• Можно перенести дневные намаза на вечер. Намаз в сафаре (путешественный) - Намаз - Каталог статей - Ислам - религия мира и созидания. Можно ли совмещать намазы в дороге мусафиру

    5 лет назад 9043 34

    Ассалам алейкум! У меня есть несколько вопросов относительно намаза -молитвы, совершаемого путником.

    1) Сделавший намерение и отправившийся в дорогу, расстоянием в 200 км, с какого времени обретает статус путника и может начать читать намаз в сокращенном виде?

    2) Путешествуя автобусом,в пути мы вынуждены пользоваться общественным туалетом. Если в таких случаях обувь была испачкана нечистотами, следует ли разуваться человеку, читающему намаз в транспорте?

    3) Если путник читает намаз вместе с джамагатом в каком-либо городе, ему положено следовать за имамом, ведущим намаз, то есть выполнять его полностью. Однако как быть, если путник вошел в мечеть, когда джамагат уже начал читать намаз, а он начал молиться лишь с 2-го или 3-го ракаата? Нужно ли ему восполнять его до 4-х?

    4) Предположим, путник возвращается в родной город или село. До дома осталось километров 10, однако, до того, как он доедет до дома, возможно, что время намаза пройдет. Может ли он прочитать намаз в сокращенном виде? И до какого времени он считается путником? Заранее благодарю. Конысбек.

    Уалейкум ассалам, Конысбек! Постараемся дать ответ на каждый вопрос по отдельности.

    - Сделавший намерение и отправившийся в дорогу, расстоянием в 200 км, с какого времени обретает статус путника и может начать читать намаз в сокращенном виде?

    Человек, отправившийся в путь, обретает статус путника, как только покидает зону своего постоянного проживания. (Фәтхул Ъиная - 1/376 стр). Согласно данным, приведенным в сборнике хадисов «Мусаннаф» Ибн АбиШайба Посланник Аллаха выходя из города Басра, прочитал зухр намаз в четыре ракаата, после которого сказал: «Если бы мы миновали это строение, то прочитали бы зухр намаз в сокращенном виде».

    - Путешествуя автобусом, в пути мы вынуждены пользоваться общественным туалетом. Если в таких случаях обувь была испачкана нечистотами, следует ли разуваться человеку, читающему намаз в транспорте?

    - В случае загрязнения обуви нечистотами (к примеру, уриной, затронув объем с ладонь), нужно помыть и очистить. Если же помыть и почистить возможности нет, нужно при чтении намаза снять обувь. В хадисе, дошедшем от сахабы Абу Сагида аль-Худри говорится: «Однажды пророк (с.г.с), читая намаз вместе с сахабами, снял свою обувь и положил ее слева от себя. Увидев это джамагат тоже начал снимать обувь. После намаза Посланник Аллаха (с.г.с) спросил: «Зачем вы сняли обувь?» Они ответили: «Мы разулись потому что вы сняли свою обувь». Тогда пророк сказал: «Во время намаза ко мне пришел Джабраил и предупредил, что на обуви есть нечистоты. Каждый из вас входя в мечеть внимательно осматривайте свою обувь. Если же вы видите нечистоты на ней, приступайте в к молитве лишь после того, как почистите ее». [Абу Дауд - №650 хадис.] .

    - Если путник читает намаз вместе с джамагатом в каком-либо городе, ему положено следовать за имамом, ведущим намаз, то есть выполнять его полностью. Однако как быть, если путник вошел в мечеть, когда джамагат уже начал читать намаз, а он начал молиться лишь с 2-го или 3-го ракаата? Нужно ли ему восполнять его до 4-х?

    - Путник, присоединяющийся к имаму, который путником не является, читает намаз, не сокращая его. Поэтому, если путник начал молиться лишь со 2-го или 3-го ракаата, опоздав на начало молитвы, он должен после того, как имам закончит, восполнить его до 4-х ракаатов. Аллаху алим!

    - Предположим, путник возвращается в родной город или село. До дома осталось километров 10, однако, до того, как он доедет до дома, возможно время намаза пройдет. Может ли он прочитать намаз в сокращенном виде? И до какого времени он считается путником?

    Путешественник до того, как он въедет в зону своего постоянного проживания, считается путником. (Аль-Фатуа аль-Хиндия). Поэтому если путник, (вышедший из дома с намерением совершить путь длиной в 200 км), будет читать намаз в десяти километрах от своего родного города или села, то он будет читать его в сокращенном виде.

    Перевод с казахского Зарины Нокрабековой

    НАМАЗ ПУТНИКА (МУСАФИРА) и БОЛЬНОГО

    Как известно с Корана и Сунны, Всевышний Аллах сделал облегчение в намазе своим рабам, которые по работе или по другим причинам путешествуют по миру, а также больным людям: «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами » (4:101). Среди ученых нет до сегодняшнего дня единого мнения когда именно и с какого расстояния верующий человек становится путешественником. На оснований разного рода хадисов видим, что наш любимый Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершал намаз путешественника по разному, даже тогда, когда он возвращался с похода при визуальном виде Медины. Из историй развития Ислама видно, что сподвижники совершали намаз путешественника с момента покидания Медины до своего возвращения назад, независимо от количества отсутствовавших дней. Поэтому нельзя усложнять религию и придумывать из-за своего невежества лживые утверждения, указывая всем, что верующий становится путешественником только в течение 15 дней или после преодоления определенного количества километров. Если человек поехал куда-нибудь в командировку с намерением возвратиться назад, то все это время, пока он не приедет назад в свой дом, он становится путешественником, на что указывает хадис Анаса, который сказал: «(Однажды) мы вместе с Посланником Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершили полуденную молитву в четыре рака"ата в Медине, достигнув же Зу-ль-Хуляйфы, мы совершили послеполуденную молитву в два рака"ата » (Бухари). Ибн Хаджар пишет: «Этот хадис используется в качестве доказательств дозволенности сокращения молитв во время поездок на короткие расстояния, так как Зу-ль-Хуляйфа находится в шести милях от Медины ». Если 6 мили перевести на километры, то получается всего лишь 9,6 км пути. Не надо толковать подобные ясные хадисы на свое усмотрение, как это делают многие ученые, чтобы оправдать свое ошибочное мнение. В любом случае, раз вы вышли со своего дома с намерением путешествовать, вы уже являетесь путником до возвращения назад, несмотря на сроки пребывания в пути и расстояния. Но, в то же время нельзя забывать, что если путешественник начнет совершать коллективный намаз за местным имамом в другом населенном пункте, то он обязан следовать за ним и совершать намаз полностью. Человек перестаёт считаться путником с момента возвращения в родные края, даже если он не намеревался оставаться там.

    Таким образом, путнику следует сокращать обязательные намазы, пока он не вернётся туда, откуда двинулся в путь. Сообщается, что Йахйа бин Исхак сказал: «Услышав слова Анаса, который сказал: "Вместе с Пророком (салляллаху ‘алейхи уа саллям) мы двинулись из Медины в Мекку, и (в течение всего времени пребывания в пути) вплоть до возвращения обратно в Медину его молитвы состояли из двух рака"атов», я спросил: "А пришлось ли вам провести какое-то время в самой Мекке?"/ Он ответил: "Мы прожили там десять дней" » (Бухари).

    Сообщается, "Имран сказал: «В год завоевания Мекки я принял участие в походе вместе с Посланником Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), который провел там восемнадцать дней, совершая молитвы только в два рака’ата » (Абу Дауд).

    Сообщается, что Ибн "Умар сказал: «Мне приходилось находиться в пути с Посланником Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), и он никогда не совершал (предписанные молитвы) более чем в два рака"ата до самой своей смерти » (Муслим).

    Сообщается, что Йа"ля бин Умаййа сказал: «(Однажды) я спросил "Умара бин аль-Хаттаба: "Не случится ли с вами беды из-за того, что вы сокращаете молитву (в пути), если вы боитесь, что неверные отвратят вас от веры после того, как люди оказались в безопасности?". (В ответ мне) он сказал: "Я удивляюсь тому, что вызвал твой вопрос, ибо я спрашивал об этом Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), и он сказал: (Это - милостыня) садака, которую подал вам Аллах, так примите же Его садаку! (Муслим).

    В том случае, когда путник, у которого не было намерения жить в каком-либо городе, останется там и будет ожидать подходящего времени, чтобы тронуться в путь, он будет считаться путником, даже если проведёт в этом городе годы. Ат-Тирмизи сказал: «Все улемы считают, что путнику следует сокращать молитвы всё то время, пока он не примет решения остаться где-либо постоянно. Так, например, сподвижники провели в Рамхурмузе девять месяцев, и всё это время они сокращали молитвы ».

    Нельзя не отметить также и немаловажное противоречия при совершений намаза магриб во время путешествий. В некоторых хадисах говорится, что магриб надо совершать без сокращения в три рака‘ата (Тирмизи, Бухари). Но это противоречит с большинством других хадисов, где говорится о сокращений всех намазов путника до двух рака‘атов. В то же время нельзя из-за этого фитну создавать. Раз путнику разрешено за местным имамом совершать все намазы полностью без сокращения, ничего греховного, если путник время от времени будет совершать магриб без сокращения, если ему так сильно хочется:

    ‘Айша рассказывает: «Намазы были фарзом только по два рака‘ата, затем Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сделал хиджру (переселился в Медину). И после хиджры стало фарзом четыре рака‘ата, а намаз путника остался по-прежнему (по два рака‘ата) » (Бухари, Муслим).

    ‘Абдуллах ибн ‘Аббас рассказывает: «Аллах Та‘аля устами вашего Посланника (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сделал фарзом четыре рака‘ата, когда дома, и два рака‘ата, когда в путешествии » (Муслим).

    Сообщается, что Ибн "Аббас сказал: «Через вашего Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) Аллах предписал совершать молитву в четыре рака’ата (тем, кто живёт) на одном месте, и в два рака"ата (тем, кто находится) в пути » (Муслим).

    ‘Абдуллах ибн ‘Аббас и ‘Абдуллах ибн ‘Умар оба рассказывают: «Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) установил намаз путешествия в два рака‘ата, и эти два рака‘ата являются полным намазом, а не сокращённым, витр намаз в путешествии является постоянным суннатом » (Ибн Маджа).

    Из Сунны достоверно знаем, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) по-разному совершал намаз со своими сподвижниками во время своих поездок. Это указывает на то, что в подобных случаях мусульманам предоставляется большая свобода действий в рамках шариата, и что проводить такие намазы следует так, чтобы не усложнять религию со всевозможными придуманными запретами и условностями. Всегда надо стараться совершать все свои намазы в отведенное для этого время, т.е. вовремя, независимо где в это время находишься – в воздухе, на море или на дороге: Аллах Всевышний сказал: «Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И стойте перед Аллахом смиренно. Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом. Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому, чего вы не знали » (2:238-239). Как видите из этого аята, намаз можно совершать в любой обстановке, независимо, где бы вы ни находились. Если по каким-то независящим от вас обстоятельствам вам пришлось отложить свой намаз, то вы можете сочетать два намаза вместе. Например, пропустили зухр. В таком случае зухр можете совершать перед наступлением времени аср и т.д. Но ни в коем случае нельзя совершать намаз до наступления своего времени, как это делают многие невежественные люди во время путешествий, совершая два намаза вместе, один из которых еще до наступления своего времени, как например, после зухр сразу совершают аср, хотя время начала намаза аср еще не наступило .

    Абдулла Ибн Шакык сказал: «Однажды, Ибн Аббас проповедовал нам с предвечерней молитвы до тех пор, пока не закатилось солнце и появились звезды. Люди забеспокоились: «Молитва! Молитва!» Тогда к нему подошел мужчина из племени Бану Тамим и, не прячась и не сгибаясь, произнес: «Молитва! Молитва!» Тогда Ибн Аббас сказал: «Ты учишь Сунне меня?! У тебя матери нет!» И сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха, совместил послеполуденную молитву и предвечернюю, вечернюю и ночную». Абдулла Ибн Шакык сказал: «Мне было неспокойно от этого в груди и я сходил к Абу Хурайре и спросил его (об этом), однако, он подтвердил достоверность его слов » (Муслим). А если своевременное совершение нескольких намазов становится невозможным от независящих от вас обстоятельств, то эти намазы можно отложить до появление первой возможности, как поступал Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) во время осады Медины, известной как «битва у рва». В любом случае перед намазом постарайтесь определить Киблу. Если все таки не смогли определить Киблу, то на вас не будет греха, совершайте свой намаз уверенно. В случае, если во время поездки вы не одни, а несколько человек и для вас будет затруднительно вместе совершение коллективного намаза (например, в самолёте), то люди могут провести её каждый по отдельности стоя, сидя или опустившись на колени. Аллах всегда примет искренние намерения Своих рабов!

    Сообщается, что Анас сказал: «Я участвовал в бою за овладение укреплениями Тустара, который происходил на заре. Этот бой был ожесточённым, и люди не могли приступить к молитве, которую совершили только после того, как солнце поднялось уже высоко над горизонтом. Мы совершили эту молитву вместе с Абу Мусой (аль-Аш"ари), а потом нам была дарована победа ». Анас сказал: «И я не променял бы эту молитву на весь мир со всем, что в нём есть » (Бухари; Ибн Абу Шайба).

    Спорной и нерешенной проблемой среди путешественников является совершение намаза во время движение транспорта (самолет, поезд, машина и т.д.). Некоторые ученые запрещают совершать намаз сидя, предварительно не определив сторону Киблы и рекомендуют совершать намаз на полу между сидениями обязательно в сторону Киблы. Такое утверждение ошибочное. Передают, что Ибн Умар рассказывал, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) по дороге из Мекки в Медину совершал намаз верхом на своей верблюдице, и его лицо было обращено в направлении движения животного. По этому поводу был ниспослан аят: «Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха! » (2:115) (Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ахмад).

    Ахмад передал со слов Джабира: «Я видел, как Посланник (мир ему и благословение Аллаха) совершал добровольные намазы на своей верблюдице в любом направлении. При совершении земного поклона он склонялся ниже, чем при совершении поясного, наклоняя голову». В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: «(Находясь в пути), Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обычно совершал добровольные молитвы и витр верхом на своей верблюдице, в какую бы сторону она ни направлялась, но предписанных обязательных молитв верхом он не совершал » (Муслим).

    Ат-Тирмизи и Ахмад передали малоизвестный хадис со слов Йа"лы ибн Муры: «Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) вместе со своими сподвижниками добрался до перевала, он сидел верхом на верблюдице. Шел дождь, и земля была сырой. Когда наступило время намаза, он велел муэдзину призвать на намаз и объявить о его начале. Затем он выехал вперед на своей верблюдице и совершил намаз, наклоняя голову. При совершении земного поклона он склонялся ниже, чем при совершении поясного ».

    Во время болезни мы часто забываем облегчение Аллах Та‘аля: «То вспоминайте Аллаха - стоя, сидя и на своих боках » (4:103). ‘Имран ибн Хусейн однажды во время своей болезни спросил у Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) о чтении намаза, Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) ответил: «Читай намаз стоя, а если нет на это силы, то читай сидя, а если на это тоже нет силы, тогда читай на своём боку » (Бухари).

    В Насаи приведены также следующие хадисы: «Если не можешь читать намаз на боку, то читай лёжа на спине, не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для неё » (Дар Кутни).

    Нафи‘ передаёт, что ибн ‘Умар сказал: «Если больной не может совершить сажда, то пусть совершает намаз знаком, (но для совершения сажда) нельзя поднимать что-нибудь к своему лбу » («Муатта имам Малик»).

    Отличительными чертами шариата являются милосердие и лёгкость, и поэтому больному разрешается совершать намаз сообразно его возможностям. Указанием на это является хадис, в котором сообщается, что "Имран бин Хусайн сказал: «У меня был геморрой, и я спросил Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям) о (том, как мне совершать) молитву . Он сказал: «Стоя, но если не сможешь, молись сидя, а если не сможешь (делать и этого, то молись лёжа) на боку" » (Бухари). Этот хадис относится также и к путешественникам, когда они сидят в поезде или автобусе.

    Если совершение намаза стоя причинит больному вред, ему разрешается совершать намаз сидя. Другими словами, он может сесть так, чтобы намаз не доставляла ему затруднений и не причинила вреда, например, совершать поясные и земные поклоны, скрестив ноги. Уважительной причиной для совершения намаза сидя могут служить опасения перед тем, что болезнь может усилиться, или для выздоровления потребуется больше времени, о чём уже известно по прошлому опыту, или указание сведущего врача - мусульманина, а также сильная боль, головокружение или недержание мочи у больного в тех случаях, когда он совершает намаз стоя.

    Если больной не в состоянии обозначать земные поклоны движениями головы, ему следует отложить намаз и не делать никаких знаков ни глазами, ни бровями, так как имеется прямое указание на необходимость обозначения поясных и земных поклонов кивками, но не знаками, которые делаются глазами или бровями. Передают со слов Ибн "Умара, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Если больной не в состоянии совершить земной поклон, ему следует обозначать его кивком, ничего не поднимая ко лбу » (Малик).

    Передают со слов Ибн "Аббаса, что Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Больному следует молиться стоя, однако если это для него затруднительно, он может молиться сидя. Если ему трудно (молиться сидя), он может (молиться лёжа), обозначая (поясные и земные поклоны) кивками, если же и это окажется для него затруднительным, пусть прославляет Аллаха » (Ат-Табарани).

    Многие ученые ошибочно разрешают больным, пропустившим больше намазов, чем предписано совершать в течение дня и ночи, не возмещать их. Но это заблуждения, т.к. пропущенные обязательные намазы не снимаются, пока их не возместят. Если во время намаза здоровому человеку станет плохо, он должен, по возможности, довести намаз до конца сидя или лёжа.

    Сообщается, что Аиша сказала: «Когда Посланник Аллаха, да благославит его Аллах и приветствует, пропускал ночную молитву из-за болезни или по какой-нибудь иной причине, он всегда совершал днём дополнительную молитву в двенадцать ракаатов » (Муслим).

    Сообщается, что однажды "Аммар бин Йасир лишился сознания и не приходил в себя, пока не прошло время полуденной, послеполуденной, вечерней и ночной молитв, очнувшись же в середине ночи, он совершил все четыре пропущенные им молитвы (Ад-Даракутни).

    Особо хочется остановиться в вопросе путешествия женщины. По шариату женщине запрещено путешествовать одной, без сопровождения махрама, т.к. это связано с возникающими по дороге соблазнами соблазнить мужчинами одинокую женщину по наущению шайтана или ограбить ее. Передают со слов Ибн "Умара, что Посланник Аллаха(салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Не следует женщине отправляться в путь, который займет три дня иначе как в сопровождении близкого родственника » (Бухари).

    В конце хочу предупредить всех, чтобы они из-за уважения к личности путника не давали ему разрешения возглавлять коллективные намазы, кроме пятничного намаза, т.к. путник обязан сократить свои намазы, а местные жители лишены такой возможности. Поэтому местный имам всегда обязан сам совершать коллективный намаз как полагается:

    Передают со слов "Имрана бин Хусайна, что, совершая в Мекке молитвы в два рака"ата, Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил: «О жители Мекки, завершайте свою молитву, ибо мы находимся в пути » (Ат-Тирмизи).

    Есть также большая разногласия среди ученых по поводу совершения дополнительных намазов путником. В этом вопросе мы обязаны следовать Сунне. Если у человека есть свободное время и сильно не занят делами, то он имеет полное право совершать дополнительные намазы по своему желанию и за свои старания он получит только вознаграждения, иншааЛлах. В противном случае греха не будет, если он совершит только обязательные намазы в сокращенном виде.

    Передают со слов Ибн "Умара, что, находясь в пути, Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) обычно совершал добровольные молитвы сидя верхом на своей верблюдице. Он (продолжал молиться), куда бы она ни поворачивалась вместе с ним, обозначая поклоны кивками, и Ибн "Умар поступал так же (Аль-Бухари).

    Сообщается, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники, находившиеся в пути, проспали утреннюю молитву. Абу Катада сказал: «Первым, когда солнце уже показалось, проснулся Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а потом в страхе поднялись и мы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел садиться верхом, после чего мы сели верхом и тронулись в путь. Когда же солнце поднялось над горизонтом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спешился и велел мне подать мой сосуд для омовения, в котором было немного воды. Потом он совершил более краткое по сравнению с обычным омовение, а потом Билял возгласил азан, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил добровольную молитву в два рака ата и предписанную утреннюю молитву, поступив так же, как он поступал ежедневно » (Муслим).

    Как видите из содержания вышеприведенных хадисов, путешественник может по желанию совершать не только витр, но и другие дополнительные намазы в пути, по своему желанию.

    Человек, который покинул населенный пункт, чтобы совершить путь на расстояние более 90 км (то, что можно преодолеть пешком средним шагом не менее чем за 18 часов), считается путником.

    Если у путника есть намерение остановиться в каком-либо населенном пункте не более чем на 15 дней, то он считается путником, как во время путешествия, так и во время пребывания в этом населенном пункте. Если же человек собрался остановиться в каком-либо населенном пункте более чем на 15 дней, то путником он считается только в дороге до этого населенного пункта.

    Путнику необходимо сокращать 4-х ракяатные обязательные намазы-фарды – полуденный (аз-зухр ), послеполуденный (аль-‘аср ) и ночной (аль-‘иша’ ) до 2-х ракяатов.

    Если у путника есть время для намазов-сунны, то он совершает их полностью, не сокращая.

    Если путник следует в намазе за «местным» имамом, то совершает намаз полностью, без сокращений, так же, как и имам. Если же человек молится за имамом-путником, то после совершения имамом приветствия (а с-салям ), встает и продолжает совершать оставшиеся ракяаты, как в случае опоздания на коллективную молитву.

    Путник имеет право не совершать пятничный намаз (аль-джум‘а ) и праздничные намазы. Но, если путник все же их совершит, они будут приняты, если того пожелает Всевышний Аллах. Если же в пятницу он не совершает пятничный намаз, то, вместо него путник должен совершить полуденный намаз (аз-зухр ).

    4-х ракяатный намаз, пропущенный в пути, возмещают сокращенным 2-х ракяатным намазом. Если 4-х ракяатный намаз пропущен дома, то, возмещая его во время пути, необходимо совершать намаз полностью, не сокращая.

    Также срок действия протирания кожаных носков (масих ) в пути увеличивается до 3-х суток.

    В месяц Рамадан путнику разрешено не поститься. После возвращения он должен возместить каждый пропущенный день. Однако во время путешествия лучше соблюдать пост, если это не вредит здоровью.

    Возмещение пропущенных намазов (када )

    Оставление намаза намеренно, без уважительной причины является большим грехом. Если это случилось, то нужно покаяться.

    Возмещать (када ) необходимо все обязательные намазы-фарды и намаз « аль-витр » . Намазы-сунна не возмещаются, за исключением сунны утреннего намаза (аль-фаджр ), которую можно возместить до наступления времени полуденного намаза (аз-зухр ) того же дня. Для возмещения (када ) пропущенных намазов нет определенного времени, их можно совершать в любое время дня и ночи, кроме времени, когда совершение намаза нежелательно (макрух ).

    Если долгов по намазу много и человек не знает, за какой день возмещает (када ) намаз, то он может сделать намерение таким образом: «Намереваюсь совершить возмещение (када) последн его (или перв ого ) пропущенн ого утреннего намаза (аль-фаджр) ради Всевышнего Аллаха ». Также делают намерение на возмещение других намазов.

    СОВЕРШЕНИЕ НАМАЗА СИДЯ И ГЛАЗАМИ

    В религии Ислам нет трудностей. Создатель лучше всех знает положение Своих творений, поэтому Всевышний Аллах предписал людям различные формы поклонения (ибад а ) в соответствии с их возможностями.

    Тот, кто по причине болезни не в состоянии совершать намаз стоя, должен совершать его сидя. То есть сидя совершаются те обязательные действия намаза (рукн ), которые обычно совершаются стоя. Если человек не может совершить обычным образом поясной поклон (руку‘ ), то его совершают сидя, склонив тело вперед. Таким же образом, если нет возможности совершить как обычно земной поклон (суджуд ), его делают сидя, склоняя тело с большей амплитудой нежели во время поясного поклона (руку‘ ).

    Если у человека нет возможности наклоняться телом, то поясной (руку‘ ) и земной (суджуд ) поклоны совершают наклоном головы, как бы имитируя их. При этом, так же как при выполнении намаза сидя, амплитуда наклона головы во время совершения земного поклона (суджуд ) должна быть больше, чем во время поясного поклона (руку‘ ). В противном случае намаз считается неправильным.

    Если больной не может сидеть, то совершает намаз лежа или полулежа, имитируя поясной (руку‘ ) или земной поклон (суджуд ) движением головы. Если невозможно и это – имитирует движения намаза (руку‘ и суджуд ) глазами. Если не может даже глазами, то совершает намаз сердцем или оставляет его на потом как долг.

    А — Понятие «сафара»

    «Сафар» переводится как «путешествие», «переезд из одной местности в другую». В религиозной терминологии данное слово означает путешествие на определенное расстояние, которое при спокойном пере движении длится три дня, или 18 часов. Это расстояние обозначается также термином «три мархаля».

    В свою очередь, «спокойное передвижение» – это передвижение пешим ходом или караваном на верблюдах. Для тех, кто совершает путешествие морским путем, сафар состоит из 3-х дней пути парусного судна.

    Таким образом, перемещение людей пешим ходом по суше и прохождение парусного судна в благоприятных условиях по водному пространству в течение 18 часов считается «периодом сафара». При этом учитывается лишь расстояние до конечного пункта назначения. Путь туда и обратно во внимание не берется. Если во время путешествия путник совершил быстрый переход, например, используя современные средства передвижения, он считается путником в любом случае и имеет полное право совершать намазы в сокращенной форме. То, что за путешествие принимается 3 дня пути, объясняется тем, что для путника был определен 3-дневный срок действия масихов, о чем Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

    «Срок действительности масха для для мукыма составляет день и ночь, а для путника – трое суток». (Этот хадис передал ибн Абу Шайба со слов благородного Али. Зайлаи, Насбур-Рае, 2/183).

    Человек, постоянно проживающий в определенной местности, называется «мукым», а тот, кто вышел в путь на расстояние, которое длится самое малое 18 часов, называют «мусафиром» (путником).

    Как обычно, любое путешествие сопряжено с различными трудностями, и поэтому для путников законами Ислама предусмотрены значительные облегчения. Разумеется, никто не передвигается день и ночь, без остановки. Всегда возникает необходимость в отдыхе. Поэтому, по религиозным положениям, дневным переходом считается путь, проделанный за 6 часов. Если считать, что в час можно пройти 5 км, то расстояние, которое можно преодолеть за 3 дня, или 18 часов пути, будет около 90 км.

    Факт, что в наши дни люди могут совершать путешествия на большие расстояния в комфортных условиях, без особых сложностей, не имеет значения, поэтому они пользуются всеми облегчениями, касающимися путников, ибо религиозные положения разработаны не для отдельных случаев. С другой стороны, ханафиты считают, что основой для предоставления облегчения путникам является путешествие. А трудности и сложности путешествия в некоторых случаях и являются основной причиной льгот.

    По мнению большинства ученых, за исключением ханафитов, для того чтобы иметь право на льготы для путников, необходимо, чтобы путь до конечного пункта назначения составлял два дня, или при переходе с тяжелым грузом (верхом или пешим ходом) до конечного пункта назначения была необходимость в двух ночевках.

    Некоторые алимы утверждают, что период сафара – путешествие в 18 фарсахов. (1 фарсах – 3 мили, 1 миля – 1848 метров). В 1 фарсахе 12 000 шагов, а в 1 миле – 4000 шагов. Вместе с тем, время преодоления расстояния в 1 фарсах зависит от рельефа местности.

    Например, на равнине расстояние длиной в один фарсах можно пройти за один час, тогда как в горной местности это расстояние пройти за один час невозможно. Поэтому, в данном случае, фарсах, как мера, не берется во внимание. Но если все-таки принять фарсах как меру длины, то это поможет решить многие вопросы.

    Например, во время путешествия на поезде или самолете расстояние учитывается в фарсахах. Если преодолели необходимые 18 фарсахов, то в силу вступает положение сафара. При этом скорость движения транспортного средства (наземного или морского) не имеет значения.

    За исключением ханафитов, все три имама за меру длины взяли фарсах. По мнению Имама Малика и Ахмада бин Ханбаля, сафаром считается расстояние в 16 фарсахов, то есть в 48 миль. Одна миля – это 6000 локтей.

    По мнению Имама Шафии, сафаром считается 48 миль, это день и ночь. Если путешествие может проходить как по земле, так и по морю, то учитывается способ передвижения. Поэтому, если путь куда-либо длится 12 часов морским путем, а по земле – 18 часов, те, кто совершает путь по земле, считаются путниками, а те, кто по морю, – нет.

    Также касается это и случая, если по направлению к пункту назначения ведут две дороги. Льготами имеют право пользоваться лишь те, которые идут по дороге, по которой время пути составляет 18 часов. Считается, что отсчет пути начинается с того момента, как путник проходит (или проезжает) последние дома города или села, где он постоянно проживает, при этом у него должно быть намерение побыть в пути не меньше 3-х дней. Поэтому, пока путник не пройдет все населенные места на окраинах города, пригородные села, а также кладбище, ток (элеватор) или гумно, которые еще называют «финаи мыср», он не будет полноценно считаться путником.

    Что касается фабрик и заводов, производственных цехов и мастерских, садов и огородов, животноводческих ферм и хозяйств, расположенных за городом, они не считаются городскими строениями.

    Б — Религиозные положения, касающиеся путешествия

    Всем лицам, находящимся в пути, позволено пользоваться льготами и облегчениями при совершении религиозных предписаний. Например, тем, кто вышел в путь во время месяца Рамадан, разрешается отложить пост; период действия масихов для путника составляет три дня и три ночи. Путник может сократить 4-х ракаатные намазы до 2 ракаатов. Это называется «каср салят». Рассмотрим подробнее этот вопрос.

    Сокращение намазов во время путешествия основано на положениях Корана, сунны и иджма. В Коране Аллах повелевает:

    «Когда вы находитесь в пути, то не будет грехом для вас укоротить молитву, если вы опасаетесь угрозы со стороны неверных» . (Сура ан-Ниса, 4/101)

    В этом аяте, как мы видим, поставлено условие для сокращения намазов – существование опасности, но это для того, чтобы дать полноту картины событий тех далеких времен. Известно, что, хотя в большинстве случаев Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) находился в пути в полной безопасности, он сокращал намазы.

    Однажды один из благородных сахабов, Йала бин Умаййя (радиаллаху ‘анху) спросил у Умара (радиаллаху ‘анхума): «Почему мы совершаем намазы в сокращенном виде, ведь кругом нас мир и покой?» Тот ответил: «Я тоже как-то задал этот вопрос Пророку (салляллаху ‘алейхи уа саллям), и он ответил мне:

    «Это милость, оказанная вам Аллахом! Примите садака Аллаха!» . (Муслим, Мусафирин, 4; Тирмизи, Тахара, 4, 20; Насаи, Таксир, 1; ибн Маджа, Икама, 73).

    Все сообщения о том, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), совершая путешествие с целью «умры», хаджа или для ведения военных действий, сокращал намазы, имеют степень «таватура» (степени высшей достоверности).

    Ибн Умар (радиаллаху ‘анхума) рассказывал:

    «Мы однажды сопровождали в пути Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Он в пути не совершал намазы больше, чем в два ракаата. Также поступали Абу Бакр, Умар и Усман (радиаллаху ‘анхум) ». (Ибн Маджа, Икама, 756).

    Ученые приводят следующие слова Умара (радиаллаху ‘анху): «Как говорил Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям):

    «Путники должны совершать 2-х ракаатные намазы» . (Бухари, Таксир, 11; Кусуф, 4; ибн Маджа, Икама, 73, 124).

    Вопрос: Обязательно ли путникам сокращать 4-х ракаатные фард намазы? Или каждый свободен в своем выборе?

    По мнению ханафитов, сокращенное выполнение намазов для каждого путника является ваджибом и в тоже время «азиматом» (т.е отвергнуть многое из харамов, макрухов и мубахов).

    Намеренное совершение намазов полностью, находясь в пути, является макрухом. Но, вместе с тем, если, совершить два ракаата и, посидев в ташаххуде, встать и совершить ее два ракаата, этот намаз считается действительным, а последние два ракаата засчитываются в «нафиль». Однако за задержку выполнение «саляма» такие действия считаются нежелательными. Если кто-то не совершит первый ташаххуд или в первых 2-х ракаатах пропустил кыраат, данный намаз будет считаться не действительным. Данное положение относится к намазам субх и джума. Доказательством является высказывание Айши (радиаллаху ‘анха):

    «Сначала намаз был предписан в два ракаата. Затем были добавлены еще два ракаата (когда люди находятся у себя на родине), а что касается тех, кто находится в пути, то для них предписания остались прежними». (Бухари, Салят, 1; Муслим, Мусафирин, 1; Абу Дауд, 2/3)

    Ибн Аббас (радиаллаху ‘анхума) передал:

    «Всевышний Аллах устами нашего пророка повелел совершать обязательные намазы в 4 ракаата, а в пути – 2 ракаата». (Муслим, Мусафирин, 5, 6; Абу Дауд, Сафар, 18; Насаи, Хавф, 4; ибн Маджа, Икама, 75).

    По мнению маликитов, сокращение намазов в пути является «сунной муаккада», тогда как шафииты и ханбалиты предоставляют своим последователям полную свободу в этом вопросе. Человек, находящийся в пути, может совершать намазы как полностью, так и в сокращенном виде. Однако, по мнению ханбалитов, сокращение намазов гораздо предпочтительнее, чем совершение их полностью, так как так это традиция Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и четырех праведных халифов. Если человек вышел в путь для богоугодного дела, с благой целью, или даже с целью совершения преступления, ему позволяется сокращать намазы. Например, кто-то вышел в путь, чтобы заняться разбоем на дорогах или предаться запретным наслаждениям, или совершить другой запретный поступок, в любом случае, он может воспользоваться предписанием шариата.

    Доказательством является аят Корана, имеющий прямое отношение к нашей теме и носящий обобщающий характер: «Нет ничего зазорного в том, если сократить намазы, когда вы находитесь в пути». В аяте не содержится каких-либо четких разграничений между тем, кто выходит в путь с благой целью, и тем, кто выходит с дурными намерениями. (Ибн Хумам, 1/405; ибн Абидин, 1/733, 736; Зайлаи, Тыбьянуль-хакаик, 1/215).

    По мнению большинства алимов, за исключением ханафитов, если кто-то вышел в путь с такими дурными помыслами, как разбой, торговля спиртными напитками или другими запрещенными вещами, то есть, когда речь идет о нарушении божественных законов, ему запрещается сокращать намазы, как обычным путникам, объединять намазы, не держать пост в месяц поста, три дня делать масх поверх обуви и совершать намазы-нафиль, находясь верхом. Этот запрет объясняется тем, что в данном случае человек вышел в путь для противления воле Аллаха.

    Правило по этому вопросу следующее: «Разрешение на льготы не может служить основанием для совершения негативных поступков». Кроме того, известно, что Аллах позволил употреблять мясо павших животных тем, кто попал в тяжелое положение, но при условии:

    «Воистину, [Аллах] запретил Вам [есть] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть это по необходимости, не будучи нечестивцем и преступающим свой долг, то нет на нем греха» . (Сура аль-Бакара, 2/173)

    (См. Ибн Рушд, 1/163; аш-Ширбини, 1/268; ибн Кудама, 3/261; аз-Зухайли, 2/323).

    Как только путник решит остаться в каком-либо населенном пункте более 15 дней, он будет считается мукымом (постоянным жителем), и теперь обязан совершить намазы полностью. Если же он решит остаться меньше, чем на 15 дней, его положение путника будет сохраняться. Ученые при этом опираются на доказательство, где состояние путника сравнивается с периодом очищения у женщин. Как известно, во время менструального цикла женщины не обязаны совершать намаз и соблюдать пост, но очищение означает возобновление обязанностей. Так и путник, решивший долго остаться в одной местности, должен полностью выполнять свои обязанности правоверного, от которых он был временно освобожден по причине пребывания в пути.

    Как период очищения женщин ограничивается 15 днями, так и самый малый срок проживания в одной местности был определен в 15 дней. Это мнение основано на высказывании ибн Аббаса и ибн Умара (радиаллаху ‘анхум):

    «Если во время путешествия зайдете в какой-либо город и решите там остаться 15 дней, намазы совершайте полностью. Если же не знаете, когда покинете это место, выполняйте намазы в сокращенной форме!» (аз-Зухайли, 2/323).

    Если путник будет вынужден оставаться в городе и ждать решения какого-либо вопроса, и это ожидание будет длиться годы, он может все это время совершать намазы в сокращенном виде. Так как этот человек в течение длительного времени не может принять окончательного решения о проживании в этой местности, его статус путника будет сохраняться. Передано, что Ибн Умар (радиаллаху ‘анхума) 6 месяцев оставался на одном месте, совершая путешествие, и все это время совершал намазы в сокращенном виде. Сообщают, что так же поступали и многие из сахабов.

    Если какое-либо воинское подразделение войдет в город и решит остаться там больше, чем на 15 дней, то в любом случае воины могут совершать намазы в сокращенной форме, так как армия может потерпеть поражение и отступить, поэтому никакие намерения не могут иметь законной силы.

    Шафииты и маликиты считают, что если путник собирается остаться где-то больше, чем на 4 дня, он должен совершать намазы в полной форме, так как по сунне проживание в одной местности меньше 4 дней не приостанавливает действие положения о путешествии. Как-то Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

    «После завершения всех религиозных обрядов мухаджир (букв. переселенец, но в терминологии Ислама обычно так называют первых мусульман, которые переехали из Мекки в Медину) может остаться (в Мекке) 3 дня».

    Когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершал умру (малый хадж) и оставался в Мекке 3 дня, он совершал намазы в сокращенной форме. (аш-Шавкани, 3/207).

    Ханбалиты считают, что если кто-то намеревается остаться в каком либо населенном пункте больше 4-х дней или на период времени, в течение которого можно совершить 20 намазов (с обусловленным временем), он должен совершать намазы полностью. Если же путник решил остаться на меньший срок, то в этом случае он может сокращать намазы.

    При выполнении намаза действительно намерение того, за кем следуют, а не того, кто следует. Например, солдат становится путником или мукымом (т.е постоянный житель определенной местности) в зависимости от намерения командира; работник – от намерения работодателя; ученик – от намерения учителя; женщина – от намерения супруга.

    Что касается детей, не достигших совершеннолетнего возраста, положения о путниках на них не распространяются. Шафииты считают, что намерения маленьких детей имеют силу, и они могут совершать намазы в сокращенной форме.

    Если подчиненный не знает, куда направляется, и не в курсе действительных намерений того, кому подчиняется, и не получил ответа на заданный вопрос, то в этом случае он должен в течение 3-х дней совершать намазы полностью и только после этого выполнять их в сокращенной форме.

    Если правитель страны, предварительно не делая намерений, совершит поездку по своей стране, он должен совершать намазы полностью, если же он сделает намерение ездить по стране в течение периода сафара, то может совершать намазы в сокращенной форме.

    Када намазы мукыма остаются на его совести, даже если он выехал куда-либо. Также нужно восполнить пропущенные намазы и путнику, когда он прибудет в конечный пункт назначения. Поэтому, находясь в пути, он должен совершать пропущенные намазы в 2 ракаата. Если путник решит восполнить када намазы (пропущенные дома) в пути, он должен совершать их в 4 ракаата.

    Мукым может следовать в намазе за мусафиром, который, в свою очередь, может следовать в намазе за мукымом. Если в намазе мусафир отдаст «салям» после 2-го ракаата, мукым должен встать и (без кыраата/чтения Корана) завершить намаз. Если же он допустит ошибку, он может не делать сажда саху, так как его состояние подобно состоянию лахика (т.е того, кто застал имама до окончания руку’ первого рака’ата, но в середине или в конце намаза перестал следовать за имамом, например, в 4-х или 3-х рака’атом намазе, на первом ташшахуде уснул или у него испортилось малое омовение). Желательно, чтобы имам, который находится в пути, перед началом намаза громко объявил: «Я нахожусь в пути, вы сами завершите свой намаз!»

    Путник может следовать за мукымом, только когда наступает время предписанного намаза. Поэтому, когда совершают 4-ракаатный намаз, путник, как и тот, за которым он следует, должен выполнить 4 ракаата.

    Как-то у ибн Аббаса (радыяллаху анхума) спросили: «А что вы можете сказать о путнике, который, когда совершает намаз один, совершает 2 ракаата, а когда следует за имамом, совершает 4 ракаата?» Он ответил: «Делать так является сунной!» (аз-Зухайли, 2/335).

    Нафи говорил: «Когда ибн Умар находился в пути, он вместе с имамом совершал 4 ракаата, но когда оставался один, совершал 2 ракаата» . (аз-Зухайли, 2/335).

    Мусафир не может выполнять намаз када вслед за имамом, ибо пропущенный намаз должен выполняться в 4 ракаата. Запрещается объединять намазы в пути даже при ненастной погоде. Алимы считают, что разрешено объединять намазы зухр и аср в долине Арафат, намазы магриб и иша в Муздалифе, и выполнять эти намазы джамаатом.

    За исключением ханафитов, имамы 3-х мазхабов считают, что при определенных обстоятельствах разрешается объединять намазы зухр и аср, магриб и иша путем «такдим» или «тахир». Например, намазы зухр и аср можно совершать после наступления времени намаза зухр или после наступления времени намаза аср.

    В — Завершение путешествия

    После возвращения путника домой заканчивается его право на льготы, которые он имел. При этом не имеет значения: намеревается он быть здесь длительное время или собирается дальше путешествовать. Что касается «ватану икамат», то нужно сделать отдельное намерение.

    Понятие «Ватан» (родина) делится на три вида:

    1. «Ватану асли»: это место, где человек появился на свет и вырос, обзавелся семьей и где собрался жить постоянно.
    2. «Ватану икамат»: это место, где человек не рождался, не женился и не намеревался поселиться для проживания. Это место, где он собрался остаться на период больше, чем 15 дней.
    3. «Ватану сукна»: место, где какой-либо путник решил остаться меньше, чем на 15 дней. Но ватану сукна не играет особой роли, так как от пребывания в данной местности не меняется ни ватану аслы, ни ватану икамат.

    Положение путника в этих местах может нарушиться нахождением в таких же точно местах, а если эти места ниже по своему статусу, то его положение остается неизменным. Например, человек, пребывающий в «ватану икамат», после возвращения в «ватану аслы» никак не может считаться путником. Также человек, прибывший на место своего рождения, или на место, где проживает его супруга, не может считаться путником, но, если это место находится далее 90 километров, он становится путником во время следования. Но, когда он доберется до места назначения, его положение путника меняется, и он становится мукымом.

    Если кто-то выехал с места, где он родился и вырос, и направился в другое с целью постоянного проживания, новое место становится «ватану аслы», а прежнее место проживания меняет свой статус. Когда Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приехал в Мекку, он сказал о себе:

    «Мы мусафиры!» . (аш-Шавкани, 3/207).

    «Ватану аслы» не меняется после прибытия в «ватану икамат». Если он направился с целью обучения, отбытия воинской повинности или для работы с места, где родился и вырос, или с места, где проживает его супруга, в другое место, его «ватану аслы» остается прежним. Когда он возвращается домой (даже если он приехал во временный отпуск), он уже не может считаться путником, так как пребывание в «ватану икамат» не меняет «ватану аслы».

    Если кто-то, постоянно проживая со своей семьей в одном городе, обзавелся семьей и в другом городе, то оба города будут считаться для него «ватану аслы». Куда бы он ни направился, он будет считаться мукымом. Что касается «ватану икамат», то стоит ему поехать в другой «ватану икамат» или в другое место, или к себе на родину, и «ватану икамат» теряет свое положение. То есть, если человек, убывший из «ватану икамат», через некоторое время опять вернется туда с намерением остаться на срок меньше 15 дней, то он будет считаться мусафиром.

    «Ватану сукна», где человек остается меньше 15 дней, особой роли не играет. Любой здесь считается путником. Один ватан не меняет статус другого. Стоит кому-нибудь выехать за пределы города и отправиться в путь сроком меньше 5 дней, но на расстояние около 90 километров, как он везде, куда бы ни заехал, будет считаться мусафиром. И этот статус будет сохраняться до тех пор, пока он не вернется к себе на родину.

    Если во время коллективного намаза мукым встал за мусафиром, мусафир дает «салям» после 2-го ракаата, а мукым, не давая «салям», должен завершить намаз сам. Завершив намаз в 4 ракаата, мукым ничего не читает, так как первую часть намаза он совершил вместе с имамом, и тем самым выполнил обязательное предписание о кыраате.

    Находящимся в поездке (сафар) мусульманам разрешается сокращать 4-ракаатные (обеденный, предвечерний и ночной) намазы и совершать вместо них по 2 ракаата. Сокращение намаза допускается при наличии следующих условий (шарт):
    1) дорога должна быть длиною не менее суточного (24 часа) или двухдневного пешего хода (примерно 83 км, даже если вы преодолеваете это расстояние за короткое время с помощью транспортного средства);
    2) путешествие должно быть целевым. К примеру, если вы просто вышли из дома, не зная куда идете, то сокращение намазов не допускается;
    3) при вступлении в намаз необходимо иметь намерение (ният) сократить или перенести его;
    4) тот, кто намерен сократить намаз, не должен следовать за имамом, который совершает намаз без сокращения; в таком случае следует совершить намаз полностью;
    5) в течение всего намаза следует сохранять намерение сократить намаз. Если, например, в течение намаза вознамеритесь совершить его полностью, то после этого уже нельзя его совершать сокращенно;
    6) нахождение в пути во время совершения сокращенного намаза. Если совершаете сокращенный намаз на корабле и до окончания намаза доплыли до места постоянного проживания, то намаз следует совершить полностью (4 ракаата);
    Если прибыли в какое-то место, где намерены пробыть 4 и более дня (без учета дней прибытия и отбытия), то в этом месте молитвы сокращать нельзя.
    Если заранее не знаете, сколько времени (меньше 4-х дней или больше) пробудете в данном месте с надеждой на то, что вот-вот решится вопрос или проблема, из-за которой вы находитесь на данной территории, то до истечения 18 дней можно совершать сокращенный намаз (в случае задержки из-за того, что не удалось вовремя решить возникшие вопросы).
    7) необходимо знать, когда и как можно совершать сокращенный намаз.
    Во время поездки, при наличии всех условий, необходимых для сокращения намаза, разрешается также перенос намаза (кроме утреннего). Обеденный намаз можно перенести и совершить вместе с предзакатным и, наоборот, предзакатный можно перенести на время обеденного и совершить вместе с ним. Вечерний намаз можно перенести и совершить вместе с ночным и, наоборот, ночной можно перенести на время совершения вечернего.
    Если предзакатный намаз переносится к обеденному или ночной к вечернему, то необходимо соблюдать следующие условия (шарт):
    1) обеденный намаз необходимо совершать раньше предзакатного, а вечерний – раньше ночного.
    2) необходимо в первом намазе сделать ният о том, что вы намереваетесь перенести и совместить оба намаза (лучше в начале намаза).
    3) совершение намазов подряд, без перерыва. По завершении первого намаза читают камат и сразу совершают второй. Недопустимо, чтобы между намазами прошло время, достаточное для двухракаатного намаза. В этом случае второй намаз совершают в свое время. Если обеденный намаз переносится к предзакатному или вечерний к ночному, то до истечения времени обеденного или вечернего намаза необходимо иметь соответствующее намерение (ният) перенести намаз, в противном случае намаз считается пропущенным.