• Аяты насих и мансух. Внутренние противоречия и отмененные аяты корана

    почему в Медине пророк говорит о свободе вероисповедания, а в Мекке о убийстве неверных??? и получил лучший ответ

    Ответ от *****[гуру]
    Во времена ниспослания Корана записи откровений были фрагментарными. Безусловно, важнейшей причиной этого было то, что иногда аяты сразу нескольких сур ниспосылались в один период, и их ниспослание носило смешанный характер. Однако не менее важную роль играло то, что Всевышний Аллах отменял некоторые ранние откровения, которые по божественному замыслу, в конечном итоге, не должны были войти в Коран. Эта божественная практика получила название отмены, или аннулирования коранических аятов или предписаний (насх) .
    Это арабское слово означает «удаление» , «перемещение» , однако в шариатской терминологии оно приобрело более конкретное значение. Отмена предписаний – это замена второстепенного практического религиозного предписания, подтвержденного священным текстом, другим более поздним второстепенным практическим религиозным предписанием, также подтвержденным священным текстом, причем эти предписания должны исключать друг друга и не должны быть связаны.
    Законность отмены религиозных предписаний подтверждается кораническими аятами и достоверными хадисами. Всевышний Аллах сказал: «Когда Мы отменяем или заставляем забыть один аят, то приводим тот, который лучше его, или равный ему. Разве ты не знаешь, что Аллах способен на всякую вещь? Разве ты не знаешь, что Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и что нет у вас, кроме Аллаха, ни покровителя, ни помощника? » (Сура «аль-Бакара» , аяты 106-107).
    Он также сказал: «Когда Мы заменяем один аят другим, они говорят: «Воистину, ты – лжец». Аллаху лучше знать то, что Он ниспосылает. Но большая часть их не знает этого. Скажи, что Святой Дух (Джибрил) принес его (Коран) от твоего Господа с истиной, чтобы подкрепить уверовавших, а также как верное руководство и благую весть для мусульман». (Сура «ан-Нахль» , аяты 101-102).
    Он также сказал: «Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него – Мать Писания». (Сура «ар-Раад» , аят 34).
    Он также сказал: «Когда Наши ясные аяты читают тем, которые не надеются на встречу с Нами, они говорят: «Принеси нам другой Коран или замени его! » Скажи: «Не подобает мне заменять его по своему желанию. Я лишь следую тому, что внушается мне в откровении, и боюсь, что если я ослушаюсь Господа моего, то меня постигнут мучения в Великий день». (Сура «Йунус» , аят 15).
    В чем же смысл отмены религиозных предписаний? Почему Аллах сразу не ниспослал окончательное повеление или окончательный запрет? При внимательном исследовании этого вопроса становится ясно, что отмена предписаний всегда служила во благо тем, на кого они были возложены.
    В одних случаях более легкое предписание отменяло более тяжелое, которое было ниспослано ранее для того, чтобы испытать верующих. Например, поначалу Всевышний Аллах повелел правоверным исповедовать богобоязненность самым совершенным образом и сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами! » (Сура «Аль Имран» , аят 103).
    Однако это предписание оказалось непосильным для многих мусульман, и тогда Всевышний Аллах облегчил их обязанности и сказал: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе». (Сура «ат-Тагабун» , аят 16).
    Приведем еще один пример. Всевышний Аллах сказал: «О пророк! Вдохновляй верующих на сражение. Если будет среди вас двадцать терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет сотня, то они одолеют тысячу неверующих, потому что они – люди неразумеющие». (Сура «аль-Анфаль» , аят 65).
    Однако это предписание было чрезвычайно сложным для мусульман, и поэтому в следующем аяте Господь облегчил их бремя и сказал: «Теперь Аллах облегчил ваше бремя, ибо Ему известно, что вы слабы. Если среди вас будет сто терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет тысяча, то с позволения Аллаха они одолеют две тысячи. Воистину, Аллах – с терпеливыми». (Сура «аль-Анфаль» , аят 66).
    ТЕМА БОЛЬШАЯ ВСЕ НЕ УМЕЩАЕТСЯ!!! !

    Ответ от федр смирнов [гуру]
    сунниты шииты и др


    Ответ от НКВД [гуру]
    в медине махмуд был гонимым
    в мекке - он уже окреп


    Ответ от Православие - Жизнь! [гуру]


    Ответ от Олег Рофилт [гуру]
    У каждого свой бизнес


    Ответ от Матрёшка =) [гуру]
    Во всех мусульманских странах, гонения


    Ответ от Андрей филиппов [гуру]
    такая религия.

    Ответ : Я начинаю Именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха, его семейством и сподвижниками! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!

    Во-первых , Ислам пояснил правила для свободы вероисповедания. В Коране сказано (смысл): «Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения » (сура «аль-Бакара», аят 256). Как говорят толкователи Корана, этот аят был ниспослан по следующей причине: «Один человек из жителей Медины принял Ислам, у него было двое неверующих детей. Он пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и спросил: «О Посланник Аллаха, я хочу принудить своих детей принять Ислам. Если они не примут Ислам, войдут ли они в ад?» Тогда был ниспослан этот аят».

    Во-вторых , Ислам определил для мусульман путь для призыва. В Коране сказано: «Призывай на путь Господа мудростью (Кораном) и добрым увещеванием (проповедями из Корана) и веди спор с ними наилучшим образом (не вреди им) » (сура «Нахл», аят 125).

