• Cоветы паломникам. Портал "дивное дивеево" Поздравления с престольными праздниками

    Община мусульман! Вслед за священным месяцем Рамадан настали месяцы хаджа. Желающие посетить святые места получили возможность осуществить свою мечту.

    Получили возможность выполнить обряды хаджа, которые Всевышний Аллах сделал фардом для мусульман, возможность заслужить там своим безупречным поведением большие награды и вернуться домой чистыми и безгрешными, подобно тому, какими они были в тот день, когда их мать родила.

    Тот, кто добьётся этого, получит то, о чем говорил наш досточтимый Пророк e. Вот, что он говорит: «Наградой для совершившего безупречный хадж человека, может быть только Рай». (Бухарий).

    Община мусульман! Совершение хаджа является одним из основных столпов Ислама. Он так же обязателен для верующего, как и исполнение пятикратного ежедневного намаза, соблюдение поста в месяце Рамадан, выплата закята с имущества.

    Не позавидуешь тому, кто ушел из этой жизни, не совершив Хаджа, хотя у него и были возможности для этого. Передают, что выдающиеся ученые как Сагьид ибн Джубейр, Муджахьид, Тъауус высказывались против того, чтобы совершать заупокойную молитву над теми, кто пренебрег этим предписанием Аллаха.

    А когда у одного ученого умер богатый сосед, он не встал в ряды молящихся над ним из-за того, что тот не совершил хаджа, хотя были возможности.

    Так же дошли до нас слова Ибн Гьаббаса (да будет довольство Аллаха над ним): «Умершие с долгом по закяту или без совершения хаджа, будут просить, чтобы их еще раз вернули к жизни на земле»

    Община мусульман! Как бы печально это не звучало, но тогда как одни возвращаются из мест совершения хаджа с заработанными многочисленными благами, другие везут с собой горе, и даже могут заслужить огонь Ада своими деяниями во время паломничества.

    Так вот, чтобы не оказаться в группе людей, которые просто собрались вместе, а быть с теми, кто приехал с намерением совершить хадж, необходимо основательно и всесторонне подготовиться к такому важному делу.

    Самое главное – это упование на Аллаха Всемогущего, на то, чтобы ОН поддержал намерение, облегчил трудности, сохранил здоровье.

    Предпосылкой для поддержания Аллахом намерения о хадже является в первую очередь то, что средства, на которые совершается хадж, должны быть заработаны честным трудом, из дозволенного источника.

    Из хадисов дошло до нас, что в случае, когда хадж совершается на честно заработанные средства, ангелы просят о благословлении паломников, а в противном случае они ругают их. Тъабараний «аль-мугьджам аль-аусат».

    Желаешь благополучия от Всевышнего, сам тоже проявляй активность; хочешь, чтобы Аллах поддержал твое дело, тогда и сам не будь пассивным, а будь живым, деятельным. Стоит подумать о тех, кто будут твоими спутниками в эти дни.

    Если не хочешь вернуться с пустыми руками, не заработав никакого блага, не бери себе в спутники тех, кто не знает ничего о хадже и не придает значения его обрядам. Еще страшнее, чем пустые руки, это — когда ты возвращаешься запачканный новыми грехами. Если не хочешь такой участи для себя, тогда не связывайся с безнравственными, не сторонящихся грехов людьми.

    Помимо этого не стоит отправляться в хадж, не ознакомившись с порядком его совершения. «Кто не знает что такое Риба, пусть не приходит на наш рынок», — говорил Гьумар (да будет довольство Аллаха над ним). Это значит то, что, не разобравшись в деле, не берись за его исполнение, не греши сам, и не принуждай других к греху!

    Сколько недозволенных, предосудительных действий совершается там из-за невежества, незнания паломниками правил совершения обрядов хаджа. Ответственность за это в первую очередь ложится на тех, кто берет на себя обязательства по доставке людей в эти святые места.

    Хадж подобен намазу. Суть намаза заключается в том, чтобы совершать его с должной богобоязненностью и жить, охраняя себя силой, которую черпаешь из непосредственного общения с Творцом (хвала Ему!). Точно также обстоит дело и в хадже: не совершил его с должной богобоязненностью, с адабом, с высокой нравственностью – значит, ты растерял цену своего хаджа.

    Хадж – это святое дело, и совершается он в святых местах, свято так же и время, в которое он исполняется. Все эти моменты необходимо глубоко прочувствовать и не забывать об этом ни на мгновение ока!

    Почитающий то, что почтил Аллах Тагьаля и сам заслуживает почтения. Да удостоимся и мы такого почтения! Да облегчит Аллах тяготы тех, кто в этот раз намерился посетить эти святые места! А тем, у кого желание попасть туда пока не совпадает с возможностью, пусть Аллах воздаст добром за их благие намерения в этой жизни и в Ахъырате!

    Совершение обрядов Хаджа сопряжено с некоторыми физическими нагрузками, которые в купе с необычным климатом могут вызвать ухудшение самочувствия людей преклонного возраста, лиц страдающих хроническими заболеваниями. Да и здоровые паломники бывает что простужаются. Поэтому вместе с паломниками на святую землю уже который год отправляется и бригада врачей.
    О том, как проходит медицинское обслуживание наших граждан, мы говорили с Гаджиевым Абдулой Набиевичем, заместителем министра здравоохранения РД, руководителем группы врачей по оказанию медицинской помощи паломникам, совершающих Хадж по программе благотворительного фонда Сулеймана Керимова.

    – Абдула Набиевич, Вы на Хадже в качестве врача уже не первые раз. В чём специфика Вашей работы здесь?
    – Я вместе с коллегами несу большую ответственность за состояние здоровья паломников из Дагестана, и мы стараемся организовать работу по профилактике заболеваний, как инфекционных, так и соматических, а также оказанию своевременной и качественной медицинской помощи в необходимых случаях.
    Вся наша работа направлена на сохранение физического здоровья паломников, без которого невозможно выполнить все ритуалы Хаджа, которые связаны не только с физической нагрузкой, но и с нервным перенапряжением паломников.

    – Как формировалась медицинская группа и по каким критериям подбирались врачи?
    – Медицинская группа сформирована по инициативе муфтия Дагестана Ахмада-хаджи Абдулаева, по предложению которого я и возглавил группу врачей. Для поездки на Хадж я использовал, как и полагается свой очередной отпуск.
    По предложению муфтия группа врачей сформирована в соответствии с количеством авиарейсов – 15 врачей, т.е. из расчета один врач на один рейс. Те же врачи сопровождают паломников на всем протяжении маршрута следования.
    Четверо из нас уже были на Хадже и имеют опыт оказания помощи паломникам и знают специфику местных условий. Остальные врачи, среди которых и две женщины ранее не были на святой земле и им предоставлена возможность выполнить пятый столп Ислама. Была поставлена задача, чтобы медперсонал был сформирован из представителей разных национальностей. Весь медперсонал профессионально подготовлен, это опытные врачи. Одним из основных критериев при подборе врачей, конечно, наряду с профессионализмом, была их богобоязненность.

