• Дозволено ли разговаривать во время чтения азана? Что делает слышущий азан, во время азана (иджабат) Какое влияние оказывает азан на шайтана

    Эту и другие статьи про мусульманскую молитву можно всегда найти в разделе .

    Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если наступило время молитвы, пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом» . Желая показать, насколько чтение азана является проявлением благочестия и поощряемым деянием, Пророк подчеркнул: «Если бы знали люди, насколько много саваба (вознаграждения) [заключено] в чтении азана и стоянии в первом ряду во время молитвы, и не нашли бы [они] иной возможности предоставления этого права кому-то из них как только посредством жребия, то прибегли бы к этому» .

    Чтение азана и икамата в мечети перед пятничной и пятью обязательными молитвами является для мужчин «сунной муаккяда» . Непроизнесение их перед молитвой порицаемо, но не грешно. Что касается намаза при затмении солнца, молитвы «Таравих», а также праздничной и погребальной молитв, то при их коллективном совершении вместо азана произносится «ас-саляту джами‘а » (الصَّلاَةُ جَامِعَةٌ). Чтение азана и икамата женщинами не приветствуется .

    Азан это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению . Он произносится громко сразу после наступления соответствующего времени. Читающий азан , исходя из положений Сунны, поднимает кисти рук на уровень ушей так, чтобы большой палец касался мочки уха .

    Если азан был прочитан в мечети города или района, людям, не пришедшим в мечеть, читать его в квартирах необязательно. В этом случае достаточно прочесть только икамат, с чем согласны алимы (богословы) всех мазхабов, кроме шафиитского. По мнению богословов-шафиитов, чтение азана даже в этом случае является желательным.

    Слова азана

    Произносятся медленно и растянуто:

    Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)

    (Аллах превыше всего).">أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ الله

    Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза)

    اللَّهُ إلاَّ إلَهَ أَشْهَدُ أَنْ لاَ

    (Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с Одним-Единственным Богом).

    Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза)

    (Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха).

    أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ

    Хайя ‘аля ссаляя (2 раза)

    (Спешите на молитву).

    حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ

    Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза)

    (Спешите к спасению).

    حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح

    Аллааху акбарул-лааху акбар

    الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ

    Ляя иляяхэ илля ллаах

    (Нет бога, кроме Аллаха).

    لاَ إلَهَ إلاَّ الله

    В призыве к утренней молитве после слов «хайя ‘аляль-фаляях» дважды произносится «ас-саляяту хайрум-минан-навм » النَّوْمِ مِنْ خَيْرٌ الصَّلاَةُ («молитва лучше сна»).

    Икамат это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной части молитвы (фарда) .

    Слова икамата

    Произносятся размеренно:

    У ханафитов:

    Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза).

    Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза).

    Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза).

    Хайя ‘аля ссаляя (2 раза).

    Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза).

    Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ

    (Молитва начинается).

    Аллааху акбарул-лааху акбар.

    Ляя иляяхэ илля ллаах.

    У шафиитов:

    Аллааху акбарул-лааху акбар.

    Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах.

    Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах.

    Хайя ‘аля ссаляя.

    Хайя ‘аляль-фаляях.

    Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя.

    Аллааху акбарул-лааху акбар

    Ляя иляяхэ илля ллаах.

    Оба варианта являются канонически верными и соответствуют Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует).

    Действия тех, кто слышит азан или икамат

    Тем, кто слышит азан, повторять про себя произносимое муаззином (призывающим к молитве) обязательно , а икамат – желательно. Исключением являются слова «хайя ‘аляя ссаляя» и «хайя ‘аляль-фалях», при произнесении которых слушающие азан должны говорить: «ляя хавля ва ляя куввата илляя бил-ляяхь» («нет истинного могущества и нет истинной силы, кроме как у Всевышнего Господа »), а после слов «кад каматис-саля» – говорить: «акаамахэ ллааху ва адаамахэ» («пусть будет молитва совершаемой и постоянной») .

    По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему со следующей молитвой:

    Транслитерация:

    «Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссаляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыйля, ваб‘асху макааман махмуудан аллязии вэ‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяяма. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».

    اَللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ الْقَائِمَةِ

    آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ

    وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ

    Перевод:

    «О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Дай пророку Мухаммаду «аль-васийля» и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»

    Ибн ‘Амр передает следующие слова посланника Господа: «Если услышите муаззина, то повторяйте произносимое им. Затем просите у Господа благословение для меня. Поистине, кто просит для меня одно благословение, того Господь одаривает десятью. После этого просите для меня «аль-васийля» – степени в Раю, которой удостаивается один из рабов Всевышнего. Я желаю быть им. Кто просит для меня «аль-васийля», тот обретет мое заступничество [в Судный День] » .

    Желательно чтение ду‘а между азаном и икаматом. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мольба, высказанная между азаном и икаматом, не будет отвергнута ». У него спросили: «С чем же нам обращаться к Господу? » Пророк ответил: «Просите у Всевышнего прощения и благополучия в обоих мирах » .

    Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 33.

    Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 386, хадис № 1032.

    То есть исполнение как азана, так и икамата необходимо на уровне сунны.

    Это касается ханафитского мазхаба, ученые которого основывают свое мнение на хадисах, в которых это порицается. Шафиитские же ученые, соглашаясь, что чтение азана нежелательно, допускают возможность негромкого чтения женщинами икамата и считают это желательным (сунна). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 541; Он же. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 694; Т. 2. С. 991, 1194, 1195.

    Ему не обязательно при этом иметь омовение.

    «Поистине, Билял [первый в истории муаззин] читал азан, касаясь ушей большими пальцами» (хадис от Абу Джахифа; св. х. аль-Бухари и Муслима); «Пророк сказал Билялу приложить большие пальцы к ушам, отметив: «Так тебя будет лучше слышно» (хадис от ‘Абдурахмана ибн Са‘да; св. х. Ибн Маджа и аль-Хакима). См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 47, хадис № 497.

    Некоторые верующие, услышав эти слова, целуют фаланги больших пальцев и проводят ими по глазам (бровям). Это – традиция, появившаяся после Пророка. В богословской литературе об этом практически ничего не сказано, за исключением книги ученого аль-‘Аджлюни «Кешфуль-хафа’ », где говорится: «Ад-Дайлями приводит это как действие Абу Бакра. Аль-Кари сказал: «Если достоверно то, что Абу Бакр имеет к этому отношение, то данное действие обретает каноническую основу и может практиковаться».

    Но основной вывод мусульманских богословов таков: «Ва лям ясых фи марфу‘ мин кулли хаза шейун» (ни одно из повествований, где упоминается об этом, не имеет отношения к Сунне (словам или действиям Пророка), не является достоверным». См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас: В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 184, 185, (пункт) № 2294.

    При проговаривании данных слов в азане муаззин поворачивает туловище вправо без смещения ступней ног. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547.

    Во время намаза с джамаатом в мечети верующие часто могут слышать, как произносится особый призыв к молитве - азан. Помимо этого, непосредственно перед началом фардовой части звучат слова икамата.

    Азан представляет собой воззвание, призыв на молитву верующих, произносимый в определённое время. Корни этого религиозного термина - в арабском слове «азана», обозначающем глагол «слушать, слышать, иметь информацию», и «узун», которое переводится как «ухо».

    Фактически азан должен произноситься пятикратно за сутки - перед каждым обязательным намазом. Традиционно человек, ответственный за это дело - муэдзин, говорил слова азана с минарета мечети, чтобы оповестить о наступлении времени намаза как можно большее число людей. Второй призыв называется икаматом (либо каматом, камятом, икамой). После него джамаат встаёт непосредственно на совершение молитвы.

    Важно понимать, что главная цель азана заключается не только в призыве максимально возможного числа верующих прийти в мечеть и совершить намаз, но и в том, чтобы о сути ислама знали как можно больше людей. Именно поэтому в эпоху развития технологий на минареты мечетей стали устанавливать специальные звуковые усилители. Правда, в данном случае есть момент, связанный с непониманием людьми в остальной части мира арабского языка, что характерно и для народов, которых принято обозначать как «этнически мусульманские».

