – «третий» (авар. – талат; дарг. – талат; лезг. – саласа; кум. – талат; лак. – талат).

    Среда – день недели между вторником и четвергом. В Древнем Риме этот день был посвящён Меркурию, что сохранилось в романских названиях этого дня (фр. mercredi). В северной Европе Меркурию соответствовал Один, от этого происходят английское и голландское название. В случае, если воскресенье принято за первый день недели, то среда приходится на середину недели, отсюда русское и немецкое название, хотя и для русских по действующему календарю это вовсе не середина недели.

    В некоторых европейских языках (в славянских, немецком, финском, исландском) название дня недели среда указывает на тот факт, что изначально среда была 4-ым (средним) днем недели, а не 3-им, как в настоящее время в европейских странах.

    Для всех дагестанцев этот день, конечно же, третий, но называют его арабским аль арбиг1а – «четвертый» (авар. – арбаг1; дарг. – арбаг1; лезг. – арбе; кум. – арбагъ; лак. – арбах1).

    У аварцев среду принято еще называть сапар-къо, т.е. день путешествий, день, когда намеревающемуся отправиться куда-либо считается желательным начать свой путь. У лакцев же таким днем считается суббота, что сохранилось в их названии этого дня – хулдун.

    Четверг – день недели между средой и пятницей. У древних римлян был посвящён Юпитеру (итал. Giovedì), у северогерманских племён – Тору (англ. Thursday). Русское название происходит от порядкового числительного «четвертый», так как это четвёртый день недели от понедельника.

    В некоторых международных соглашениях четверг является днём, который определяет нумерацию недель: первая неделя года определяется как неделя, содержащая первый четверг года, и так далее. Все-таки четыре дня (с четверга по воскресенье) составляющие большую часть недели дают право определить этот период времени как неделю.

    На языках всех народов Дагестана название этого дня восходит к арабскому аль хамис – «пятый» и звучит почти одинаково (авар. – хамиз; дарг. – хамис, лезг. – хемис, кум. – хамис, лак. – хамис).

    Пятница – пятый по счету день недели, между четвергом и субботой. Поэтому именно от числительного «пять» и произошло название этого дня.

    У древних римлян пятница была посвящена Венере, у древнегерманских племён - богине Фригг (Фрия). Поэтому в английском языке пятница называется Friday.

    В названии пятничного дня все дагестанские народы в своих языках полностью сохранили корень арабского слова, но не числительного, как в названиях других дней, а слова аль джумг1а – «коллективный» (объединяющий на коллективное богослужение). В некоторых из них звучание совпадает почти полностью (дарг. – жумяг1; лезг. – джуъмя; кум. – жума), а в других ассимилировалось в соответствии с фонетическими нормами своего языка (авар. – рузман; лак. – нюжмар).

    Рассуждения, касающиеся пятницы как выходного дня для мусульман, и в связи с этим сдвинутого еще на один день счета дней недели для дагестанцев, не обоснованы. Считая после пятницы, суббота должна была быть первым днём, а воскресенье – вторым. А арабы называют воскресенье первым днём – аль ах1ад. Пятница стала особым днём для арабов с принятием ислама, а этот порядок счёта связан с доисламской традицией последовательности счета дней недели, в которой выходным днём была, в нашем современном понимании, – суббота, а счёт ведется со следующего дня: аль ах1ад – первый (воскресенье); аль итнайни – второй (понедельник) и т.д.

    Суббота – день недели между пятницей и воскресеньем. У древних римлян был посвящён Сатурну. Само слово происходит от древнееврейского «шаббат», которое распространилось вместе с вавилонским календарем и христианством по всей Европе.

    По традиции, унаследованной от древнего иудаизма, суббота – последний день недели. Это соглашение остаётся стандартом в США и в Израиле, но в современной Европе многие люди сейчас рассматривают субботу как шестой (предпоследний) день недели, а воскресенье как последний. Это понимание закреплено в ISO 8601.

    В иудаизме, основанном на заповедях Ветхого Завета, суббота (шаббат) является священным днем, который следует посвятить богослужениям, прекратив все работы.