    – По приезду в КСА, как вы развернули программу по оказанию медпомощи паломникам?
    – В городе Медина медпомощь паломникам оказывалась группами врачей по месту проживания паломников в гостиницах. А в городе Мекка все паломники из благотворительных рейсов Сулеймана Керимова, а это около 2500 человек, размещены в одной гостинице. Там же на первом этаже мы развернули не совсем обычный по своей структуре медпункт, где врачи принимают больных согласно составленному графику круглосуточно. И там же есть две отдельные мужская и женская палаты из шести коек по типу дневного стационара. В тоже время прикрепленные за группами врачи не прекращают работу также по участковому принципу.

    – Как вы оцениваете общее состояние здоровье паломников?
    – В процессе подготовки к Хаджу многие паломники прошли обследование и лечение в амбулаториях и поликлиниках по месту жительства, а так же на уровне республиканских лечебно-профилактических учреждений. Также они получили профилактические прививки от инфекционных заболеваний. Среди паломников много пожилых людей, которые страдают хроническими сердечно-сосудистыми бронхолегочными заболеваниями. Среди паломников есть и инвалиды по зрению, плохослышащие, глухонемые, и с тяжелыми заболеваниями опорно-двигательного аппарата, есть и больные, страдающие сахарным диабетом и заболеваниями почек и печени, различными болезнями аллергического характера и другими заболеваниями.

    – Как бы Вы оценили общее состояние дел с оказанием медпомощи нашим паломникам во время Хаджа, насколько Вы обеспечены необходимым оборудованием, медикаментами?
    – Созданные организаторами Хаджа условия для работы врачей позволяют нам оказывать своевременную и квалифицированную помощь больным и проводить профилактическую и санитарно-просветительную работу среди паломников. Что касается медикаментов, то мы полностью обеспечены необходимыми медикаментами, применяемыми при самых разнообразных заболеваниях органов и систем организма человека. Об этом также побеспокоились организаторы Хаджа. В необходимых случаях без особых проблем мы прибегаем к услугам скорой медицинской помощи, а также консультациям и стационарному лечению в госпиталях Саудовской Аравии.
    Следует подчеркнуть, конечно, в условиях жаркого климата и физических нагрузок на паломников, связанных с выполнением ритуалов Хаджа, обостряются многие хронические заболевания. А неправильное использование кондиционеров и употребление холодных напитков приводит часто к простудным заболеваниям.

    – Абдула Набиевич, что вы чувствуете на этой святой земле не как врач, а как верующий мусульманин, совершая Хадж?
    – Альхамдулиллях, я и ранее несколько раз совершал Хадж и те чувства, которые испытывает паломник трудно передать, их просто надо испытать на себе. Но одну скажу, что с каждым разом трепетное чувство, связанное с ощущением ничтожности земной жизни перед величием и бесконечностью Того Мира и ответственностью перед Создателем, усиливается и заставляет задуматься над смыслом бытия и собственной ничтожностью. Все происходит по воле Аллаха. Я и мои коллеги воздаем хвалу Всевышнему, за то, что мы оказались в числе тех, кто оказывает помощь братьям по вере, совершающим Хадж.

    – Ваше мнение от общей организации благотворительного Хаджа Сулеймана Керимова в этом году?
    – Во-первых, выражаю огромную благодарность Сулейману Керимову за финансирование Хаджа для такого огромного количества социально незащищенных людей, для которых паломничество оставалось многие годы несбыточной мечтой. Также большая благодарность муфтию Ахмаду-хаджи Абдулаеву за четкую организацию Хаджа для этой категории людей. Паломники почувствовали истинную заботу о себе. Да вознаградит их Всевышний.

    – Какие будут пожелания паломникам?
    – Желаю, чтоб паломники в добром здравии, совершив Хадж, вернулись к своим семьям, которые их с нетерпением ждут в родном Дагестане. Искренне желаю, чтобы они оставались пропагандистами не только Ислама, но и здорового образа жизни, ведь Ислам и здоровье это одно целое. И да примет Аллах Хадж паломников всего мира! Амин.

    Беседовал Хаджи-Мурат Раджабов

    Зачем нужен церковный этикет

    Поздравления православных людей друг друга с христианскими праздниками, в том числе и поздравления письменные, - это давняя традиция.

    Но годы безбожия, столько лет царившие в нашей стране, прервали немало традиций, стерли из памяти людей то, что раньше каждый человек знал с детства, что было естественным и само собой разумеющимся.

    Утеряны и теперь с трудом восстанавливаются правила поведения, которые в продолжение веков складывались в церковной среде.

    Незнание, казалось бы, самых простых вещей - как правильно обратиться к священнику, как поздороваться и как попрощаться, как должны верующие люди - братья и сестры во Христе - приветствовать друг друга - все это становится порой для новоначальных серьезной проблемой.

    Каждый из нас, сегодня пришедших к вере, знает на своем опыте, как сковывает, мешает и зачастую даже лишает духовной радости незнание правил церковного этикета. Вот только один пример из горького опыта новоначальных. Многие, начав ходить в храм, лишали себя священнического благословения только потому, что не знали, как это правильно сделать, что сказать, в какое время лучше подойти к батюшке, как себя вести после благословения.

    Как правильно поздравить с тем или иным христианским праздником? Как правильно оформить письмо или письменное поздравление, особенно если оно адресовано духовному лицу?

    В море православной литературы, издающейся сейчас, практически нет ничего на эту тему.

    Обращение к духовенству

    В православии существует три степени священства: диакон, священник, епископ. Диакон - помощник священника. Он не имеет той благодатной силы, которая дается в Таинстве рукоположения во священника, но за советом и молитвой к нему можно обращаться.

    К диакону нужно обращаться со словами «Отец диакон». Например, «Отец диакон, вы не подскажете, где найти отца настоятеля?» Можно называть по имени, но обязательно в сочетании со словом «отец». К примеру: «Отец Александр, будет ли завтра вечером исповедь?» Если говорят о диаконе в третьем лице, употребляют следующие формы: «Отец диакон говорил сегодня…» Или: «Отец Александр сейчас в трапезной».

