• Мнения врачей церковных и светских о пользе и вреде поста. Польза поста в месяц рамадан Польза рамадана с медицинской точки зрения

    Во время священного месяца мусульманского календаря, который называется по-арабски рамадан, или по-турецки рамазан, мусульмане обязаны соблюдать строгий пост – ограничить себя в питье, еде и интимной близости .

    Следуя правилам Рамадана, зрелые люди отказываются от своих страстей. Так они отчищаются от негатива.

    Заканчивается пост великим праздником Ураза-Байрамом.

    Особенности и традиции поста Рамадан – что такое ифтар и сухур?

    Постом верующие проверяют силу человеческого духа . Соблюдение правил Рамадана заставляет человека осмыслить свой образ жизни, помогает определить главные ценности в жизни.

    Во время Рамадана мусульманин должен ограничить себя не только в еде , но и плотском удовлетворении своих потребностей, а также других зависимостях — например, курении. Он должен научиться контролировать себя, свои эмоции .

    Соблюдая простые правила поста , каждый верующий мусульманин должен почувствовать себя неимущим и голодающим, так как имеющиеся блага зачастую воспринимаются, как обыденные.

    В Рамадан запрещается ругаться. Появляется возможность помочь нуждающимся, больным и бедным. Мусульмане верят, что молитвы и месячное воздержание обогатят каждого, кто следует догмам Ислама.

    Существуют два главных предписания поста:

    1. Следовать правилам поста искренне от рассвета до заката
    2. Полностью воздержаться от своих страстей и потребностей

    А вот несколько условий, каким должен быть постящийся человек:

    • Старше 18 лет
    • Мусульманином
    • Не душевнобольным
    • Здоровым физически

    Есть и те, кому пост противопоказан, и они имеют право не соблюдать его. Это — несовершеннолетние дети, пожилые люди и беременные, а также те женщины, у которых идет менструация, или они переживают время послеродового очищения.

    Пост Рамадан имеет несколько традиций

    Перечислим наиболее главные:

    Сухур

    В течение всего Рамадана прием пищи мусульмане проводят рано утром , еще до рассвета. Они верят, что Аллах за такое действие очень сильно вознаградит.

    Во время традиционного сухура не стоит переедать , но следует съесть достаточное количество еды. Сухур придает сил на целый день. Он помогает мусульманам оставаться в рассудке и не быть злыми, так как часто голод вызывает злость.

    Если верующий не совершит сухур, то его день поста остается в силе, но он не получит некое вознаграждение.

    Ифтар

    Ифтар — это вечерний прием пищи , который совершается тоже во время поста. Начинать разговление нужно сразу после захода солнца, то есть после последней дневной (или четвертой, предпоследней в эти сутки молитвы). Уже после Ифтар следует Иша — ночная молитва мусульман (последняя из пяти обязательных ежедневных молитв).

    Что нельзя есть в пост Рамадан – все правила и запреты

    Что кушать во время Сухура:

    • Врачи рекомендуют употреблять утром сложные углеводы – блюда из круп, хлеб из пророщенного зерна, салат из овощей. Сложные углеводы обеспечат организм энергией, притом, что они долго перевариваются.
    • Также подойдут сухофрукты – финики, орехи – миндаль и фрукты – .

    Чего нельзя есть во время Сухура

    • Откажитесь от белковой пищи. Она долго переваривается, но загружает печень, которая без перерыва работает во время поста
    • Не стоит употреблять
    • Нельзя употреблять утром жаренную, копченую, жирную пищу. Они вызовут лишнюю нагрузку на печень и почки
    • Откажитесь от употребления рыбы во время Сухура. После нее захочется пить

    Что не употреблять вечером после азана

    • Жирную и жареную пищу . Она навредит здоровью – вызовет изжогу, отложиться в лишних килограммах.
    • Исключить из питания продукты быстрого приготовления – различные каши в пакетах или лапша. Ими вы не наедитесь и буквально через час или два захотите вновь провести трапезу. Кроме того, такие продукты вызовут аппетит еще больше, так как содержат соль и другие специи.
    • Нельзя кушать колбасу и сосиски . Лучше их исключить из вашего рациона на время поста Рамадан. Колбасные изделия влияют на почки и печень, утоляют голод лишь на несколько часов, а также способны развить жажду.