    В-третьих , множество коранических аятов рассказывают о любви, снисходительности, сострадании, добром знакомстве, милосердии и дружбе.

    В-четвёртых , распространение религии посредством оружия было во всех религиях, не только в Исламе, и поэтому будет неправильным обособлять этим лишь Ислам.

    В-пятых , в основном исламские войны были оборонительными, а не наступательными, – стоит над этим задуматься.

    В-шестых , Ислам призывал к сражению против каждого, кто нападал на мусульман. В Коране сказано: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину Аллах не любит преступников » (сура «аль-Бакара», аят 190). В другом аяте сказано: «Если же они нарушат свои клятвы после заключения договора и станут посягать на вашу религию, то сражайтесь с предводителями неверия, ибо для них нет клятв. Быть может, тогда они прекратят» (сура «ат-Тавба», аят 12).

    В-седьмых , ошибается тот, кто думает, что джихад – это только военное сражение и что аяты, где говорится о сражении, всегда призывают к войне. И мы уверенно знаем, что нашему Господину Мухаммаду (мир ему и благословение) и сподвижникам (да будет доволен ими Аллах) были ненавистны сражения.

    • 82 Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий .

    А много противоречий это сколько ? Или сколько бы не было противоречий всегда можно сказать это не много.

    Сура 10 аят-64

    • 64 Им предназначена радостная весть в этом мире и в Последней жизни. Слова Аллаха не подлежат отмене . Это - великое преуспеяние.

    Сура 2 аят-106

    • 106 Когда Мы отменяем или заставляем забыть один аят, то приводим тот, который лучше его, или равный ему. Разве ты не знаешь, что Аллах способен на всякую вещь?

    Коран - отмененный аят

    Коран - отменяющий аят

    1) Противоречие или отмена в несколько этапов

    Сура 2:219

    • 219 Они спрашивают тебя о вине и азартных играх . Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей , хотя греха в них больше, чем пользы». Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Излишек». Так Аллах разъясняет вам знамения, – быть может, вы поразмыслите

    На первом этапе, алкоголь был вполне допустим в исламе.

    Сура 4:43

    • 43 О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите , и будучи в состоянии полового осквернения, пока не искупаетесь, если только вы не являетесь путником. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой землей и оботрите ваши лица и руки. Воистину, Аллах – Снисходительный

    Сура 4:43

    Данная сура приведена с право в вверху, она отменила суру 2:219 которая допускала употребления алкоголя. Сура 4:43 в свою очередь, запрещает алкоголь только перед намазом.

    Сура 5:90

    • 90 О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки , азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете.

    Таким образом в Коране либо несколько последовательных отмен аятов, либо противоречий. Если это противоречия, то как это соответствует, суре 4 аят-82? А если отмена, то суре 10 аят-64.

    2) Противоречие или отмена того как мусульмане должны относится
    к иудеям, христианам.

    Сура 2:62

    • 62 Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям , которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены.

    Сура 3:85

    • 85 От того, кто ищет иную религию помимо ислама , это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон.

    Сура 42:15

    • 15 Посему проповедуй и следуй прямым путем, как тебе было велено. Не потакай их желаниям и говори: «Я уверовал в то, что Аллах ниспослал из Писания, и мне велено относиться к вам справедливо. Аллах – наш Господь и ваш Господь. Нам достанутся наши деяния, а вам – ваши деяния. Нет места доводам (дальнейшим спорам) между нами и вами. Аллах соберет всех нас, и к Нему предстоит прибытие».

    Аят Меча 9:5

    Сура 9:29

    • 29 Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными.

    3) Противоречие или отмена того как должна распространятся религия ислам

    Сура 2:256

    • 256 Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения. Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий.

    Сура 16:125

    • 125 Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем.

    Сура 8:61

    • 61 Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру и уповай на Аллаха. Воистину, Он – Слышащий, Знающий.

    Сура 15:3

    • 3 Оставь их – пусть они едят, пользуются благами и увлекаются чаяниями. Скоро они узнают.

    Сура 8:39

    • 39 Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия (поклонение) не будет полностью посвящена Аллаху . Если же они прекратят, то ведь Аллах видит то, что они совершают.

    Сура 9:5

    • 5 Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили , берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду. Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный.

    Путь призыва мудростью и добрым увещеванием к исламу отменен «Аятом Меча 9:5» В связи с тем, что аят 9:5 отменил множество аятов, более 100

    Толкование аята меча 9:5

    Абу Адель

    Сражайтесь (о, верующие) с теми, кто не верует в Аллаха и в Последний день, не запрещает того [не отстраняется от того], что запретил Аллах и Его посланник, и не придерживается Веры Истины [законоположений Ислама] – из (числа) тех, которым даровано Писание [из числа иудеев и христиан], пока они не дадут [будут платить] (вам) откупную дань своей рукой, будучи униженными (и покорными) [побежденными].

    Аль-Мунтахаб

    О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из обладателей Писания, которые не веруют в Аллаха должным образом: не признают воскрешения в Судный день и воздаяния, не считают запрещённым то, что не дозволено Аллахом и Его посланником, и не веруют в истинную религию - ислам. Сражайтесь с ними до тех пор, пока они не уверуют или не дадут джизийу [[Джизийа - подушная подать, налагаемая на немусульман, была одним из важных доходов бюджета мусульманского государства. Подать бралась с иудеев и христиан, но их женщины, старики, дети, бедные и рабы были освобождены от неё. Идея подати заключается в том, что обладателям Писания не предписывалось участие в войнах, чтобы защищать себя и других , поэтому было справедливо, что они платят подать, так как мусульманское государство их защищало и обеспечивало им нормальную жизнедеятельность и предпринимательство. Ведь мусульмане отдавали государству пятую часть военной добычи, закят (очистительную милостыню), милостыню после Рамадана и различные милостыни во искупление грехов. Подать - не наказание, а участие в бюджете государства, как делают мусульмане. Ведь ислам - справедливая религия!]] своей собственной рукой, обессиленные и смиренные, чтобы пополнить бюджет мусульманской общины.

    Предположение Аль-Мунтахаба о том "что обладателям Писания не предписывалось участие в войнах, чтобы защищать себя и других" является вымыслом и не соответствует действительности. Прочитав Ветхий завет мы увидим что иудей всегда защищали себя и при необходимости собирали армию или ополчение. Христианам тоже не запрещено воевать защищая себя и своих близких, исследуйте Новый завет.

    Арабское слово «насх» (نسخ) переводится на русский язык как «аннулирование», «отмена». В коранических науках этот термин используется для обозначения тех аятов, которые отменяют шариатские нормы, закреплённые в ниспосланных ранее частях Священной Книги мусульман. А некоторые исламские правоведы и вовсе отмечали, что аяты Корана могут быть отменены хадисом Пророка Мухаммада (с.г.в.). Отменённые аяты обозначаются арабским словом «мансух» (منسوخة).

    Примечательно, что ни в Коране, ни в Пречистой сунне прямым текстом нигде не отмечается отмена аята (например, «такой-то аят отменяется другим аятом…»), хотя слова с корнем «н-с-х» встречаются несколько раз, но в другом контексте. Есть лишь общее описание явления:

    «Когда Мы заменяем один аят другим, они говорят: "Воистину, ты - лжец". Аллаху лучше знать то, что Он ниспосылает» (16:101)

    Информация о конкретной замене одного аята другим доступна лишь со слов сподвижников Пророка Мухаммада (с.г.в.) или благодаря выстраиванию каких-то логических конструкций. По некоторым оценкам, 21 кораническая сура из 114 содержит в себе отменённые аяты.

    Процитированный выше аят (16:101) устанавливает общий принцип отмены старого аята новым. Этот принцип был введён исламскими юристами в отношении не только коранического текста, но и изречений Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.). Другим важным аятом Священной Книги в отношении отмены частей её текста является следующий:

    «Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него - Мать Писания» (13:39)

    Богословы рассматривают его как источник двух главных разновидностей отмены аятов и хадисов - запрещения и вытеснения.

    Ещё один аят объясняет, почему первые части Благородного Корана могут быть заменены:

    «Мы не отправляли до тебя такого посланника или пророка, чтобы сатана не подбросил своё в его чтение, когда он читал откровение. Аллах уничтожает то, что подбрасывает сатана. Потом Аллах утверждает Свои знамения, ведь Аллах - Знающий, Мудрый» (22:52)

    Данный аят при рассмотрении его сквозь призму истории так называемых «сатанических аятов» приобретает дополнительную смысловую нагрузку. Здесь необходимо отметить, что подразумевается под провокационным термином «сатанинские аяты». Речь идёт об аятах из суры «Звезда»:

    «Не видели ли вы аль-Лат и аль-Уззу, и ещё третью - Манат?» (53:19-20)

    Некоторые историки, в том числе и мусульманские (ат-Табари и ибн Хишам), утверждали, что, согласно некоторым преданиям, Пророк Мухаммад (с.г.в.) после возвращения из Эфиопии попытался достичь мира с мекканцами и назвал почитаемых у них божеств святыми ангелами. Впоследствии он отказался от этих слов и заявил, что они были сказаны под влиянием сатаны. Подавляющее большинство мусульманских учёных считают подобную версию фальсификацией, однако в привязке к ней 52-й аят из приобретает новый оттенок. Дело в том, что он позволяет обосновать метод аннулирования аята «насх аль-хукм валь-иттилява» , согласно которому смысл коранического текста теряет свою практическую актуальность, равно как и пропадает сам текст из сборника (мусхафа).

    Другими двумя методами аннулирования являются «насх аль-хукм дуна ат-тилява» и «насх ат-тилява дуна аль-хукм» . Суть первого заключается в том, что текст сохраняется в мусхафе (сборнике), однако его смысл теряет актуальность в свете изданного позже аята.

    Примеры аятов мансух и насих в Коране

    Отменённый аят

    Отменяющий аят

    2:115 «Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха…»
    2:144 «Мы видели, как ты обращал своё лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен. Обрати же своё лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в её сторону…»

    2:184 «Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!»

    2:185 «В месяц Рамазан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определённое число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь…»

    2:183 «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, - быть может, вы устрашитесь»
    2:187 «... Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи. Не вступайте с ними [жёнами] в близость, когда вы пребываете в мечетях. Таковы ограничения Аллаха…»
    4:15 «Против тех из ваших женщин, которые совершат мерзкий поступок (прелюбодеяние), призовите в свидетели четырёх из вас. Если они засвидетельствуют это, то держите их в домах, пока их не упокоит смерть или пока Аллах не установит для них иной путь»
    24:2 «Прелюбодейку и прелюбодея - каждого из них высеките сто раз. Пусть не овладевает вами жалость к ним ради религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. А свидетелями их наказания пусть будет группа верующих»
    58:12 «О те, которые уверовали! Если вы беседуете с Посланником втайне, то предварите вашу тайную беседу милостыней. Так будет лучше для вас и чище. Но если вы ничего не найдете, то ведь Аллах - Прощающий, Милосердный»
    58:13 «Неужели вы боялись предварять вашу тайную беседу милостыней? Если вы не сделали этого и Аллах принял ваше покаяние, то совершайте намаз, выплачивайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. Аллах ведает о том, что вы совершаете»
    60:11 «Если какая-либо из ваших жён ушла от вас к неверующим, после чего вы получили военную добычу, то отдайте тем, жёны которых ушли, потраченное ими на приданое. Бойтесь Аллаха, в Которого вы веруете»
    8:41 «Знайте, что если вы захватили трофеи, то пятая часть их принадлежит Аллаху, Посланнику, близким родственникам Посланника, сиротам, беднякам и путникам, если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы ниспослали Нашему рабу в день различения, в день, когда встретились две армии при Бадре. Воистину, Аллах способен на всякую вещь»
    16:67 «Из плодов пальм и виноградников вы получаете опьяняющий напиток и добрый удел. Воистину, в этом - знамение для людей размышляющих»
    2:219 «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: "В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы". Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: "Излишек". Так Аллах разъясняет вам знамения, - быть может, вы поразмыслите»
    4:43 «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными»

    5:90-91 «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, - быть может, вы преуспеете. Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?»

    Второй метод отмены - «насх ат-тилява дуна аль-хукм» - обозначает отмену текста, но не самого принципа либо правила, заложенного в нём. Если по первым двум методам мнения учёных более-менее консолидированы в плане признания их законности, то относительно последнего есть существенные разногласия. Его явное воплощение можно найти, например, в наказании для прелюбодеев, заключённом во втором аяте суры «Свет»:

    «Прелюбодейку и прелюбодея - каждого из них высеките сто раз…» (24:2)

    В тексте прямо сказано о наказании в виде высечения. Однако традиция, берущая своё начало во времена второго праведного халифа Умара (р.а.), устанавливает в качестве наказания для состоящих в никахе прелюбодеев побивание камнями.

    Отметим также, что вопрос отмены Пречистой сунной коранического аята подвергается в исламских богословии и правоведении серьёзному обсуждению. Шафиитский мазхаб не признаёт подобный механизм законным, тогда как в он приемлем.

    В качестве примера отмены аята хадисом можно привести следующий фрагмент из суры «Бакара»:

    «Когда смерть приближается к кому-либо из вас и он оставляет после себя добро, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных» (2:180)

    Данный коранический текст подвергся отмене, во-первых, аятами о процессе наследования в суре «ан-Ниса», во-вторых, хадисом от Анаса ибн Малика. В нём повествуется, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) запретил составлять завещания, способствующие распределению наследства не в тех пропорциях, что были установлены в суре «ан-Ниса» (хадис передаётся в сборнике Ибн Маджи).

    Отмена обозначается на арабском языке словом «насх» (نسخ). Его буквальный смысл – «стирать, компенсировать», а используемым значением этого термина является следующее:

    رفع الحكم الشرعي بدليل شرعي

    «Аннулирование правового веления посредством правового довода»

    То есть иногда Аллах устанавливает определенное правило, специфичное для данного времени. Впоследствии по Своей безграничной мудрости Он отменяет это веление и вместо него вводит новое. Такое действие называется отменой (نسخ). Прежний, аннулированный приказ именуют отмененным (منسوخ), а новое веление называют отменяющим (ناسخ).

    Разумное обоснование отмены

    Иудеи полагают, что в отношении законов Аллаха не должно быть никакой отмены, и что, если б Аллах отменял Свои приказы, это означало бы (Боже упаси) смену Его взглядов с течением времени. Иными словами, по их мнению, отмена подразумевает то, что Аллах в какой-то момент считал Свое веление уместным, но впоследствии (Боже упаси) осознал ошибку и отозвал приказ: это обычно называют термином «буда» (بداء).

    Такое возражение является просто надуманным, и если мы немножко поразмыслим, то увидим ошибку в этом мнении. Отмена не подразумевает смены взглядов, а означает издание приказов в соответствии с потребностями нового времени. Отменяющее отнюдь не говорит о том, что отмененное было неверным. Оно лишь указывает на ограниченное действие прошлого веления и тот факт, что прежний приказ был верным и правильным в тех временных рамках, когда он действовал, но теперь, со сменой обстоятельств, в силу вступает новое веление. Любой здравомыслящий человек без труда придет к выводу о том, что такое изменение в точности соответствует безграничной мудрости Аллаха. И оно ни в коей мере не оспаривает ее. Например, нельзя человека назвать настоящим врачом, если на все болезни он выписывает один и тот же рецепт. Доктор всегда производит необходимые изменения в лечении при изменении состояния пациента.