    История азана

    Любопытна предыстория того, как азан был введён в практику мусульман. Пророк Мухаммад (с.г.в.) первоначально сам не произносил ни азана, ни икамата. Его сподвижник, впоследствии Умар (р.а.) увидел во сне то, как словам призыва к молитве Мухаммада (с.г.в.) обучил ангел Джабраил (а.с.). Помимо него, такие же видения приснились другим сподвижникам, в частности, Абдуллаху ибн Зайду (р.а.). Эти люди впоследствии обратились к Заключительному Божьему посланнику (с.г.в.), которому понравилась идея произносить азан и икамат. Важным моментом в этой связи являлось также то, что призыв, о котором говорили сподвижники, существенно отличался от того, что практиковали для призыва христиане (колокольный звон) и иудеи (звук горна).

    Произнесение азана и икамата не является обязательным действием (фардом либо ваджибом). Однако призыв к молитве находится в ранге сунны муаккада, т.е. действия, которое Пророк Мухаммад, с.г.в. почти не оставлял. Если человек не будет произносить азан с икаматом при совершении намаза в индивидуальном порядке, на нём не будет никакого греха. Это относится к чтению молитвы как дома, так и в мечети.

    Как произносится азан и икамат

    В тексте азана и икамата есть такбир и (свидетельство, которое произносит мусульманин в доказательство своей веры). Приведём транскрипцию обоих призывов.

    Текст азана:

    Аллаху Акбар (4 раза)

    (дважды)

    (дважды)

    Хэййэ галяя-с-саляях (дважды при небольшом повороте направо)

    Хэййэ галяя-л-фаляях (дважды при небольшом повороте налево)

    Ас-саляяту хайрум-минэ-н-наум (дважды) - эти слова произносятся только перед утренней молитвой

    Аллаху Акбар (дважды)

    Лэээ илэхэ иллэ-л-Лах (однократно)

    Перевод текста азана: Аллах Велик! Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Него. Свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха. Спешите к молитве, спешите к спасению. (Молитва лучше, чем сон - для утренней молитвы). Аллах Велик! Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха.

    Текст икамата:

    Аллаху Акбар (четырежды)

    Ашхаду эллэээ илэхэ иллэ-л-Лах (дважды)

    Ашхаду эннэээ Мухаммадэр-расуулул-Лаах (дважды)

    Хэййэ галяя-с-саляях (дважды, но поворот головы и корпуса направо не совершается)

    Хэййэ галяя-л-фаляях (дважды, но поворот налево не совершается)

    Кадъ камээти-с-саляях (дважды)

    Аллаху Акбар (дважды)

    Лэээ илэхэ иллэ-л-Лах (однократно)

    Фраза «Кадъ камээти-с-саляях» переводится как «Уже наступило время молитвы».

    В мечети азан, как правило, произносится тем человеком, кто обладает красивым голосом. Призыв на молитву необходимо читать, встав по направлению к Кыйбле, нараспев, в отличие от икамата, который проговаривается быстро. Муэдзин при азане поднимает руки на уровень ушей, помещая указательные пальцы в ушную раковину, таким образом, что ладони касаются боковой части лица. При икамате руки муэдзина опущены.

    Слушающие азан внутри мечети верующие должны сидеть спокойно и повторять про себя слова призыва. Во время слов «Хэййэ галяя-с-саляях» мусульманам желательно сказать про себя фразу: «Ля хэулэ уэ лэ кууэттэ иллэ бил-л-Лэхи-л-Галийил-Газыйм» («Нет никакой силы и мощи, кроме Аллаха Всевышнего и Великого»). Когда верующий слышит слова «Хэййэ галяя-л-фаляях» , ему желательно произнести выражение «Ма шаа-Аллаху кяянэ уэ мэ лям йашаъ лям йакуун» («Что пожелает Аллах, то будет, и то, что Всевышний не пожелает, не будет») .

    После азана читается следующая молитва-дуа:

    «Аллахумма, Рабба хэзихи-д-дагъуэти-т-таммэти уэс-салятиль-къаимэ, ати Мухаммадан аль-уэсилятэ уэ-ль-фэдылятэ уэ-б’ас-ху мэк"омэн мэхмудэн аллязи уа’адтэ-ху, иннэ-кя ля тухлифу-ль-ми’адэ».