    Во многих языках разница между шаббатом и субботой не видна (араб. ас сабт – «прекратить»), но в некоторых европейских языках, в том числе в английском, существует разница между субботой (англ. Saturday) и шаббатом (англ. Sabbath).

    Арабо-мусульманская культура, довольно сильно отразившаяся в названиях других дней недели у дагестанских народов, в самом близком названии этого дня сохранила своё влияние только в аварском языке – шамат. Кумыки этот день называют сонглу, что значит «следующий». Этимология этого слова в кумыкском языке схожа с образованием в русском «понедельника» (после «недели» (воскресенья), который считался особым днем богослужений). «Сонглу» – следующий после пятницы – особого дня богослужений для мусульман. У лакцев закрепилось название хулдун, что значит «дорога». Словом с подобным значением аварцы называют среду – сапар-къо – день, когда выходят в дорогу, начинают путешествие. Лезгины называют субботу своим словом кишь, что по своему значению совпадает с арабским ас сабт – «прекратить». В даргинском языке же сохранилось арабское ас сабт, ассимилированное в сут.

    Воскресенье – день недели между субботой и понедельником, во многих странах считается выходным днём.

    У многих народов воскресенье было днём, посвящённым Солнцу (богу Солнца). Это было характерно, в частности, для дохристианских верований Египта и было заимствовано Римской империей через название дней недели (воскресенье – dies Solis, то есть «день Солнца»). Это название перешло к германским племенам, и в германских языках слово «воскресенье» буквально означает «день Солнца» (англ. Sunday, нем. Sonntag). В Индии воскресенье называется Равивар – «день Солнца».

    В Типиконе, месяцеслове и иных церковно-богослужебных книгах так называется первый или последний (каждый седьмой) день сед (ь) мицы, посвящённый литургическому воспоминанию Воскресения Христова в седмичном круге богослужения, что сохранилось впоследствии в названии этого дня как «воскресенье».

    В большинстве славянских языков воскресенье и теперь называется «неделей» (польск. niedziela), то есть днём, когда «не делают», не работают. В русском языке же это название перешло к слову неделя, с обозначением периода времени в семь суток.

    Согласно иудейскому и христианскому календарям, основанным на Библии, воскресенье считалось первым днём недели. Он наступает после субботы, седьмого дня недели в старых религиозных календарях. Христианство заимствовало порядок дней недели из иудейского календаря. В Римской империи первый христианский император Константин ввел в 321 г. семидневную неделю и назначил воскресенье (день Солнца) первым днём недели и днём отдыха и поклонения. Христиане же праздновали воскресенье еще до решения императора Константина.

    В наше время в странах Европы воскресенье считается последним днём недели. Первым днём недели воскресенье является в США, Канаде, некоторых африканских странах.

    Согласно международному стандарту ISO 8601, первым днём недели считается понедельник, а воскресенье – последним.

    По григорианскому календарю первый год столетия не может начинаться с воскресенья. По еврейскому календарю никакой год вообще не может начинаться с воскресенья. Если месяц начинается с воскресенья, то тринадцатое число в нём приходится на пятницу.

    У арабов воскресенье называют аль ах1ад – «первый». В названиях этого дня у некоторых дагестанских народов арабский корень сохранился (дарг. – алх1ат; лезг. – гьяд; лак. – аьлх1ат).

    Воскресный день для христиан считается праздником – днём, когда верующие обычно посещают церковь. По всей видимости, именно это оказало влияние на закрепление в аварском языке названия этого дня – гьат1ан («гьат1ан-рукъ» – церковь, здание-храм). Кумыки этот день называют къатты, что значит «твердый, жесткий, неизменный».

    В большинстве стран мира (включая Россию) воскресенье является официальным выходным днём. В частности, это верно для всех стран Европы, Северной и Южной Америки. В странах, в которых официальной религией является Ислам, а также в Израиле, воскресенье является обычным рабочим днём.

    Названия всех дней недели на русском языке имеют собственную языковую основу, кроме субботы (от древнеевр. шаббат), и являются порядковыми числительными, кроме среды (др. русс. средина, т.е. середина).