    Формы обращения к священнику

    Существует несколько форм обращения. В русской православной среде есть давний обычай ласково называть священника батюшкой. Часто к нему так и обращаются: «Батюшка, можно с Вами поговорить?» или, если о нем, то говорят: «Батюшка сейчас совершает требы», «Батюшка вернулся из поездки».

    Кроме этой, разговорной, формы, есть другая - более строгая и официальная, к примеру: «Отец Михаил, разрешите обратиться к Вам с просьбой?» В третьем лице, ссылаясь на священника, обычно говорят: «Отец настоятель благословил…», «Отец Богдан посоветовал…» Не совсем хорошо сочетать чин и имя священника, например: «Иерей Петр», «протоиерей Василий». Хоть и допустимо, редко употребляется сочетание «отец» и фамилия священника, например: «отец Соловьев».

    В какой форме - на «ты» или на «вы» - нужно обращаться в церковной среде, решается однозначно: на «вы». Даже если отношения уже близкие, при посторонних проявление в церкви этой излишней фамильярности выглядит неэтично.

    Как здороваться со священником

    По церковной этике священнику не принято говорить «Здравствуйте» или «Добрый день». Священнику говорят: «Батюшка, благословите» или «Отец Михаил, благословите!» и испрашивают благословение.

    Во время периода от Пасхи до отдания праздника, то есть в течение сорока дней, приветствуют словами «Христос Воскресе!», священник благословляет, отвечая: «Воистину Воскресе!» Если вы случайно встретили священника на улице, в транспорте или каком-то общественном месте, если он даже не в священническом облачении, все равно можно подойти и взять у него благословение.

    Правила общения мирян

    Миряне, общаясь друг с другом, тоже должны придерживаться правил и норм поведения, принятых в церковной среде. Поскольку мы едины во Христе, верующие называют друг друга «Брат» или «Сестра». В церковной среде даже пожилых людей не принято называть по отчеству, зовут только по имени. Имя православного христианина связано с нашим небесным покровителем, и поэтому оно должно употребляться в семье по возможности в полной форме и во всяком случае без искажений, например, Сергей, Сережа, а не Серьга, Серый, Николай, Коля, но ни в коем случае не Кольча, Колян и так далее. Ласкательные формы имени вполне допустимы, но в разумных пределах. Православные люди любят ездить в паломнические поездки по монастырям.

    Обращение в монастырях

    Обращение в монастырях следующее. В мужском монастыре к наместнику , который может быть архимандритом, игуменом или иеромонахом, можно обращаться с указанием его должности, например: «Отец наместник, благословите» или с употреблением имени: «Отец Никон, благословите». Более официальное обращение - «Ваше Высокопреподобие» - это если наместник архимандрит или игумен, и «Ваше преподобие» - если иеромонах. В третьем лице говорят «отец наместник», или по имени «отец Иннокентий».

    К благочинному , первому помощнику и заместителю наместника, обращаются с указанием должности: «отец благочинный» или с добавлением имени «отец Иоанн».

    Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословение. Если же они без священнического сана, но имеют постриг, говорят «отец эконом», «отец казначей». К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику - «брат».

    В женском монастыре к игумении обращаются таким образом: «мать игумения» или с употреблением имени «мать Варвара», «матушка Мария» или просто «матушка».

    В обращении к монахиням говорят: «мать Иоанна», «мать Елизавета».

    Обращение к архиерею

    К архиерею обращаются: «Владыко» : «Владыко» - это звательный падеж церковнославянского языка: «Владыко, благословите», «Владыко, позвольте…» В именительном же падеже - Владыка. Например, «Владыка Филарет благословил вам…» В официальной речи, в том числе письменной, употребляются иные формы. К епископу обращаются: «Ваше Преосвященство» или «Преосвященнейший Владыко». Если в третьем лице: «Его Преосвященство».

    Обращение к архиепископу,
    митрополиту, Патриарху

    К архиепископу и митрополиту обращаются: «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвяшеннейший Владыко», в третьем лице: «По благословению Его Высокопреосвященства сообщаем вам…» К Патриарху обращаются так: «Ваше Святейшество», «Святейший Владыко». В третьем лице: «Его Святейшество».

    Письмо можно начать словами: «Владыко, благословите». Или: «Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство), благословите.» В правом углу листа ставится дата и указание святого, память которого чтит в этот лень или другой церковный праздник, выпавший на этот день. К примеру:

    Приведем в качестве примера отрывки из письма Святителя к архиепископу Онисиму (Фестинову):

    17 июля 1957 года
    пос. Петушки Владимирской обл.
    Св. благоверного великого
    князя Андрея Боголюбского

    ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО,
    ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО
    И МИЛОСТИВЫЙ АРХИПАСТЫРЬ!

    Приветствую Вас с праздником создателя соборного храма и первого собирателя Русской земли. Приветствую и с завтрашним праздником преподобного Сергия, Вашего небесного покровителя.

    Нередко слышу о Ваших недомоганиях. От всего сердца желаю, чтобы Господь за молитвы чудотворцев Владимирских и преподобного Сергия уврачевал Ваши недуги и чтобы ничто не мешало Вам участвовать в торжествах нашего соборного храма…

    К Патриарху обращаются: «Ваше Святейшество, Святейший Владыко». Приведем часть письма, написанного Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому) Святителем .

    Его Святейшеству,
    Святейшему Патриарху
    Московскому и всея Руси
    Алексию

    ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО,
    СВЯТЕЙШИЙ ВЛАДЫКО ПАТРИАРХ,
    МИЛОСТИВЫЙ АРХИПАСТЫРЬ И ОТЕЦ!

    Сыновне приветствую Вас с восьмидесятилетием. Молю Бога, да даст Вам достигнуть старости еще более маститой, и если не достигнуть лет патриарха Иакова, то хотя бы сравняться с годами жизни с его любимым сыном Иосифом.

    Молю Бога, да укрепит Ваши силы, духовные и телесные, и да поможет Вам многие, многие годы, до конца дней

    Ваших мудро окормлять корабль Церковный, право править слово истины и совершать подвиг молитвенника за Православную и за Русскую землю .

    Поздравления с праздниками

    Письма и письменные поздравления - древнейшая форма общения православных. Эта традиция идет еще с апостольских времен. Велико и бесценно эпистолярное наследие церковных писателей. Существуют блистательные образцы переписки простых верующих.

    «У нас, православных, каждый день праздник», - говорят иногда как бы в шутку верующие. И действительно. Церковный календарь - это сплошной праздник. Письменные поздравления верующих с Пасхой, Рождеством Христовым, престольным праздником или днем Ангела - важное и радостное для каждого христианина событие. Надо знать, что здесь существуют определенные правила, или, точнее, установившиеся формы написания письменных поздравлений к тому или иному празднику. С чего начать такое послание? Если это поздравление какого-либо духовного лица, то надо знать, как правильно к нему обратиться (о чем говорилось выше).

    Как поздравить с Пасхой

    В ряду Господних праздников праздник Пасхи занимает центральное место, а в ряду всех праздников христианских он «столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». Все Богослужение и церковные обряды этого праздника особенно торжественны и проникнуты одним чувством радости о Воскресшем.

    При конце утрени, после пения «друг друга обымем, рцем братие! И ненавидящим нас простим все воскресением» - все верующие начинают приветствовать друг друга словами «Христос Воскресе» и христосоваться, целуя друг друга в щеку трижды.

    Радостное пасхальное приветствие напоминает нам то состояние апостолов, в котором они, когда внезапно пронеслась весть о Воскресении Христовом, с изумлением и восторгом говорили друг другу: «Христос Воскресе!» и отвечали: «Воистину Воскресе!» Взаимное лобызание - это выражение любви и примирения друг с другом, в память всеобщего прощения и примирения нашего с Богом смертью и Воскресением Иисуса Христа.

    Весь период от Пасхи до отдания праздника, то есть сорок дней, первыми словами приветствия у христиан являются слова «Христос Воскресе!», а в ответ говорят: «Воистину Воскресе!» Письменное поздравление с Пасхой тоже начинается словами «Христос Воскресе!». Можно выделить эти слова красным цветом. Если вы поздравляете не духовное лицо, а мирянина, лучше всего обратиться так: «Дорогой брат (или сестра) во Христе!» или просто по имени:

    ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

    Сердечно приветствую Вас, Верочка, родная моя, с Светлым Праздником Воскресения Христова.

    Молю Бога, чтобы свет Воскресения всегда озарял Ваш путь. Чтобы Солнце правды - Христос всегда согревал Вас…

    К священнику, которого вы близко знаете, можно обратиться «Дорогой батюшка!» или «Дорогой батюшка, отец Иосиф…» Поздравления должны быть искренними и дышать любовью. Высоким образцом могут служить прекрасные, полные духовной радости поздравления отца .

    ДОРОГОЙ ВО ХРИСТЕ БАТЮШКА!

    Что это за чудесные слова! Как от них изменяется все вокруг нас и в нас самих. В этих словах и победная весть, и призыв к радости, и приветствие любви, и пожелание мира.

    Произнося сии радостные слова, простираю свои руки к Вам, чтобы братски обнять Вас вместе с пасхальным троекратным целованием и пожелать Вам светлой радости, крепкого здоровья и сильного духа на служение вечному Архиерею Христу и святой Церкви Его.

    Радуюсь вместе с Вами, родными Вашими и близкими о Воскресшем Христе.

    Воистину Воскресе Христос!

    Пасха Христова
    1982 год

    Ваш недостойный собрат и убогий богомолец.

    Поздравительному посланию с Пасхой могут предшествовать слова из ирмосов, тропарей или песен пасхального канона. Приведем для примера выдержки из некоторых праздничных посланий отца Иоанна:

    Светися, светися, новый Иерусалиме…
    ДОРОГИЕ МОИ!
    ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! РАДУЙТЕСЯ!

    Услышим же сердцем первые слова Воскресшего Спасителя к женам-мироносицам: «Радуйтеся!

    Воскресение Твое, Христе Спасе,

    Ангели поют на небесех…

    …Отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите Воскресшего Христа во веки…

    И вновь пасхальный благовест наполнил мир.

    ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

    Смерти празднуем умерщвление…

    Иного жития вечного начало…

    Заканчивается поздравление с Пасхой всегда словами «Воистину Воскресе!», тоже выделенными красным. Торжественны, значительны и задушевны заключительные слова писем отца Иоанна:

    Да охранит Воскресший Господь в жизнь вечную каждого делателя на ниве Своей, да умножит их силы и дерзновение в служении и соделает труд их многоплодным .

    ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

    Пасха Христова
    1992 год

    С братским пасхальным целованием. Ваш собрат и богомолец…

    Дорогие мои, веруем же во Свет и сынам Света будем и совостанем со Христом!

    Воистину! Воистину!

    Воистину Воскресе Христос!

    Благодать Воскресшего Господа укрепит вас на пути спасения.

    С любовью о Христе Ваш [подпись отца Иоанна (Крестьянкина)]

    Поздравления
    и поздравительные послания
    с Рождеством Христовым

    Праздник Рождества Христова по величию воспоминаемого события празднуется торжественнее всех праздников, за исключением Пасхи. Святой называет праздник Рождества Христова «честнейшим и важнейшим всех праздников», «материю всех праздников». Радость этого события так велика, что Церковь издревле постановила весь день праздника сопровождать церковным звоном.

    Торжественное прославление Рождества Христова после Богослужения в храмах переносится в жилища верующих.

    Во многих семьях к празднику Рождества устанавливают елки. Этот обычай основывается как на словах пророка Исаии о Спасителе: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис.11 :1 ) , так и на словах церковного песнопения в честь события Рождества Христова: «Христе - отрасль от корня Иессеева и цвет от него произрос Ты от Девы».

    Украшение срубленных веток елок свечами, огнями и сладостями показывает, что наша природа - бесплодная и безжизненная ветвь, только во Иисусе Христе - источнике жизни, света и радости - может принести духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (см. Гал.5 :22-23 ) .

    В поздравлениях с Рождеством, в отличие от поздравлений с Пасхой, нет обязательной, освященной веками формулы, с которой бы оно начиналось. Это могут быть слова ирмоса из первой рождественской песни «Христос раждается, славите!»:

    ХРИСТОС РАЖДАЕТСЯ, СЛАВИТЕ!

    Дорогая сестра во Христе Р.! Мои тебе поздравления с ныне рождающимся Христом и молитвенные пожелания возрастать всю жизнь во Христе в меру возраста Его. Как очистить сердце, чтобы приблизиться к великой благочестия тайне: «Бог явился во плоти?» Желаю тебе помощи Богомладенца Христа в богоугодных делах твоих.

    Твой богомолец К .

    Приведем одно из поздравлений с Рождеством Христовым святителя Афанасия (Сахарова):

    СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ И НА ЗЕМЛИ МИР.

    Милость Божия буди с Вами, родная моя Ольга Александровна!

    Сердечно приветствую Вас с великим праздником и молитвенно благожелаю. Мир Божий да преисполнит сердца наши, да воцарится он не только в человецех благоволения, в людях доброй воли, но и во всем мире.

    Призываю на Вас Божие благословение.

    Спасайтесь о Господе .

    * * *

    Всечестнейшая Матушка игумения со всеми о Христе сестрами!

    С великим праздником Рождества Христова поздравляю Вас, матушка, и всех сестер вверенной Вами святой обители.

    К сожалению, в наше время поздравления зачастую отправляются и приходят не вовремя. Это дурная и неблагочестивая привычка. Несмотря на то, что Пасхе или Рождеству Христову предшествует многодневный тяжелый пост, а последние дни перед праздниками наполнены хлопотами и заботами - все же это не оправдание. Надо положить себе за правило: поздравлять со святыми праздниками вовремя.

    Нужно ли праздновать новый год?

    Нужно ли праздновать Новый год? Многие православные люди, особенно из новоначальных, с жаром отвергают этот праздник, тем более что он приходится на Рождественский пост. Они считают, что у православных - другое время и что истинный Новый год может наступить по «старому стилю» только 14 января. На самом деле гражданское новолетие, или Новый год, Церковью не отвергается. Накануне гражданского Нового года совершается благодарственный молебен. Когда-то Новый год в России праздновался 1 сентября и совпадал с церковным новолетием. До сих пор именно в этот день начинается богослужебный круг. Лишь при Петре I гражданский Новый год перенесли на 1 января, как в Европе.

    Отвечая на вопрос, нужно ли праздновать Новый год, отец Александр (Шергунов) говорит: «Вообще, это число совершенно условное и, в конце концов, можно было бы выбрать наугад любой день, начиная отсчет нового года именно с него.

    Участие в праздновании Нового года - это наше естественное человеческое общение, и мы должны в этом участвовать, как все. Это так же нормально, как если мы называем город именно тем именем, которым он сейчас называется, а не так, как нам хочется.

    Новый год для всех людей - особенно теплый праздник. Это - как повеяло весною, это - как весна среди зимы. Все чувствуют торжественность, и зло как бы уходит. Как бы человеку ни было плохо, у него, непонятно откуда, берется надежда, что может произойти чудо, что добро победит. В предновогодние дни человек как будто немного порхает - уже как будто не идет, а летит. Но что означает эта поэзия, откуда эта обновленность, будто каждый из нас не стареет на год, а молодеет на год - больше чем на год? Еще на год сократилась наша жизнь, и, может быть, наступающий новый год будет для кого-то из нас последним годом жизни. Еще на год сократилась наша жизнь, и еще на год приблизились мы к вечности. Вот где разгадка этого праздника. Может быть, юность еще ждет ослепительной новизны земных даров, но зрелость знает, что все повторится. Что было, то и будет, что делалось, то и будет делаться, и «нет ничего нового под солнцем». На земле - утомительная повторность, но с каждым годом мы приближаемся к той вечно новой, бесконечной новизне, которая от Бога, от вечности. Поэтому даже на войне под бомбежками, в смертельной опасности люди не могут не встречать Новый год. «Я хочу дожить хотя бы до Нового года», - говорит безнадежно больной. Не еще один год прожить на земле, а чтобы ощутить эту предновогоднюю легкость и радость. Бессмертная душа каждого человека по природе - христианка и неосознанно чувствует тайну, но только христиане понимают, что это значит. Новый год - это праздник всех людей. Он - как бы Рождество Христово для незнающих Бога. А нам, христианам, дано видеть, как Вечность вступает во время, приоткрывается значимость нашего пребывания на земле и ценность человеческой жизни во Христе Боге.

    Столько горя и зла на нашей земле, и мы знаем, что в новом году нам не удастся избежать новых бед. Так хотелось бы хотя бы на время праздника об этом забыть, но это - мир, в котором мы стоим на пороге нового года. Но что бы ни было - в Новый год всем предлагаются дары, каждому дается новая возможность. В Новом годе присутствует какой-то блеск, каждый человек, как сказал один ребенок, чувствует себя немножко елочной игрушкой, он как бы озарен невидимым солнцем. С Новым годом, с новым счастьем!» В Рождественский пост выпадает немало церковных праздников, когда по уставу разрешается рыба и вино. И в Новый год для православного человека нет ничего предосудительного сесть за праздничный стол со своими близкими и выпить с ними бокал вина.

    Поздравления с престольными праздниками

    Праздничная трапеза

    В престольный праздник поздравляют весь приход: настоятеля, матушку, и всех служителей храма, прихожан. В теплой обстановке давно знающих друг друга людей поздравить настоятеля и прихожан можно простым слогом, начав так: «Дорогого батюшку!» (или дорогого отца настоятеля) и всех прихожан поздравляем с престольным праздником - Покровом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».

    Если же обстановка более официальная, то и слог должен быть строгий, официальный. К диакону, иерею, иеромонаху следует обратиться: «Ваше преподобие», к протоиерею, игумену, архимандриту: «Ваше Высокопреподобие».

    За столом в приходской трапезной во главе стола (то есть в торце, если один ряд столов) или за столом, поставленным перпендикулярно, сидит настоятель либо старший из священников. По правую сторону от него - следующий по старшинству священник. По левую - священник по чину. Рядом со священством сидит председатель приходского совета, члены совета, церковнослужители (псаломщик, чтец, алтарник), певчие. Почетных гостей настоятель обычно благословляет трапезничать ближе к голове стола.

    Если вы пришли в тот момент, когда большинство собравшихся за столом, то вы садитесь на свободное место, не заставляя всех сдвигаться, или туда, куда укажет настоятель. Если трапеза уже началась, то, попросив прошения, желают всем: «Ангела за трапезой» - и садятся на свободное место.

    На праздничной трапезе соблюдают меру во всем: питье, еде, разговорах, шутках, продолжительности застолья.

    Поздравления с днем Ангела.
    Праздничный стол,
    подарки

    Именинами называется день памяти святого, в честь которого назван христианин. Другие названия этого дня - день тезоименитства, день Ангела.

    День Ангела - особый день. Мы празднуем здесь, на земле, память своего святого, чтобы, как пишет святой праведный , и наши святые «вспомнили и ходатайствовали за нас перед Богом… Дни рождения и именин должны быть преимущественно пред всеми другими днями буднями, обращать сердца и очи к небу, с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю, с мыслию, что там наше Отечество и Отец, что земля не отечество, а место пришельствия и странствия, что прилепляться к тленным вещам безрассудно, грешно… богопротивно, что к Богу надо прилепляться всем сердцем».

    Православные люди посещают в дни своих именин храм, причащаются Святых Христовых Таин.

    Дома с близкими людьми и гостями совершается трапеза. Смущение вызывает незнание либо гостем, либо хозяином обычной для верующих формы приветствия. Входящий в дом произносит: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас». На что хозяин отвечает: «Аминь». Или гость говорит: «Мир вашему дому», а хозяин отвечает: «С миром принимаем».

    Приглашая гостей на такой праздник, желательно серьезно продумать состав гостей. Люди верующие и далекие от веры могут на таком празднике не найти общего языка. Человеку неверующему будут скучны и непонятны разговоры на духовные темы, и в результате он уйдет обиженным и с испорченным настроением. С другой стороны, на почве различного миропонимания могут возникнуть жаркие и даже оскорбительные споры и праздник будет забыт.

    Но если приглашенный на пути к вере жаждет духовного, то такие встречи за столом могут пойти ему на пользу.

    На праздничной трапезе, поздравляя именинника, обычно поют тропарь его святому, желая помощи небесного заступника. Кроме всего прочего, конечно, желают духовных плодов. И чтобы это пожелание действительно запечатлилось в сердце именинника, важно хорошо продумать заранее поздравительные слова и тосты.

    Веселье за дружеским застольем естественно, но оно не должно переходить за грань.

    Оживить и сделать полнее, интересней вечер могут хорошие записи духовной музыки или фильм о святых местах, но, разумеется, в меру.

    Немаловажно правильно выбрать к такому особому празднику и подарки. Лучше, если они будут духовного плана - иконы, книги, что-нибудь из церковной утвари, сладости, цветы.

    В завершение застолья именинник благодарит собравшихся за поздравления, а гости поют ему «Многая лета».

    Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносят на ближайшую субботу, воскресенье или же вообще на Светлую седмицу.

    При написании поздравления ко дню Ангела не забудьте пожелать самое главное - помощи небесного заступника.

    Хочется привести поздравление святителя Афанасия (М. Сахарова), обращенное к известному московскому батюшке, «пастырю безбожных времен», священнику Николаю Голубцову:

    Милость Божия буди с Вами, возлюбленный о Господе отец Николай!

    Сердечно приветствую Вас с праздником святителя Николая. Горячо желаю, да молитвы святителя Николая хранят Вас на всех путях Вашей жизни, да содействуют Вам в устроении храма души Вашей и Вашей домашней церкви, в Вашем служении притекающим в Ваш храм людям православным.

    Приведем еще несколько образцов поздравлений с днем Ангела.

    Дорогой, родной, досточтимый и никогда не забываемый отец Владимир!

    Сердечно поздравляю Вас с днем Вашего Ангела. Всей душой желаем Вам от Господа Бога здоровья, да укрепит Господь Бог Ваши духовные и телесные силы в подвиге пастырского служения на ниве Христовой на многая лета, многая лета.

    * * *

    Милую матушку и деток поздравляем с дорогим именинником.

    С любовью о Господе всегда молящаяся о Вас духовная дочь.

    * * *

    Глубокоуважаемый отец Георгий!

    Примите сердечные поздравления с днем Вашего Ангела. Да пошлет Вам Господь, молитвами Вашего великого покровителя, здоровье телесное и крепость духовную к ревностному прохождению Вашего пастырского служения.

    * * *

    Батюшка! Поздравляю Вас с Ангелом - предстателем Вашего спасения. Усердно желая Вам радоваться о Господе, прошу святых молитв Ваших и благословения. Воздаст Вам Господь за любовь Вашу и милостивые приветствия Ваши великою милостию Своею!

    Свадебные поздравления и подарки

    Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных, знакомых, - от блеска свечей, от церковного пения как-то невольно становится празднично на душе.

    После венчания молодых встречают у входа в дом иконой и хлебом-солью посаженые отец и мать или родители. И дальше гости продолжают праздник за столом.

    Главным распорядителем на свадьбе является шафер. Вместе с близкой подругой невесты он обходит гостей для сбора денег, которые затем жертвует на богоугодные дела.

    Поздравления, тосты и пожелания, которые произносятся на свадьбе в семьях верующих, конечно, должны быть в первую очередь духовного содержания: о назначении христианского брака, что такое любовь в понимании Церкви, об обязанностях мужа и жены по Евангелию. О том, как важно построить настоящую христианскую семью - домашнюю церковь.

    Свадьба церковных людей должна проходить в благочестивой обстановке с соблюдением благопристойности и меры.

    Письменные поздравления со вступлением в брак содержат в себе те духовные пожелания, о которых писалось выше.

    Поздравление может выглядеть так:

    Дорогие Константин и Анна!

    Примите искреннее поздравление со вступлением в законный брак, душевно желаем вам всех благ и милостей от Господа, Царицы Небесной.

    Поздравляйте, братья и сестры, друг друга с нашими православными праздниками, делитесь той несказанной радостью, которую они нам дарят, и пусть наша брошюра поможет вам сделать это достойно и благочестиво.

    Мир и Божие благоволение да будет с вами.

    Паломничество - это не развлекательное путешествие и наши благочестивые предки усердно трудились над душой своей, чтобы иметь возможность посетить православные святыни . Чтобы Господь, видя их старание и труд, простил их согрешения вольные и невольные и дал им возможность исправить жизнь свою, преодолевая все трудности, которые человек испытывает в своей жизни.

    Как подготовиться к поездке:

    • посоветоваться с духовным наставником,
    • взять на себя обеты, поститься,
    • иметь нательный крест,
    • подготовить поминальные записки («о здравии», «об упокоении»),
    • просто настроиться на встречу со святыней без особых приготовлений.

    Что взять с собой в паломнический тур:

    • благочестивую одежду,
    • удобную обувь на низком каблуке,
    • предметы личной гигиены,
    • бутылочки для Святой воды из целебных источников.

    Необходимо иметь при себе:

    • паспорт и полис медицинского страхования,
    • запас воды для санитарно-гигиенических нужд в дороге,
    • личную аптечку,
    • деньги для пожертвований в посещаемых храмах и монастырях.

    Внешний вид

    Для благочестивого христианина внешний вид имеет большое значение, потому что очень тесно сопряжен с внутренним состоянием. Само благочестие начинается внутри, в душе.

    Стремление к чистоте сердечной, естественно, приводит и к внешней опрятности. Смирение и скромность становятся видимы через скромность одежд и кроткое поведение. Тишина душевная приводит человека к тихому разговору, сдержанной жестикуляции и мимике, осторожной речи. Церковный человек стремится во всем - и во внутреннем, и во внешнем - соблюдать меру и порядок. В поведении христианина и его внешнем виде нет случайного, ненужного, лишнего.

    Знающих прихожан отличает бережное отношение ко всему - свечам, запискам и даже деньгам. Громкие разговоры и неумеренная жестикуляция в храме не приняты. И конечно, недопустимы сигналы мобильного телефона, а тем более разговоры по нему.

    Веками вырабатывался образ православного христианина, по которому его можно узнать издалека. Это образ стал традицией и даже неписаным правилом.

    ОДЕЖДА должна соответствовать полу. Женщины должны быть одеты в платье с длинными рукавами и узким воротом или в блузку (также с длинными рукавами) с юбкой, закрывающей ноги так, чтобы никто не обращал на них внимания. Брюки, как преимущественно мужская одежда, не приняты, так как не закрывают ног.

    Мужчины надевают брюки (но не шорты) и рубашку с длинными рукавами. Джинсы допустимы, если не рваные и не грязные. Вообще вся одежда должна быть чистая и опрятная. По праздникам она может быть и нарядная и соответствовать цветам облачений духовенства и украшениям храма.

    ЧИСТОТА. Телесная чистота обязательна для всех, особенно для причащающихся. Волосы у мужчин должны быть аккуратно уложены и связаны (если длинные), чтобы не попадали на святыни, к которым он будет прикасаться; у женщин волосы должны быть под платком. Не приветствуется яркая и обильная косметика, которая вследствии чего оставляет следы на священных предметах, при лобзании их. Не допускается приходить в храм надушенными сильными, вызывающими ароматами.

    Как вести себя в паломнической поездке

    Ошибка 1. «Поболтать в дороге – не грех»

    Сев в автобус, мы, как правило, начинаем разговаривать на житейские темы с попутчиком. Удержитесь от этого, если сможете.
    Главное, что вам потребуется в пути – это настроить свое сердце на кроткий и благостный лад. Чтобы это у вас получилось, сделайте в дороге 3 важные вещи:

    1. МОЛИТЕСЬ. Но молитесь ровно столько, сколько можете, чтобы понимать смысл молитвы.

    2. ИЗБЕГАЙТЕ ДОРОЖНОЙ БОЛТОВНИ. «Милый дорожный треп» сбивает неподготовленного паломника с нужного настроя души, помните об этом весь путь.

    3. Перед поездкой задайте себе ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: «Зачем, собственно, я еду в паломничество и что именно хочу там получить?» Попросить о чем-то? Поблагодарить? Получить благословение? Выздороветь? Будет лучше, если для начала Вы поставите перед собой ТОЛЬКО ОДНУ задачу, сделав ее целью Вашего паломничества (в противном случае Вы будете слишком много суетиться, распыляясь на другие дела).

    Ошибка 2. «Мясо - в сумку, сигареты – в карман…»

    Если Вы не смогли попоститься эту неделю перед поездкой, сделайте хотя бы то малое, что Вы в состоянии сделать сейчас: откажитесь на время поездки от мясного, молочного и сигарет. Набитый тяжелой пищей желудок мешает духовной работе.

    Отдайте предпочтение легкой еде, овощам или фруктам. Откажитесь также в поездке от привычки пить пиво, курить сигареты и красить губы или глаза. Там, в монастырях, никому нет дела до того, как Вы выглядите, так что потерпите с этим делом до дома.

    Ошибка 3. «Не уверен, что смогу…»

    Приехав к святому источнику, часто можно слышать: «Ой, вода холодная, не уверена, что смогу окунуться 3 раза, да еще «с головой». Мысли – материальны, поэтому не стоит произносить вслух таких слов! Тогда вы обязательно сможете.

    Ошибка 4. «Хочу все сразу»

    Главная суета обычно начинается, когда Вы окажетесь на территории многолюдного монастыря. Самое трудное здесь – не поддаться этой суете и не сорваться на осуждение других людей, которые, может быть, делают что-то не так, как Вам бы хотелось. Соблазн осуждения тут велик – ведь вокруг суетятся такие же, как и мы, люди, приехавшие из больших городов.

    Если Вы не подготовили ДО отъезда поминальные записки («о здравии», «об упокоении»), это можно сделать и в автобусе, по дороге. В этом случае у Вас будет больше времени вспомнить всех, кого бы Вы хотели помянуть.

    Покупку сувениров для домашних лучше всего оставить на день отъезда.

    Ошибка 5. «О вреде стахановщины»

    Многие думают, что чем больше в монастыре они сделают дел, чем больше купят свечей и чем больше искупаются в источниках, тем больше «дополнительной» благодати Божьей они получат.

    Не берите количеством купленных свеч и поклонов. Подходите к тем иконам, которые Вы знаете, на молитвы которым отзывается Ваше сердце.

    Доброе напутствие

    В один приезд ВСЕ охватить невозможно. Да, наверное, и не нужно. Сделайте поездку радостью для Вашей души. Для этого мы искренне желаем Вам:

    • воздержитесь от суеты,
    • сдержите осуждение ближнего,
    • умерьте жажду пускаться в праздные разговоры,
    • сосредоточьтесь на важном и помните о главной цели вашей поездки.

    Чаще всего чудотворные иконы хранятся в монастырях, и, чтобы помолиться перед такой иконой, паломники едут в обитель. Для людей, неискушенных в правилах паломничества, поездка в монастырь – дело непростое. Ведь любая православная обитель – отдельный мир, который живет по своим строгим правилам и законам. Помните старинную русскую поговорку: «В чужой монастырь со своим уставом не ходи» ? Мы не можем вести себя в монастыре так же, как ведем в миру, за его стенами. Мы обязаны неукоснительно соблюдать все правила той обители, в которую приехали паломниками.

    Обязательно перед паломничеством возьмите благословение у Вашего духовника или священника Вашего прихода. Прославляйте Господа и Богородицу за дарование сил и благоприятных обстоятельств на паломническую поездку.

    Как подготовиться:

    • посоветоваться с духовным наставником;
    • взять на себя обеты, поститься;
    • иметь нательный крест;
    • подготовить поминальные записки («о здравии», «об упокоении»);
    • просто настроиться на встречу со святыней без особых приготовлений.

    ПЕРЕД ВХОДОМ В ХРАМ

    Прежде всего, подходя к храму, православные люди совершают крестное знамение и поясной поклон. При этом взирают на его святые купола и кресты.

    Крестное знамение должно совершаться благоговейно. Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человества. Поэтому делать это следует с величайшим благоговением и вниманием. Небрежное совершение крестного знамения является грехом.

    ВНУТРИ ХРАМА

    Входя на паперть, ещё раз осеняем себя крестным знамением, так как здесь уже есть святые иконы. Оставляем все разговоры, не относящиеся к храму, к Церкви за порогом; нужно ощущать себя как в святом месте.

    Миновав паперть, входим в храм. Поворачиваемся к алтарю, то есть на восток, и совершаем три поясных поклона с крестным знамением.

    Вы можете поставить свечи к иконам и приложиться: дважды совершите крестное знамение поклоном, благочестиво поцелуйте икону, и снова, перекрестившись, поклонитесь святыне.