    Несмотря на запреты и жесткие правила, есть и польза от поста :

    • Отказ от плотских страстей
      Человек должен понять, что он – не раб своего тела. Пост – серьезная причина, чтобы отказаться от интимной близости. Только воздержась от греховного, человек может сохранить свою чистоту души.
    • Самосовершенствование
      Соблюдая пост, верующий внимательнее относится к себе. Он рождает в себе новые черты характера, такие как покорность, терпимость, послушание. Ощущая нищету и обделенность, он становится выносливее, избавляется от страха, все больше начинает верить и познавать то, что ранее было скрыто.
    • Благодарность
      Пройдя через отказ от пищи, мусульманин становится ближе к своему Творцу. Он осознает, что неисчислимые блага, которые посылает Аллах, даны человеку не просто так. Верующий обретает чувство благодарности за посланные дары.
    • Возможность познать милосердие
      Пост напоминает людям о бедных, а также призывает быть милосердными и помочь нуждающимся. Пройдя через это испытание, верующий вспоминает о доброте и человечности, а также о том, что перед Богом все равны.
    • Экономность
      Пост приучает людей быть экономными, ограничивать себя и обуздывать свои желания.
    • Укрепляет здоровье
      Польза физическому состоянию здоровья человека проявляется в том, что пищеварительная система отдыхает. За месяц кишечник очищается полностью от шлаков, токсинов и вредных веществ.

    Расписание священного Рамадана до 2020 года — когда начинается и когда заканчивается пост Рамадан?

    В 2015 году пост Рамадан начнется 18 июня и закончится 17 июля.

    Вот следующие даты священного Рамадана:

    2016 год – с 6 июня по 5 июля.
    2017 год – с 26 мая по 25 июня.
    2018 год – с 17 мая по 16 июня.
    2019 год – с 6 мая по 5 июня.
    2020 год – с 23 апреля по 22 мая.

    Нарушение поста Рамадан – действия, прерывающие мусульманский пост Рамадан, и наказания

    Стоит отметить, что правила поста Рамадан действуют только в дневное время суток. Некоторые поступки, совершенные во время поста, считаются запрещенными.

    К действиям, прерывающим мусульманский Рамадан, относят:

    • Специальная или преднамеренная трапеза
    • Непроизнесенное намерение о совершении поста
    • Мастурбация или половой акт
    • Курение
    • Самопроизвольная рвота
    • Введение ректальных или вагинальных лекарств

    Однако снисходительно относятся к похожим действиям . Несмотря на схожесть, они не нарушают пост .

    К ним причисляют :

    • Непреднамеренная трапеза
    • Введение лекарств с помощью уколов
    • Поцелуи
    • Ласки, если они не приводят к семяизвержению
    • Чистка зубов
    • Сдача крови
    • Месячные
    • Непроизвольная рвота
    • Несовершение намазов

    Наказания нарушившим пост Рамадан :

    Те, кто непреднамеренно нарушил пост по причине болезни, должен в любой другой день провести пропущенный день поста.

    За половой акт, совершенный в светлое время суток, верующий обязан отстоять еще 60 дней поста, либо накормить 60 нуждающихся.

    Если пропуск поста разрешен шариатом , необходимо совершить покаяние.

    О пользе соблюдения поста в месяц Рамадан.

    Каждый раз, когда наступает благословенный месяц Рамадан, верующие встречают его с радостью как дорогого гостя. Это время духовного роста, поклонения перед Всевышним Аллаhом, время ночных бдений и молитв, время милости и надежды на прощение грехов.

    Большинство окружающих нас людей рационалисты, они делают только то, что приносит выгоду и пользу. Часто, не понимая мудрости божественного установления поста, они с недоумением относятся к этому предписанию и не выполняют его.

    Поэтому обратим внимание на тему пользы поста.