    На арабском языке же все эти названия имеют собственную языковую основу, но не все являются порядковыми числительными: название субботы ас сабт – арабское слово, имеющее значение «прекратить», связано с доисламской традицией прекращать работу в этот день, как в еврейский шаббат; название пятницы аль джумг1а, что значит «коллективный», напротив, появилось именно в исламский период в силу значимости коллективного исполнения молитвы в этот день.

    Восходят к арабской языковой основе и полностью совпадают на всех дагестанских языках названия большинства дней недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница), а название воскресенья – только в даргинском, лезгинском и лакском языках. Корни собственной языковой культуры сохранились:

    В названии субботы: у лезгин – кишь со значением, совпадающим с арабским ас сабт; у лакцев – хулдун со значением «дорога», день выхода в дорогу; у кумыков – сонглу со значением «следующий»;

    В названии воскресенья: у аварцев – гьат1ан со значением «церковь», день, когда ходят в церковь; у кумыков – къатты со значением «твердый, жесткий».

    Влияние арабо-мусульманской религиозной культуры на формирование собственной языковой культуры каждого из дагестанских народов и общей бытовой культуры всех дагестанцев очевидно, и подтверждается на примере предлагаемого небольшого сравнительного анализа названий дней недели.

    Всё имеет свой смысл и свою ценность, и стремление сохранить себя в ней должно стать естественной потребностью каждого дагестанца.

    Нухов О.М. ,

    канд.психол.наук,

    доцент кафедры гуманитарных наук

    Дагестанского теологического института имени Саида Афанди.

    Разделы: Начальная школа

    Программа «Начальная школа ХХI века». Учебник С. В. Иванова «Русский язык».

    Цели:

    1. Познакомить с именем числительным как частью речи.
    2. Дать понятие о порядковых и количественных числительных.
    3. Познакомить с обычаями празднования Масленицы.

    Оформление доски:

    Ход урока

    I. Орг. момент

    II. Повторение изученного. Сообщение темы урока.

    – Сегодня на уроке нас ждет много интересного. Мы познакомимся с новой частью речи и поговорим об одном замечательном событии, происходящем в эти дни по всей нашей стране.

    1. – Найди 4 имени существительных (блин, весна, радость, солнце)

    к у г р б о у
    о в к ы л м ф
    а е м с и и х
    н с о л н ц е
    у н ж з ы к ч
    р а д о с т ь
    б о в у к я ю

    – Как связаны между собой эти слова? Почему именно сегодня, на этой неделе можно часто их услышать? (Идёт масленичная неделя)

    – Масленица – один из самых любимых, весёлых и озорных народных праздников. Россия – страна зимняя, холодная. Вот почему проводы зимы – всегда радость. Люди забывали про холода, про тоску и печаль, пекли румяные и горячие, как само солнце, блины. Они радовались от души скромному приходу весны и в последний день зимы сжигали чучело Масленицы.

    – Что такое имя существительное? (на доску вывешиваю карточки)

    2. – Прочитайте стихотворение.

    Здр…ствуй, Масленица г…довая,
    Наша гостьюшка д…рогая!
    Приезжай на к…нях вороных,
    На сан…чках расп…сных.

    – Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните прилагательные.

    – Что такое имя прилагательное?

    – Выпишите те прилагательные, в которых количество звуков и букв не совпадает (годовая, дорогая).

    – Объясните значения следующих слов:

    3. – Ребята, а что на Масленицу делают? Напишите глаголы.

    – Что такое глагол?

    – Прочитайте поговорку:

    Ох, Масленица – белошейка, тебя встретим хорошенько!

    – Как понимаете эту поговорку? Что значит «встретим хорошенько»?

    Широкая Масленица,
    Мы тобою хвалимся,
    На горах катаемся,
    Блинами объедаемся!

    – Назовите известные вам части речи, которые встретились в этой поговорке.

    – Что такое местоимение? (Часть речи, указывающая на предметы или признаки предметов, не называя их, и замещающая в речи имя существительное, имя прилагательное или имя числительное.)