    Перевод: «О Аллах, Господин этого произнесённого призыва и этой выполняемой молитвы, приведи Пророка Мухаммада к аль-Василе и к высокому положению и направь его к месту хвалимому, о котором Ты сделал ему обещание, поистине, Ты никогда не нарушаешь обещания!»

    Во время икамата верующие обычно ничего не произносят, а при словах «Хэййэ галяя-с-саляях» встают со своих мест и выстраиваются в ряд, чтобы выполнить обязательную молитву.

    Вопрос:

    Ас-саляму алейкум. Братья у меня есть ряд вопросов. Я находился в мечети и услышал как человек из числа бида’чиков сделал замечание другому, что бы он не облокачивался во время призыва (азан), сказав: «нельзя облокачиваться во время призыва». Получается, что это действие он назвал запретным словом – «нельзя» (харам). Есть ли такое в сунне посланника Аллаха (мир ему и покой)? Этот человек из числа заблудшей группы «крачковские» - они известны тем, что читают солят на русском языке, что я могу сказать им в опровержения этого поступка(чтение намаза на русском языке)? И еще один вопрос – запрещено ли во время хутбы имама (на арабском языке) отвлекаться (разговаривать с кем либо, читать куран и т.д.)?

    Ответ:

    Уалейкум ассалам уа рахматуЛлахи уа баракатуху.

    Что касается запрета облакачиваться во время азана, то честно говоря слышу первый раз такое, и не знаю доказательства запрещающее это делать. Это выражение конечно не значит что я отрицаю вероятность наличия такого хадиса.

    Однако существует несколько прямых и косвенных доказательств указывающих на обратное.

    1.Основа - разрешенность в любых действиях человека до прихода обратного доказательства. Будет это действие совершаться в мечети или в другом месте.

    Передал Абдуллах ибн Зайд- да будет доволен им Аллах- то что он увидел Посланника Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует- Лежавшего в мечети положив одну ногу на другую.

    См аль-Бухари 475, Муслим 5626

    Есть хадис запрещающий подымать одну ногу на другую при лежании на спине (см. ат-Тирмизи 2767, Абу Дауд 4865) , но сказали ученые что это в случае вероятности раскрытия ауарата.

    См. Фахтуль-Бари 1\728\729 , Шарх Муслима имама ан-Науауи 14\28.

    В любом случае это не относится к нашему вопросу напрямую так как мы говорим о лежании как таковом.

    Сказал имам ибн Хаджар в тафсире этого хадиса(Абдуллах ибн Зейд)

    "Сказал аль-Хаттаби: В этом хадисе разрешение на облокачивание в мечети."

    См. Фахтуль-Бари 1\729 .

    Тоже самое сказал имам ан-Науауи.

    См. Шарх Муслима имама ан-Науауи 14\28.

    Конечно мы не скажем что это действие было именно во время азана, так как на такое утверждение необходимо отдельное доказательство,однако будет сказано что это указало на разрешение этого действия как такового.Т.е. это частное доказательство в разрешении облокачиваться в мечети, которое входит в общую основу разрешения двигаться как человеку хочется, в любом месте.

    И то что будет разрешено в одном отрезке времени будет разрешенным и в другом, кроме как если на обратное укажет доказательство.

    2. Как известно пришли в сунне в азане аль-фаджр слова(смысл): Намаз лучше чем сон.

    Нет сомнения что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – знал что человек может спать в этот момент, или только вставать, облокачиваться, все равно будет это дома, или в мечети, ведь некоторые сподвижники жили и спали в мечети. И честно говоря не знаю чтобы в каком то хадисе было сказано: "Если услышите азан, то не облокачиватейсь".

    А ведь как известно из науки Усуль Фикх- Не разрешается отдалять разъяснение от времени нужды.

    3 . Также пришли разные хадисы в которых Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – говорит:"Кто услышит муаззина, то пусть говорит это и то, или повторяет за ним" и подобное этому. Но также честно говоря не знаю чтобы в каком ты из них было сказано: "Если услышите муаззина,то не облакачивайтесь."

    Поэтому этот запрещающий и должен привести доказательство на свое заявление.

    Если оно действительно есть, то конечно мы должны его принять.

    Это если речь идет именно об облакачивании во время азана, в какой бы это форме не было, а не облакачивание как таковое определенным образом, все равно будет это во время азана или нет.

