• Раздел психологии какие бывают стрессы. Стадии стресса. Психологические механизмы стресса

    Психологический стресс – это следствие сильного нервного перенапряжения, которое было вызвано каким-либо переживанием. Любые эмоции, как положительные, так и отрицательные, приводят к такой реакции организма, поскольку сопровождаются особыми физиологическими процессами, например, выбросом в кровь веществ, оказывающих влияние на работу внутренних органов.

    Особенности психологического стресса

    Психологический стресс отличается от биологического рядом особенностей, среди которых можно выделить следующие:

    • Запускается как реально действующими, так и вероятными событиями, наступления которых опасается субъект. Человек, в отличие от животных, способен реагировать не только на действующую в данный момент опасность, но также на ее угрозу, либо напоминание о ней;
    • Большое значение имеет оценка степени участия субъекта в воздействии на проблему с целью ее нейтрализации. При активной жизненной позиции или осознании того, что на стрессорный фактор можно повлиять, происходит возбуждение преимущественно симпатического отдела, а пассивность субъекта в сложившейся ситуации приводит к преобладанию парасимпатических реакций.

    Еще одна особенность психологического стресса заключается в методике его измерения, которая направлена на оценку не косвенных показателей (стрессоры, проявления депрессии и тревожности, фрустрации), а напрямую описывает состояние человека, переживающего сложившуюся ситуацию. Это специальная шкала психологического стресса PSM-25, которая позволяет измерить стрессовые ощущения по эмоциональным, поведенческим и соматическим признакам.

    Психологические механизмы стресса

    Так как стресс – это адаптационная реакция, в ней принимают участие многие системы организма. Существует две группы стрессовых механизмов: физиологические (гуморальные и нервные) и психологические.

    Подсознательные установки, возникающие в ответ на действие стрессора, относятся к психологическим механизмам стресса. Они защищают психику человека от разрушающего воздействия негативных факторов. К ним относятся:

    • Подавление. Это основной механизм, который лежит в основе многих других и представляет собой вытеснение чувств и воспоминаний в подсознание, в результате чего человек постепенно забывает о неприятной ситуации. Однако этот механизм не всегда полезен, например, он часто приводит к забыванию данных ранее обещаний;
    • Проекция. Когда человек недоволен собственными поступками или мыслями, он проецирует их на окружающих людей, приписывая им аналогичные действия. Иначе, это механизм самооправдания;
    • Регрессия. Это попытка субъекта уйти от реальности, когда он становится беспомощным, безучастным, не может сделать логичные выводы и принять какое-либо решение. Возможно, что поза эмбриона, характерная для человека в момент сильного переживания, объясняется именно этим психологическим механизмом стресса;
    • Рационализация. Это еще один способ самооправдания, который заключается в поиске виновника произошедшей ситуации. Рационализация приводит к неспособности человека анализировать ошибки и обвинению в своих бедах соседей, супруга, начальника или преподавателя;
    • Сублимация. Это наиболее благоприятная реакция на стресс, эффективная как на подсознательном уровне, так и в реальной жизни. Сублимация заключается в преобразовании неприемлемого поведения (например, агрессии) в рамки социально допустимого (бокс, профессиональные соревнования, спортивные игры).

    Как видно, психологические механизмы стресса не всегда безобидны и иногда не позволяют правильно оценить ситуацию. Более того, они порой вредят отношениям с окружающими, тем самым усугубляя стрессовое воздействие проблемы на организм.

    Психологические последствия стресса

    Переживания и отрицательные эмоции, вызванные психологическим стрессом, очень опасны, так как приводят к образованию очагов застойного возбуждения в головном мозге, а это, в свою очередь, способствует развитию психосоматических, нервно-психических и других заболеваний.

    К психологическим последствиям стресса относятся:

    • Тревога и беспокойство;
    • Ухудшение памяти;
    • Снижение внимания;
    • Чрезмерная эмоциональность по незначительным поводам;
    • Периоды депрессии;
    • Приступы гнева;
    • Вспыльчивость и раздражительность;
    • Постоянное ощущение неудовлетворенности;
    • Капризность;
    • Угнетенность и подавленность;
    • Субъективное ощущение перегруженности;
    • Утрата интереса и апатия.

    В результате человек часто пытается искусственно компенсировать чувство внутренней неудовлетворенности: начинает употреблять наркотики и алкоголь, переедает, чаще курит, меняет свое сексуальное поведение, совершает необдуманные и импульсивные поступки, увлекается азартными играми и т. п.

