• Что такое мавлид в исламе. Мавлид: нововведение или проявление любви к Пророку? Что допустимо при праздновании

    Мавлид. За и против

    Что такое мавлид? Имеет ли он историческую и каноническую обоснованность, в чём его польза для мусульман?

    Мнений и доводов много, но вот там ли ищут истину те, кто приводит аргументы против?

    Попробуем разобраться, найти зерно истины.

    «Мавлид – это новшество, которого не было во времена сахабов » – весомый аргумент, который пытаются подтвердить хадисами Пророка ﷺ :

    «Каждое нововведение – заблуждение » (Абу Давуд, Тирмизи).

    «Любое дело, в котором нет на него нашего веления, – отвергнуто » (Муслим).

    Приведём некоторые факты из жизни сподвижников и их понимание действий, не совершённых Пророком ﷺ (новшества).

    Добавление к «Лаббайку»

    Пророк Мухаммад ﷺ передал нам формулу, которую читают в обрядах хаджа: «Лаббайка ллахумма лаббайк, лаббайка ля шарика лака лаббайк, инналь хамда ва нимата лака валь мульк ла шарика лака». Абдулла ибн Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) (сын второго халифа Умара ибн Хаттаба (да будет доволен ими обоими Аллах), известный сподвижник Пророка ﷺ , мухаддис (хадисовед), факих (знаток мусульманского права), издавший много фетв, добавил к вышеупомянутой формуле Пророка ﷺ слова: «...лаббайка ва ррагъбау илайка валь амалю» (восхваление).

    В чём же причина добавления? Разве ибну Умар (да будет доволен им Аллах) не понимал религию и ничего не знал о хадисах-новшествах? Почему он добавил что-то, не сказанное Пророком ﷺ ?

    Вот что говорят учёные о данном случае.

    Имам Шафии (150–204 х.) прокомментировал данный хадис: «Если кто-то добавит в «Лаббайк» что-либо из поминания Всевышнего, нет ничего проблемного в этом, как это сделал Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) после того, как до него дошли слова, переданные от Пророка ﷺ , хотя для меня лучше ограничиться тем, что передал Пророк ﷺ » (Тирмизи).

    Внедрение двух ракаатов перед казнью

    Второй случай приведён в достоверных сборниках хадисов из жизни пленённого сподвижника по имени Хаббаб. Когда многобожники вели его на казнь, он попросил дать ему возможность совершить молитву перед смертью. Выполнив намаз в два ракаата, он сказал: «Если бы вы не подумали, что я испугался, то продлил бы молитву, не ограничиваясь двумя ракаатами». После чего его казнили (аль-Бухари).

    Ибн Хаджар аль-Аскалани (773–852 х.) в книге «Фатх уль-Бари» прокомментировал данный хадис: «Хаббаб был первым, кто проложил хорошую сунну совершения перед смертью двух ракаатов для всех пленных мусульман, приговорённых к казни ».

    Мы видим, что не было конкретного указания Пророка ﷺ на совершение данного намаза перед казнью. А Хаббаб (да будет доволен им Аллах) первым совершил двухракаатный намаз в такой ситуации, что было подтверждено исламским учёным-богословом и историком Ибн Хаджаром аль-Аскалани.

    То есть, несмотря на то, что имеется немало хадисов о молитве вообще, нет указаний Пророка ﷺ на необходимость совершения молитвы перед казнью.

    Добавление восхваления в намазе

    «Мы совершали молитву за Пророком ﷺ , и когда он выпрямился со словами «СамиАллаху лиман хамидах » («Всевышний слышит восхваляющих Его»), тогда человек, стоящий позади, сказал: «Раббана ва лакаль хамду, хамдан касиран тайибан мубаракан фихи » (выражение хвалы Господу). После завершения молитвы Пророк ﷺ спросил: «Кто произносил слова? » Тот человек ответил: «Я ». И Пророк ﷺ сказал: «Я видел свыше тридцати ангелов, спешащих записать вознаграждение за эти слова » (аль-Бухари).

    Ибн Хаджар аль-Аскалани (773–852 х.) в комментарии отметил: «Этот хадис привели в качестве дозволения внедрения в намазе не переданного от Пророка зикра, если не противоречит переданному » («Фатх уль-Бари»).

    Второй азан во время пятничного намаза

    Ещё один интересный факт. Третий халиф Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) на пятничной молитве добавил второй азан из-за нужды в этом, как сказано во многих достоверных источниках.

    Да, во времена Пророка ﷺ был установлен один азан, и добавление второго можно было бы счесть нововведением, если бы...

    Разве кто-то может оспаривать знания халифа Усмана (да будет доволен им Аллах), который часто бывал рядом с Пророком ﷺ ? Так и мы не можем оспаривать знания сподвижников, ставших свидетелями данного решения.

    Добавление к азану

    Хадис: «Билял (да будет доволен им Аллах) пришёл к Пророку ﷺ , чтобы взять разрешение для утреннего азана, но ему ответили, что Пророк ﷺ спит. Тогда Билял произнёс в азане: «Ассалату хайрун мина ннавм» («Намаз лучше сна»). Пророк одобрил это » (Ибн Маджах, Табрани).

    Объединение стихов Корана в одну книгу

    Многие сподвижники знали Коран наизусть, а записи и отдельные отрывки Корана были зафиксированы на камнях, шкурках и дощечках. После одного из больших сражений Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) пожаловался халифу Абу Бакру ибн Сиддику (да будет доволен им Аллах) на гибель в битве многих хафизов и посоветовал собрать тексты Корана в одну книгу.

    Ответ Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) Умару (да будет доволен им Аллах) требует особого внимания, он сказал: «Как я сделаю то, что Пророк не сделал? »

    Но Умар (да будет доволен им Аллах) был настойчив, он стал приводить аргументы в пользу данного решения. Тогда Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «А ллах раскрыл мне сердце, и я это понял, как понял Умар ». «Он позвал сподвижника Зайда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах), что записывал откровения Пророка ﷺ , и поручил ему собрать Коран. На что Зайд ибн Сабит ответил: “Клянусь Всевышним, перенести одну гору для меня было бы легче, чем то, что вы мне поручаете, – собрать Коран воедино. Как вы можете сделать то, чего Пророк ﷺ не сделал?” Тогда Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) стал ему разъяснять, что в этом есть благо, и тогда Зайду ибн Сабиту (да будет доволен им Аллах) Всевышний открыл понимание данного шага» (аль-Бухари).

    Именно такова история создания Корана в том виде, в котором он дошёл до нас.

    Невольно возникает вопрос: разве каждое новое действие попадает под определение «новшество»?

    Сделав что-то, не известное ранее, не попали ли они под хадис «Каждое нововведение – заблуждение»?

    Возможно, мы не всегда правильно понимаем смысл слова «нововведение», что за ним стоит, для чего нужно то или иное действие.

    Мнения учёных

    Имам Навави аш-Шафии (631–649 х.) по поводу вышеприведённого хадиса сказал: «Этот хадис содержит общее понимание и указывает на нововведения, на которые в основе Шариата нет доводов и ранее они не совершались. Учёные разделили нововведения на обязательные, желательные, дозволенные, нежелательные, запретные » («Шарх сахих иль-Муслим»).

    Хафиз ибн Раджаб Ханбали (736–795 х.) в толковании этого хадиса сказал: «Смысл этого хадиса – новшество, у которого нет основы в Шариате, а если основа есть, то даже нововведением в Шариате не называют, так его называют только в арабском языке » («Шарх сахих аль-Бухари»).

    Хафиз ибн Хаджар аль-Аскалани (773–852 х.) сказал: «Цель слов “Каждое новшество – это заблуждение” – то, что появилось в религии без общего или частного довода после жизни Пророка , и если нововведение содержит благое, то это желательное нововведение… » (толкование достоверных хадисов аль-Бухари «Фатх уль-Бари», том 4, стр. 298).

    Например, есть общее указание Пророка ﷺ на зикр «поминайте Аллаха…», на дуа, садака, и каждый в любое ему угодное время и место может поминать Аллаха, так как Пророк ﷺ не ограничил определённым временем и местом.

    Нам приходится приводить глубокие и сложные правила учёных Ислама для того, чтобы незнающий не делал ошибок в понятии «новшество», вычитав хадис, и не обвинял неуместно в заблуждении.

    Аль-Байхаки (384–458 х.) передаёт от имама Шафии, что он сказал: «Нововведения бывают двух видов. Противоречащие Корану, Сунне и иджме (единогласие учёных) – это порицаемые нововведения. Хорошие нововведения, не противоречащие вышеприведённому, являются одобряемыми » («Манакибу Шафии»).

    То есть и имам Шафии, и Байхаки поясняют принцип разделения понятия «нововведение».

    Что такое хорошо, а что такое плохо

    Пророк Мухаммад ﷺ указал на особые поклонения, определив конкретное время, место, ракааты и т. д. Утренняя молитва установлена Пророком ﷺ в конкретное время – с рассвета до восхода солнца – в два ракаата. Но предположим, по какой-то причине вы решили добавить ещё один ракаат, оправдывая поступок поклонением Всевышнему. А кто-то по тем же причинам решит изменить время молитвы, число земных поклонов, а то и вовсе совершить намаз на русском языке – вот эти действия противоречат Сунне Пророка ﷺ и являются запрещённым новшеством.

    Но если вы, руководствуясь общим велением читать зикр, салават без обозначения времени и места, сами определите для себя и время, и место, например – «после каждого намаза буду читать один джуз», то это не является новшеством.

    Изучение арабской грамматики – это похвальное новшество, необходимое для понимания текстов Корана и хадиса, как это говорят учёные, хоть нет прямого веления Пророка ﷺ .

    На этот счёт есть чёткое правило учёных-богословов: «То, без чего невозможно исполнение обязательного, тоже становится обязательным».

    Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974 х.): «Сошлись во мнениях учёные о дозволенности хорошего новшества, и есть надежда на получение вознаграждения человеку, выполняющему это дело с благой целью. Это всё новое, соответствующее правилам Шариата и не противоречащее нормам. Это как постройка минаретов, медресе – из того полезного, чего не было в первые годы Ислама, это всё соответствует нашей религии » («Фатх уль-Мубин»).

    Приведу имена некоторых известных учёных, которые подразделяют понятие «новшество»: ибн Хазм (456 х.), аль-Газали (505 х.), ибн Асир (637 х.), аль-Мунзири (656 х.), аль-Иззу ибну Салам (660 х.), Заркаши (794 х.).

    Плюс ко всем учёным даже ибн Таймия разделял понятие «новшество».

    Ибн Таймия в книге «Дару таарузиль акли ва накли » сказал: «Воистину, то, что противоречит религиозным основам, по единогласию мусульман, – это новшество, а то, в чём нет расхождений с основами религии, то это новшеством не называют ». То есть он подтвердил довод имама Шафии о том, что новшество бывает двух видов…

    Часто в качестве довода оппоненты приводят изречение одного из авторитетных имамов мазхабов – имама Малика (93–179 х.), сказавшего: «Кто привносит в Ислам нововведение, относясь к нему как к благу, тот заявляет, что Мухаммад не оправдал доверия, не передал Послание так, как Аллах говорит: ‘‘Сегодня я завершил для вас вашу религию’’ » («Аль-Итисам»).

    Имам Малик не противоречит мнению остальных учёных в утверждении «Ислам основан Пророком ﷺ , и никто не имеет права добавлять или убавлять что-либо». Но оживление Сунны Пророка ﷺ новыми путями и методами допустимо. Имам Шафии сказал: «Порицается называть нововведением то, у чего есть основа в Шариате» («Манакибу Шафии»).

    Отчасти подтверждает слова имама Шафии и имам Малик, а также учёные маликитского мазхаба.

    Имам аль-Карафи Малики (684 х.) сказал: «…истина, что новшество – пяти видов (обязательное, запретное, желательное, нежелательное, дозволенное)» (Аль-Фурук).

    Имам ибну Абдиль Бар Малики (368–463 х.), хафиз, мухаддис, сказал: «Что касается слов Умара (да будет доволен им Аллах) “Как же прекрасно это новшество!”, то на языке арабов это означает внедрение того, чего не было ранее. Всё, что появилось в религии и противоречит установленной прежде сунне, является новшеством, в чём нет пользы, и необходимо порицать и сторониться этого пути. А что касается новшества, которое не противоречит основам Шариата и Сунны, то это хорошее новшество, как сказал Умар, потому что его основа берётся из Сунны».

    Быть или не быть

    А теперь допустим, что мавлид является новшеством. Учёные о нём высказывались следующим образом.

    Абу Шамат (596–665 х.), учитель имама Навави, сказал: «Из прекрасного, что появилось в наше время, – то, что происходит ежегодно в день рождения Пророка ﷺ , – проявление радости, блага, пожертвования, признак любви и возвеличивания Пророка ﷺ , выявление благодарности Всевышнему за то, что нам даровал Пророка ﷺ » («Аль-Баваис фи Инкар иль-Бидаи валь-Хавадис»).

    Шейх уль-Ислам Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 х.) передаёт: «Основа проведения мавлида является нововведением, не практиковавшимся во времена праведных предков (саляфу салих) в трёх столетиях, но вместе с этим он заключает в себе много достоинств. Следовательно, если при его проведении остерегаться всего запретного, то следует относиться к нему как к благому новшеству. В противном же случае мавлид порицается.

    Я нашёл достоверную основу для проведения мавлида в двух сахихах (аль-Бухари и Муслима). Этот хадис рассказывает, что, когда Пророк ﷺ прибыл в Медину, он увидел, как иудеи постятся в 10-й день Ашуры, и спросил их, почему они это делают. Они ответили: «Это день, когда Аллах погубил (утопил) Фараона и спас Мусу (мир ему). Мы постимся, выражая благодарность нашему Создателю». Из этого извлекают пользу, выражая благодарность Аллаху за то, что с кем-то что-то произошло в определённый день, например получение благодати или отвод беды, и повторяется в этот день каждый год.

    Выражение благодарности осуществляется разными видами поклонения, такими как пост, подача милостыни, земные поклоны, чтение Корана. А какое благо величественнее, чем появление этого Пророка ﷺ , Пророка ﷺ милости, в данный день?! Согласно этому нам следует ограничиться тем, что понимается под выражением «благодарность Аллаху». Это чтение Корана, угощение пищей и чтение чего-либо, прославляющего Пророка ﷺ , – действия, которые склоняют сердца к совершению добра и деяний Ахирата.

    Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974): «Большинство мавлидов и поминаний Аллаха , которые проводятся нами, содержат в себе благо, такое как милостыня, благословление Пророка и его восхваление… » («Аль-Фатава аль-Хадисия»).

    Имам ибну Абидин Ханафи: «Знай, что из новшеств есть похвальные – такие как исполнение мавлида в месяц рождения Пророка . Собираться для прослушивания историй Обладателя муджизатов (чудес) – одно из больших приближений к Господу, из-за того что в этом месте Его много прославляют ».

    Аль-Хафиз ас-Суюти (849–911 х.) сказал: «При проведении мавлида собираются люди, читают Коран, рассказывают о знаменательных событиях, которые произошли во время рождения Пророка Мухаммада ﷺ , также готовится угощение. Проведение мавлида таким образом – одобренное Шариатом новшество. Празднующие мавлид мусульмане получают вознаграждение (саваб), так как они совершают это для возвеличивания Пророка Мухаммада ﷺ , для того чтобы выразить свою радость».

    Мнения современных учёных

    Сегодня масштабы проведения мавлидов велики, и отчасти это подтверждает одобрительное мнение исламских учёных. В России большая часть мусульман придерживается ханафитского учения, на Кавказе – шафиитского. Но мавлиды проводятся практически в каждом уголке России.

    Вот как комментирует вопрос допустимости проведения мавлидов Муфтий Республики Татарстан Камиль-хазрат Самигуллин: «Посланник Аллаха – венец человеческого рода. Он лучший из людей и океан милости и доброты. Он тот, чья жизнь является примером для всех людей. Никакое сравнение не может охватить его и дать полного представления о нём. Как бескрайнее море невозможно уместить в стакане воды, так и невозможно описать словами его благородные качества, слова и поступки. Пророк Мухаммад – человек, сопричастностью к которому мы гордимся!

    Аллах в Достопочтимом Коране сказал (смысл): «Пусть они выражают радость в честь благости и милости Всевышнего Аллаха вам » (сура «Йунус», аят 58).

    Иными словами, Всевышний повелел нам радоваться милости, а Пророк Мухаммад ﷺ – наибольшая милость, ибо Создатель также сказал (смысл): «Мы послали тебя (о Мухаммад ) лишь как милость для всех миров » (сура «Аль-Анбийа», аят 107).

    День рождения Пророка Мухаммада ﷺ испокон веков отмечается в разных уголках мира. Мавлид ан-Наби один из древнейших и глубоко почитаемых праздников татарского народа . В этот день наши предки собирались вместе и читали мунаджаты, дуа и салаваты, а это в свою очередь является причиной ниспослания нам милости Всевышнего Аллаха. В наше время в Татарстане праздник мавлида отмечается на протяжении всего месяца Раби уль-Авваль : во всех мечетях и медресе проходят праздничные мероприятия, которые сопровождаются рассказами и касыдами о жизни Пророка Мухаммада ﷺ и его сподвижниках, с восхвалениями Всевышнего и благословениями Пророка ﷺ , религиозными песнопениями и чтением Священного Корана. Стало многолетней традицией на всероссийском уровне проводить мавлид ан-Наби в Болгаре – месте принятия Ислама татарами. В достоверном хадисе говорится: «Кто один раз произнесёт мне салават, тому Аллах окажет милостей в десять раз больше ». Бесспорно, это мероприятие позволяет мусульманам выразить свою любовь к Посланнику Аллаха ﷺ ».

    Но было бы глупо утверждать, что мавлид проводится только в России. Не раз российские паломники в Мекке имели честь присутствовать на мавлидах, проводимых учёными маликитского мазхаба, последователями имама Малики Алави, автора многих трудов в поддержку мавлида.

    Кстати, не могу не привести забавный казус. Некоторые российские студенты, что прошли обучение в Сирии у доктора шариатских наук Мустафы Диб аль-Буга, на родине, будучи приверженцами одного из нетрадиционных течений, выступают противниками мавлида, обвиняя в заблуждении. Но при этом сам Мустафа Диб аль-Буга в качестве почётного гостя не раз принимал участие в республиканском мавлиде в ночь рождения Пророка ﷺ в месяце Раби уль-Авваль.

    В беседе с нашим корреспондентом Мустафа Диб аль-Буга прокомментировал вопрос, является ли мавлид допустимым:

    – Моё мнение – в мавлиде нет ничего запретного, и желательно его проводить ради напоминания мусульманам о жизни и поведении Пророка ﷺ , о сделанных им указаниях сподвижникам. Это лучшее напоминание нам о необходимости следовать этим указаниям и действиям.

    То, что мавлид проводится в определённый день, можно считать нововведением?

    – Если сказать людям, что в этот день обязательно нужно праздновать мавлид, то это выходит за рамки Шариата, и нельзя так поступать. Но невольное совпадение воспоминания о Пророке ﷺ возникает в день и месяц, в котором он родился. И мы стараемся обратить внимание людей на Пророка ﷺ , который, как сказано в Коране (смысл): «Мы ниспослали тебя лишь как милость для всех миров » (сура «Аль-Анбия», аят 107).

    Мы, жители Сирии, отмечаем мавлид, рассказывая о Пророке ﷺ , его жизнедеятельности, о сподвижниках, и нет в этом никаких проблем. Но мы не говорим, что это праздник (ид), мавлид и не является таковым, праздник – это Курбан-байрам и Ураза-байрам. Но сегодня даже в свадьбах присутствует много запретного, но мы говорим: свадьба – это благодать Всевышнего, и нужно взамен на Его благо ответить благодарностью.

    Но если Пророк и его сподвижники не совершали мавлида, указывает ли это на его запрет?

    – Нуждался ли Пророк ﷺ в том, чтобы его вспоминали при жизни? Сподвижники, которые жили вместе с Пророком ﷺ , нуждались ли они в том, чтобы Пророк ﷺ им рассказывал о своём нраве, действиях и поведении? Вместе с этим до нас дошло, что Абдулла ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) в месяц Раби уль-Авваль собирал своих детей и рассказывал им что-нибудь из жизни Пророка ﷺ .

    Детали

    Чтобы лучше понимать, в чём же благо мавлида, попробуем разобраться, как он проходит и есть ли в нём основа.

    Мавлид состоит из шести частей.

    Первая чтение Корана .

    Пророк ﷺ сказал: «Читайте Коран, воистину он явится заступником за вас в Судный день » (Муслим).

    Вторая чтение салавата, рассказа о жизни Пророка .

    Всевышний Аллах в Священном Коране говорит (смысл): «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка . О вы, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте усердно » (сура «Аль-Азхаб», аят 56).

    В хадисе сказано: «Наиболее близки ко мне по степени те из вас, которые больше благословляют меня » (Тирмизи).

    Третья зикр .

    О уверовавшие, поминайте Аллаха частым поминанием » (сура «Аль-Ахзаб», аят 41).

    Пророк ﷺ сказал: «Пусть твой язык не перестаёт быть влажным от поминания Аллаха » (Тирмизи, ибн Маджах).

    (Смысл): «Разве не поминанием Аллаха обретают покой сердца уверовавших? » (сура «ар-Раъд», аят 28)

    Пророк ﷺ сказал: «Кто бы ни упомянул Аллаха, его окружат ангелы и покроет милость Аллаха, и снизойдёт на него спокойствие, и упомянет его Аллах среди тех, кто возле Него » (Муслим, Тирмизи).

    Некоторые считают, что собираться для коллективного исполнения зикра нельзя, мол, нет в Исламе для этого основы.

    Но в хадисах есть ответ и на эти сомнения.

    Бухари приводит от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Громкий зикр, когда люди завершали обязательную молитву, имел место во времена жизни Пророка . По нему ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) узнавал о том, что намаз завершился и люди расходятся из мечети » (Бухари).

    Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Если будете проходить мимо райских садов, то заходите туда и наслаждайтесь в них! » Его спросили: «Что это за райские сады? » Пророк ﷺ ответил: «Группы (собравшихся) для поминания Аллаха » (ат-Тирмизи).

    А это уже прямое подтверждение резонности коллективного совершения зикра.

    Четвёртая дуа (мольба).

    Всевышний в Коране говорит (смысл): «Вы просите Меня – и Я отвечу на ваши мольбы » (сура «Гафир», аят 60).

    Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Дуа – оружие верующего, опора религии и свет небес и земли » («Джами уль-ахадис»).

    Пятая объединение .

    В Коране сказано (смысл): «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь » (сура «Алю Имран, аят 103).

    Шестая подарки .

    Пророк ﷺ сказал: «Дарите подарки, поскольку это увеличивает любовь друг к другу » (Муслим).

    На все эти желательные действия было прямое указание. Считающий недопустимым объединять в одном месте все эти похвальные поступки должен привести довод на запрет объединения.

    Примечание

    «Имам Шафии порицал называть нововведением то, у чего есть основа в Шариате, даже если саляфы-салихуны (праведные предки первых трёх веков после смерти Пророка ﷺ ) не совершали этого, ибо они могли не соблюдать это действие по каким-то причинам, или в их время лучше было оставить его, или они упустили знания об этом действии» («Манакибу Шафии»).

    Ибну Таймия сказал: «…что касается возвеличивания мавлида и празднования этого дня, то некоторые люди делают это, и им будет огромное вознаграждение за благородное намерение и за возвеличивание Посланника Аллаха ﷺ » («Иктизау ас-сиратиль мустаким»).

    Ученики Ибн Таймии одобрительно отозвались о правителе Музаффаре, который первым масштабно и ежегодно проводил мавлид в честь Пророка ﷺ .

    Ибн Касир (700–774 х.) в своей книге «Аль-бидая ван-нихая» описывает Музаффара (Абу Саид ибн Зайнуддин Али) как одного из самых щедрых, славных правителей. Он подчёркивает такие его личностные качества, как храбрость, справедливость, образованность в вопросах религии. Каждый год в месяце Раби уль-Авваль он проводил торжества по случаю дня рождения Пророка ﷺ , то есть мавлид. Шейх Абу Хаттаб ибн Дихья написал книгу о мавлиде, которую назвал «Аттанвир филь мавлиди аль-башир ван-назир», и вручил её Музаффару в качестве дара, за что тот вознаградил его тысячей динаров. Он (Музаффар) участвовал в осаде крепости Акка, занятой крестоносцами, выкупал у них пленных мусульман, общее количество которых достигло 60 тысяч. Его жена Рабиа Хатун бинт Айюб рассказывала, что Музаффар раздавал своё имущество бедным, а сам ходил в рубахе, которая стоила пять дирхамов, а выдал её замуж за него Саляхуддин (её брат). Каждый год на празднование мавлида он тратил 300 тысяч динаров, на обеспечение водой паломников в двух святынях (Мекка и Медина) – 30 тысяч динаров.

    Имам Захаби (673–748 х.) отмечает, что султан Музаффар любил раздавать милостыню, построил медресе, приюты для бедных и больных, дома для сирот и бездомных, и он сам посещал больных, справляясь о здоровье каждого. И не допускал он, чтобы какое-либо порицаемое действие проникло в его земли. Что касается празднуемого им мавлида, то его великолепие и масштаб сложно описать словами. Далее Захаби в подробностях рассказывает про мавлид, говорит, что за книгу о нём Музаффар подарил Ибн Дихье тысячу динаров («Сияр»).

    Противники мавлидов часто ссылаются на учёных, чьи мнения мы сейчас привели. Но, как оказалось, они вовсе не являются противниками мавлидов и не считают их нововведением.

    Двойные стандарты

    Ежегодно в университете Ибн Сауда в Эр-Рияде в годовщину смерти Ибн Абд уль-Ваххаба проходит торжественное мероприятие, на котором звучат речи, восхваляющие этого человека, вспоминаются его деяния. А разве это правильно?

    Вот что по данному факту говорит в одном из своих выступлений исламский богослов, доктор философии Мухаммад Саид Рамазан аль-Бути:

    – Я вам как-то говорил, что меня пригласили на мероприятие именно те, кто отвергал мавлиды и считал это новшеством. Пригласили меня на собрание, приуроченное к годовщине рождения Мухаммада ибн Абд уль-Ваххаба, миллионы были потрачены на это мероприятие. Но тому, кто пригласил меня, я ответил: «Поистине, этот съезд является новшеством согласно вашим же словам, в связи с этим я не могу принять ваше приглашение». И это удивительно, почему собрание, посвящённое Пророку ﷺ , является, по их меркам, новшеством, а съезд, посвящённый Мухаммаду ибн Абд уль-Ваххабу, считается хорошим поступком? Как так?

    И что за шариатское правило (каида), установившее, что это – новшество, а то – не новшество? Дело ясное, мы им не запрещаем этого, но только по той причине, что знаем о дозволенности подобных мероприятий…

    Заключение

    У нас не было цели и умысла оскорбить или разоблачить кого-либо, важно только одно – прийти к общему согласию и пониманию сути вопроса.

    Мы привели доводы многих учёных только с одной целью – говорить о мавлиде как о новшестве, запретном для мусульман, нельзя, это неправда.

    А если есть ещё в вашей душе сомнения, не пора ли просто всё оставить на Аллаха, не высказываться по этому поводу. Возможно, порицание этого действия может коснуться аятов и хадисов, ради которых люди собрались на мавлид. Помните – каждый выбрал в этой жизни свой путь, свою профессию: продавец – торгует, механик – ремонтирует, строитель – строит, а религиозные знания оставьте тем, кто посвятил наукам долгие годы, не берите на себя непосильную ношу.

    В хадисе сказано: «Когда придёт время, в котором важные дела станут поручать недостойным людям, то ожидай наступления Судного часа » (аль-Бухари ).

    Абдулла Магомедов

    Как известно, целью человеческой жизни на этом свете является познание нашего Создателя.Его невозможно постичь без познания и любви к благородному Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), ибо он является образцом для подражания для всего человечества, и даже для ангелов и джиннов. А чтобы познать Пророка (мир ему и благословение), необходимо иметь о нем истинные знания и изучать его жизнь и деятельность. Именно ради этого мусульмане, любящие и чтящие Пророка (мир ему и благословение), стараются чаще проводить благочестивые мавлиды.
    Мавлидами называются собрания (маджлисы) мусульман, проводимые ими для совместного богослужения: для изучения жизни и деятельности Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), выражения радости по поводу его рождения, его восхваления, изучения его чудес и высочайших нравственных качеств, с целью подражания ему, а также для изучения Ислама в целом. Воистину, чтение, слушание, изложение чудесных событий, связанных с его жизнью и пророческой миссией, является одним из лучших видов богослужения. Пророк (мир ему и благословение)и сам любил проводить подобное служение. Такие стихотворные и прочие повествования о нем также называются мавлидами.
    Во времена Пророка (мир ему и благословение)сподвижники были вместе с ним и хорошо знали его, все время думали об Аллахе и о Пророке (мир ему и благословение), везде и всегда рассказывали о нем, поэтому не было необходимости устраивать специальные собрания, где рассказывают о Пророке (мир ему и благословение)и его достоинствах. И в эпоху последующих после сподвижников трех поколений, когда в памяти мусульман еще были живы свидетельства сподвижников, людей, видевших и знавших Пророка (мир ему и благословение), также не было острой нужды в маджлисах. Заметим, что тогда вместо термина «мавлид» употреблялось слово «сира» (во мн. ч. – «сияр»), что означает «жизнеописание Пророка». Однако позже, чтобы люди не забывали о Пророке (мир ему и благословение), благочестивые ученые-богословы рекомендовали временами устраивать специальные собрания мусульман. И для этой цели большие книги, посвященные жизнеописанию (сира) Пророка (мир ему и благословение), ученые сократили и назвали мавлидами. С этого времени и повелась традиция проводить благочестивые мавлиды.
    Любое собрание мусульман, призывающее людей к добру, сплачивающее их на правильном пути и наставляющее их на то, в чем есть польза для их религии и мирской жизни, является мавлидом. Потому что оно способствует осуществлению цели от самого рождения Пророка (мир ему и благословение)– спасению человечества. Так пишет выдающийся современный ученый Саудовской Аравии, имам Мухаммад бин ‘Алавий.
    День, в котором родился Пророк (мир ему и благословение), является одним из самых дорогих дней года и приходится на 12-е число месяца раби‘уль-авваль. Несомненно, тем, кто искренне радуется рождению Пророка (мир ему и благословение), прощаются грехи. Конечно же, этот день и этот месяц стоит выделить проведением мавлида, хотя мусульмане должны постоянно вспоминать о своем Пророке (мир ему и благословение)и изучать его жизнь и деятельность. Поэтому не следует ограничиваться проведением мавлида только раз в году, необходимо приобретать как можно больше знаний о нем. Особенно желательным является проведение мавлидов в случаях, когда Всевышний одаривает нас какими-либо благами: при женитьбе, рождении ребенка, при завершении строительства нового жилья и праздновании новоселья, получении прибыли от какого-либо дела, совершении хаджа и т.п., выражая тем самым благодарность Ему.
    Безусловно, сама форма проведения мавлида должна содержать только благое, т.е. люди должны собираться с целью поминать Всевышнего Аллаха, вспоминать и выражать радость по случаю рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), радость милости Всевышнего, сделавшего нас из общины Мухаммада (мир ему и благословение), благословлять его и совершать другие добрые деяния, которыми мусульманам необходимо заниматься при каждом удобном случае, особенно в месяце рождения Пророка (мир ему и благословение).
    Собрания для исполнения мавлидов – это величайший способ призыва к Аллаху I. Более того, ученым и призывающим на путь Всевышнего необходимо постоянно напоминать людям о благом нраве Пророка (мир ему и благословение), поклонении и других сферах его жизни.

    Первым, кто отмечал день рождения Пророка (мир ему и благословение), был сам Пророк (мир ему и благословение), об этом говорится и в хадисе, переданном Муслимом. Когда у Пророка (мир ему и благословение)спросили о посте в понедельник, он ответил: «Это день, когда я родился» . Эти слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение)указывают на то, что проведение мавлида является благим деянием, соответствующим Шариату.
    Приведем также некоторые высказывания о мавлиде выдающихся людей Ислама.
    Сподвижник и первый наместник Пророка Абу Бакр говорил: «Кто организовал мавлид, потратив хоть один дирхам, тот будет со мной в блаженном Раю» . Да сделает Всевышний и нас из числа друзей Абу Бакра!
    Второй халиф Умар отмечал: «Каждый возвеличивший мавлид способствует оживлению религии Ислам» . Да поможет Аллах (мир ему и благословение)оживить Его религию!
    Третий праведный халиф ‘Усман сказал: «Кто отдал один дирхам в садака для совершения мавлида, тот подобен участнику сражений при Бадре и Хунайне» . О Аллах! Прими и возвеличь наши деяния!
    Двоюродный брат Пророка (мир ему и благословение)и четвертый праведный халиф Али t, которого называют бескрайним океаном знаний, говорил: «Кто возвеличит мавлид и станет причиной его проведения, тот не покинет этот мир без веры (имана) в сердце» . О Аллах! Помилуй нас в момент оставления этого мира!
    Хасан аль-Басри отмечал: «Если бы у меня было золото величиной с гору Ухуд, то я бы хотел раздать его в садака, организовав мавлид» . О Аллах! Одари нас такой же волей, какой обладал Хасан аль-Басри!
    Джунайд аль-Багдади говорил: «Человек, пришедший на мавлид, искренне возвеличив Пророка (мир ему и благословение), является истинно верующим» .
    Ма‘руф аль-Курхи утверждал следующее: «Кто пригласил братьев по вере на мавлид, приготовив еду, тот в Судный день встанет вместе с пророками» . Да поднимет Всевышний и нас в Судный день вместе с пророками!
    Фахрудин ар-Рази сказал: «Нет ни одного случая, чтобы не было благодати (бараката) от еды, над которой исполнили мавлид. Если хоть малая часть из этой еды смешается с другими продуктами, то человек, отведавший их, очистится от грехов. Если кто-либо выпьет воду, над которой прочитали мавлид, то его сердце наполнится сиянием (нуром) и избавится от недугов и болезней. И баракат от денег, над которыми исполнили мавлид, переходит на все деньги, с которыми они перемешались» .
    Имам аш-Шафи‘и сказал: «Пристанищем для того, кто позвал братьев по вере в свой дом на мавлид, приготовив еду, будет Рай «На‘им» .Сарий ас-Сакати отмечал: «Кто вышел из дома с намерением посетить мавлид, тот является из числа тех, кто жаждет посетить Райские сады» .
    В дом, в котором исполняют мавлид, нисходит милость Аллаха. Ангелы окружают этот дом, он заполняется нуром, и на всех присутствующих нисходит благодать. Обитателей этого дома благословляют ангелы Джибриль, Микаиль, Исрафиль и ‘Израиль (мир им). Так утверждал великий ас-Суюти.
    Выдающийся ученый и знаток хадисов Ибн Хаджар аль-‘Аскалани говорил, что мавлид стоит на твердой основе, ибо в хадисах говорится: «Когда Пророк (мир ему и благословение)прибыл в Медину, он обнаружил, что иудеи постятся в день ‘Ашура. Он спросил их о причине этого поста, и они ответили, что это день, в котором Аллах потопил фараона и спас пророка Мусу (мир ему), и они проводят его в посте в знак благодарности Всевышнему Аллаху. Тогда Пророк (мир ему и благословение)сказал: «Мы ближе к Мусе, чем вы» ,- и с этого дня стал также возвеличивать день ‘Ашура соблюдением поста. Таким образом Пророк (мир ему и благословение)выражал благодарность за блага Аллаха и за спасение Мусы (мир ему) от беды в определенный день и повторял это благодеяние каждый год. Благодарность Аллаху проявляется различными поклонениями, такими как земной поклон, пост, милостыня, чтение Корана. А какая милость может быть больше, чем появление Избранника Аллаха, Пророка милости? Ибо Всевышний в Коране говорит, что Он оказал милость верующим, послав к ним Посланника (мир ему и благословение)из их же среды.
    Таким образом, все признанные и известные мусульманские алимы, знавшие тонкости и глубину нашей религии, в течение многих веков без всяких сомнений одобряли и проводили мавлиды. Для этого было много причин, среди которых и следующие:
    – Проявлять любовь к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), а значит, и радоваться его рождению, велит нам Всевышний Аллах. Аллах велел нам радоваться милости, а Пророк (мир ему и благословение)– это величайшая милость, поскольку Аллах сказал, что Он послал Пророка (мир ему и благословение)только как милость для всех миров. От этой радости получил пользу даже неверный. Когда Абу Лахабу его рабыня Сувайба сообщила весть о рождении Мухаммада (мир ему и благословение), он освободил ее из рабства. Дядя Пророка Аббас увидел тогда сон, что по этой причине каждый понедельник Абу Лахабу облегчались муки за грехи. Если даже Абу Лахабу, отъявленному отступнику и грешнику, Всемогущий облегчает муки за радость по поводу рождения Пророка (мир ему и благословение), то каково же будет вознаграждение в Судный день истинным мусульманам, признающим Единство Творца, любящим, чтящим Пророка (мир ему и благословение), радующимся дню и месяцу, в котором он родился?!
    – Посланник Аллаха ценил и возвеличивал день своего рождения, благодарил Всевышнего Аллаха за то, что Он создал его и дал жизнь, восхвалял Его за это благо. Это возвеличивание Пророк (мир ему и благословение)выражал в посте по понедельникам.
    – Пророк Мухаммад (мир ему и благословение)одобрял, когда поэты воспевали его в своих произведениях.
    – Мавлид – это собрание мусульман для выражения радости по случаю рождения Пророка (мир ему и благословение)и любви к нему. В хадисе сказано, что в Судный день человек окажется рядом с тем, кого любил.
    – На мавлиде многократно исполняется благословение Пророку (мир ему и благословение). Всевышний Аллах говорит, что Он сам и Его ангелы благословляют Пророка (мир ему и благословение), и велит нам, чтобы и мы так же усердно благословляли и приветствовали его. В Судный день призывавший благословения на Пророка (мир ему и благословение)получит его заступничество (шафа‘ат).
    – Пение мавлида, стихотворных повествований о рождении Пророка (мир ему и благословение), о его жизни и пророческой миссии, способствует получению знаний о Пророке (мир ему и благословение), а тому, кто имеет такое знание, напоминает об этом еще раз, и это вызывает переживания, способствующие усилению любви к Пророку (мир ему и благословение)и упрочению веры. Особенно большое значение имеет это для воспитания детей в духе любви к Пророку (мир ему и благословение), так как в этой праздничной обстановке мавлида они получают и воспринимают информацию о величайшем творении Аллаха.
    – Пророк (мир ему и благословение)не оставлял без внимания давно минувшие религиозные события, и каждый год он возвеличивал дни, когда произошли эти события, чтобы напомнить о них. Об этом говорилось и в вышеприведенном хадисе о дне ‘Ашура.
    – Говоря о достоинстве пятницы, Пророк (мир ему и благословение)сказал: «В этот день был создан Адам». Тем самым он возвеличил день, когда был создан пророк Адам (мир ему). Что же можно сказать о дне, в котором на этот свет появился Пророк всех пророков и Посланник Аллаха – Мухаммад (мир ему и благословение)!
    – В Исламе высоко ценится собрание мусульман для совместного богослужения, изучения религии, раздачи милостыни и различных даров, ибо хадис Пророка (мир ему и благословение)гласит: «Радуйте друг друга, дарите друг другу подарки» . «От того, кто раздает садака, на 70 лет отдаляется Ад» , - говорится в другом изречении Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
    Поистине, одно лишь то, что во время проведения мавлида люди отдаляются от грехов, достаточно само по себе для признания его пользы.
    Да благословит Аллах и приветствует Пророка милости и Посланника Его – Мухаммада (мир ему и благословение), его семью и сподвижников, и одарит всех мусульман искренней любовью к Пророку (мир ему и благословение)и следованием ему во всем! Аминь!

    Вопросы для самопроверки:

    1. Что такое мавлид?
    2. Какие блага заключены в мавлиде?

    Задание:
    Запомните высказывания выдающихся людей о пользе проведения мавлида.

    Эти высказывания взяты из книги «Ан-ни‘мат аль кубра ‘аль алям» стр 5.Шейх уль Ислама Ибн Хаджара Хайтами

    Из книги "Хави ли аль фатава" Хафиза Суюти

    • 1270 просмотров

    В наши дни особенно много нападок совершают на мавлид. Противники мавлида говорят, что сам Пророк (мир ему и благословение) и его сподвижники мавлид не делали, поэтому это мерзкое новшество, бидаа, это грех.

    Прежде всего надо сказать, что в шариате мы не можем выносить суждения о чем-либо, пока мы не разберемся с определением этой вещи. Что такое мавлид? Буквально это слово означает рождение. В религии это означает любую форму радости по поводу рождения Пророка (мир ему и благословение), радость по поводу того, что Всевышний даровал нам Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), последнего Пророка и господина всех людей. Люди собираются, чтобы почитать Коран, зикры, сиру Пророка (мир ему и благословение), раздать садака, угостить присутствующих, напомнить друг другу о той милости, которую в лице Пророка (мир ему и благословение) Аллах нам даровал. Ведь мы живем во времена упадка знаний, упадка нравственности, люди даже сиру, жизнь Пророка (мир ему и благословение) толком не знают. Поэтому некоторые ученые говорят, что мавлид в наше время не просто желателен, а даже обязателен.

    Почему сподвижники не делали мавлид? Потому что им не было надобности в каких-то особых воспоминаниях о Пророке (мир ему и благословение), он был у них все время перед глазами, даже после его смерти. Также в этом не было необходимости для первых трех праведных поколений. Потому что они и так прекрасно знали Сунну, знали сиру, практиковали шариат, и в особых напоминаниях не было надобности. Но потом пришли тяжелые времена, люди стали забывать религию, любовь к Пророку (мир ему и благословение) стала уходить из сердец людей, он стал для них просто исторической личностью, который жил давно, о котором они мало что помнили. А ведь он говорил, что «кто не любит меня больше своих родных, своих детей, больше всего на свете, его иман не совершенен». Поэтому появилась необходимость в особом напоминании о Пророке (мир ему и благословение), чтобы у людей не пропадала любовь к нему. И ученые это дозволили.

    Если мы посмотрим – из чего состоит мавлид, то увидим, что он состоит из дозволенных вещей. Есть правило, что если во время дозволенного действия будет совершаться что-то плохое, то оно тоже станет запретным. Если в какой-то мечети вдруг появится смешение полов, туда будут приходить раздетые женщины, то в такую мечеть ходить будет нельзя, хотя в основе ходить в мечеть - очень похвальное дело. Если мавлид делается в соответствии с шариатом – там нет смешения полов, нет спиртного, запретной музыки или пения, если там читают Коран, зикр, читают сиру, то это дозволено. Это даже желательно – ведь читать Коран, делать зикр желательно. И если кто-то это запрещает, то они запрещают дозволенные вещи.

    Однажды мне случилось присутствовать в джамаате, состоящем как раз из таких «борцов» с новшествами. Дело было перед пятничной молитвой. Когда надо было читать азан, кто-то сказал, что надо читать азан только один раз, потому что двойной азан появился при халифе Усмане (да будет доволен им Аллах), и поэтому является новшеством. Другие возражали ему. Тогда встал еще один человек и сказал: «раз есть расхождения в этом вопросе, давайте вообще не будем читать азан, ведь это сунна, а не фард». И в итоге вообще люди не стали читать азан.

    То есть, если люди не имеют элементарных знаний по религии, они вообще могут дойти до такого вот абсурда. Если мы что-то не понимаем в религии, то нужно обращаться к ученым, а не советоваться с такими же невеждами. Религия дошла до нас чистой, Пророк (мир ему и благословение) сказал, что большинство его уммы всегда будет на верном пути, так что нам нужно держаться за путь большинства. Если люди говорят, что религия дошла до нас со множеством искажений и нуждается в очищении, то получается, они не верят в истинность слов Пророка (мир ему и благословение), который сказал, что «моя умма не сойдется на заблуждении», что его умма разделится на 73 течения, но большинство будет на истинном пути. Так что большинство ошибаться не может.

    Из Священного Корана , в мечетях собираются люди, поются религиозные песнопения (нашиды), делаются выступления ученых.

    Мавлид - это мероприятие, проводимое мусульманами в честь рождения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Мавлид проводится в месяце Раби-уль-Авваль, в котором он родился. Но Мавлид можно провести и в другое время. На Мавлиде читают шахадат, истигфар («Астагфируллаh»), аяты и суры Корана, зикр, салават, стихотворные повествования о рождении Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), его жизни и пророческой миссии (такое стихотворное повествование тоже называется Мавлид). На Мавлиде также выражают радость по случаю рождения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), радость Милости Всевышнего Аллаха, сделавшего нас из уммы Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), читают дуа (молитвы), раздают садака, ведут благочестивые разговоры. При проведении Мавлида категорически не допустимо нахождение в одной комнате мужчин и женщин (между ними должна быть преграда, закрывающая обзор, женщины не поднимают голос, не шумят), нельзя вести ненужные разговоры, особенно об отсутствующих, нарушать другие требования Шариата. При жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Мавлиды не проводились (точнее, все, что входит в Мавлид, при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) совершали, но термин «Мавлид» при этом не применялся), и основываясь на этом, некоторые люди в последнее время стали отрицать Мавлид. Но все признанные и известные мусульманские алимы, знавшие намного лучше тонкости и глубину нашей религии, в течение многих веков без всяких сомнений одобряли и проводили Мавлиды. Для этого было много причин. Вот некоторые из них:
    1. Проявлять любовь к пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), а значит и радоваться его рождению, велит нам Всевышний Аллах.
    2. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ценил свое рождение (в частности, он соблюдал пост по понедельникам, так как родился он в понедельник), благодарил Всевышнего Аллаха за то, что Он создал его и дал жизнь, восхвалял Его за это благо.
    3. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) награждал поэтов, воспевающих его в своих произведениях, одобрял это.
    4. Мавлид - это собрание мусульман для выражения радости по случаю рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и любви к нему. В хадисе сказано, что каждый окажется рядом с тем, кого любит.
    5. Пение Мавлида (стихотворных повествований о рождении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), о его жизни и пророческой миссии) способствует получению знаний о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует), а тому, кто имеет такое знание, напоминает об этом еще раз, и это вызывает переживания, способствующие усилению любви к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует).
    6. В нашей религии высоко ценится собрание мусульман для совместного ибадата, изучения религии, раздача милостыни (садака). 7. Не все, чего не делал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), является запретным и нежелательным. Например, при его жизни не был собран Коран в одной книге, не были собраны в книгах хадисы, не были сформированы отдельные исламские науки, не было исламских книг, учебных заведений, не было исламских проповедей по радио и телевидению и т. д. Тем не менее это не только не запретно, но и желательно, высокочтимо.

    Дни празднования Маулида по григорианскому календарю

    Ссылки

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Тепловые трубки
    • Пионер-4

    Смотреть что такое "Мавлид" в других словарях:

      мавлид - [مولد] а 1. ҷои валодат, ҷои таваллуд, зодгоҳ 2. замони таваллуд, мавлуд … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

    Мавлид ан-Набий

    Мавлид, или праздник рождения Посланника Аллаха (мир ему и благословение) , – одно из благочестивых и разрешенных новшеств в Исламе. Во времена Пророка (мир ему и благословение) такое празднование не проводилось. Впервые Мавлид праздновался в начале XIII в.по указанию одного из мусульманских правителей, который был богобоязненным человеком. Для проведения Мавлида он собрал известных хадисоведов, теологов и получил одобрение и у восточных, и у западных исламских ученых, например аль-Хафиза Ахмада ибн Хаджар Аскаляни и его ученика аль-Хафиза ас-Сахави, а также ас-Суюти и др. Ас-Сахави отмечал в своей книге «Фатава» («Религиозные заключения»), что Мавлиды начали проводиться по истечении времени Пророка (мир ему и благословение) , и праздник этот распространился по странам Ислама. В Османском же халифате Мавлид ан-Набий стал официальным праздником. По мнению турецкого богослова Саида Нурси: «Празднование рождества Пророка – это хорошая и полезная традиция в Исламе, потому что во время празднования Мавлида верующие встречаются, общаются друг с другом, посещают уроки, что способствует укреплению их любви к Аллаху и Его Посланнику».

    Вот как описывает в своей книге путевых заметок «Хадж-наме» известный ученый-богослов, уроженец Нижегородчины Хамидулла Альмушев праздник Мавлид, очевидцем которого он стал в 1900 году во время хаджа: «Оказалось, жители Медины весь месяц рабиу-ль-авваль считают большим праздником. В его 12-й день в мечети Харам Шариф (мечеть Пророка) четыре хатыба, взойдя на минбар, читают «Мавлид», а собравшиеся паши, офицеры и солдаты бывают угощаемы щербетом. Во время восхода солнца начинается чтение хутб. Это сопровождается орудийными залпами, а среди людей царит ликование».

    Во время проведения этого праздника раздают милостыню, читают жизнеописание Пророка (мир ему и благословение) с надеждой получения благословения при совершении такого доброго дела. Но как относится шариат к празднованию Мавлида? Одобряет он это или нет? Разговоры о том, что проведение Мавлида отсутствует в Сунне и поэтому отвергаемо и запретно, ничем не обоснованы. В шариате нет правила «все, что не совершалось Пророком (мир ему и благословение) , является запретным нововведением».

    В пользу Мавлида есть много косвенных аргументов. Так, один из сподвижников, Кяб ибн Зухейр, в присутствии Пророка Мухаммада похвалил его и произнес восхваляющие слова в его адрес. Кроме того, Хасан ибн Сабит подтвердил это и также похвалил Посланника Господа (мир ему и благословение) , и он не возразил этому.

    Порядок проведения Мавлида

    1. Сура «аль-Фатиха»

    А‘узу билляхи минаш-шайтанир-раджим.

    Бисмилляхир-рахманир-рахим.

    Альхамду лилляхи раббиль ‘алямин. Ар-рахманир-рахим. Малики яумид-дин. Иййякя на‘буду ва иййякя наста‘ын. Ихдинас-сыраталь-мустакым. Сыраталь-лязина ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдуби ‘аляйхим ва ляд-даллин.

    Прибегаю к Аллаху от сатаны, побитого камнями! Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния! Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. Веди нас прямым путем, Путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.

    2. Сура «аль-Бакара» (2:285–286)


    Бисмилляхир-рахманир-рахим.

    ’Аманар-расулю бима ’унзиля ’иляйхи мир-раббихи валь-му’минун, куллюн ’амана билляхи ва маля’икятихи ва кутубихи ва русулих, ля нуфаррику байна ’ахадим-мир-русулих, ва калю сами‘на ва ’ата‘на гуфрана кя раббана ва ’иляйкяль-масыр. Ля юкяллифуллаху нафсан ’илля вус‘аха, ляха ма кясабат ва ‘аляйха мак тасабат, раббана ля ту’ахызна ’ин-насина ау ’ахта‘на, раббана ва ля тахмиль ‘аляйна ’исран кяма хамальтаху ‘алял-лязина мин каблина, раббана ва ля тухаммильна ма ля таката ляна-бих, ва‘фу‘анна ва-г-фирляна ва-р-хамна’анта мавляна фансурна ‘аляль-кавмиль-кяфирин.

    Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие».

    Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты – наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми.

    3.1. Сура «аль-Ахзаб» (33:40–48)

    Бисмилляхир-рахманир-рахим.

    Ма кяна Мухаммадун ’аба ’ахадим мир-риджаликум ва лякир расуляллахи ва хатаман-набиййин, ва кянал-лаху би-кулли шай-’ин ‘алима. Я ’аййухаль-лязина ’аману-з-куруллаха зикран кясира. Ва саббихуху бук ратау-ва ’асыля. Хуваль-лязи юсолли ‘аляйкум ва маля’икятуху лиюхриджа-кум миназ-зулюмати ’илян-нур, ва кяна биль-му’минина рахима. Тахиййатухум яума ялькаунаху салям, ва ’а‘адда ляхум ’аджран кярима. Я ’аййухан набиййу ’инна ’арсальнакя шахидау-ва мубашширау-ва назира. Ва да‘ыян ’иля-ллахи би ’изнихи ва сираджам мунира. Ва башшириль-му’минина би’анна ляхум миналлахи фадлян кябира. Ва ля туты‘ыль-кяфирина ва-ль-мунафикына ва да‘ъ ’азахум ва таваккяль-‘аля-ллахи ва кяфа билляхи вакиля.

    Мухаммад не является отцом кого-либо из ваших мужей, а является Посланником Аллаха и Печатью Пророков (или последним из пророков). Аллах знает обо всякой вещи. О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и перед закатом. Он – Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также благословляют вас, чтобы вывести вас из мрака к свету. Он милосерден к верующим. В тот день, когда они встретят Его, их приветствием будет слово: «Мир!». Он уготовил для них щедрую награду. О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения и освещающим светочем. Сообщи же верующим благую весть о том, что для них у Аллаха есть великая милость. Не подчиняйся неверующим и лицемерам, оставь причиняемые ими страдания и уповай на Аллаха. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!

    3.2. Сура «аль-Ахзаб» (33:56)


    ’Инналлаха ва маля’икятаху юсоллюна ‘алян-набийй. Я ’аййухаль-лязина ’аману соллю ‘аляйхи ва саллиму таслима.

    Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром.

    4.1. Касыда (салават макбуля)


    а) Аллахумма солли ‘аля саййидина Мухаммадин саййидиль-‘араби валь-‘аджам. Ва имами Маккята валь-Мадинати валь-Харам. Ва тарджумани лисанис-саляфи валь-кярам. Ва ‘аллямаль-инсана ма лям я‘ълям. Аслюху нурун ва наслюху Адам. Ба‘ъсуху муаххарун ва халькуху мукаддам. Исмухуш-шарифу мактубун ‘аля-ль-ляухиль-махфузы би-якутиль-джау-хари валь-калям. Джисмухуш-шарифу мадфунун филь-Мадинатиль-Мунавварати валь-Харам. Фатуба лиман ра’аху ва таба‘аху ва лиман аслям. Манба‘уш-шафа‘ати яумаль-хашри ван-надам. Манба‘уш-шафа‘ати лиль-‘асына ка’илян – я рабби саллим яума я ляйтат-тахальна тураба тахтиль-кадам. Уммати, уммати ва уммата я заль-лютфи валь-кярам. Фа-юнадиль-мунади мин кыбалир-Рахманиль-архам. Кабильту шафа‘атакя я набийяль-мухтарам.

    О Аллах, благослови нашего господина Мухаммада, господина арабов и аджам (неарабов). Имама Заповедных мечетей Мекки и Медины. Основоположника языка саляф (сподвижников) и кярам (благочестивых ученых), научившего человека тому, чего он не знал. Его первопричина – свет, а его прародитель – Адам. Его послание последнее, но его сотворение прежде [всех]. Его благородное имя записано в Хранимой Скрижали драгоценным Джаухар (Камнем) и Калям (Пером). Его благородное тело захоронено в Заповедной мечети аль-Харам в Лучезарной Медине. Благословенны те, кто видел его, кто последовал за ним и кто предался [Аллаху]. Он источник заступничества в День суда и Сожаления. Он заступник ослушавшихся, говоря [в День суда]: «О Господь! Обезопась в День, когда мы будем просить: “О Господь, о если бы Ты укрепил землю под нашими ногами!”. Моя умма, моя умма, о Обладатель милости и щедрости!». Затем глашатай возвестит [по приказу] Милостивого и Милосердного: «Я принял твое заступничество, почтенный Пророк».

    4.2. Салават (хором)


    Ас-саляту вас-саляму ‘аляйкя я Расуляллах;

    Ас-саляту вас-саляму ‘аляйкя я Хабибаллах;

    Ас-саляту вас-саляму ‘аляйкя я Набийяллах;

    Ас-саляту вас-саляму ‘аляйкя я хайра халькыллях.

    Благословение и мир тебе, о Посланник Аллаха,

    Благословение и мир тебе, о Любимец Аллаха,

    Благословение и мир тебе, о Пророк Аллаха,

    Благословение и мир тебе, о лучшее из творений Аллаха.

    4.3. Касыда


    Удхулюль-джанната ля хауфун ‘аляйкум ва ля хазанун ва ля алям. Сумма радыяллаху та‘аля ‘ан Аби Бакрин ва ‘ан ‘Умара ва ‘ан ‘Усмана ва ‘ан ‘Алиййин завиль-кярам.

    Сумма радыяллаху та‘аля ‘ан хадими шари‘атихиль-имамиль-а‘ъзам. Ва солляллаху та‘аля ‘аля Мухаммадин ва ‘аля джами‘ыль-анбия’и валь-мурсалин. Валь-хамду лилляхи раббиль-‘алямин.

    «Войдите в рай, где не будет для вас ни боязни, ни печали, ни боли». Да будет доволен Аллах Всевышний Абу-Бакром, Умаром, Усманом и Али – обладателями благородства. Да будет доволен Аллах Всевышний слугой Его религии имамом А‘зам (Абу-Ханифой). Да благословит Аллах Мухаммада, всех пророков и посланников. И хвала Аллаху, Господу миров.

    4.4. Завершение чтения Корана и касыды


    Субхана раббикя раббиль-‘ыззати ‘амма ясыфун, ва салямун ‘аляль-мурсалин, валь-хамду лилляхи раббиль-‘алямин.

    Твой Господь, Господь могущества, пречист и далек от того, что они приписывают Ему. Мир посланникам! Хвала Аллаху, Господу миров!

    5. Мольба (дуа)

    О Аллах, благослови наилучшим образом благороднейшего из людей – нашего господина Мухаммада, его семейство и сподвижников столько раз, сколько существует известных Тебе вещей, и пусть для записи этих благословений потребуется столько чернил, сколько потребуется их для записи Твоих Слов! Благословляй его каждый раз, когда Тебя и его станут поминать поминающие, и все то время, пока этим будут пренебрегать беспечные!
    Дамир Мухетдинов