• Голубая мечеть. Важное правило посещения мечети В какой день ходить мечеть

    Молитва приветствия мечети (тахийятуль-масджид) – один из дополнительных намазов, совершаемых во время посещения мечети. Намаз тахият следует выполнить сразу же после вхождения в мечеть. При входе в мечеть произносят:

    اللَّهُمَّ افْتَحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتِك

    « Аллахумма-фтахлии абваба рахматика » перевод: «О Аллах, открой мне врата Твоей милости» . затем читают салават – формулу благословения Пророка Мухаммада ﷺ.

    В мечеть желательно войти с правой ноги, и прежде чем сесть, следует совершить два ракаата намаза-тахийят. Так велит достоверный хадис, приводимый имамами аль-Бухари и Муслимом.

    В одном из хадисов Посланника Аллаха ﷺ сказано: «Если кто-либо из вас зайдет в мечеть, пусть не садится, пока не совершит два ракаата молитвы приветствия» (Бухари, Муслим). В случае, если верующий посещает дом Аллаха несколько раз в день, то прочтения одного намаза тахият в день является достаточным.

    Нежелательно садиться в мечети, не совершив тахийят, если нет на то особой причины (болезнь и т. п.) Однажды, когда сподвижник Пророка ﷺ Абу Зарр присел в мечети, не совершив два ракяата намаза приветствия, Пророк ﷺ окликнул его: «О Абу Зарр! Воистину, у мечети есть приветствие в виде двухракяатной молитвы. Встань же и соверши ее!» . Но если есть необходимость без промедления возместить упущенный намаз или заканчивается время обязательного намаза, то совершать тахийят запрещено (харам). Тахийят нежелательно совершать и в том случае, если прозвучал призыв к началу молитвы (икамат) или уже начался коллективный намаз.

    Если человек придя в мечеть намеренно сядет даже на малое время, например, человек сел выпить воду, касаясь задней части тела о землю то намаз упускается. Но если он сел на ноги так, что задняя часть не прикасается к земле, и не прошло много времени, то тахият-намаз не упускается в этом случае ему следует встать и выполнить намаз приветствия. Также не упускается тахият-намаз, если он нечаянно или не зная сел, при этом и не прошло много времени.

    Намаз упускается, если он стоял долго, в независимости от того, было ли это сделано осознанно или по забывчивости. Длинным считается такой промежуток времени, который превышает среднее время совершения двух ракаатов. Но если он стоял не долго, то время намаза-тахият не упускается, даже если он стоял умышленно.

    Если же кто-то из-за невозможности совершить омовение и его отсутствия не может совершить намаз или не желает его совершить а так же если не умеет совершать намаза, то ему желательно произнести:

    سُـبْحانَ اللهِ، والحمْـدُ لله ، ولا إلهَ إلاّ اللهُ واللهُ أكبَر، وَلا حَولَ وَلا قوّة إلاّ باللّهِ العليّ العظيم

    «СубханаЛлахи, валь хамдулиЛляхи, ва ля иЛляха илляЛлаху ваЛлаху акбар, валя хавля валя куввата илля биЛляхиль Алиййиль Азим» Перевод: «Пречист Аллах, хвала Аллаху; нет никого достойного поклонения кроме Аллаха; Аллах велик; нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха Высокого, Великого» . Некоторые сказали, что желательно это прочитать четыре раза. И это заменяет тахийят намаз. Сказано, что это замещает тахийят, а также земной поклон (саджда), совершаемый при чтении Корана или с целью благодарения Аллаха. Но если есть возможность совершить омовение, то эта молитва не замещает тахийят, но со слов имама аль-Газали, приводимых в его книге «Ихяу улуми ддин», понимается обратное.

    Намаз-тахийят считается совершённым также, если сразу при входе в мечеть совершить любой намаз (намаз-фарз, намаз-суннат, будь он своевременный или возмещаемый), потому что главная цель – совершение намаза, прежде чем сядете в мечети. Поэтому, если мусульманин сразу при входе в мечеть приступит к совершению любого намаза, он получит вознаграждение и за тахийят. Если вместе с намерением совершить любой намаз, вознамериться и совершить тахийят, то вознаграждение возрастает. Больше всего вознаграждение полагается за совершение раздельно сначала тахийята, затем и другого намаза.

    Когда не следует совершать намаз-тахият?