    Если у человека наблюдаются перечисленные психологические последствия стресса (хотя бы половина из них), необходимо внимательно проанализировать его состояние и текущую ситуацию, а в случае подтверждения диагноза немедленно приступить к лечению, используя существующие методы.

    Снятие психологического стресса

    При оценке по шкале психологического стресса важен интегральный (конечный) показатель психической напряженности, или ППН. Если он составляет 100 – 154 балла, то говорят о среднем уровне стресса, когда же ППН больше 155 баллов – это высокий уровень. Он свидетельствует о психическом дискомфорте и состоянии дезадаптации. В этом случае большое значение приобретает снятие психологического стресса и эмоционального напряжения.

    Чтобы активизировать, а затем и выпустить эмоции, необходимо более глубокое дыхание: вдох должен сопровождаться медленным выдохом. При этом следует обращать внимание на ощущения, которые возникают в теле.

    Быстро успокоиться помогает следующее упражнение: сделать медленный вдох через нос, затем задержать дыхание на 1-2 секунды и не спеша выдохнуть через рот. Лицо и тело при этом должны быть расслаблены. Можно встряхнуть руками и ногами, чтобы избавиться от излишнего напряжения.

    В снятии психологического стресса и его профилактике неоценимую помощь оказывают друзья и близкие, позволяя человеку высказаться и выплеснуть накопившиеся эмоции наружу. Не менее эффективное и действенное средство борьбы с нервным напряжением – ведение личного дневника.

    Очень хорошо снимает стресс любая двигательная активность: занятия спортом, домашние дела, пешие прогулки или утренние пробежки. Физические упражнения и ведение хозяйства отвлекают от негативной ситуации, направляя мысли в более приятное русло.

    Еще один способ избавления от психологического стресса – это творчество, а также занятия музыкой, пением или танцами. Творчество позволяет отвлечься, музыка воздействует на эмоциональное состояние, танцы помогают сбросить лишнее напряжение, а пение – это средство самовыражения и естественный регулятор дыхания.

    Попадая в стрессовые ситуации, необходимо выходить из них победителем, который преодолел еще одно препятствие на нелегком пути саморазвития.

    Психологический стресс, в отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г. Селье, обладает рядом специфических особенностей, среди которых можно выделить несколько важных особенностей. В частности, этот вид стресса может запускаться не только реально действующими, но и вероятностными событиями, которые еще не произошли, но наступления которых субъект боится .

    В отличие от животных человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. В результате бывает так, что у плохо успевающего ученика одни лишь мысли о вероятной неудовлетворительной оценке порою вызывают более сильные вегетативные реакции, нежели ее получение на экзамене. Это обусловливает специфику человеческого психоэмоционального стресса, к которому не всегда применимы закономерности его протекания, подробно описанные в опытах на лабораторных животных.

    Другая особенность психологического стресса - сущесвенное значение оценки человеком степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации . Показано, что активная жизненная позиция или хотя бы осознание возможности влиять на стрессорный фактор приводит к активации преимущественно симпатического отдела вегетативной нервной системы, в то время как пассивная роль субъекта в создавшейся ситуации обусловливает преобладание парасимпатических реакций .

    Основные отличия между биологическим и психологическим стрессом отражены в табл. 1.

    Контрольный вопрос, позволяющий дифференцировать разновидности стресса, звучит так: «Наносит ли стрессор явное повреждение организму?». Если ответ «Да» - это биологический стресс, если «Нет» - психологический.

    Механизм развития психологического стресса можно продемонстрировать на примере студента, готовящегося к защите дипломного проекта. Степень выраженности признаков стресса будет зависеть от ряда факторов: его ожиданий, мотивации, установок, прошлого опыта и т. д. Ожидаемый прогноз развития событий модифицируется в соответствии с уже имеющейся информацией и установками, после чего происходит итоговая оценка ситуации. Если сознание (или подсознание) оценивает ситуацию как опасную, то развивается стресс. Параллельно этому процессу происходит эмоциональная оценка события. Первичный запуск эмоциональной реакции развивается на подсознательном уровне, а затем к нему прибавляется еще эмоциональная реакция, сделанная на основании рационального анализа.

    В данном примере (ожидание защиты диплома) развивающийся психологический стресс будет модифицироваться в сторону усиления или уменьшения интенсивности в зависимости от следующих внутренних факторов (табл. 2).

    В настоящее время профилактика стресса проходит по двум основным направлениям:

      фармакотерапия, направленная на коррекцию физиологической природы стресс-реакции;

      разработка комплекса важных социотерапевтических факторов, обращенных к личности .

    Начиная рассмотрение психофармакологического аспекта проблемы, важно иметь в виду точку зрения академика А.В. Вальдмана (1979, 1984), утверждавшего, что психофармакологическое воздействие должно быть ориентировано не на подавление эмоций при стрессе, а на механизмы, способствующие развитию негативных проявлений эмоционально-стрессовых расстройств. Особое значение имеют исследования фармакологического воздействия на нейромедиаторные системы, которые активно участвуют в реакции организма на психоэмоциональные стрессы.

    Это определяет стратегию поиска оптимальных средств коррекции нервно-психических патологий, вызванных стрессом. К таким средствам относят, прежде всего, ряд психотропных препаратов, применяемых при лечении различных форм психозов, психотических состояний, невротических и неврозоподобных расстройств, сопровождаемых состоянием напряжения, страха, тревоги и другими симптомами, вызванных стрессом. Начало созданию современных психотропных средств было положено в 1952 г. во Франции, когда обнаружили специфическую антипсихотическую активность аминазина и применили его в психиатрической клинике. Нейролептики, внедренные в психиатрическую практику первыми, занимают центральное место среди психотропных препаратов до настоящего времени. Депримирующее, успокаивающее действие нейролептиков выражается в уменьшении реагирования на внешние воздействия, ослаблении психомоторного возбуждения, подавлении страха и т. п. Фундаментальные исследования в области психофармакологии, выполненные в последние десятилетия, позволили не только решить задачи по созданию новых лекарственных средств борьбы со стрессорами, но и способствовали разработке новых концепций патогенеза психопатологических состояний .

    В качестве примера можно привести «катехоламиновую» теорию аффективных расстройств. Психофармакологические исследования показали, что возможность регуляции первичных проявлений эмоционально-стрессовых реакций, тревоги, страха связана с определенными группами нейрорецепторов (серотониновых, ГАМК-бензодиазепиновых, дофаминовых) [там же].

    В динамике развития психопатологий, вызванных стрессом, исследователями выделяются три конкретных стадии, имеющие свои характерные поведенческие проявления, отличающиеся различной чувствительностью к психотропным соединениям: группы ноотропов, транквилизаторов и антидепрессантов. Это открывает возможности целенаправленного эффективного лечебного вмешательства с учетом специфики заболевания.

    Особое место среди средств психофармакологической коррекции отводится фитостимуляторам, например женьшенеподобным растениям, которые способствуют неспецифически повышенной сопротивляемости организма к различным неблагоприятным воздействиям. Фитостимуляторы, или адаптогены, ускоряют адаптацию к физическим и умственным перегрузкам, холоду и жаре, недостатку кислорода, психическим стрессорам и другим экстремальным факторам жизни. Механизм действия адаптогенов связан с повышением образования энергетических резервов (АТФ и др.) в организме, особенно в центральной нервной системе. Было показано, что адаптогены стабилизируют биологические мембраны, защищают их от распада при перегрузках, стимулируют гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую систему, ответственную за стресс-реакцию организма (Бурлакова и сотр., 1985).

    Наряду с психофармакологической коррекцией нервно-психических заболеваний в течение последних 20 лет получили большое распространение психологические стратегии защиты от стресса. Проблема профилактики стресса из медицинской переросла в социальную.

    Необходимо мобилизовать усилия общества для снижения факторов стресса и проведения эффективных мер борьбы. Эта задача включает:

      создание специализированных исследовательских и образовательных центров по профилактике стресса;

      поддержку общих служб психического здоровья;

      устранение наиболее неблагоприятных для развития эмоционального стресса производственных условий;

      повышение способности людей справляться со стрессовыми ситуациями. Особая роль принадлежит старшим в поддержке младших членов семьи во время кризиса или трудностей;

      разработку специальных, ориентированных на разные социальные группы населения программ по культуре поведения в семье и в быту с целью профилактики психоэмоционального стресса;

      обращение особого внимания на уязвимые группы, такие как молодежь, безработные, крайне нуждающиеся, пожилые, инвалиды и психические больные, поддержка социально незащищенных представителей населения с опорой на центры здравоохранения, школы, деловые круги, общественные и религиозные организации и т. д.

    Решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «человек-среда» играет психическая адаптация. При возникновении стрессовой ситуации необходимы активные действия по устранению источника стресса с целью наименьших психических и физических потерь организма: уменьшение силы воздействия стрессора, устранение повторяемости стрессовой ситуации.

    Психологами и медиками разработаны ряд способов и методов профилактики стресса как индивидуального, так и организационного применения.

    К индивидуальным методам можно отнести:

      регулярный активный отдых;

      релаксация (занятия йогой, медитация, аутотренинг);

      тренинг навыков самоконтроля поведения;

      планирование собственного времени;

      когнитивная терапия;

      обеспечение достаточной продолжительности сна и др.

    Так, рационально-эмоциональная терапия направлена на замену негативных мыслей в стрессовом состоянии позитивными. Существует ряд психологических техник противостоянию стрессу: психоанализ стрессовой ситуации, обучение самоконтролю, методика «сбережения» эмоций (Васильев, 1991; Леонова, Кузнецова, 1993). Целый набор социально-психологических механизмов снижения напряженности связан с использованием приемов «ухода» от напряженности путем «снижения» значения ситуации . Следует отметить, что нельзя устранить стрессы и отрицательные душевные состояния путем ограждения от всего, что потенциально несет в себе опасность негативных переживаний. Определенные отрицательные состояния (раздражение, гнев, и т. п.) являются стимулом к поисковой деятельности, к достижению каких-либо целей и способствует личностному развитию. Поисковая деятельность является своеобразным защитным средством, направленным на изменения неблагоприятной или сохранение благоприятной ситуации вопреки действию стрессогенных факторов .

    Таким образом, из понимания природы стресса следует, что стремление избежать стрессы вообще – неверная стратегия поведения. Важно, что в фазе сопротивления источнику стресса организм человека гораздо устойчивее к неблагоприятным внешним воздействиям, чем в состоянии полного покоя и расслабленности. «Закалять» организм полезно и физически, и эмоционально, поскольку эмоции выступают в роли пусковых механизмов стрессовых реакций.

    Практические выводы отечественных и зарубежных психологов по индивидуальной профилактике стресса заключаются в следующем.

    Главный барьер следует ставить на пути превращения стресса в дистресс.

    Признание неотвратимости и функциональной полезности стрессов не означает, что их нужно создавать искусственно.

    Человек должен справляться со стрессовыми ситуациями с опорой на понимание природы стресса как всплеска гормональной активности, который поддается нейтрализации.

    Стрессы, как и болезни, бывает легче предотвратить, чем впоследствии заниматься лечением их последствий.

    Важнейшим путем профилактики эмоционального стресса следует считать снижение новизны поступающей ситуационной информации, т. е. расширение накопленной информационной базы, в основе которой моделирование адекватного поведения в стрессовых ситуациях. Расширение арсенала стереотипов поведения также достигается в жизненном опыте. Если в случае подсознательного конфликта успех психотерапии во многом зависит от осознания этого конфликта (психоанализ), то осознание причин, например депрессии, эмоционально-напряженное состояние не устранит. Здесь необходима перестройка отношения человека к психотравмирующей ситуации, переориентация личности на систему новых ценностей взамен утраченных, формирование новых интересов, которые не противоречат основной жизненной установке человека и соответствуют его возможностям. Понимание ценностей обеспечивает эмоциональные границы и помогает избеганию тревожности, страха, неуверенности и сомнений.

    Огромную роль в устранении негативных последствий стресса играет трудовая деятельность и физическая нагрузка. Различные виды физической деятельности являются способом устранения физиологических механизмов стресса. Мышечная работа ликвидирует избыток гормонов, поддерживающих состояние эмоционального перенапряжения. Как следствие, нормализуется работа сердца, выравнивается артериальное давление, снижается возбуждение нервной системы, нормализуется эмоциональное состояние.

    Комплекс физических упражнений, направленных на профилактику стресса, разделен специалистами на три группы:

      упражнения, способствующие повышению возбудимости нервной системы, состоят из динамических нагрузок (прыжки, бег, ходьба, интенсивные наклоны, приседания и т. п.), изометрические упражнения с напряжением отдельных групп мышц (йоговские позы), тонизирующие дыхательные упражнения с задержкой дыхания на вдохе и др.;

      упражнения, понижающие возбудимость центральной нервной системы при нервном и эмоциональном напряжении и возвращающие ее к оптимальному тонусу: произвольные мышечные расслабления, успокаивающие дыхательные гимнастики и т. п.;

      упражнения, нормализующие мозговое и периферическое кровообращение: гимнастика для головы и шеи, упражнения с глубоким дыханием, чередование напряжений и расслаблений мышечных групп и др.

    Следует отметить, что к проблеме профилактики стресса следует подходить комплексно и наряду с индивидуальными методиками необходимы меры предупреждения стресса на организационном уровне. К таким мерам относятся:

      разработка эффективных нормативов допустимой степени эмоционального напряжения в социально-производственных условиях;

      регулярный мониторинг и формирование приемлемого социально-психологического климата на производстве;

      правильная организация производственной структуры (распределение полномочий и обязанностей с учетом способностей и возможностей конкретного работника);

      исключение возможных конфликтных ситуаций (максимальное информирование работника о корпоративных отношениях в коллективе;

      право на планирование рабочего времени, регулярная обратная связь с руководством, консультативная поддержка и т. п.);

      соблюдение санитарно-гигиенических норм (оптимальная организация рабочих мест, возможность кратковременного отдыха, питания на производстве и др.).

    Портал психологических изданий PsyJournals.ru - http://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n2/52061_full.shtml [Анализ причин стресса и методы его профилактики - Психология и право - 2012/2]

    Есть несколько правил, следуя которым можно воспитать в себе стрессоустойчивость - способность противостоять стрессовым ситуациям.

      Не думайте постоянно о своих проблемах . Жизнь любого из нас просто немыслима без проблем. Так какой смысл о них думать, их необходимо стараться решать! Если в данный момент какая-либо проблема не решаема, то не стоит постояно из-за этого переживать. Придет время, и вы обязательно решите и эту проблему, а пока забудьте о ней.

      Полноценно отдыхайте . Дайте себе время отдыха. И когда вы отдыхаете, отвлекитесь, не думайте о ваших проблемах. Чаще ходите в кино, желательно комедийного жанра, концерты, выбирайтесь в обществе приятных вам людей на природу.

      Измените отношение к происходящему . Если не можете что-то изменить, просто постарайтесь изменить ваше отношение к этому.

      Научитесь выпускать пар . Сдержанных людей обычно считают стрессоустойчивыми. Однако это не так, просто эти люди скрывают эмоции, а негатив постепенно накапливается, разрушая человека. Поэтому время от времени необходимо избавляться от накопленного негатива. Есть масса способов, которые погут вам в этом. Например, можно побить подушку. Или посмотреть комедию, хохоча во все горло, до слез. Или посетить футбольный матч или рок-концерт, где можно от всей души покричать и посвистеть.

      Займитесь спортом . Научно доказано, что любая физическая активность помогает снять напряжение.

      Научитесь правильно дышать . Правильное дыхание поможет вам сохранить спокойствие в любой стрессовой ситуации.

      Не стесняйтесь плакать . Мужчин это совет также касается. Ведь со слезами уходит из души весь накопленный негатив и напряжения.

      Заведите дневник . Как говорится, бумага все стерпит. Можно записать на бумаге все, что вас беспокоит в данный момент, ваши обиды, которые вы не можете высказать своим обидчикам. Затем, когда проблема или обида будет изложена на бумаге, можете порвать или сжечь свой дневник.

      Выспитесь . Крепкий и продолжительный сон самое лучшее лекарство в борьбе со стрессом.

      Найдите себе приятное занятие, хобби , которое поможет вам отключиться от повседневных проблем и доставит радостные моменты.

    30.Саморегуляция физиологических функций с точки зрения теории функциональных систем

    Психический стресс это состояние психики (в первую очередь), а не организма. Психический стресс это более напряжённое состояние, чем обычное мотивационное. Обычно оно требует для своего возникновения восприятия угрозы. Явления психического стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

    Так как психический стресс возникает главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определённой ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

    Здесь от фактора личности зависит очень много. В системе “человек-среда” уровень эмоциональной напряжённости нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.

    При любом нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги . Признаки тревоги:

    Ощущение неопределённой угрозы;

    Чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;

    Неопределённое беспокойство, представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса (что вытекает из уже упоминаемого, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает её биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности).

    Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.

    В отличие от боли тревога - это сигнал опасности, которая ещё не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.

    Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

    На протяжении всей жизни, начиная от рождения, человек постоянно сталкивается со стрессами. Все стрессовые ситуации можно условно разделить на три основные группы.

    Виды стресса

    1. Физиологические факторы стресса
    К их числу относят все, что связанно с непосредственным с раздражением органов:
    — обоняния (резкие запахи);
    — осязания (боль от прикосновения);
    — вкуса (пища, болезненность, питье);
    — слуха (резкие или непривычные звуки);
    — равновесия (морская качка, контузия).

    2.Эмпирические или факторы, вызывающие приобретение жизненного опыта.
    Факторы, вызывающие развитие личности, различного рода навыков и умений, повышение образования и жизненного опыта вообще.

    3. Психологические факторы стресса. Развивают психику человека и зачастую вызывают депрессию.

    Организм обычно испытывает действие нескольких факторов сразу. Человек до конца и не осознает, сколь комплексно действует стрессовый фактор. Ответная реакция организма возникает сразу и со стороны максимального воздействия. Самым негативным является прямое психологическое воздействие. Стресс развивается по определенной схеме, независимо от рода вызывающего его фактора.

    Психологический стресс

    Первой стадией является психологический стресс , позднее развивается физиологическая реакция организма и потом возникает выздоровление или переход в хроническую форму.
    Психологические стрессы стимулируют психологическую настроенность и подготовленность к работе человека. Данный тип или стадия стресса вызывает активизацию состояния памяти и активизацию области головного мозга, отвечающей за обучаемость, и стимулирует раскрытие скрытых ранее талантов и наклонностей. Все зависит от области и силы воздействия стрессового фактора. Это происходит по принципу «клин клином вышибаю». В данной области еще много неизученного. Управлять данными процессами человек пока не может.

    Физиологический стресс

    Физиологические стрессы стимулируют все процессы жизнедеятельности организма, иногда этим вызывая выздоровление затянувшихся хронических процессов. Ведь физиологический стресс вызывает как стимуляцию нервной системы в частности, так и усиливает гуморальную встряску всего организма. Все представлено «триадой физиологических изменений в организме, а именно:

    • уменьшение тимуса
    • увеличение коры надпочечников
    • появление различных по размерам и местам локализации кровоизлияний в желудочно-кишечном тракте, а иногда и появление язв его слизистой оболочки.

    Ранее стресс считался строго негативным влиянием внешних факторов, сейчас все больше и больше исследований показывает его позитивное влияние на организм человека.

    Вконтакте

    Каждый человек испытывал раздражение и чувствовал упадок сил. Такая реакция организма на негативные эмоции называется стрессом.

    Характеристика состояния

    Понятие и природа стресса в том, что он предназначен для защиты организма от различных негативных воздействий. При попадании человека в экстремальную ситуацию у него активизируются физиологические и психологические реакции для преодоления трудностей.

    Причины

    Стресс в жизни возникает по следующим причинам:

    • беспокойство по поводу смены работы;
    • опаздывание на поезд или рейс самолета;
    • плохое финансовое состояние;
    • нехватка времени, чтобы закончить важные дела;
    • смерть родственников;
    • плохое самочувствие;
    • неудовлетворение потребностей и т. д.

    Значение стресса для организма человека оценивают по-разному. Некоторые психологи утверждают, что иногда он необходим, чтобы взбодриться и испытать адреналин. Но если будет слишком много стрессоров и человек будет находиться в стрессовом состоянии более 2 раз в неделю, то последствия будут негативными.

    Симптомы

    Стресс в жизни человека бывает разный. Его особенности зависят от первоисточников, но их симптоматика похожая. Сущность стресса проявляется в таких симптомах:

    • ухудшение памяти;
    • плохое самочувствие;
    • невозможность сконцентрироваться;
    • навязчивое чувство усталости;
    • систематические ошибки;
    • излишнее упрямство;
    • приступы агрессии;
    • слишком быстрая или медленная речь;
    • перевозбуждение;
    • повышенное чувство тревожности;
    • потеря чувства юмора и позитивного настроя;
    • чувство голода;
    • бессонница;
    • снижение социальной активности и т. д.

    Если вовремя не начать лечение, воздействие стресса на организм может стать негативным.

    Начнут активно развиваться психические заболевания: невроз, эпилепсия, фобические расстройства. Сущность стресса такова, что могут проявиться и прочие заболевания – артрит, тахикардия, гастрит, молочница. Нервные срывы, панические атаки, навязчивые суицидальные мысли также станут частым явлением.

    Стадии

    Воздействие стресса на организм человека зависит от стадии, на которой он пребывает. Их выделяют 3: стадия тревоги, сопротивления и истощения.

    Стадия Характеристика
    Тревоги Непосредственное влияние на организм человека раздражителей. Выделяются гормоны, направленные на защиту или бегство. В этом задействованы надпочечники, система пищеварения, иммунитет. Главная функция стресса – сохранение и поддержание постоянства внутри организма в среде, которая постоянно меняется. В определенных случаях нервная система работает на износ, поэтому человек остается живым. Но в такие моменты ухудшается самочувствие. После выхода из подобного состояния происходит сильное снижение защитной функции, в результате чего организм истощается. Но на стадии тревоги психическое состояние человека еще нормальное.
    Сопротивления Во время адаптации человека к стрессовой ситуации исчезают признаки сильной тревоги, паники и страха. Но уровень сопротивляемости увеличивается. Такое стрессовое состояние сопровождается повышенной утомляемостью организма, невозможностью исполнения физических и умственных действий. Ярко выражена нервозность, взволнованность. Всё чаще появляются головные боли и головокружение. Нарушается пищеварение, замечается дрожание конечностей. Минус в том, что организм не сможет долго выдержать подобного сопротивления и тогда наступит стадия истощения.
    Истощение Появляется сильная апатия. Настроение стабильно плохое, желания развлекаться нет. На этой стадии наблюдается нарушение сна, что приводит к сильной сонливости во время бодрствования. Человек раздражает буквально всё, он очень уязвим к чужим замечаниям в свой адрес. Постоянно всем недоволен, отношения с близкими ухудшаются.

    Основные теории

    Лучше понять природу стресса помогут специальные теории, каждая из которых дает понять, как развивалось представление о нем.

    Г. Селье

    Ганс Селье выделяет 3 этапа развития стресса:

    1. Аларт-стадия. Человек пребывает в напряжении и настороженности. Происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма. Активно развиваются психосоматические заболевания – язва, мигрень, колиты, гастриты.
    2. Стадия резистентности. Особенность – полностью пропадают признаки тревожного состояния. Наступает ощущение гармонии, но оно еще обманчиво. Проходит сбалансированное расходование адаптационных ресурсов.
    3. Стадия истощения. Человек чувствует себя опустошенным. Энергия на низком уровне. Делать ничего не хочется. В таком случае нужно отдохнуть и хорошо выспаться.

    Ганс Селье в своей теории стресса сравнивает психологическое состояние личности со стадиями человеческой жизни. Аларт-стадия – это детство, т. к. ребенок, полный энергии, активно реагирует на раздражители. Стадия резистентности – это зрелость, период, когда увеличивается сопротивляемость организма. Этап истощения приравнивается к старости, когда сопротивляемости практически нет, реакция на раздражители пропадает.

    У. Кеннон

    Эта теория гласит, что благодаря саморегуляции поддерживается стабильность организма. Организм сам решает, когда нужно активизировать защитные каналы, чтобы приспособиться к изменениям во внешней среде. Делается всё, чтобы организм как можно меньше пребывал в стрессовом состоянии.

    И. Павлов

    Ученый объяснил, что нервная деятельность изменяется в условиях повышенной нагрузки. Зафиксировал 2 состояния человека в момент стресса – заторможенность или гиперактивность. Реакция торможения описывается снижением активности, нарушением рефлекторной деятельности. Если наступает состояние перевозбуждения, наблюдается беспокойство и чрезмерный выброс адреналина. Павлов доказал, что оба состояния являются разрушительными и вредными для человека.

    Л. Орбели

    Орбели утверждает, в стрессовом состоянии происходит изменение свойств и функциональных способностей тканей, потому что организму нужно повысить уровень реактивности в конкретной ситуации. Обычно это оказывает влияние только на обмен веществ в тканях, а эндокринные механизмы не затрагиваются.

    Э. Геллгорн

    Эта теория стресса подтверждает, что во время стресса человек может испытывать негативные или позитивные эмоции. Их природа напрямую зависит от вегетативной системы. Есть 2 отдела: парасимпатический и симпатический. Симпатический отдел порождают положительные эмоции, возбуждение, радость, появляется прилив сил. Парасимпатический относительно негативно воздействует на нервную систему человека. Вызывает ощущение расслабления, усугубляет депрессивное состояние.

    Р. Лазарус

    Лазарус считал, что эмоции отвечают за приспособление человека к внешним условиям. Особенности его теории:

    • от когнитивных процессов зависит качество и насыщенность эмоциональных реакций;
    • психологический и нервный стресс – и процесс, и реакция;
    • внешний мир оценивается человеком на основе его знаний, убеждений, ценностей.

    Согласно теории Лазаруса, самые частые проявления эмоции человека (познания, принципы) определяют характер стресса и поведения в любой ситуации.

    Виды

    В психологии принято делить стрессы на 2 вида – эустрессы и дистрессы. Они отличаются характером воздействия.

    Эустресс

    Особенности такого стресса в том, что в небольшом количестве он полезен. Человек становится более активным, т. к. энергии будет больше, появятся силы работать в стрессовом состоянии. Нервозность ощущается из-за волнения перед грядущим событием, но человек верит в себя и настроен позитивно. В процессе вырабатывается адреналин, который заряжает человека энергией. Появляется из-за легкой и приятной взволнованности, сильной радости или ощущения счастья.

    Дистресс

    Дистрессы – вредные стрессы, которые негативно воздействуют на организм человека. Они могут стать причиной развития депрессии или психических расстройств. Возникают из-за перенапряжения, делают человека раздраженным. Вызывают дефицит энергии, позитивных эмоций, расстройства сна, плохое самочувствие. Выделяют 4 вида дистресса. Они отличаются причинами возникновения, симптоматикой и последствиями. Виды дистресса:

    Название вида Описание Последствия
    Психический стресс (другое название – психологический) Связан с переживаниями на фоне эмоций. Может проявляться из-за негативных событий, которые уже произошли или должны были случиться. В процессе происходит выброс в кровь веществ, воздействие которых негативно отражается на общем состоянии человека. Психологический стресс возникает, когда человек не замечает собственных достижений, забывает о важном событии или обещании, хочет уйти от реальности, ищет виновника своих бед в лицах других. Может проявляться как стресс в деловом общении. При наличии этого дистресса возможна сублимация – преобразование неприемлемого поведения в социально допустимое. Приводит к общему истощению организма. Поражает нервную систему.
    Физиологический дистресс Воздействие стрессовых факторов происходит не на психику человека, а на организм. Причины – переутомление, сильная жара, холод, жажда. Часто наступает после чрезмерно сильных физических нагрузок и тренировок. Человек наносит вред самому себе. Но бывает, что физиологический стресс возникает в результате избиения. Тогда он способен перерасти в болевой шок, что может иметь фатальный исход. Повышается кровяное давление, частоту сердцебиения, уровень холестерина. Значительно увеличивается риск сердечных приступов. Больной постоянно не может выспаться, ощущает недосыпание и переутомление. Появляются проблемы с желудком. Может стать болезненным мочеиспускание.
    Хронический дистресс Этот вид дистресса особенно опасен, т. к. человек постоянно пребывает в стрессе. Иммунная система становится слабой, организм ослаблен и не может противодействовать различным патогенным бактериям. Главная проблема в том, что хронический стресс не поддается лечению. Снижается или вовсе пропадает либидо и сексуальное влечение. Начинаются расстройства репродуктивной силы. Уменьшается плотность костной ткани из-за разрушения нервных клеток. Хронический стресс приводит человека к суицидальным мыслям. В результате больные заканчивают жизнь самоубийствами или в психиатрических больницах.
    Нервный стресс Возникает и проходит быстро. Причина – сильное переутомление, чрезмерное эмоциональное напряжение. Может поразить как здорового человека, так и того, кто имеет невроз. Возникают боли в мышцах и суставах. Если долго игнорировать нервный стресс, он перейдет в нервный срыв. Вызывает боли в желудке, спазмы, рвотный рефлекс.

    Стресс в психологии делится на еще 2 вида дистресса, которые очень похожи между собой. Это информационный и управленческий стрессы. При информационном происходит расстройство из-за отсутствия необходимого количества информации для принятия важного решения. Такое ощущение может возникнуть и тогда, когда человек не обладает желаемым объемом знаний в нужной области. Информационный стресс отличается от управленческой лишь степенью ответственности за принятие решений. При управленческом она намного больше, т. к. от действия руководителя зависит судьба его подопечных.

    Лечение расстройства

    На начальной стадии стресса лучшим лечением будет здоровый сон. Для взрослого человека он должен длиться минимум 7 часов, для детей оптимальная продолжительность – от 9 часов. Другие рекомендации:

    • регулярно занимайтесь спортом, чтобы были хоть какие-то минимальные физические нагрузки;
    • если день был тяжелым, примите теплую ванную и включите негромкую музыку;
    • обучитесь дыхательным техникам и основам медитации, чтобы в случае стрессовой ситуации суметь быстро расслабиться и нормализовать свое психологическое состояние;
    • перед сном проветривайте комнату;
    • устраивайте ароматерапию, вдыхая приятные ароматы мелиссы, мяты или ромашки.

    Пребывая в нервном состоянии, важно нормально питаться. Пытаясь заесть стресс, человек стремительно набирает вес. Пищеварительные процессы нарушаются, питание ухудшается, что является идеальными условиями для развития заболеваний ЖКТ. Рекомендуется пить травяные настои. Лучшими компонентами являются ромашка, чабрец, душица, шалфей, мята, мелисса. Они снимают напряжение и переутомление, позволяют быстро заснуть и спать спокойно. Если были выявлены постоянные симптомы стресса, то следует обязательно обратиться к врачу. Он проведет диагностику, назначит лечение и поможет жить нормальной жизнью. Худшее, что может сделать больной, - заняться самолечением, которое может усугубить ситуацию.