    Это правило касается не только религиозных предписаний: весь мир функционирует в соответствии с данным принципом. Так, Аллах изменяет погоду, и мы наблюдаем смену времен года, дожди и засуху. Все эти изменения производятся в полном соответствии с мудростью Аллаха. Нужно быть глупцом, чтобы назвать такие изменения термином «буда» (بداء) и считать это изменением во взглядах Аллаха. Разве можно говорить, что Аллах, установив лето, тем самым признал ошибочность Своего веления о прошлой зиме? Именно так и обстоит дело с отменой религиозных предписаний: называть такое термином «буда» может только тот, кто совершенно пренебрег фактами и логикой.

    Отмена не присуща только лишь велениям для последователей пророка Мухаммада ﷺ. Она регулярно происходила и с приказами, которые передавались через других пророков. Несколько примеров тому мы находим в современных экземплярах Библии. Например, там говорится, что, согласно религиозному кодексу, который был при Иакове (Якубе, мир ему), можно было брать в жены двух сестер. И у самого пророка Якуба (мир ему) было в женах одновременно две сестры, Лия и Рахиль. (Библия. Книга Бытие, 29:23–30). Но это было запрещено в вероуставе при пророке Моисее (Мусе, мир ему). (Книга Левит, 18:18). Или, например, во времена пророка Ноя (Нуха, мир ему) можно было есть любое движущееся животное (Книга Бытие, 9:3), а при пророке Мусе (мир ему) многие из них были запрещены (Книга Левит, 11:7), Книга Второзаконие, 14:7). Еще один пример связан с разводом, который был полностью дозволен в эпоху пророка Мусы (мир ему). (Книга Второзаконие, 24:1–2). Во времена же пророка Иисуса (Исы, мир ему) развод разрешался, только если у женщины была внебрачная интимная связь. (Евангелие от Матфея, 19). Иными словами, есть ряд примеров в Ветхом и Новом Заветах Библии, когда прежнее веление отменялось новым правилом.

    Различие в понимании термина «отмена» теологами ранней эпохи ислама и специалистами более недавнего прошлого

    Теологи ранней эпохи ислама понимали термин «отмена» несколько иначе, чем специалисты недавнего прошлого. Рассмотрим мнения в хронологическом порядке. Ранние теологи понимали термин «отмена» в очень широком смысле: в него входило много того, что не считалось отменой более поздними специалистами. Так, если один аят ограничивался другим, они считали его отмененным. Поэтому, если то или иное правило описывалось в одном аяте общими словами, а в другом имелось более конкретное описание, ранние теологи называли первый из этих аятов отмененным, а второй – отменяющим. Это не означало полного прекращения действия первого веления, а лишь подразумевало отмену общего характера первого веления вторым аятом, который более конкретно описывал ситуацию. Например, Кyр`ан гласит:

    وَلَا تَنكِحُوا الْمُشْرِكَاتِ حَتَّىٰ يُؤْمِنَّ

    «Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют» (Кyр`ан, 2:221)

    Здесь общее слово «многобожницы», на первый взгляд, подразумевает запрет на брак со всеми женщинами из данной категории: как с идолопоклонницами, так и с иудейками и христианками. Но в другом аяте сообщается:

    وَالْمُحْصَنَاتُ مِنَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ

    «…и (дозволено вам жениться на) целомудренных женщинах из числа тех, кому было дано Писание…» (Кyр`ан, 5:5)

    Эти слова указывают на то, что в ранее рассмотренном аяте под многобожницами понимаются те из них, что не относятся к людям Писания. Таким образом, второй аят ограничил общий характер первого и сообщил нам о том, что эта фраза относится к конкретной группе многобожниц. Ранние теологи считали такую ситуацию отменой и называли первый аят отмененным, а второй – отменяющим.

    Позднее специалисты стали определять отмену в более узком смысле: веление называется отмененным, если оно полностью прекращает свое действие. Они не считают отменой ограничение общего характера правила. Поэтому в вышеприведенном примере, по их определению, отмены не происходит, поскольку запрет на брак с многобожницами продолжает действовать. Второй аят лишь разъяснил, что значение первого аята было не столь широким, чтобы включить в него также женщин из числа людей Писания, и подразумевало лишь тех многобожниц, что не являются таковыми.

    Из-за указанной разницы в определениях ранние теологи в число отмененных записывали немалое количество аятов: даже при малых различиях в двух аятах один из них считался отмененным, а другой – отменяющим. Теологи более позднего периода считали отмененными лишь немногие аяты. (Суюти. Овладение кораническими науками. – Том 2, стр. 22).

    Об отмене коранических велений

    Отмена религиозных предписаний не была чем-то новым: это происходило и в случае с народами прежних пророков. Этот факт никто не оспаривает.

    Некоторые веления были отменены и для последователей пророка Мухаммада ﷺ. Так, имелось предписание об обращении в сторону Иерусалима во время намаза, но впоследствии оно было отменено, и мусульманам было велено обращаться в сторону Каабы. Это признается всеми мусульманами. (Джамалуддин Касими. Комментарий к Кyр`ану. – Египет: Иса Баби Хальби, 1376 г. х. – Том 1, стр. 32).

    Но имеется различие во мнениях относительно того, происходила ли отмена велений в Кyр`ане. Иными словами, вопрос стоит в том, есть ли в Кyр`ане аяты, читаемые несмотря на отмену содержащихся в них предписаний. Большинство мусульман из числа Ахлюс-Сунна полагают, что в Кyр`ане есть аяты, предписания которых отменены. Но если брать мутазилитов, то Абу Муслим Исфахани (мутазилиты – практически исчезнувшая секта ранней эпохи Ислама. Абу Муслим Исфахани (живший в III – IV вв. х.; в IX–X вв. н. э.) – один из ее представителей) считал, что ни один аят не был отменен, и предписания каждого из них по-прежнему носят обязательный характер.

    Некоторые иные теологи тоже выражали такое мнение. К ним присоединяется часть нынешних модернистов. Соответственно, те аяты, в которых явно говорится об отмене веления, они интерпретируют так, что эта отмена не принимается. Но на самом деле эта точка зрения крайне слаба. Приняв ее, человек будет вынужден выдумывать для некоторых аятов изощренные интерпретации, не удовлетворяющие принципам толкования слов Кyр`ана.

    Те, кто не верит в наличие отмены в Кyр`ане, считают ее недостатком: а значит, Кyр`ан, по их мнению, не должен содержать ее. Но, как мы уже говорили, считать отмену чем-то неправильным – крайне недальновидно. Удивительно то, что, в отличие от иудеев и христиан, Абу Муслим Исфахани и его последователи не отрицали отмены во многих велениях Аллаха, и лишь в отношении аятов Кyр`ана они говорили об отсутствии отмены. Если считать отмену чем-то дефектным, то почему же тогда она имела место в некоранических велениях, ведь и они исходили от Аллаха? А если она не является дефектом для некоранических предписаний, то почему она должна считаться таковым в отношении Кyр`ана?

    Высказывается аргумент о том, что наличие в Кyр`ане аятов, которые остаются лишь для их чтения, а не для практикования, противоречит Божьей мудрости. (Абдус-Самад Рахмани. Кyр`ан мухкам. – Индия, Деобанд: Маджлис магариф Коран, 1386 г. х. – Стр. 120).

    Мы совершенно не понимаем, как можно прийти к такому выводу, если имеется целый ряд благоразумных причин для сохранения аятов, предписания которых отменены. Например, благодаря этому мы узнаем о той предусмотрительности, которая кроется за постепенным вменением религиозных доктрин, а также о мудрой манере прививания людям следования учению Аллаха. Кроме того, такие аяты указывают на хронологическую последовательность предписаний и обстоятельства, при которых они давались.

    В нескольких местах Кyр`ана Аллах Сам говорит о тех велениях и предписаниях, которые действовали для прежних народов, но были отменены для последователей Мухаммада ﷺ. Например:

    وَعَلَى الَّذِينَ هَادُوا حَرَّمْنَا كُلَّ ذِي ظُفُرٍ ۖ وَمِنَ الْبَقَرِ وَالْغَنَمِ حَرَّمْنَا عَلَيْهِمْ شُحُومَهُمَا إِلَّا مَا حَمَلَتْ ظُهُورُهُمَا أَوِ الْحَوَايَا أَوْ مَا اخْتَلَطَ بِعَظْمٍ

    «Иудеям Мы запретили всех животных с нераздвоенными копытами. Мы запретили им сало коров и овец, кроме того, что находится на спинном хребте и внутренностях или у костей» (Кyр`ан, 6:146)

    Очевидно, что Аллах рассказывает об отменном велении в качестве предостережения для мусульман. Если некоторые коранические аяты сохранились для этой цели, то разве это противоречит Божьей мудрости? Кроме того, разве может кто-нибудь утверждать, что может постичь мудрость, которая кроется за всеми действиями Аллаха, и в полной мере понять целесообразность каждого аята и его ниспослания? И если человек не может утверждать такое (а он точно не может этого), то как тогда можно отрицать веление Аллаха лишь из-за отсутствия знаний о мудрости и целесообразности Его предписания, действенность которого обосновывается религиозными принципами?

    Поэтому те, кто отрицает наличие отмены в Кyр`ане, основывают свое предположение на неверном постулате. Посчитав, что отмена является дефектом, они не хотят ее видеть в Кyр`ане и в результате выдумывают неправдоподобные интерпретации некоторым аятам. Если б они поняли, что ничего дефектного в отмене нет, и она сообразуется с Волей Аллаха, то они бы интерпретировали аяты очевидным и общепринятым образом.

    Кyр`ан гласит:

    مَا نَنسَخْ مِنْ آيَةٍ أَوْ نُنسِهَا نَأْتِ بِخَيْرٍ مِّنْهَا أَوْ مِثْلِهَا ۗ أَلَمْ تَعْلَمْ أَنَّ اللَّهَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

    «Когда Мы отменяем или заставляем забыть аят, то приводим тот, что лучше его или подобен ему. Разве ты не знаешь, что Аллах способен на всякую вещь?» (Кyр`ан, 2:106)

    Любой, кто не предвзято рассмотрит данный аят, придет к выводу, что ясные предписания самого Кyр`ана свидетельствуют о существовании отмены. Абу Муслим Исфахани и его последователи, которые волей-неволей считают отмену дефектом, интерпретируют этот аят совершенно надуманным образом. Они утверждают, что речь в аяте идет лишь о гипотетической (теоретической) ситуации, и полагают, что здесь подразумевается: «Если б Мы отменили аят, Мы бы привели аят, что подобен ему или лучше него» . Соответственно, они говорят, что на практике этого не произошло. В качестве доказательства ими приводится следующий аят:

    إِن كَانَ لِلرَّحْمَٰنِ وَلَدٌ فَأَنَا أَوَّلُ الْعَابِدِينَ

    «… Если б у Милостивого был сын, то я первым стал бы поклоняться» (Кyр`ан, 43:81)

    То есть они утверждают, что, подобно тому как в данном аяте рассматривается исключительно гипотетическое условие, которое не подразумевает наличия у Аллаха сына, так и в ранее приведенном аяте из главы «Корова» тоже говорится о гипотетической ситуации, и это не свидетельствует о наличии отмененных аятов (Абдус-Самад Рахмани. Коран мухкам. – Стр. 21).

    Но такая интерпретация неверна, поскольку если б отмены не было, то Аллах не говорил бы об этом даже в качестве гипотетической возможности. Кyр`ан не дает велений о том, что никогда произойти не может.

    Если говорить об аяте о сыне, то между ним и аятом об отмене имеются колоссальные различия. Так, любой, кто читает его, понимает, что это исключительно гипотетическое предположение: «Если б у Аллаха мог бы быть сын, то я бы первым поклонялся ему, а поскольку это невозможно, то и вопрос о поклонении кому бы то ни было помимо Аллаха даже не стоит» . А в аяте об отмене ее возникновение не является логически невозможным, и это признает даже Абу Муслим Исфахани, поэтому называть эти слова гипотетическими бессмысленно.

    Еще более явным это становится при рассмотрении предпосылок ниспослания аята об отмене. В тот момент некоторые неверующие сказали, что Пророк ﷺ сначала велит своим последователям делать одно, а затем говорит этого не делать, выдавая новые инструкции. Аят стал ответом на подобные комментарии. Отсюда становится понятным, что ниспосланный аят описывает цель отмены, а не отвергает ее существование (Алуси. Рух-уль-магани. – Том 1, стр. 351).

    Количество отмененных аятов в Кyр`ане

    Как уже говорилось, ранние теологи достаточно широко понимали термин «отмена». В результате к числу отмененных они относили немалое количество аятов Кyр`ана. Но шейх Джалалуддин Суюти сообщал о том, что, в соответствии с определением специалистов более позднего периода, во всем Кyр`ане имеется лишь девятнадцать отмененных аятов (Суюти. Овладение кораническими науками. – Том 2, стр. 22).

    Впоследствии Шах Валиулла, специалист самого недавнего прошлого, провел подробный анализ всех девятнадцати аятов и посчитал лишь пять из них отмененными. В отношении остальных четырнадцати он предпочел ту интерпретацию, которая не приводит к их отмене. По многим из данных аятов аргументы, приведенные Шахом Валиуллой, выглядят весьма уместными и приемлемыми, но в отношении некоторых иных возможно другое мнение.

    Перечислим пять аятов, которые он посчитал отмененными:

    1) В главе «Корова» говорится:

    كُتِبَ عَلَيْكُمْ إِذَا حَضَرَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ إِن تَرَكَ خَيْرًا الْوَصِيَّةُ لِلْوَالِدَيْنِ وَالْأَقْرَبِينَ بِالْمَعْرُوفِ ۖ حَقًّا عَلَى الْمُتَّقِينَ

    «Когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после себя имущество, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных» (Кyр`ан, 2:180)

    Этот аят появился до ниспослания наследственных правил и указывал на то, что каждый обязан составить завещание до своей смерти, распределив имущество между родителями и иными родственниками. Затем появился отменивший его аят о наследовании:

    يُوصِيكُمُ اللَّهُ فِي أَوْلَادِكُمْ…

    «Аллах заповедует вам относительно ваших детей…» (Кyр`ан, 4:11)

    Здесь Аллах Сам установил нормы распределения наследуемого имущества. Обязанность по составлению завещания была снята.

    2) В главе «Добыча» сообщается:

    إِن يَكُن مِّنكُمْ عِشْرُونَ صَابِرُونَ يَغْلِبُوا مِائَتَيْنِ ۚ وَإِن يَكُن مِّنكُم مِّائَةٌ يَغْلِبُوا أَلْفًا مِّنَ الَّذِينَ كَفَرُوا بِأَنَّهُمْ قَوْمٌ لَّا يَفْقَهُونَ

    «Если будет среди вас двадцать терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет сотня, то они одолеют тысячу неверующих, потому что те – люди не разумеющие» (Кyр`ан, 8:65)

    Хотя аят представляет собой сводку определенной информации, он фактически является велением о запрете для мусульман сбегать с поля боя, если противник обладает десятикратным численным преимуществом. Впоследствии это предписание было отменено следующим аятом:

    الْآنَ خَفَّفَ اللَّهُ عَنكُمْ وَعَلِمَ أَنَّ فِيكُمْ ضَعْفًا ۚ فَإِن يَكُن مِّنكُم مِّائَةٌ صَابِرَةٌ يَغْلِبُوا مِائَتَيْنِ ۚ وَإِن يَكُن مِّنكُمْ أَلْفٌ يَغْلِبُوا أَلْفَيْنِ بِإِذْنِ اللَّهِ ۗ وَاللَّهُ مَعَ الصَّابِرِينَ

    «Теперь Аллах облегчил ваше бремя, ведь Ему известно, что вы слабы. Если среди вас будет сто терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет тысяча, то с позволения Аллаха они одолеют две тысячи. Воистину, Аллах – с терпеливыми» (Кyр`ан, 8:66)

    Этот аят облегчил бремя, наложенное ранее указанными словами из Кyр`ана: предельное численное преимущество противника было сокращено с десяти - до двукратного. С этого момента нельзя было сбегать в том случае, если противников не более чем в два раза больше.

    3) Еще один аят, который Шах Валиулла считал отмененным, был следующим:

    لَّا يَحِلُّ لَكَ النِّسَاءُ مِن بَعْدُ وَلَا أَن تَبَدَّلَ بِهِنَّ مِنْ أَزْوَاجٍ وَلَوْ أَعْجَبَكَ حُسْنُهُنَّ…

    «(Помимо этого) тебе не дозволено жениться на других женщинах и заменять их другими женами, даже если их красота поразит тебя…» (Кyр`ан, 33:52)

    Здесь говорится о запрете для Пророка ﷺ на вступление в новый брак. Впоследствии это было отменено тем аятом, который предшествует ему в нынешней последовательности глав и аятов Кyр`ана:

    يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِنَّا أَحْلَلْنَا لَكَ أَزْوَاجَكَ اللَّاتِي آتَيْتَ أُجُورَهُنَّ…

    «О, Пророк! Мы сделали для тебя дозволенными твоих жен, которым ты уплатил их брачный дар…» (Кyр`ан, 33:50)

    Шах Валиулла и некоторые иные теологи полагают, что этот аят отменил прежнее предписание, но на самом деле отмена в данном аяте не является определенной. Объяснение, данное шейхом Ибн Джариром, представляется весьма ясным и простым. Он сказал, что два аята были ниспосланы в том же порядке, в котором они расположены ныне: в 50-м аяте («О, Пророк! Мы….») Аллах назвал определенные категории женщин, дозволенные Пророку ﷺ, а в 52-м («(Помимо этого) тебе не дозволено…») было указано на то, что со всеми иными женщинами в брак вступать ему нельзя (Ибн Джарир. Тафсир).

    4) Отмененным Шах Валиулла также считал аят из 58-й главы:

    يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نَاجَيْتُمُ الرَّسُولَ فَقَدِّمُوا بَيْنَ يَدَيْ نَجْوَاكُمْ صَدَقَةً ۚ ذَٰلِكَ خَيْرٌ لَّكُمْ وَأَطْهَرُ ۚ فَإِن لَّمْ تَجِدُوا فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

    «Уверовавшие, когда вы тайно обращаетесь к Посланнику, вы предварите консультацию милостыней. Так лучше для вас и чище. Но если не найдете ничего, то ведь Аллах – Прощающий и Милосердный» (Кyр`ан, 58:12)

    Этот аят отменен следующим:

    أَأَشْفَقْتُمْ أَن تُقَدِّمُوا بَيْنَ يَدَيْ نَجْوَاكُمْ صَدَقَاتٍ ۚ فَإِذْ لَمْ تَفْعَلُوا وَتَابَ اللَّهُ عَلَيْكُمْ فَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَآتُوا الزَّكَاةَ وَأَطِيعُوا اللَّهَ وَرَسُولَهُ

    «Неужто испугались предварять свою беседу тайную милостыней? Так, если вы не сделали того, и ваше покаяние принято Аллахом, то совершайте намаз, платите закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику» (Кyр`ан, 58:13)

    Таким образом, веление о милостыни перед консультацией с Пророком ﷺ было отменено.

    5) Последним отмененным аятом назывался следующий:

    يَا أَيُّهَا الْمُزَّمِّلُ ◌ قُمِ اللَّيْلَ إِلَّا قَلِيلًا ◌ نِّصْفَهُ أَوِ انقُصْ مِنْهُ قَلِيلًا

    «О, закутавшийся! Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того…» (Кyр`ан, 73:1–3)

    Здесь говорилось о простаивании половины ночи в богослужении, но впоследствии предписание было отменено:

    عَلِمَ أَن لَّن تُحْصُوهُ فَتَابَ عَلَيْكُمْ ۖ فَاقْرَءُوا مَا تَيَسَّرَ مِنَ الْقُرْآنِ

    «Он знает, что вы не в состоянии так делать регулярно, поэтому Он обратился с милостью к вам. Читайте же из Кyр`ана легкое для вас количество текста» (Кyр`ан, 73:20)

    Шах Валиулла говорил, что хотя тахаджуд (дополнительный намаз поздней ночью) и до этого не был обязательным, но его значение подчеркивалось, и длительность была больше. Впоследствии ослаблено было и выделение данной молитвы, и указание в отношении ее длительности.

    Мы перечислили пять аятов, в которых произошла отмена. При этом указаны лишь те пять примеров, где и отменяющее, и отмененное находятся в самом Кyр`ане. Есть немало случаев, когда отменяющее не входит в Кyр`ан: например, так произошло со сменой направления намаза.

    Заключение

    Данная глава была посвящена разъяснению того факта, что отмена аятов не является (Боже упаси) дефектом, от которого нужно избавлять Кyр`ан. Отмена в полной степени соответствует Божьему плану, поэтому не следует искать замену значению аятов, если оно свидетельствует о наличии отмененных аятов. Если интерпретация аятов соответствует принципам толкования Кyр`ана, ничто не мешает принять ее, даже если это приводит к причислению аята к категории отмененных.

    Муфтий Мухаммад Таки Усмани аль-Ханафи, из книги «‘Улум аль-Кур’ан»