    III. Работа над новой темой.

    Работа с учебником (с. 55). Рубрика «Давай подумаем».

    – Запишите слова по группам: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, наречия. Работаем в тетрадях и у доски (5 человек выписывают слова под соответствующую карточку)

    – Какие слова не выписали? (девять, второй, шесть) Почему?

    – Прочитайте правило в рубрике «Тайны языка».

    – Что такое имя числительное?

    – Что называет имя числительное? (количество предметов или порядок предметов при счёте)

    – На какие 2 группы делятся числительные? (количественные и порядковые)

    – Что называем количественными числительными? (называют количество предметов, отвечают на вопрос сколько?)

    – Какие числительные называем порядковыми? (называют порядок предметов при счёте, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?)

    IV. Физминутка.

    Раз – подняться, потянуться,
    Два – согнуться, разогнуться,
    Три – в ладоши три хлопка,
    Головою три кивка.
    На четыре – руки шире,
    Пять – руками помахать,
    Шесть – на стульчик тихо сесть.

    – Какая новая часть речи встретилась в физминутке?

    – Какие это числительные? (количественные)

    – Почему?

    V. Работа в тетради.

    – Записать в 2 столбика количественные и порядковые числительные.

    – Прочитайте стихотворение. Выпишите имена числительные, задайте к ним вопросы. Какие это числительные?

    Вместе с другом захотели
    Мы однажды подсчитать:
    Сколько дней у нас в неделе –
    Три, четыре или пять?
    Мы до вечера пыхтели,
    Но найти ответ сумели,
    И ответа нет верней:
    Ровно семь в неделе дней.
    (В. Степанов)

    VI. Рубрика «Путешествие в прошлое»

    – Мы сегодня много говорили о Масленице. Каждый день масленичной недели имеет своё название.

    – Объясните значение слова «тёща» (мать жены)

    – «Золовка» (сестра мужа)

    – Как вы думаете, почему так называются дни недели?

    Понедельник назвали встречей: в этот день встречают широкую Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы, поют встречные песни.

    Второй день Масленицы, вторник , называется заигрышами. Начинались безудержные игры. Тут и знаменитые снежные, ледяные крепости, и девичья потеха - качели, и скоморошьи частушки…

    Третий день Масленицы, среда – лакомка. В этот день зятья к тёщам приходят на блины. К счастью, в современных семьях зятьёв немного – в лучшем случае, один-два. А раньше накормить полдюжины зятьёв было делом разорительным. Отсюда и присказка «Масленица-объедуха – денег приберуха». Но ничего не попишешь: «хоть себя заложи, а Масленицу проводи!»

    Едва все приходят в себя после визита к тёще, как наступает четвёртый день– широкий четверг . Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать.

    Пятый день Масленицы называется выразительно – тёщины вечерки. Теперь уж зять тёщу блинами угощает.

    Шестой день этой разгульной недели– золовкины посиделки (золовка – сестра мужа): невестка дарит золовкам подарки. В этот день сжигали чучело Масленицы – и окончательно прощались с зимой. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.

    И вот завершающий день – прощёное воскресенье , проводы, целовальник. Заканчивается гулянье, нет больше обжорства, похмелья. Сжигаются последние чучела, чтобы зиму в весну не перетягивать. С той же целью на ледяных горках разводят костры – лёд растопить, холод уничтожить. Во второй половине дня прощения просят, милосердные дела творят. Это день очищения, день подготовки к посту. «Прости меня, если виноват». – «И ты меня прости». – «Бог простит». Прощение сопровождалось взаимными поклонами и поцелуями. Прощёное воскресенье – это ещё и день поминовения. Просят прощения у умерших, для чего идут на кладбище, оставляют на могилах блины.

    – Назовите числительные, которые мы использовали, когда считали дни масленичной недели (первый, второй, третий…)

    – Какие это числительные?

    VII. Итог урока.

    – Итак, с какой частью речи познакомились?

    – Какие бывают числительные?

    – Как отличить порядковые числительные от количественных?

    – Понравился урок?

    – Что особенно запомнилось?