    Во-первых, пост – это несомненное предписание Всевышнего Аллаhа (Свят Он и Велик!). А Аллаh – наш Господь, Который создал нас, наделил нас всеми теми благами, которые мы имеем, Который постоянно заботится о нас, Который знает не только все наши дела, но и наши мысли, и перед Которым мы будем отвечать в Судный день. Аллаh – наш Господин, и поэтому необходимо беспрекословно выполнять все Его предписания из-за искренней любви к Нему, из-за стремления к Его милости, из-за благодарности, из-за боязни перед Его справедливым наказанием. Уже в этом есть величайшая польза от совершения поста в месяц Рамадан. Всевышний Аллаh говорит в Кур’ане:

    «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь».

    У постящегося появляется удовлетворённость тем, что он с достоинством выполнил приказ Аллаhа, успокаивается сердце.

    Во-вторых, совершая пост, мы удаляемся от совершения большого греха, которым является отказ от соблюдения поста без уважительной причины.

    Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Пропустивший хотя бы один день поста в месяц Рамадан без уважительной причины не сможет его восполнить, даже если будет поститься всю жизнь».

    Этот хадис приводят Ат-Тирмизи и Абу Дауд

    В-третьих, постящегося ждут большие награды от Аллаhа, а награда за любое доброе дело, совершённое в Рамадан, увеличивается в десятки раз.

    «Передают со слов Абу hурайры, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Всемогущий и Великий Аллаh сказал: «Любое дело сына Адама делается им для себя же, кроме поста, ибо, поистине, он - ради Меня, и Я воздам за него».

    Приводит Аль-Бухари

    В-четвёртых, для постящихся обещано прощение грехов.

    «Передают, со слов Абу hурайры, да будет доволен им Аллаh, что пророк ﷺ сказал: «Тому, кто во время Рамадана будет поститься с верой и надеждой на награду Аллаhа, простятся его прежние грехи».

    В-пятых, у постящегося появляется надежда на милость Аллаhа и место в Раю.

    Передают со слов Саhля бин Са`да, да будет доволен им Аллаh, что пророк ﷺ сказал: «Поистине, есть в Раю врата, называемые «Ар-Раййан», через которые в День воскресения будут входить туда постящиеся, и не войдёт через эти врата никто, кроме них. Будет сказано: «Где соблюдавшие посты?», - и они выйдут вперёд, а кроме них не войдёт через эти врата никто. Когда же войдут они, эти врата будут закрыты, и больше никто через них не войдёт».

    (Приводят Аль-Бухари и Муслим)

    И также надежда на то, что Аллаh удалит постящегося от огня Ада.

    «Передают со слов Абу Са`ида аль-Худри, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа ﷺ , сказал: «Любого раба, который в течение одного дня будет соблюдать пост на пути Аллаhа, за этот день Аллаh непременно за этот день удалит его лицо от Огня на семьдесят лет пути».

    Приводят Аль-Бухари и Муслим

    Милость Аллаhа особенно широко распространяется в течение Рамадана.

    Передают со слов Абу hурайры, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Когда наступает Рамадан, врата Рая открываются, врата Ада закрываются, а на шайтанов накладывают оковы».

    Приводят Аль-Бухари и Муслим

    В-шестых, во время Рамадана мусульманин старается часто читать Кур’ан, и при этом за каждую прочитанную букву из Кур’ана он получает награду.

    В-седьмых, в течение Рамадана в обществе распространяется любовь, прощение, взаимопомощь и братство. Все мусульмане, стремясь сделать в течение Рамадана больше хороших дел, помогают духовно и материально своим родственникам, соседям, спутникам, раздают садаку, встречают с улыбкой, интересуются о делах. В это время особенно надо стремиться избегать грехов, потому что грехи могут обесценить добрые дела и уничтожить награды.

    «Передают со слов Абу hурайры, да будет доволен им Аллаh, что пророк ﷺ сказал: «Если во время поста человек не прекратит лгать и поступать по лжи, то Аллаhу не нужно будет, чтобы он отказывался от своей еды и питья».

    Приводит Аль-Бухари

    Постящемуся надо сохранять спокойствие и не вступать в перебранки.

    «Передают, со слов Абу hурайры, да будет доволен им Аллаh, что пророк ﷺ сказал: «Пост является щитом, и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть избегает всего непристойного и не повышает голос, если же кто-нибудь станет бранить его или попытается завязать с ним ссору, пусть скажет такому: «Поистине, я - человек, соблюдающий пост!» Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаhа, чем благоухание мускуса, а постящийся испытает две радости: он порадуется своему разговению, когда станет разговляться, когда же встретится он со своим Господом, порадуется он тому, что постился».

    Приводят Аль-Бухари и Муслим

    В-восьмых, пост воспитывает душу верующего человека, приучает её к порядку, дисциплине, терпению и покорности перед Аллаhом. В течение Рамадана надо вовремя проснуться, вовремя поесть, вовремя сделать молитвы. Хотя и в течение всей жизни необходимо вовремя соблюдать намаз, но в течение Рамадана это особенно важно. Пост учит мусульманина быть искренним перед Аллаhом. В любом другом деле может присутствовать доля показухи. Если у человека в сердце есть болезнь, то даже намаз в мечети он может делать не ради Аллаhа, а ради того, чтобы люди увидели, какой он набожный и похвалили его. Но пост есть пример искренности. В течение светового дня человек часто остаётся наедине, когда его видит только Аллаh. И в эти моменты может появиться соблазн втихаря утолить жажду или голод. Но тут верующий осознаёт, что он совершает пост ради Аллаhа, от Которого нигде нельзя укрыться, и тогда он продолжает поститься до захода солнца.

    Пост – это ежедневная в течение Рамадана работа души, когда надо делать правильный выбор. Первый уровень этой работы – это делать усилие воли, заставлять себя воздерживаться от еды, питья и супружеских связей. Это начальный уровень, когда любовь к Рамадану, посту и поклонению ещё не овладела душой человека. На этом уровне большей степенью мотивации обладает наказание за оставление поста, чем награда за его соблюдение. Второй уровень, когда душа сама с искренней радостью встречает Рамадан, тогда в голову даже не приходят мысли о возможности ослушания и оставления поста. Любовь к Аллаhу, благодарность Ему за то, что Он дал нам возможность поклоняться в течение Рамадана переполняют душу верующего в это время. Но не беда, если человек, например, только недавно приняв Ислам или начав соблюдение предписаний Ислама, ощущает себя ещё только на первом уровне. И тогда не надо отчаиваться, надо соблюдать пост, молитвы и надеяться на милость Аллаhа и поддержку в этой и в последней жизни. Тщательное исполнение обрядов поклонения укрепит его веру, повысит искренность и богобоязненость.

    Рамадан (Рамазан) - девятый месяц мусульманского календаря. Этот месяц является самым важным и почетным для мусульман.

    Cогласно расчетам Шамахинской астрофизической обсерватории НАНА, в этом году по григорианскому календарю месяц Рамадан начался 27 мая 2017 года.

    Рамадан – это месяц самоконтроля и самовоспитания, что подразумевает и дисциплину питания, удачно влияющую на программирование части мозга, отвечающий за контроль человеческого веса.

    Еще в 1975 году известный врач Аллан Котт отметил пользу поста, написав в книге «Пост как образ жизни», что «пост способствует физиологическому отдыху пищеварительной и центральной нервной системы, а также нормализует метаболизм».

    «Исследования показали, что в тот период, когда человек голодает, в нервной системе выделяется нейротрофический фактор, который стимулирует рост нервных отростков, и таким образом мозг начинает функционировать все лучше и лучше», — уверен кардиолог Герман Гандельман.

    Голод во время месяца Рамадан усиливает работу нервных клеток, вследствие чего человек начинает лучше мыслить, запоминать и осваивать большое количество информации.

    Согласно американским исследованиям, голодание укрепляет иммунную систему человека: за месяц поста в 10 раз улучшается деятельность лимфатических узлов и увеличивается количество клеток, выполняющих иммунные функции.

    Стоит отличать мусульманский пост от диеты и другого вида поста. Диеты способствуют избавлению от лишнего веса, сокращают содержание сахара в крови, но из-за побочных эффектов должны проводиться только под наблюдением врача. При посте в Рамадан не происходит недоедания или неадекватного потребления калорий, так как отсутствуют ограничения в пище, принимаемой на ифтар или сухур. Кроме того, свое дело делает таравих, который помогает метаболизму еды. Такая молитва включает в себя упражнение для всех мышц и связок и в отношении расхода калорий может быть отнесено к категории мягких физических упражнений.

    Пост необходим человеческому организму, чтобы извлекать энергию при сжигании углеводов, в частности, сахара. Во время поста колоссально увеличивается процесс потребления организмом углеводов, что приводит к сокращению сахара и инсулина в крови. Во время поста для энергетических потребностей организма сжигается жир в жировых складках.

    Пост способствует физиологическому отдыху пищеварительной и центральной нервной системы, а также нормализует метаболизм.

    Пост не вызывает никаких побочных эффектов в здоровом организме и оказывает благотворное влияние на уменьшение веса и метаболизм.

    Мусульманский пост приводит к отказу от вредных привычек, в следствие чего организм очищается. Этот период становится хорошей тренировкой по укрощению привычки в надежде на то, что ее эффект продлиться и после Рамадана.

    Бесценна польза поста для душевного состояния человека. В этот период категорически запрещается злословие, сплетни, выражение злости и проявление какого-либо негатива, в ответ на отрицательные эмоции верующий должен помнить о своем посте и воздерживаться от проявления отрицательных эмоций. Таким образом, в Рамадан верующий обретает ощущение умиротворенности и спокойствия.

    Во время поста в ваш организм не поступает пища, что заставляет его вырабатывать энергию путем сжигания запасов жиров, углеводов и сахара. В этом процессе ключевую роль играет печень, которая преобразует жиры в химические вещества, называемые кетоновыми телами.


    За последние десятилетия накопились сведения, указывающие на важное значение кетоновых тел в поддержании энергетического баланса. Кетоновые тела — топливо для мышечной ткани, почек и действуют, вероятно, как часть регуляторного механизма с обратной связью, предотвращая излишнюю мобилизацию жирных кислот из жировых депо. Во время голодания кетоновые тела являются одним из основных источников энергии для мозга.


    В это время происходит очищение от токсинов, накопленных шлаков. А интоксикация является причиной слабости, головных болей, тошноты, повышения температуры. При обычном питании химические вещества и токсины всасываются в организм из пищи и окружающей среды и хранятся в жировых запасах. При любой, даже незначительной простуде микробы начинают выделять в организм большое количество токсичных веществ. Во время поста распадаются жиры, что приводит к очищению от токсинов толстой кишки, печени, почек, легких, лимфатических желез и кожи. Организм проходит процесс самоочищения, в результате чего улучшается работа всех его органов и систем.


    Пост исцеляет ум, тело и душу. На физическом уровне, энергия и ресурсы используются не только для работы пищеварительной системы (которая перегружается из-за чрезмерного питания), но так же для функционирования иммунной системы и запуска обменных процессов, позволяя организму исцелять, восстанавливать и пополнять себя. Память обостряется, как лезвие бритвы. Вы можете припомнить имена, места и обстоятельства событий, которые происходили с вами много лет назад. Вы становитесь более способными к самообразованию.


    Медицинские исследования показывают, что во время поста патологическим разрастаниям тканей, таким как опухоли, начинает не хватать питательных веществ и, следовательно, они становятся более восприимчивыми к расщеплению и выводятся из организма.


    Пост позволяет организму использовать свои собственные ресурсы в полном объеме и сосредоточиться на восстановлении организма на микроскопическом уровне, поскольку ДНК и РНК становятся более эффективными в переписывании белков и тканей, которые нужны организму. Этот обновленный синтез белка приводит к более здоровым клеткам, тканям и органам.


    Во время длительного поста происходят следующие изменения: небольшое снижение температуры тела в связи с сокращением скорости обмена веществ (скорость обмена веществ уменьшается в целях экономии энергии) и общих функций организма, снижение уровня сахара в крови, поскольку организм использует резервуар гликогена в печени.


    Где-то на седьмые сутки поста, плюс-минус два дня, наступает так называемый ацидотический криз (выделение повышенного количества ацетона из крови), что проявляется в некоторой нехватке кислорода, ощущении физической слабости, запаха ацетона изо рта, повышении температуры. На следующий день эти симптомы исчезают, происходит, как бы перерождение организма, полное отсутствие желания пищи. Ощущение внутренней свободы и эйфории. Организм начинает интенсивно пожирать все больное и не нужное ему. Это больные клетки, излишки углеводов, жировые отложения. Идет перестройка внутри организма. Он мудро распределяет энергию по всем участкам тела, отводя самым важным органам - мозгу и сердцу – основной приоритет. Связки становятся эластичными, суставы подвижными (сильно возрастает гибкость). Все вышеуказанное способствует резкому улучшению энергетики организма.

    Значение и польза поста

    Именем Милостивого Аллаха!
    Уважаемые братья и сестры!
    В этом разделе мы расскажем о четвертом столпе Ислама – соблюдении поста в месяце Рамадан, о его значении и пользе.
    Пост, или как еще его называют ураза, является одним из пяти столпов Ислама. Недействительна вера того, кто отрицает обязательность его соблюдения. Пост (савм) в переводе с арабского означает «воздержание». А по шариату – это воздержание от еды, питья, половых отношений и т.п., т.е. всего того, что нарушает пост, в течение светового дня.

    Всевышний в Коране повелевает, чтобы соблюдали уразу. В хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорится, что месяц Рамадан является месяцем, в котором Аллах предписал для нас соблюдение поста.
    Уместно отметить, что и современная наука однозначно утверждает о том, что мусульманский пост полезен для здоровья, он лечит болезни, очищает организм и выводит шлаки. Ведь не зря Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поститесь – выздоровеете».
    В основу данного буклета вошли отрывки из книги «Ихья’ ‘улюми-д-дин» имама Абу Хамид аль-Газали, в котором говорится об особенностях и значении поста.
    Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отмечает, что пост это половина терпения, а терпение – это половина веры. Всевышний Аллах говорит, что «любое доброе дело вознаграждается десятикратно, кроме поста, который принадлежит Ему и за который Он Сам вознаграждает». Для Аллаха пост особенно дорог. Всевышний поведал нам устами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что запах, исходящий из уст постящегося, приятней для Аллаха, чем аромат мускуса. Всевышний также говорит: «Верующий смирил плоть свою ради Меня. Пост его посвящен Мне, и от Меня за него награда».
    В хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорится, что у Рая есть врата, которые называются «Арраян», через них войдут только постящимся, которые непременно увидят Аллаха в награду за воздержание. Также сказано, что постящегося ждут две радости: это радость от разговения и радость от встречи с Аллахом. Видя постящегося, радуясь за своего раба, Аллах говорит ангелам: «Таков раб Мой ангелы, ради Меня он не ест и не пьет, и бросил забавы».
    Постящемуся воздается сторицей за совершенное им, и он даже не в состоянии представить себе, какова награда и благодарность ему от Аллаха.
    А что до благости самого поста, то тому две причины. Первая причина заключена в том, что суть поста – это воздержание. Вторая – в том, что пост сам по себе – это тайна, ибо нет в нем действий, которые можно увидеть явно. Все обряды совершаются прилюдно, кроме самого поста: постимся мы на виду у одного лишь Аллаха, так как пост – внутреннее действие, совершаемое усилием нашей воли.
    Результатом поста является победа над врагом человека – шайтаном, орудие которого – плотские страсти, исходящие от еды и питья. В хадисе говорится, что шайтан подбирается к сыну Адама через кровеносные пути, и когда спросили, как же защититься от него, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил, что следует сузить эти пути голодом. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также говорил, чтобы стучались во врата Рая, и когда его спросили: «Чем?», он ответил: «Голодом».
    Что же есть пост, как не одоление сатаны. Пост является препятствием его козням и преградой на его путях. Кто старается взять верх над врагом Аллаха, тот получит помощь от Самого Аллаха. Начинается это усердием человека в совершении Богоугодных дел, воздаянием за которые является помощь Аллаха и направление человека по Истинному пути. Всевышний в Коране говорит, что тех, кто усердствовал в благом, Аллах поведет по Своему пути, и поистине Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними. Так вот, пока на тех пастбищах, где пасется шайтан, будет полно травы, и пока человек, проявляя усердие голодом и другими поклонениями, не перекроет сатане путь к своему сердцу, не откроется ему величие Всевышнего Аллаха. В хадисе сказано, что сыны Адама давно узрели бы царство небесное, если бы шайтаны не кружили над их сердцами. Поэтому и стал пост вратами поклонения Аллаху и спасением. Остановимся на изложении внешних и внутренних его условий, которые определяются в трех разделах.
    Первый раздел касается внешних условий и правил, которых шесть:
    1. Установление начала месяца Рамадан.
    2. Намерение, которое следует делать для каждой ночи Рамадан.
    3. Ничего не принимать во внутрь с умыслом, помня о посте.
    4. Воздержание от соития.
    5. Воздержание от испускания семени.
    6. Воздержание от намеренного опустошения чрева посредством рвоты.
    Второй раздел касается тайны поста и его внутренних условий.
    Необходимо отметить, что у поста три уровня. Первый уровень – это пост общий для всех, второй – строгий пост и третий – очень строгий.
    При общем посте, необходимо держать чистым чрево и оберегать себя от плотских страстей. При строгом посте следует удерживать от греха глаза, уши, язык, руки, ноги и другие органы. А при самом строгом – следует отрешить сердце от суеты мира и мирских мыслей, т.е. всего, кроме Аллаха Всевышнего.
    Строгий пост – это пост добродетельных, бегущих от всякого телесного греха. Полнота такого поста достигается совершением шести действий.
    1. Следует притуплять взгляд, отводить глаза от всего запретного и от всего того, что отвлекает сердце от поминания Аллаха. В хадисе сказано, что взгляд – это одна из отравленных стрел сатаны, и тот, кто опустит глаза свои в страхе перед Аллахом, ощутит в своем сердце сладость веры. В хадисе также говорится, что строгий пост прерывается сладострастным взглядом.
    2. Следует воздержаться от пустословия, лжи, сплетен, грубости, брани, лицемерия, а также стараться соблюдать молчание, поминая Всевышнего Аллаха.
    3. Следует удерживать слух от бранных слов, ибо от скверного языка происходит осквернение слуха. Слушающего брань, Аллах приравнял к тому, кто ведет браные речи. В хадисе говорится, что злословящий и слушающий – оба соучастники в грехе.
    4. Следует оберегать ноги, руки и другие части тела от запретного и сомнительного.
    5. Следует не злоупотреблять дозволенным, набивая свой живот. Как мы знаем, пост – это гибель для шайтана и обуздание человеческих страстей. Так, какую же пользу принесет пост, если при наступлении темноты восполнять то, что не доел днем, с избытком вкушая различные яства? Установился даже обычай делать запасы и потреблять в месяце Рамадан больше, чем в иные месяцы. А ведь известно, что пост требует умеренности и обуздания страстей, дабы укрепить душу благочестием. Если же терпеть от рассвета до заката, разжигая желание, а затем наброситься на изысканные яства и насытиться, то только увеличится плоть и возрастут вожделения. Дух же и тайна поста заключена в усмирении и укрощении сил, коими пользуется сатана, устремляя человека к злу. А усмирения этих сил не добиться кроме как умеренностью, вкушая не больше того, что обычно вкушаешь вечером.
    6. Нужно чтобы сердце при разговении находилось в трепете между страхом и надеждой, ибо мы не знаем, принят наш пост Всевышним или нет. Если принят пост, тогда мы в числе приблизившихся к Аллаху, а если нет, то тогда – в числе отвергнутых. И так надлежит чувствовать себя после каждого положенного действа.