    Что же касается чтения намаза на русском, или каком то другом языке, т.е. чтение аль-фатихи, и чего то из Корана, то это может быть заблуждением и ошибкой, а может быть полным неверием с принятием во внимание того что будет сказано дальше с позволения Аллаха.

    У нас нет подробной информации о том, чем эти люди вообще аргументируют на необходимость чтения Корана в намазе, однако отталкиваясь от того что все таки они считают это обязательным(чтение как таковое), хоть и на русском, можно допустить что они аргументуруют например словом ВсевышнегоАллаха (смысл):

    Читайте из Корана то, что необременительно для вас.

    Сура аль-Муззаммиль 20

    Или например словом Посланника Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует(смысл):

    Нет намаза для того кто не читает мать(т.е. главную, основную, важную часть) Корана.

    См. Муслим 902

    Или в другом хадисе в котором Посланник Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует – сказал человеку:

    Если ты встал совершать намаз, то соверши такбир а затем прочитай то что можешь из Корана.

    См. Муслим 911.

    В любом случае, также не пускаясь в разногласие среди ученых, что является обязательным – в общем что то из Корана или аль-Фатиха, как бы то ни было мы говорим о чтении чего то из Корана.

    И если это так, то мы хотим выяснить для начал- что же такое Коран?

    Какового его значение в шариате, его изначальный, а не переносный смысл, как если говорится в отношении перевода смысла Корана, в переносном смысле: Это Коран, или слово Аллаха и т.д.?

    Говорит имам ибн Хазм в разделе: Иджма в вопросах убеждений, противоречащий которому будет неверным также по иджма :

    … (Единогласны ученые) в том что Коран, тот что читается(т.е. не буквы написаные чернилами) который в руках людей(т.е. у мусульман) – От начала аль-Фатихи (аята -аль-хамд…) до конца суры ан-Нас(Люди) – слова Аллаха, и Его откровение которое Он ниспослал Своему Пророку Мухаммеду – да благословит Его Аллах и приветствует.

    См. Маратибу ль-Иджма 268

    Это же иджма привел имам аз-Заркаши в "аль-Мансур филь Кауаид" 3\122 , также он же в "аль-Бахр аль-Мухит" 2\118 , имам ибн Сама"ни в "Кауатыу аль-адилля" 1\17 , аз-Заркани в "Манахиль аль-Ирфан" 1\260 , ибн Адиль ханбалитский ученый умерший в 775 г. в "Тафсир аль-Любаб" 11\192 , ар-Рази в "Мафатихуль-Гайб" 10\427 и многие другие ученые перечислять которых нет большой нужды.

    И если это так, то эти люди либо должны сказать что то что они читают на русском языке и есть Коран ниспосланный на Мухаммеда – да благословит его Аллах и приветствует, и это полный и очевидный куфр. Либо должны сказать что это его смысл переданый на русском языке.

    И это возвращается к вопросу разрешения чтения намаза не на арабском языке.

    Мазхаб большинства ученых на том это не разрешено и намаз будет недействительным.

    Общий смысл их аргументации предельно просто и очевиден. А это то что Коран- смысл и произношение, и если что то из этого будет отсутствовать, то это уже не Коран, а значит просто слова человека.

    См. аль-Маджмуа 3\380\379, аль-Мугний 350\1, аль-Мухалля 2\280

    Это также мнение Абу Юсуфа и Мухаммеда ибн Хасана- сторонников имама Абу Ханифа.

    И было передано от имама Абу Ханифы разрешение чтение намаза не на арабском языке, отталкиваясь от его мнения что смысл в этом – именно в вопросе намаза - чтение того смысла на который указал Коран.

    Однако во-первых нет сомнения что это явная ошибка, так как все доказательства указывающие на требование чтения Корана включают себя именно Коран смыслом и произношением.

    Говорит имам ибн Хазм:

    "Тот кто читает аль-Фатиху, или что то из нее, или что то из Корана в намазе, переведом с арабского, или неарабскими словами, не теми словами в которых его ниспослал Всевышний, и он делает это намеренно – то его намаз недействителен, и такой человек- фасик.

    Так как Всевышний Аллах сказал(смысл): Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке. