• Руки во время дуа. Тайна поднятия рук во время мольбы (дуа). В переводе данная молитва звучит так

    Из того удивительного, что приводит один из антропоморфистов в качестве довода для своего ложного мазхаба это поднятие рук к небесам в мольбе (дуа).

    Данное утверждение не может быть принято, потому что небеса – кибла (направление) для мольбы (дуа). Смысл этого в том, что место ниспослания милости – это небо, которое является причиной различных видов даров. Мольба (дуа) также служит причиной отвергания различных видов бедствий.

    Если бы дело обстояло так, как утверждает этот заблудший, то было бы более подходящим обратиться к небесам лицом. Но Установивший Шариат запретил нам это во время мольбы (дуа), чтобы не было сомнительных предположений, что Тот, к Кому обращаются , находится на небесах. Как на это указывают слова Всевышнего :

    قال الله تعالى: "وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ..." (سورة البقرة/186)

    «Я знаю, что делают Мои рабы. Когда Мои рабы тебя (о Мухаммад !) спрашивают: "Близок ли Аллах , к нам, чтобы Он знал, что мы скрываем, объявляем или оставляем?", – скажи им (о Мухаммад !), что Я ближе к ним, чем они могут себе представить. Доказательство этого – молитва просящего, доходящая до Меня сразу. И Я отвечаю молящемуся, когда он взывает ко Мне…» (смысл 186 аята суры «Аль-Бакара»).

    قال الله تعالى: "...فَأَيْنَمَا تُوَلُّواْ فَثَمَّ وَجْهُ اللَّهِ..." (سورة البقرة/115)

    «…Где бы мусульмане ни совершали молитву, везде довольство Аллаха (то есть кибла, которой Аллах доволен) , который принимает молитву мусульман…» (смысл 115 аята суры «Аль-Бакара»).

    Упомянул шейх Абу Муин ан-Насафи, имам этой науки, то, что учёные утвердили: поднятие рук к небу во время мольбы (дуа) – чистое проявление набожности.

    Комментатор алляма ас-Сагнаки сказал: это ответ рафидитам, перешедшим границы, иудеям, карамитам и всем антропоморфистам, которые придерживаются того, что Всевышний – на аль-Арше. Сказано, что аль-Арш сделан киблой для сердец во время мольбы (дуа), подобно тому, как Кааба сделана киблой для тел во время намаза. Поистине, также велено во время мольбы (дуа) повернуться лицом в сторону Каабы , подняв при этом руки к небесам и не поднимая лица вверх.

    Хотя истинным является обращение к Создателю неба сердцем, но тонкость смысла поднятия рук к небесам в том, что они – клады уделов рабов. Как сказал об этом Всевышний :

    قال الله تعالى: "وَفِي السَّمَاء رِزْقُكُمْ..." (سورة الذاريات/22)

    «На небе находится ваш удел…» (смысл 22 аята суры «Аз-Зарият»).

    Человек сотворён таким, что склонен к обращению в ту сторону, где осуществится его цель. Например, когда правитель обещает войску провизию, то они склонны к тому, чтобы обратиться в сторону складов, хотя убеждены, что сам правитель там не находится.

    Мулла Али аль-Кари. «Равзат аль-Азхар шарх фикх аль-Акбар»

    Подготовил Рашид Шамалаков
    г. Ставрополь

    Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

    Все о религии и вере - "молитва каждого мусульманина" с подробным описанием и фотографиями.

    Мусульманские молитвы являются основой жизни каждого правоверного. С их помощью любой верующий человек поддерживает связь с Всевышним. Мусульманская традиция предусматривает не только обязательные пятикратные ежедневные молитвы, но и личные обращения к Богу в любое время, посредством чтения дуа. Для благочестивого мусульманина молится и в радости, и в горе является характерной особенностью праведной жизни. С какими бы трудностями не сталкивался правоверный, он знает, что Аллах всегда помнит о нем и защитит его, если он будет ему молиться и прославлять Всевышнего.

    Коран – священная книга мусульманского народа

    Коран – это главная книга в мусульманской религии, он является основой мусульманской веры. Название священной книги происходит от арабского слова «чтение вслух», также оно может переводиться, как «назидание». Мусульмане очень трепетно относятся к Корану и считают, что священная книга является прямой речью Аллаха, и она существовала вечно. По закону ислама Коран можно брать только в чистые руки.

    Правоверные считают, что Коран был записан учениками Мухаммеда со слов самого пророка. А передача Корана верующим была осуществлена через ангела Джабраила. Первое откровение Мухаммедом было получено, когда ему исполнилось 40 лет. После этого в течение 23 лет он получал другие откровения в разное время и в разных местах. Последнее было получено им в год его смерти. Все суры записывались сподвижниками пророка, но впервые были собраны воедино уже после смерти Мухаммеда – во время правления первого халифа Абу-Бакра.

    В течении некоторого времени мусульмане использовали отдельные суры для того, чтобы обращаться с молитвой к Аллаху. Только после того, как Осман стал третьим халифом, он приказал систематизировать отдельные записи и создать единую книгу (644-656). Собранные воедино все суры составили канонический текст священной книги, который в неизменном виде дошел до наших дней. Систематизация проводилась в первую очередь, согласно записям спутника Мухаммеда – Зайда. По легенде именно в таком порядке завещал суры к использованию пророк.

    В течение дня каждый мусульманин должен помолиться пять раз:

    • Утренняя молитва совершается в период от утренней зари до восхода солнца;
    • Полуденная молитва совершается в период, когда солнце находится в зените до момента, когда длина теней достигнет их высоты;
    • Предвечерняя молитва читается с момента, когда длина теней достигает их высоты до заката солнца;
    • Молитва на закате совершается в период от заката солнца до момента, когда погаснет вечерняя заря;
    • Молитвы при сумерках читается в период между вечерней и утренней зарей.

    Такая пятикратная молитва называется намаз. Кроме этого в Коране имеются и другие молитвы, которые правоверный может читать в любое время по необходимости. Ислам предлагает молитвы на все случаи жизни. К примеру, мусульмане часто используют молитву для того, чтобы покаяться в грехах. Специальные молитвы читаются перед принятием пищи и при выходе из дома или входе в него.

    Коран состоит из 114 глав, которые являются богооткровениями и называются сурами. Каждая сура включает в себя отдельные короткие высказывания, которые раскрывают аспект божественной мудрости – аяты. Их в Коране – 6500. При этом вторая сура самая длинная, она насчитывает 286 аятов. В среднем в каждом отдельном аяте содержится от 1 до 68 слов.

    По смыслу суры очень разнообразны. Здесь имеются библейские истории, мифологические сюжеты и описания тех или иных исторических событий. Большое значение в Коране уделяется основам мусульманского права.

    Для удобства чтения священная книга разделена следующим образом:

    • На тридцать примерно одинаковых по размеру частей – джузов;
    • На шестьдесят более мелких частей – хизбов.

    Чтобы упростить чтение Корана в течение недели имеется также условное разделение на семь маназилей.

    Коран, в качестве священного писания одной из значимых мировых религий, содержит необходимые верующему человеку советы и наставления. Коран позволяет каждому человеку напрямую общаться с Богом. Но, несмотря на это, люди иногда забывают от том, что они должны делать и как им следует правильно жить. Поэтому Кораном предписывается подчиняться божественным законам и воле самого Бога.

    Как правильно читать мусульманские молитвы

    Совершать намаз рекомендуется в специально отведенном для молитвы месте. Но это условие нужно выдерживать, только если имеется такая возможность. Мужчины и женщины молятся отдельно. Если это невозможно, то женщина не должна произносить молитвенные слова вслух, чтобы не отвлекать мужчину.

    Обязательным условием для намаза является ритуальная чистота, поэтому перед молитвой обязательно проводится омовение. Молящийся человек должен быть одет в чистую одежду и стоять лицом к мусульманской святыне Каабе. Он обязательно должен иметь искреннее намерение молится.

    Мусульманская молитва совершается на коленях на специальном коврике. Именно в исламе уделяется большое внимание визуальному оформлению молитвы. К примеру, ступни ног во время проговаривания священных слов нужно держать, таким образом, чтобы носки не были направлены в разные стороны. Руки следует скрестить на груди. Кланяться необходимо так, чтобы ноги не сгибались, а ступни оставались стоять ровно.

    Земной поклон нужно совершать следующим образом:

    • Встать на колени;
    • Наклониться;
    • Поцеловать пол;
    • Застыть на определенное время в таком положении.

    Любая молитва – обращение к Аллаху, должна звучать уверенно. Но при этом следует понимать, что именно от Бога зависит решение всех ваших проблем.

    Мусульманские молитвы могут использовать только правоверные. Но если требуется помолиться за мусульманина, то можно сделать это с помощью православной молитвы. Но при этом следует помнить, что делать это можно только в домашних условиях.

    Но даже в этом случае необходимо в конце молитвы добавить слова:

    Совершать намаз нужно только на арабском, а вот все другие молитвы допускается читать в переводе.

    Ниже приведен пример совершения утреннего намаза на арабском и в переводе на русский:

    • Молящийся поворачивается в сторону Мекки и начинает молитву словами: «ААллаху Акбар», что в переводе обозначает: «Аллах самый Великий». Эта фраза называется «такбир». После этого молящийся складывает руки на груди, при этом правая рука должна находится сверху левой.
    • Далее произносятся арабские слова «А`уз̇у3 биллях̇и мина-шшайтани-рраджим», что в переводе значит «Обращаюсь за защитой к Аллаху от проклятого шайтана».
    • Далее читается сура «Аль-Фатиха»:

    Следует знать, что если какая-либо мусульманская молитва читается на русском языке, то обязательно нужно вникать в смысл произносимых фраз. Очень полезно слушать аудиозаписи мусульманских молитв в оригинале, бесплатно скачав их из интернета. Это поможет научиться правильно произносить молитвы с нужной интонацией.

    Варианты арабских молитв

    В Коране Аллах говорит правоверному: «Взывайте ко Мне с дуа – и Я помогу вам». Дуа в переводе обозначает «мольба». И этот способ является один из видов поклонения Аллаху. При помощи дуа правоверные взывают к Аллаху и обращаются к Богу с теми или иными просьбами, как для себя, так и для своих близких. Для любого мусульманина дуа считается очень мощным оружием. Но при этом очень важно, чтобы любая мольба шла от сердца.

    Дуа от порчи и сглаза

    Ислам полностью отрицает магию, поэтому колдовство считается грехом. Дуа от порчи и сглаза – это, пожалуй, единственный способ защитится от негатива. Читать такие обращения к Аллаху нужно ночью, в период от полуночи до рассвета.

    Лучшим местом для обращения к Аллаху с дуа от порчи и сглаза является пустыня. Но, понятно, что это не обязательное условие. Так принято считать, потому что в таком месте верующий может абсолютно уединится и общению с Богом никто и ничто не помешает. Для чтения дуа от порчи и сглаза вполне подойдет отдельная комната в доме, в которую никто не зайдет.

    Важное условие: данный тип дуа следует читать только в том случае, если вы уверены, что на вас имеется негативное воздействие. Если вас преследую мелкие неудачи, то на них обращать внимание не следует, так как они вам могут быть посланы с небес, в качестве расплаты за какой-либо проступок.

    Сглаз и порчу помогут одолеть эффективные дуа:

    • Первая сура Корана Аль-Фатиха, состоящая из 7 аятов;
    • 112 сура Корана Аль-Ихлас, состоящая из 4 аятов;
    • 113 сура Корана Аль-Фаляк, состоящая из 5 аятов;
    • 114 сура Корана Ан-Нас.