    Если Вы пришли в храм при уже идущем богослужении, не разговаривайте и не переходите с места на место до его окончания.

    ВНЕШНИЙ ВИД

    Женщины должны быть одеты в платье с длинными рукавами или в блузку с юбкой ниже колен. Не приветствуется яркая и обильная косметика, оставляющая следы на священных предметах; нельзя приходить сильно надушенными.

    Мужчины надевают брюки (джинсы допустимы, если не рваные) и рубашку с длинными рукавами.

    Одежда должна быть чистая и опрятная. Волосы должны быть под платком или связаны (длинные у мужчин), чтобы не попадали на святыни, к которым вы будете прикасаться.

    ОБРАЩЕНИЕ К ДУХОВЕНСТВУ

    Подойдя к священнику, поклонитесь ему в пояс и попросите благословить Вас. Для этого сложите ладони крестом: правую на левую, ладонями вверх и преклоните голову. Священник осенит Вас крестным знамением. Получив благословение, поцелуйте руку священника, благословляющую Вас, как невидимую руку Самого Христа. После этого вы можете задать вопрос.

    Если Вы не знаете имени священника, то скажите просто - "батюшка". Если имя священника Вам известно, то можно назвать его, например, "отец Олег". Фамилии в церкви не употребляются.

    Если Вам придется обращаться к епископу, то к его имени нужно прибавить "Владыко". Благословения при встрече можно попросить у епископа так же, как и у священника.

    ОБРАЩЕНИЕ К МОНАХАМ

    В обителях есть послушники, рясофорные монахи, мантийные монахи, схимонахи. В мужском монастыре часть монахов имеет сан (служат диаконами, священниками). Обращение в монастырях следующим образом.

    К монаху имеющему постриг, обращаются "отец", к послушнику - "брат", к схимнику, если употребляется сан, добавляется приставка "схи" - например, "отец схиархимандрит".

    Если монах имеет священнический сан, к нему можно обратиться «батюшка» и спросить благословения.

    К наместнику обращаются "отец наместник" или с употреблением его имени - "отец Павел". К благочинному: с указанием должности ("отец благочинный"), с добавлением имени.

    Игуменья, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. Обращаются к ней "мать игуменья". В обращение к монахиням говорят "мать Серафима", к послушницам "сестра".

    Едем в поездку!

    Что взять с собой:

    • благочестивую одежду;
    • удобную обувь на низком каблуке;
    • предметы личной гигиены, аптечку;
    • бутылочки для Святой воды из целебных источников;
    • предметы личной гигиены;
    • паспорт и полис медицинского страхования;
    • запас воды для санитарно-гигиенических нужд в дороге;
    • деньги для пожертвований в посещаемых храмах и монастырях;
    • на паломнике должен быть нательный крест.

    «Поболтать в дороге – не грех...»

    Сев в автобус, мы, как правило, начинаем разговаривать на житейские темы с попутчиком. Удержитесь от этого, если сможете. Главное, что вам потребуется в пути – это настроить свое сердце на кроткий и благостный лад. Чтобы это у вас получилось, сделайте в дороге 3 важные вещи:

    1. МОЛИТЕСЬ . Но молитесь ровно столько, сколько можете, чтобы понимать смысл молитвы.

    2. ИЗБЕГАЙТЕ ДОРОЖНОЙ БОЛТОВНИ . «Милый дорожный треп» сбивает неподготовленного паломника с нужного настроя души, помните об этом весь путь.

    3. Перед поездкой задайте себе ГЛАВНЫЙ ВОПРОС : «Зачем, собственно, я еду в паломничество и что именно хочу там получить?» Попросить о чем-то? Поблагодарить? Получить благословение? Выздороветь? Будет лучше, если для начала Вы поставите перед собой ТОЛЬКО ОДНУ задачу, сделав ее целью Вашего паломничества (в противном случае Вы будете слишком много суетиться, распыляясь на другие дела).

    «Мясо - в сумку, сигареты – в карман…»

    Если Вы не смогли попоститься эту неделю перед поездкой, сделайте хотя бы то малое, что Вы в состоянии сделать сейчас: откажитесь на время поездки от мясного, молочного и сигарет. Набитый тяжелой пищей желудок мешает духовной работе.

    Отдайте предпочтение легкой еде, овощам или фруктам. Откажитесь также в поездке от привычки пить пиво, курить сигареты и красить губы или глаза. Там, в монастырях, никому нет дела до того, как Вы выглядите, так что потерпите с этим делом до дома.

    «Не уверен, что смогу…»

    Приехав к святому источнику, часто можно слышать: «Ой, вода холодная, не уверена, что смогу окунуться 3 раза, да еще "с головой"» . Мысли – материальны, поэтому не стоит произносить вслух таких слов! Тогда вы обязательно сможете.

    «Хочу все сразу...»

    Главная суета обычно начинается, когда Вы окажетесь на территории многолюдного монастыря. Самое трудное здесь – не поддаться этой суете и не сорваться на осуждение других людей, которые, может быть, делают что-то не так, как Вам бы хотелось. Соблазн осуждения тут велик – ведь вокруг суетятся такие же, как и мы, люди, приехавшие из больших городов.

    Если Вы не подготовили ДО отъезда поминальные записки («о здравии», «об упокоении»), это можно сделать и в автобусе, по дороге. В этом случае у Вас будет больше времени вспомнить всех, кого бы Вы хотели помянуть.

    Покупку сувениров для домашних лучше всего оставить на день отъезда.

    «О вреде стахановщины»

    Многие думают, что чем больше в монастыре они сделают дел, чем больше купят свечей и чем больше искупаются в источниках, тем больше «дополнительной» благодати Божьей они получат.

    Не берите количеством купленных свеч и поклонов. Подходите к тем иконам, которые Вы знаете, на молитвы которым отзывается Ваше сердце.

    Доброе напутствие

    В один приезд ВСЕ охватить невозможно. Да, наверное, и не нужно. Сделайте поездку радостью для Вашей души. Для этого мы искренне желаем Вам:

    • воздержитесь от суеты;
    • сдержите осуждение ближнего;
    • умерьте жажду пускаться в праздные разговоры;
    • сосредоточьтесь на важном и помните о главной цели вашей поездки.

    Паломничество - это не развлекательное путешествие и наши благочестивые предки усердно трудились над душой своей, чтобы иметь возможность посетить православные святыни. Чтобы Господь, видя их старание и труд, простил их согрешения вольные и невольные и дал им возможность исправить жизнь свою, преодолевая все трудности, которые человек испытывает в своей жизни.

    Ангела вам в дорогу!