    • Во время посещения Запретной мечети «Аль-Харам», расположенной в Мекке (в данном случае роль приветствия выполняет обход вокруг Каабы)
    • При входе в мечеть с намерением совершить праздничную молитву (салятуль-‘ийд) в праздник Разговения (‘Ийдуль-фитр, Ураза-байрам) и праздник жертвоприношения (‘Ийдуль-адха, Курбан-байрам). Пророк Мухаммад ﷺ не совершал никаких молитв до и после праздничной
    • В случае входа в мечеть в момент начала обязательной молитвы (фард) Пророк ﷺ сказал: «Если люди встают на обязательную молитву (уже читается икамат), то никакая иная, кроме данной, не совершается»
    • В случае входа в мечеть во время чтения пятничной хутбы (проповеди) это - согласно ханафитскому мазхабу. (однако шафиитские ученые допускают выполнение намаза тахият во время хутбы. В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, Хакимом и другими, говорится: «Когда один из вас зайдёт в мечеть, пусть не сядет пока не совершит двухракаатную молитву» )
    • В случае, если верующий после посещения мечети уже выполнил какой-либо иной намаз, так как данная молитва заменяет приветствие.
    • В периоды, порицаемые для выполнения молитвы (Относительно не желательности совершения данной молитвы в периоды, порицаемые для выполнения молитвы (незадолго до восхода и заката солнца, а также во время нахождения солнца в зените), мнения мусульманских ученых расходятся. Согласно ханафитскому мазхабу, выполнение намаза тахият в данные промежутки времени является нежелательным. Подтверждением этому служит хадис Пророка ﷺ: «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом» (Бухари, Муслим). Шафиитские ученые полагают, что мусульманину следует совершить намаз тахият, даже если человек посетил мечеть в порицаемое для выполнения намаза время. Оба мнения основаны на Сунне Пророка, однако их отличают разные критерии, легшие в основу богословского анализа. Так же прочитайте статью когда нельзя читать намаз?)

    Как читать тахитуль-масджид намаз?

    Молитва приветствия мечети состоит из 2 ракаатов, выполнение которых идентично двухракаатным намазам. Намерение произносится так: «Намериваюсь совершить намаз-тахийят в 2 ракаата».

    Целью намаза-тахийят является возвеличивание хозяина мечети – Всевышнего Аллаха, а не возвеличивание самой мечети, и если человек намерился при соблюдении намаза-тахият возвеличить саму мечеть, его намаз не засчитывается. При совершении намерения, если даже мы и произносим его следующим образом (я намерен совершить двухракаатный намаз возвеличивания мечети), то должны иметь в виду возвеличивание не самой мечети, а её Хозяина, то есть Всевышнего Аллаха.

    СНИМИТЕ ОБУВЬ. Перед входом в мусульманский храм нужно обязательно снять обувь. У туристов это не должно вызвать неудобства - в мечетях всегда соблюдают чистоту. Можете позаботиться о гигиене заранее - взять лишнюю пару носков. В некоторых мечетях на входе продают бахилы, например в Кул Шариф. ОДЕНЬТЕСЬ. В мечеть не пустят женщин без платка и в открытой одежде. Необходимо покрыть не только голову, но и все тело. Желательно, чтобы одежда не была облегающей. В больших мечетях, которые постоянно посещают туристы, обычно на входе предлагают платки и халаты. Мужчинам тоже не стоит расслабляться: в шортах или майках туда могут не пустить. НЕ МЕШАЙТЕ МОЛЯЩИМСЯ. Если женщины попали на одну из пятикратных молитв, действует еще одно правило: не заходите в мужскую зону. Дело в том, что во время молитвы мужчины садятся спереди, женщины располагаются за ширмой, на втором этаже или просто сзади мужчин. Деление вполне оправданно: представители сильной половины человечества вряд ли смогут сосредоточиться на молитве, глядя на то, как впереди молятся женщины. Если вы попали на время молитвы, старайтесь обойти верующих сзади. НАБЛЮДАЙТЕ СО СТОРОНЫ. В больших мечетях зачастую есть обзорные площадки, поинтересуйтесь на входе, как туда пройти. В главной мечети Татарстана, например, с нее открывается прекрасный вид на внутреннее убранство. ФОТОГРАФИРУЙТЕ С ЧУВСТВОМ МЕРЫ. В храмах, где нередки визиты туристов, эта услуга может быть платной. Но помните: не все верующие мусульмане относятся лояльно к идее фотографирования в мечети. Снимайте интерьеры, стараясь не мешать прихожанам. НЕ ШУМИТЕ. Не разговаривайте и не смейтесь слишком громко. УВАЖАЙТЕ ЧУВСТВА ВЕРУЮЩИХ. Не торопитесь, не создавайте суматоху вокруг себя - от посетителей мечети требуют спокойного и уважительного поведения.АРХИТЕКТУРА ХРАМА зависит от местных традиций. Мечеть может быть одно- или многоминаретной, центрально-купольной или колонной, с внутренним двориком и без него. Многие казанские мечети очень интересны в архитектурном плане. Например, минарет красивейшей Азимовской возвышается не из крыши храма, а стоит рядом. Рядом с мусульманским храмом или внутри него обязательно имеются раковины - перед намазом верующие совершают ритуальное омовение. Есть мечети, расположенные в котельных или подвалах домов. Даже такие неприспособленные помещения могут стать мусульманскими храмами. УБРАНСТВО МЕЧЕТИ. В основном зале не бывает стульев или лавочек. Верующие молятся на полу, в основном на коврах. Отличительная особенность мечети - отсутствие мебели. Зачастую это компенсируется красочными коврами, великолепными сводами или, например, витражами. Азан, или призыв к молитве, обычно совершается с минарета. В мусульманских странах, а также в некоторых светских государствах, где религия занимает первостепенную роль в жизни людей (например, в Турции), азан можно услышать пять раз в сутки. Правда, сегодня не все муэдзины призывают верующих на намаз вживую - за них это делает запись. Внутри мечети есть михраб - стена или ниша, обращенная на киблу. Это своеобразный ориентир для верующих - во время намаза они должны быть направлены в сторону киблы. Последняя в свою очередь указывает на Каабу - мусульманскую святыню в Мекке. Еще один важный элемент мечети - минбар. Это кафедра, с которой имам произносит пятничную проповедь. Оформление михраба или минбара может быть изысканным и интересным.КСТАТИ. «Мечеть» - слово арабское, оно означает место поклонения. Количество мечетей в нашей республике постоянно увеличивается. Обычно возводить новые мечети помогают меценаты.

    Мусульмане обязаны посещать мечеть в состоянии полного ритуального очищения (в состоянии большого и малого омовения)

    Обувь оставляют при входе. В больших мечетях специальные служащие принимают обувь и выдают жетон

    Во время пребывания в мечети следует занять свободное место, стараясь не нарушать покой других верующих

    Важно сохранять чистоту вашего намерения во время пребывания в мечети и, следовательно, не участвовать в пустословии, злословии и т.д.

    Женщины обычно молятся на втором этаже или в отгороженной части первого этажа. Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает как общим, так и раздельным

    В мечети посетители ведут себя достаточно раскованно: они сидят или лежат на полу, читают Коран или сосредоточиваются на мысли о Всевышнем, общаются между собой, спят, едят. При этом в любое время кто-то может совершать намаз, поэтому не следует громко говорить, смеяться, а тем более браниться

    Когда наступает время намаза, верующие совершают омовение (вуду) и выстраиваются рядами за имамом. Для мужчин самым почетным и ценным является первый ряд, а для женщин, наоборот, последний. Те, кто по каким-то причинам не принимают участие в коллективной молитве, не обязаны покидать мечеть

    Запрещается:

    Посещать мечеть, не совершив омовения

    Женщинам запрещается посещать мечеть во время менструации. Однако при использовании современных форм гигиены (прокладки, например) женщинам разрешается посещение мечетей в критические дни, если на то есть необходимость

    По-мнению ханафитов и маликитов, выполнение всех фард намазов, кроме намаза джума, для каждого физически здорового и здравомыслящего мужчины является суннатом муаккада. Исходя из этого правила, можно сделать вывод, что женщинам, детям, умалишенным, больным, заключенным, пожилым людям и инвалидам посещение мечети для совершения пятничной молитвы необязательно. Предписание о выполнении намаза в обществе исходит из хадиса «Совместная молитва превосходит молитву (совершаемую им на рынке или у себя дома), более чем на двадцать ступеней».

    Согласно мнению шафиитов, совершение намазов в коллективной форме является фардом кифая для каждого одетого (имеющего одежды для прикрытия наготы), свободного человека, который постоянно проживает в определенной местности. Таким образом, выполнение намазов всем обществом стало символом Ислама. Следовательно, если в какой-либо местности все жители не станут посещать общую молитву, против них мусульманское государство может предпринять самые суровые меры, вплоть до вооруженной борьбы. Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) говорил: ««Если не будут совершать (общую) молитву любые три (человека, живущие) в селении или в пустыне, шайтан обязательно возьмёт верх над ними, а поэтому вам нельзя отдаляться от общества, ибо волк пожирает лишь ту овцу, которая удаляется (от остальных)».

    Этот же аят подкрепляется другим:

    «И головы склоните вместе с теми, которые склонились предо Мной».

    Кроме этих аятов, ханбалиты опираются и на другие хадисы. Вот один из них: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, мне бы хотелось велеть насобирать дров, потом велеть призвать (людей) на молитву, потом велеть кому-нибудь быть имамом, а потом явиться к тем людям (которые не пришли на молитву), и сжечь их дома дотла!»

    Согласно мнению ханафитов и шафиитов, чтобы коллективный намаз был действительным, вместе с имамом должно быть три человека. К этому числу можно отнести даже спящего младенца, так как Пророк (саляллаху алейхи ва саллям), совершая намаз тахадджуд, был имамом для маленького ибн Аббаса (радыяллаху анху). В другой раз Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) изрек: «Два человека и больше являются джамаатом».

    Посещение женщинами мечетей

    Желательно выполнять фард намазы в мечети, а нафиль – у себя дома. Обращаясь к правоверным, Посланник (саляллаху алейхи ва саллям) говорил: «О люди, молитесь в домах своих, ибо, поистине, если не считать обязательных (молитв), лучшей молитвой является та, которую человек совершает у себя дома». Предпочтение мечетей для выполнения намаза объясняется тем, что мечети всегда отличаются чистотой и святостью, а также тем, что они символизируют единство и силу мусульман, свидетельствуют о множестве верующих.

    Однако с точки зрения посещения мечетей, для женщин, в отличие от мужчин, разработаны совершенно другие правила.

    Женщинам преклонного возраста разрешается посещение мечетей для совершения намазов в коллективе. Что касается молодых женщин, то их хождение (по улицам) может вызвать различные кривотолки и разговоры, поэтому посещение мечетей для них является макрухом.

    По-мнению Абу Ханифы, нет ничего предосудительного в посещении пожилыми женщинами намаза фажр, намаза магриб и намаза ииша. Но при посещении дневных намазов, как зухр и аср, они могут вызвать интерес у противоположного пола и послужить возникновению смуты. Обычно утром лицемеры и испорченные люди спят беспробудным сном, а вечером, во время намаза магриб, заняты приемом пищи. Абу Юсуф и Имам Мухаммад считали, что пожилые женщины спокойно могут посещать мечети для выполнения всех намазов и по этому вопросу даже издали специальную фатву.

    Шафииты и ханбалиты считают, что посещение мужских джамаатов женщинами (как молодых, так и пожилых, как красивых, так и неприглядных собой), является макрухом. Маликиты сюда же причисляют даже таких женщин преклонного возраста, которые никак не могут вызвать интерес у мужчин.

    Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) сообщал своим сподвижникам, что женщины могут посещать мечети, но при этом он делал примечание, что для них лучше тот намаз, который выполнен дома. Вот некоторые хадисы: «Не запрещайте женщинам посещать мечети. Но (оставаться) дома для них предпочтительнее». В следующем хадисе говорится: «Если ваши супруги попросят у вас разрешения пойти вечером в мечеть, не отказывайте им». В другом хадисе речь шла о том, чтобы женщины не посещали джамааты после использования благовонии.

    Как сообщала Умму Салляма (радыяллаху анха), однажды Пророк (саляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Самая лучшая женщина – это та, у которой мечеть находится дома».

    Уважительные причины, при которых дозволяется не ходить в мечеть

    Если нет никаких особых обстоятельств, лучше всего постоянно выполнять намазы вместе с обществом. Но в нижеследующих случаях дозволяется непосещение мечети:

    1. Если человек настолько сильно болен или же лишен возможности двигаться, что не может сделать даже таяммум или же он незрячий. Небольшая головная боль, небольшое повышение температуры или же паралич некоторых конечностей, при котором можно двигаться, не могут считаться уважительной причиной.

    Основанием для этого положения является следующий аят Корана, где Аллах повелел: «Он тягот никаких на вас не возлагает». Известно также, что Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) при болезни не посещал мечеть и говорил своим близким следующее: «Передайте Абу Бакру, пусть он руководит намазом людей!»

    Следовательно, больные; слабые и беспомощные люди; инвалиды, лишенных конечностей; очень старые и пожилые люди; а также незрячие люди могут не посещать мечети.

    2. Если существует опасение за свою жизнь, за свое имущество или за свою честь, или же существует вероятность усиления болезни после посещения мечети. Однажды Пророк (саляллаху алейхи ва саллям) сказал: «У того, кто, услышав звуки азана, не ответит (не пойдет в мечеть) без уважительной причины, его намаз недействителен». Тогда сподвижники спросили: «О Расулюллах! А что представляет собой «узр» (уважительная причина)?» Он ответил следующее: «Страх или болезнь».

    3. Можно не ходить в мечеть и на пятничный намаз в дождливую погоду, когда грязь на дворе, в сильный холод и в жару в обеденное время. А также, если на улице в ночное время сильный ветер или густая темнота. Передают следующие слова Абдуллаха б. Умара (радыяллаху анху): «Когда мы были вместе с Мухаммадом (саляллаху алейхи ва саллям) и снаружи было очень темно или же была непролазная грязь, глашатай возвещал: «Совершайте намаз рядом со своими животными!»

    Снег и град также считаются уважительными причинами, чтобы не ходить в мечеть.

    4. Если человек ощущает сильные позывы справить малую или большую нужды, так как подобные состояния препятствуют умиротворенному и проникновенному совершению намаза. Также считается уважительной причиной, если готово любимое блюдо, мучает чувство голода или жажды.

    5. После употребления такой пищи, от запаха которого сложно избавиться. Например, человек, поевший луку или чеснока, не должен выходить в общество до тех пор, пока не пройдет запах, ибо Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) приказал: «Если один из вас поел лук или чеснок, пусть не подходит к нам, пусть не приходит в нашу мечеть и пусть сидит у себя дома!»

    6. Находится под стражей или быть лишенным свободы, так как Аллах повелел: «И не возложит Бог на душу груз, что больше, чем она поднимет».

    7. Заниматься изучением и обучением религии, а также решением религиозных вопросов и толкованием теологических текстов. Например, изучать или обучать фикх. Но крайне неправильно вследствие подобных занятий постоянно пренебрегать джамаатом. В отношении лица, который из-за лени или же, не придавая особого значения, не посещает мечети, применяется особая мера наказания в виде побивания палками. Кроме того, свидетельства такого лица не берутся во внимания во время судебных процессов. Но если же некто не посещает мечети только из-за того, что имам не отличается добродетельным поведением, его действия не подлежат наказанию.

    Кто от души желает совершать намаз в коллективе, но в силу различных обстоятельств никак не может посещать джамаат, обязательно удостоится саваба за свои намерения.

    Обобщив вышесказанное, ханафиты разработали 18 пунктов, согласно которым люди по уважительной причине могут не идти в мечеть. Это – дождь, холод, страх, темнота, нахождение под стражей, слепота, паралич, отсутствие рук и ног, болезнь, чесотка, грязь, слабость, старость, занятие фикхом, готовность желанного блюда, выход в путь, уход за больным, сильный ветер. Что касается ветра в дневное время, это не считается уважительной причиной, так как возможность широкого видения дает возможность защититься от всевозможных неприятных происшествий.

    Повторное выполнение намаза джамаатом в мечети

    Повторное чтение азана и икамат, выполнение намаза в коллективе в одной из квартальных мечетей считается макрухом. Квартальная мечеть – это мечеть, которая имеет определенного имама и сложившуюся общину. Но повторное коллективное выполнение намаза в мечети при нижеследующих обстоятельствах не является макрухом:

    1. Если в квартальной мечети намаз совершает группа людей, которые не проживают в данной местности.

    2. Если жители этого квартала выполняют намаз, предварительно прочитав азан тихо.

    3. Выполнение намаза без чтения азана и икамата.

    4. Если мечеть расположена вдоль дороги.

    5. Если в этой мечети нет постоянного имама и муэдзина, вследствие чего люди совершают намаз по-отдельности.

    Нежелательность повторного выполнения одного и того же намаза восходит к следующему эпизоду, случившемуся на заре Ислама: Однажды Пророк (салялаху алейхи ва саллям) направился в одну местность, чтобы примирить людей, между которыми возникли разногласия. Когда он вернулся, то узнал, что мусульмане выполнили намаз в коллективе. Он тут же пошел к себе домой, и, собрав своих домашних, совершил с ними намаз. Если можно было бы в мечети повторно выполнять намаз джамаатом, Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) предпочел бы совершить намаз в мечети.

    Слово «мечеть» происходит от арабского слова «масджид», которое означает «падать ниц». То есть, мечеть – это место поклонения и молитвы. Мечети служат мусульманам для общего совершения молитв, а так же, иногда, как места собрания народа и обучения основам мусульманского вероучения.

    В соответствии с этим, существует строгий этикет поведения в мечети. Посещать эти культовые здания могут не только последователи ислама, но и представители других вероисповеданий, но, разумеется, только в том случае, если люди будут вести себя подобающе. Итак, чего же ни в коем случае нельзя делать в мечети?

    1. Входить в мечеть следует обязательно с правой ноги.

    При этом мусульманин обязан при этом произнести: «О Всевышний, открой врата милости своей». Кроме того, войдя в помещение, мусульманин должен поздороваться со всеми, произнеся «Ас-саляму алейкум». При этом, здороваться нужно, даже если в мечети никого нет, так как считается, что в храме всегда присутствуют ангелы.

    2. В мечеть нельзя входить в обуви. Это касается и мужчин, и женщин, и мусульман и иноверцев. Поэтому, собираясь в мечеть, допустим, на экскурсию, следует позаботиться о том, чтобы носки были чистые и не дырявые. Обувь оставляют при входе в специальных шкафчиках, но, если есть желание, можно взять ее с собой в пакете.

    3. Следует подумать и об одежде. Она должна быть чистой и красивой. И у мужчин, и у женщин, должны быть прикрыты колени и плечи, а женщинам следует покрыть голову платком, чтобы волосы не были видны. Мусульманки одеваются так, чтобы видны были только кисти рук, ступни ног и лицо (впрочем, в некоторых странах скрывают и лицо), при этом одежда не должна быть слишком яркой и обтягивающей. Вот на это следует ориентироваться и представительниц ам других вероисповеданий, если они не хотят вызвать негодования у мусульман.

    4. Ни в коем случае не стоит посещать мечеть тем, кто незадолго перед тем ел чеснок и лук. Пророк Мухаммед говорил так: «Кто поест лук, чеснок или лук-порей, пусть не приближается к нашей мечети, потому что ангелов раздражает то, что раздражает сынов Адама». Иными словами, в мечети не допускается никакого зловония. Мужчинам даже допустимо умеренно воспользоваться благовониями. А вот женщинам, напротив, парфюмерией пользоваться не стоит. Считается, что аромат, исходящий от женщины, может помешать молитвенному сосредоточению мужчин. Вероятно, поэтому, женщины молятся в мечети в специальных помещениях, отделенных от тех, где собираются мужчины.

    5. Кроме того, женщинам запрещено посещать мечеть в «особенные дни».

    6. Запрещено проходить перед человеком, совершающим намаз. В хадисе (хадисом называют предание о словах и действиях пророка Мухаммеда, которое затрагивает особенности жизни мусульманской общины) сказано: «Если бы проходящий непосредственно перед молящимся знал, что он совершает, то простоять сорок лет было бы лучше для него, чем пройти непосредственно перед ним».

    7. Сесть на пол в мечети можно, но ни в коем случае нельзя сидеть, направив ноги в сторону Каабы. Кааба – это главная святыня ислама, храм Каабы находится в Саудовской Аравии, в городе Мекке. Направление на Мекку в каждой мечети обозначено пустой нишей в стене, именуемой михрабом. Именно к михрабу обращены лица молящихся.

    8. В мечети нельзя шуметь.

    9. Мужчинам и женщинам, посещающим мечеть в составе экскурсии, не следует держаться за руки, обниматься и целоваться, даже если они муж и жена.

    10. Мечеть нельзя посещать в нетрезвом состоянии. Кроме того, в мечеть не пустят душевнобольного. Если кто-то пожелает взять с собой на экскурсию маленького ребенка, то должен помнить о том, что его поведение может побеспокоить других людей. В случае, если ребенок раскапризничаетс я, нужно выйти с ним из мечети.

    11. Обычно, гостям разрешают фотографировать в мечети. Но следует помнить, что нельзя снимать верующих во время молитвы.

    12. Выходить из мечети нужно с левой ноги. Мусульмане при этом говорят: «Аллах, прости мои грехи».