    Условия чтения дуа от порчи и сглаза:

    • Текст нужно читать на оригинальном языке;
    • В руках во время действа следует держать Коран;
    • Во время молитвы нужно находится в здравом и трезвом рассудке, ни в коем случае до того, как начать молится, не употреблять спиртное;
    • Мысли во время молитвенного ритуала должны быть чистыми, а настрой позитивным. Нужно отказаться от желания отомстить своим обидчикам;
    • Менять местами вышеперечисленные суры нельзя;
    • Проводить ритуал избавления от порчи нужно в ночное время в течение недели.

    Первая сура является открывающей. В ней прославляется Бог:

    Текст молитвы звучит следующим образом:

    В суре «Аль-Ихляс» речь идет о человеческой искренности, вечности, а также власти и превосходстве Аллаха над всем на грешной земле.

    112 сура Корана Аль-Ихляс:

    Слова дуа звучат следующим образом:

    В суре «Аль-Фаляк» верующий обращается с просьбой к Аллаху одарить весь мир рассветом, который станет спасением от всего лихого. Молитвенные слова помогают освободиться от всякого негатив и изгнать злых духов.

    113 сура Корана Аль-Фаляк:

    Слова молитвы такие:

    В суре «Ан-Нас» содержатся молитвенные слова, касающиеся всех людей. Проговаривая их, верующий вымаливает защиты у Аллаха для себя и своих родных людей.

    114 сура Корана Ан-Нас:

    Слова молитвы звучат так:

    Дуа для очищения дома

    В жизни каждого человека дом занимает значимое место. Поэтому жилью всегда нужна надежная защита на всех уровнях. В Коране имеются определенные суры, которые позволят это выполнить.

    В Коране приводится очень сильная универсальная молитва-оберег от пророка Мухаммеда, которую нужно проговаривать утром и вечером каждый день. Ее условно можно считать профилактическим средством, так как она защитит верующего и его дом от шайтанов и прочих нечистей.

    Слушать дуа для очищения дома:

    На арабском языке молитва звучит следующим образом:

    В переводе данная молитва звучит так:

    Наиболее сильным для защиты дома считается аят 255 «Аль-Курси» суры «Аль-Бакара». Текст его обладает глубинным смыслом с мистической направленностью. В этом аяте, доступными словами Господь говорит людям о Себе, он указывает на то, что Его нельзя сопоставлять с ни с чем, и ни с кем в сотворенном им мире. Читая этот аят, человек размышляет над его значением и постигает его смысл. При произношении молитвенных слов сердце верующего наполняется искренней убежденностью и верой, что Аллах поможет ему противостоять злым проискам сатаны и защитит его дом.

    Слова молитвы звучат следующим образом:

    Перевод на русский язык звучит так:

    Мусульманская молитва на удачу

    В Коране содержится очень много сур, которые используются в качестве молитв на удачу. Их можно использовать каждый день. Таким способом можно защититься от всяких бытовых неприятностей. Существует примета, что во время зевка обязательно следует прикрывать рот. В противном случае шайтан может проникнуть в вас и начать вам вредить. Кроме того, следует помнить о совете пророка Мухаммеда – для того, чтобы невзгоды обходили человека стороной, нужно держать собственное тело в ритуальной чистоте. Считается, что чистого человека защищает Ангел и просит за него милости у Аллаха.

    Перед прочтением следующей молитвы обязательно нужно провести ритуальное омовение.

    Текст молитвы на арабском звучит следующим образом:

    Данная молитва поможет справиться с любыми трудностями и привлечет удачу в жизнь верующего.

    Ее текст в переводе на русский язык звучит следующим образом:

    Можно выбирать суры из Корана по их содержанию, прислушиваясь к собственной интуиции. Важно молится в полном сосредоточении, осознавая то, что воле Аллаха нужно обязательно подчиниться.

    Мусульманские молитвы для благополучия и здоровья (тексты на русском и арабском языках)

    Основой молитвой в Исламе считается - намаз, благодаря именно намазу происходит связь простого человека со Всевышнем. Мусульманские молитвы для удачи, любви, спокойствия и здоровья в семье – сегодня мы говорим именно о них.

    Намаз читается пять раз в сутки, это способствует очищению души от совершенных грехов, укреплению веры и конечно же, защищает от совершения новых грехов.

    Варианты мусульманских молитв на удачу и любовь

    Тексты мусульманских молитв о здоровье и благополучии

    Перед прочтением молитвы, каждый мусульманин обязан совершить омовение и только после предстать перед Создателем. В утреннюю молитву мусульманин возвышает Аллаха. Он просит у Создателя помощи и прямого пути. В доказательство о своей покорности и в том, что он верен ему, мусульманин совершает поклон до земли.

    Вариант 1: Текст молитвы на русском языке

    Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу миров.

    Я прошу у Тебя, о Аллах, то, что приблизит ко мне Твою милость,

    Действенность Твоего всепрощения, защиту от грехов,

    Пользу от всего праведного.

    Прошу у Тебя спасения от всех ошибок.

    Не оставь ни одного греха, который бы Ты мне не простил,

    Ни одной тревоги, от которой Ты меня не избавил бы, и ни одной нужды, которая, являясь правильной,

    Не была бы удовлетворена Тобою.

    Ведь Ты – Милостивейший.

    «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

    Приветствую тебя, о счастье!

    Добро пожаловать в мой дом!

    Явись подобно песне, о счастье!

    Родись подобно дню и солнцу в небе, о счастье!

    Пролейся дождем, о счастье!

    Приди подобно снегу зимой, о счастье!

    Приди, как долгожданная зима после осени, о счастье!

    Принеси с собой радость, о счастье!

    Открой врата благоденствия, о счастье!

    Пусть лучи благодарности озаряют все вокруг! Приди, о счастье!»

    Вариант 2: текст молитвы на арабском языке с переводом

    Первый вариант: Бисмил-ляяхь, таваккяльту ‘алял-лаахь, ва ляя хавля ва ляя кувватэ илляя бил-ляяхь.

    Перевод: С именем Всевышнего Аллаха! Я уповаю только на Него. Истинная мощь и сила принадлежат только Ему.

    Второй вариант: Аллаахумма иннии ‘ауузу бикя ан адылля ав удалля ав азилля ав узалля ав азлимя ав узляма ав аджхаля ав юджхаля ‘аляйя.

    Перевод: О Господь! Поистине, я прибегаю к Тебе, чтобы не сбиться с верного пути и не быть сведенным с него, чтобы не ошибиться самому и не быть вынужденным ошибиться, чтобы не поступать несправедливо самому и не быть притесненным, чтобы не быть невежественным и чтобы по отношению ко мне не поступали невежественно.

    Текст мусульманской молитвы на благополучие в семье

    Как правильно читать молитву (Намаз уку тэртибе)

    Молитвы читаются на языке откровения, то есть на арабском.

    1. На рассвете (Иртэнге);
    2. В середине дня (Ойлэ);
    3. Вечером (Икенде);
    4. На закате (Ахшам);
    5. При сумерках (Ясту).

    Именно чтение молитвы задает ритм для каждого правоверного мусульманина. Каждый раз, прежде чем совершать намаз, мужчины, женщины обязаны очищать душу свою, тело свое, одеяние и место проведения молитвы.

    Праведные мусульмане стремятся к прочтению молитвы в мечети. В случае, если поблизости нет мечети, то если мусульманин станет молиться в офисе или же в университете, то никто его не осудит.

    Каждый раз перед прочтением молитвы звучит к ней призыв - Азан.

    Условия прочтения мусульманской молитвы

    1. Чистота ритуальная, то есть мусульманин, находящийся в осквернении обязан совершить ритуальное омовение. Всецелое или же частичное омовение - это зависит от степени его осквернения.
    2. Чистота места, то есть процесс молитвы должен совершаться только в месте, где чисто и не осквернено.
    3. Кибла. В течении того, как мусульманин совершает намаз, он обязан стоять к направлению святыни, а именно Каабы.
    4. Одеяние. У мусульманина должна быть абсолютно чистая одежда, которая не запачкана нечистотами. Не допускается даже наличие шерсти грязных животных. А именно, грязными животными считаются свиньи и собаки.
    5. Намерение. У мусульманина должно быть только чистое и искреннее намерение, чтобы совершить молитву.
    6. Трезвость рассудка. При прочтении молитвы недопустимо, чтобы мусульманин был в состоянии нетрезвости или же находился под действием какого-либо препарата.

    Если у Вас остались вопросы или Вам необходима помощь в сложившейся жизненной ситуации, вы можете проконсультироваться с нашими экспертами.

    Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Всевышний Аллах очень Милостив, и не может отпустить с пустыми руками того, кто раскрыл свои руки, обращаясь с мольбою к Нему» (Тирмизи)

    В дуа лучше держать руки перед собой, раскрыв их на уровне груди. Причем следует раскрыть свои ладони так, чтобы между ними был промежуток (чтобы они не смыкались), даже если он небольшой. Не нужно класть одну руку на другую. Во время сильного холода можно сжать пальцы в кулак за исключением указательных (вытянутые указательные пальцы заменяют раскрытые ладони).

    В «Фетаваи Хиндия» о молитве сказано следующее: «Самая лучшая молитва, которая совершается с поднятыми вверх ладонями с небольшим промежутком между ними. Держать руки на уровне груди во время молитвы считается действием, которое определяется как мустахаб (желательное)».

    Пророк, мир ему и благословение, во время молитвы держал руки перед собой, раскрыв их на уровне груди. Существуют предания, по которым Он иногда поднимал руки до уровня плеч, иногда сводил ладони перед собой на уровне груди, а иногда переворачивал их во время мольбы ладонями вниз.

    Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: «Когда обращаешься к Всевышнему с молитвой то раскрывай руки, и не молись, перевернув их ладонями вниз. Закончив молитву, протри ладонями лицо» (Ибн Аббас).

    Однако Посланник Аллаха, мир ему и благословение, иногда поворачивал ладони вниз во время молитвы. Он поступал так, когда не желал чего-то или опасался чего-либо («Муснад» Ахмад ибн Ханбаль). На основе этого хадиса, допустимо совершение молитвы с ладонями, повернутыми вниз. По учению имама Шафии, совершение молитвы подобным образом является сунной, когда человек чего-то боится или когда ему что-то угрожает. Имам Абу Ханифа придерживался мнения, что перевернутые вниз ладони во время молитвы являются сунной лишь при совершении молитвы дождя.

    Протирание лица руками после ду’а — нововведение (бид’а) или сунна?

    Бисмилляхир-рахманир-рахим. АльхамдулиЛлахи раббиль-‘аламин. Уа-с-салату уа-с-саламу ‘аля расулина Мухаммад уа ‘ала алихи уа сахбихи аджмаин!

    А затем:

    Сейчас появились люди, которые посчитав себя учеными, пользуются книгами по хадисам, (игнорируя книги по фикху) и решают что сунна а что бид’а. Они по своему невежеству ставят мухаддисов выше факихов, не понимая, что именно от них мы должны брать знание, а не от мухаддисов, задача которых заключается лишь в собраний и передаче хадисов, а передают они именно факихам, которые определяют за какими хадисами можно следовать, а какие лучше и нужно оставить.

    Эти люди говорят, что нет хадисов подтверждающих поднятия рук во время ду’а и протирание лица после мольбы, и даже если и есть, то они слабые и они никак не могут быть доводом. Так как обстоят дела на самом деле?

    Обратите внимание на следующие хадисы:

    1) Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) рекомендовал сахабам (сподвижникам) во время исполнения ду’а:

    سلوا الله ببطون أكفكم ولا تسألوه بظهورها فإذا فرغتم فامسحوا بها وجوهكم

    «Просите Аллаха своими ладонями и не просите Его тыльной стороной ваших рук, а когда заканчиваете свое ду’а, протрите свое лицо вашими ладонями». (Абу Дауд, хадис 1487, передан Абдуллой бин Аббасом)

    2) В число действий, совершаемых Пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), входило протирание лица рукам после ду’а. Об этом говорил саидуна Умар бин Хаттаб (радиаллаху ‘анху):

    كان رسول الله صلى الله عليه و سلم إذا رفع يديه في الدعاء لم يحطهما حتى يمسح بهما وجهه

    «Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) никогда не опускал свои руки, когда бы он ни поднял их в ду’а, не протерев перед этим свое лицо обеими своими руками». (Тирмизи, хадис 3386)

    3) Сайб Язид (радиаллаху ‘анху) передаёт:

    ١ ان النبى كان اذا دعا فرفع يديه مسح وجهه بيديه رواه البيهقى .)مشك,وةج (١٩٦ص

    «Когда Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) просил ду‘а, то поднимал обе руки и проводил ими по лицу». (Мишкат т.1, стр. 196).

    4. Али ибн Аби Талиб (радиаллаху ‘анху) сообщает, что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:

    «Поднятие рук (при обращении к Всевышнему) – это проявление смирения, в отношении которого Аллах Всевышний сказал: «Мы наложили наказание на них, но они не смирили себя ни пред Господином своим, ни в молитвах своих» . (Сунан аль-Байхаки и Мустадрак аль-Хаким).

    Говорит современный ученый, муфтий Сухайл Тармахомед аль-Ханафи по поводу слабости этих хадисов:

    «Когда алимы в области хадисов комментируют их и указывают, что такой-то является достоверным, а такой-то слабым или хасан (хорошим) и т.д., то они относят это, большей частью, к цепи передатчиков. Их комментарии не относятся к самому хадису как таковому. Хадис может иметь несколько цепей передатчиков, или очень мало или вообще только одну цепь. В зависимости от достоверности каждого передатчика хадиса, хадис классифицируется как слабый, достоверный, приемлемый и т. д. В данном конкретном случае, хадис об обтирании лица после ду’а был записан с несколькими различными цепями передатчиков. Да, они слабы сами по себе (по отдельности). Но когда они собираются вместе, они усиливают друг друга, пока не достигают уровня приемлемости (хасан).

    Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни (рахимахуллах), который был одним из самых выдающихся ученых хадисов своего времени, и автором очень популярного и общепризнанного комментария к Сахиху аль-Бухари «Фатх уль-Бари», признал хадис, поощряющий обтирание руками лица после ду’а, как «хасан» (хорошим и приемлемым). (Джами уль-Усуль). Таким образом, мы делаем вывод, что протирание руками по лицу после ду’а является сунной. А Аллах знает лучше ». (Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта, askimam.ru)

    Спросили Шейха Абд аль-Малика ас-Саади:

    «Каковы положения Шариата о протирании ладонями лица после чтения суры «аль-Фатиха» или же после мольбы? Мы читали фетву, что это нововведение, так как это не приведено в хадисе, и прочитали фетву аль-Альбани, что это нововведение, а что касается хадиса «…А когда завершите, то протирайте ими (т.е. ладонями) лица», то он слабый, несмотря на то, что он от Ибн Аббаса (радиаллаху ‘анху), поскольку передатчик хадиса Абдуллах ибн Исхак аль-Курази – сомнительный. Мы слышали высказывание Иззу ибн Абд ас-Саляма: «Так протирает только невежда». Я надеюсь на разрешение этой проблемы, которая стала причиной споров среди молодежи нашего региона.

    Ответ:

    Протирание лица руками не является нововведением, напротив – это сунна, и об этом приведены хадисы с различными иснадами. Например, Абу Дауд (рахимахуллах) привел от Ибн Аббаса (радиаллаху ‘анху):

    «Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал: «Просите у Аллаха, свят Он и велик, своими ладонями, и не просите внешней стороной кисти, а когда завершите, то протирайте ими ваши лица»».

    Ибн Маджа привел: «Когда обращаешься с мольбой к Аллаху, то моли ладонями, а не внешней стороной кисти, а когда закончишь, то протри ими свое лицо».

    Приведено ат-Тирмизи от Ибн Умара (радиаллаху ‘анху): «Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:

    «Воистину ваш Господь Живой, Щедрый, Он стесняется, чтобы раб поднял свои руки и вернул их пустыми без блага. И когда один из вас поднимает руки, то пусть скажет: «О, Живой, Вечно Сущий, нет божества, кроме Тебя. О Милостивый из милостивейших» три раза, и когда закончит, то пусть выльет это благо на лицо».

    В риваяте, приведенном ат-Тирмизи от Ибн Умара (радиаллаху ‘анху), сказано: «Когда протянет руки в молитве, то пусть не возвращает их, пока не протрет ими свое лицо»».

    Все вышеприведенные хадисы не без слабости, однако слабость иснада не обязательно приводит к слабости текста хадиса, поскольку текст хадиса усиливается при многочисленности иснадов. Даже если каждый отдельно взятый иснад слаб, однако они в совокупности делают слабый хадис хорошим (хасан ли гайр); кроме того этому хадису имеется свидетельство, как мы уже упомянули ранее.

    Хафиз ибн Хаджар аль-Аскалани (рахимахулах) сказал о риваяте, приведенного ат-Тирмизи от ибн Умара (радиаллаху ‘анху): «Его привел ат-Тирмизи (рахимахуллах) и он имеет свидетельства, в том числе приведенный Абу Даудом хадис от ибн Аббаса и другие, они в совокупности говорят, что это хороший хадис». («Субуль ас-Салям», т. 4, стр. 19)

    Что касается слов аль-Альбани, что это нововведение, то как это часто бывает с его высказываниями, это неверно, поскольку нововведение — это новшество о котором ничего не приведено хадисов, аятов, нет иджмы или кияса, и не подпадающее ни под один из принципов Ислама. Поскольку нельзя называть нововведением новшество подпадающее под один из принципов Ислама.

    Не говоря уже о том, что относительно протирания ладонями лица приведены хадисы, и даже признавая их слабыми, нельзя называть протирание ладонями лица нововведением, поскольку совершать дополнительные благие поступки, опираясь на слабый хадис дозволено, хотя и нельзя однозначно связывать это с пророком, как это уже было разъяснено.

    Кроме того, как ты уже узнал, в соответствии с достоверными правилами хадисоведов это — хороший хадис, а не слабый.

    Я говорю моему вопрошающему брату, что аль-Альбани является специалистом только в хадисах и не является факихом, а фатву должны давать факихи, а роль мухаддиса только в анализе хадиса и он оставляет решение вопроса факихам, которые знают выносится ли решение на основе хадиса или нет ». (См.: «Истинное понимание нововведения в Исламе»).

    Говорит шейх Мумтаз аль-Хак аль-Ханафи:

    « Многие люди стали «хадисоустойчивыми». Это как «водоустойчивый» то, что не пропускает влагу. Такие люди обычно обвиняют других. Как например Имама Абу Ханифа (рахматуллахи ‘алейхи) который отдавал предпочтение хадисам Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) перед своим собственным мнением и любопытством. Тогда как те люди настолько «хадисоустойчивые», что ты можешь предоставить им так много хадисов, как возможно, но это всё равно никак не повлияет на них. Например хадис о протирании лица молящимся после ду’а. Этот хадис имам Тирмизи, имам Абу Дауд, и имам Ибн Маджа (рахимахумуллах), привели в своих сборниках хадисов, также и имам Абдураззак (рахматуллахи ‘алейхи), который был учителем имама Ахмада ибн Ханбала (рахматуллахи ‘алейхи), который являлся одним из важнейших шейхов имама Бухари (рахматуллахи ‘алейхи).

    У имам Бухари (рахматуллахи ‘алейхи) всего около 20 хадисов которые известны как «суласият» с цепочкой рассказчиков не больше трёх человек. И в сборнике имама Абдурразака (рахматуллахи ‘алейхи) много сотен хадисов «суласият» с цепочкой рассказчиков не больше трёх. Имам Абдураззак (рахматуллахи ‘алейхи) был мухаддисом. Когда он отправился совершать Хадж и имам Ахмад бин Ханбал вместе с Йахия ибн Муином так же отправились совершать Хадж и Йахия ибн Муин, услышав, что имам Абдураззак прибыл для совершения Хаджа, подошёл к имаму Ахмаду и предложил пойти и навестить имама Абдураззака и послушать его хадисы. На что Ахмад ибн Ханбал ответил: «мне стыдно, что учёный и мухадис такого высокого уровня как имам Абдураззак прибывает сюда для совершения Хажда, а мы будем пользоваться этим, чтобы послушать хадисы. Тем самым мы не проявим к нему никакого уважения, которого он так заслуживает». И уже после Хаджа имам Ахмад бин Ханбал (рахматуллахи ‘алейхи) отправился в путешествие и проделал весь путь до Сана, чтобы послушать хадисы имама Адбуразака (рахматуллахи ‘алейхи) и он так же привёл в своём сборнике хадис о протирании лица молящимся после ду’а.

    Некоторые люди считают это полнейшим нововведением. Часто можно увидеть как такие люди поднимают руки, взывая к Аллаху обращаясь с мольбами и после мольбы они не протирают лицо руками, а либо переворачивают ладонями вниз, либо просто кладут руки на колени. И они считают, что это Сунна и что в Сунне нет никакого упоминания о том, чтобы протирать лицо руками после ду`а. Но как сказано в хадисе, что ду’а это крем, как сливки, поклонения так же как в другом хадисе сказано, что ду’а - это поклонение. И как большинство видов поклонения имеет начало и конец.

    Так же, как например молитву мы начинаем с такбира и заканчиваем произнесением салама. Или пост, мы начинаем поститься с сухура и заканчиваем - ифтаром. Мы начинаем Рамадан основываясь на фазах луны и совершаем ‘Ид основываясь на этом. Мы готовимся к Хаджу начиная с ихрама и тальбия и мы завершаем Хадж тавафом. Таким же образом ду’а начинается с восхваления Аллаха и поднятия рук молящимся и завершается ду’а протиранием лица руками. И это то, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) рекомендовал делать и это было приведено во многих хадисах.

    Умар ибн аль Хаттаб (радиаллаху ‘анху) передал этот хадис и он был записан имамом Тирмизи и ибн Хаджар Аскалани назвал этот хадис хорошим. Но к сожалению во многих кругах этот хадис считается совершенно противоположенным, неверным, слабым. И люди делают обратное тому, что передаётся в хадисе. И такие люди называют себя последователями Пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), но на самом деле они делают противоположенное тому, что передаётся в хадисах и они же обвиняют людей в собрании, обвиняют таких как Абу Ханифа (рахматуллахи ‘алейхи), который считал, что даже слабый хадис лучше чем никакого хадиса вообще. Он отдавал предпочтение даже слабому хадису перед своим мнением ибо даже слабый хадис имеет связь с Пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Так же многие люди говорят, что ведь есть вероятность того, что Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) не говорил или не делал того, что сказано в хадисе. Коран не приказывает и не позволяет нам отрицать или осуждать слабые хадисы. Но многие люди в наши дни поступают именно так, говоря, что это «слабый хадис», «слабый хадис», «слабый хадис».

    В Коране, в суре «Комнаты» говорится:

    يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِن جَاءَكُمْ فَاسِقٌ بِنَبَإٍ فَتَبَيَّنُوا أَن تُصِيبُوا قَوْمًا بِجَهَالَةٍ فَتُصْبِحُوا عَلَى مَا فَعَلْتُمْ نَادِمِينَ

    «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном..» (6 аят)

    Быть может он говорит тебе правду. Так как даже лжец не обманывает постоянно. И даже сама ложь порой может принести правду. И часто можно встретить людей во всём мире которые протирают лицо после совершения ду’а и это не является бид’а (новшество), так как это подтверждается в хадисе. И упоминание о протирании лица руками после ду’а встречается так часто в хадисах, что даже если каждый отдельный хадис является слабым, то в совокупности они делают это достоверным. На примере этой ткани, которая сделана из отдельных нитей и каждая нить сама по себе очень слабая, но вместе они делают ткань прочной. Поэтому это один из принципов в изучении хадисов, если собрать несколько пусть и очень слабых хадисов упоминающих один и тот же субъект, то в совокупности это становится достоверным. И даже если человек хочет оспорить тот факт, что некоторые из хадисов являются достоверными, как мы уже упоминали, ибн Хаджар Аскалани (рахимахуллах), ссылаясь на хадис приведённый имамом Тирмизи (рахимахуллах), от Умара (радиаллаху ‘анху), называет его хорошим. И имам Абу Дауд (рахимахуллах) в его сборнике хадисов так же приводит несколько хадисов о протирании лица руками после ду’а. Один он сам называет слабьым, а об остальных хадисах он умалчивает что делает их приемлемыми. Когда имам Абу Дауд (рахимахуллах) упоминает хадис и не говорит ничего об этом, не критикует, значит что это является приемлемым.

    Ибн Маджа и имам Абдуразак так же собрали и предоставили хадисы о том, что нам следует протирать лицо руками после совершения ду’а. Поэтому сказать, что это бид’а (новшество) это значит зайти слишком далеко ». (https://www.youtube.com/watch?v=AY1beV0uOhE)

    А теперь давайте посмотрим что говорят наши ранние ученые.

    1) Сказано в пятом томе «Фатауа аль-Хиндиййя» :

    « Совершая молитву (ду’а) после намаза предлагается протягивая руки вперед держать их на разный лад. Самым приемлемым является держать руки так, чтобы ладони были врознь и были обращены к небу. Является мустахабом (желательным) держать руки на уровне груди; и после молитвы является суннатом провести ладонями обоих рук по лицу » .

    2) Говорит великий учёный ибн Абидин аль Ханафи (рахимахуллах) на 341-й странице:

    « После намаза, совершая молитву (ду’а), руки протягиваются вперед на уровне груди. Ладони обращаются к небу. Ибо небеса являются киблой молитвы. Руки держат врознь. После молитвы, провести ладонями по лицу является суннатом » .

    3) Имам ан-Науауи (рахимахуллах) в книге «Ат-тахкык» пишет:

    و يندب رفع يدين في كل دعاء خارج الصلاة ثم مسح وجهه بهما

    « Желательно поднимать руки в каждом ду’а вне молитвы и затем протирать ими лицо » .

    Заключение

    Из приведенных хадисов и фетв учёных становится очевидным то, что поднятия рук и протирание лица после ду’а действительно является Сунной. Это не является нововведением, как заявляют некоторые наши братья и сёстры.

    А Аллах знает лучше.

    Подготовил: Хадис аль-Ханафи

    На какой хадис ссылаются ученые, когда говорят, что нужно класть правую руку на левую в положении стоя в намазе?

    Считаю рациональной необходимость подробного раскрытия (с точки зрения мусульманского богословия) такого элемента молитвы-намаза, как сложение рук в положении стоя, ведь нам (знающим и практикующим совершение обязательной молитвы) ежедневно приходится сталкиваться с этим на деле.

    Для тех, кого интересует лишь практический аспект, сразу процитирую обобщенные определения, данные мусульманскими учеными по исследуемой теме: «После поднятия рук во время вступительного такбира мужчины опускают руки на живот прямо под пупком, кладя правую руку на левую, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой . Так говорят богословы-ханафиты, обосновывая свои слова соответствующими доказательствами из Сунны Пророка.

    Согласно шафиитскому мазхабу, желательно опускать руки на живот между грудью и пупком в области сердца так, чтобы ладонь правой руки лежала на локте или между локтем и запястьем левой. Это мнение также имеет соответствующие обоснования» .

    Для тех, кто проецирует мнения и рекомендации ученых - наследников пророков - на свою религиозную практику, зная, что любая наука требует точности, а тем более мусульманское богословие, где все имеет основание, кто жаждет аргументации суждений с соответствующими ссылками на первоисточники, представляю краткое исследование по этой теме.

    Начнем с того, что подавляющее большинство мусульманских ученых , начиная со сподвижников Пророка и первых поколений после них, говорили о желательности расположения правой руки на левой в положении стоя при совершении молитвы. Именно правой на левой . Имам аш-Шавкяни подчеркивал: «В доказательство правоты этого суждения имеется двадцать хадисов от восемнадцати сподвижников и таби‘инов (представителей первого поколения после Пророка)» .

    Вот несколько достоверных хадисов из упомянутых двадцати:

    - «Людям повелевалось [в качестве наставления, исходившего от Пророка], чтобы мужчины клали правую руку на левую во время молитвы [в положении стоя]» ;

    - «Пророк вставал [при совершении молитвы-намаза] впереди нас имамом и [в положении стоя при чтении Корана] брал свою левую руку правой рукой» ;

    Ва’иль ибн Худжр передал: «Я видел Пророка молящимся, и он [в положении стоя при чтении Корана] брал левую руку правой» ;

    - ‘Абдулла ибн Мас‘уд передал: «Мимо меня проходил пророк Мухаммад, когда я молился, положив левую руку на правую. Он взял мою правую руку и переложил на левую» .

    2 мнения о положении рук

    Что касается вопроса о том, где именно необходимо располагать руки, то по этому поводу в мусульманской религиозной практике имеются два основных мнения .

    Первый вариант. Под пупком

    Прямо под пупком. Оптимальная форма: правая рука на левой прямо под пупком, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой. На этом сделали акцент ученые ханафитского мазхаба и такие крупные ученые, как Суфьян ас-Саври, Исхак ибн Рахавейх, Абу Исхак аль-Марузи из числа ученых шафиитского мазхаба, а также имам Ахмад ибн Ханбаль (в одном из двух основных своих мнений) и другие .

    Обоснование.

    Имам ‘Али ибн Абу Талиб говорил: «Сунной является класть правую руку на левую прямо под пупком» . Мухаддисы (ученые-хадисоведы) уверяли, что словами самого Пророка данное повествование не является. Приводится это повествование именно как слова имама ‘Али в сводах хадисов имамов Ахмада ибн Ханбаля, ад-Дара Кутни, аль-Байхакы и Абу Дауда. В то время как Ахмад ибн Ханбаль оговорил, что характеристика одного из передатчиков (‘Абдурахмана ибн Исхака аль-Куфи) данного хадиса не соответствует критериям достоверности (мункяруль-хадис), то, например, Абу Дауд в своем своде хадисов никак не прокомментировал наличие слабого звена в цепочке передатчиков, а лишь сослался на вышеупомянутое суждение имама Ахмада. Кстати, имам Абу Дауд приводит также слова Абу Хурайры, похожие по смыслу на слова имама ‘Али, но в иснаде (цепочке передатчиков) также присутствует имя ‘Абдурахмана ибн Исхака аль-Куфи .

    В дополнение к этому у имама Ибн Хазма приводятся слова Анаса ибн Малика: «Расположение правой руки на левой прямо под пупком - это одна из норм этики пророков» .

    Второй вариант. На груди

    На груди, между грудью и пупком в области сердца .

    Обоснование.

    Ва’иль ибн Худжр передал: «Я молился вместе с Пророком, и он положил правую руку на левую в области груди (на грудь)» . Мухаддисы (ученые-хадисоведы) говорили о низком уровне достоверности данного хадиса, а некоторые - о недостоверности .

    Итак, оба варианта расположения рук во время стояния на молитве-намазе не имеют однозначной достоверности и поэтому оба допустимы, так как известно и непоколебимо достоверно, что пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) клал правую руку на левую (брал левую руку правой) и другим повелевал делать именно так.

    Великий мухаддис имам ат-Тирмизи заключил: «Все ученые, начиная со времен сподвижников Пророка, говорили о том, что в молитве-намазе правая рука кладется на левую руку. Некоторые из них считали, что руки в таком положении располагаются над пупком, а другие - прямо под ним. И оба варианта возможны» . Имам Ахмад ибн Ханбаль говорил о канонической допустимости обоих вариантов .

    Так что оба вышеприведенных мнения допустимы и оба с определенной долей обоснованности появились в религиозной практике мусульман. В практическом плане молящийся должен следовать рекомендации ученых того мазхаба, мнение которых он разделяет в бо льшей части положений религиозной практики.

    И в заключение подчеркну: все мусульманские ученые без исключения говорили о том, что данный аспект молитвы не является какой-то важной составляющей ее, это лишь действие из категории желательных (мустахаб), то есть какие-то неточности в нем никак не влияют на действительность молитвы-намаза .

    Мы можем предположить, что смысл подобного расположения рук (будь они сложены на груди или под пупком) таков: стояние пред Господом в образе смиренно просящего и молящего о милости .

    Женщины же, по мнению всех ученых, опускают руки на грудь, кладя кисть правой руки на запястье левой. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 2. С. 873.

    См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 873, 874; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 5. С. 407, 408.

    Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Воистину, ученые - наследники пророков». См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 403, хадис № 3641, «сахих»; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 4 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 169, хадис № 1448; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 194, хадис № 1389.

    Среди тех, кто явился исключением и заявил о том, что руки должны быть свободно опущены, была часть ученых маликитского мазхаба. Данное мнение крайне неубедительно с точки зрения канонической обоснованности, скорее даже не имеет соответствующего обоснования. См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 2. Ч. 3. С. 173.

    Кстати, сам имам Малик был согласен с мнением большинства ученых о необходимости складывания рук, что упомянуто в его своде хадисов «аль-Муватто’», но из-за неверной интерпретации часть его учеников восприняли и развили мнение именно о свободно опущенных руках. См., например: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 130, хадисы № 377, 378; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 285, 286; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 394, 395.

    Что касается ханбалитского мазхаба, то в нем равнозначны оба упомянутых ранее мнения (мнение ученых-ханафитов и ученых-шафиитов), то есть они согласны с обоснованностью обоих вариантов расположения рук. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 873, 874.

    См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 285, 286; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 5. С. 407; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 101; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 173; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 393.

    См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. С. 192; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 173.

    Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. Ахмада, аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 230, хадис № 740; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 172, хадис № 500, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 285, хадис № 740, «сахих».

    В хадисе употреблен глагол «ахаза», который переводится как «брать», «охватывать, захватывать».

    Хадис от Кабиса ибн Хульба от отца его; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Тирмизи и др. См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 172, хадис № 499, «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 97, хадис № 809, «хасан сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 101, хадис № 252.

    Хадис от Ва’иля ибн Худжра; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 97, хадис № 810, «сахих».

    Хадис от ‘Абдуллы ибн Мас‘уда; св. х. Ибн Маджа, Абу Дауда и др. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 97, хадис № 811, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 199, хадис № 755.

    Также см., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 171, хадис № 498, «сахих», а также хадис № 501; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 5. С. 67, 68, хадис № 1770, «сахих»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 2. С. 657, 658, хадисы № 797, 798, а также с. 664, хадис № 803; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 191, 192, 193, хадисы № 673, 674, 675.

    См., например: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 1. С. 393 и др.

    См., например: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 49; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 171, 174; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 194.

    Слова имама ‘Али ибн Абу Талиба; св. х. Ахмада, ад-Дара Кутни, аль-Байхакы и Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 199, хадис № 756; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 193, хадис № 676.

    См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 199, хадис № 758; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 171, хадис № 497 и пояснение к нему.

    См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 5. С. 408.

    См., например: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 348; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 194.

    Эти слова Ва’иля ибн Худжра приведены в своде хадисов имама Муслима, но у Муслима нет упоминания «в области груди (на грудь)». См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 172, хадис № 54–(401); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 2. Ч. 4. С. 114, хадис № 54–(401).

    Хадис от Ва’иля ибн Худжра; св. х. Ибн Хузеймы. См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 5. С. 408; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 393.

    См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 194; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 393.

    См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 101.

    Такие же слова приводятся в пояснениях к своду хадисов имама Ахмада ибн Ханбаля. См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 172.

    См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 174.

    Также см.: аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 659.

    См., например: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 1. С. 393 и др.

    См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 3. С. 285; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 5. С. 408; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 4. С. 115; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 2. Ч. 3. С. 174.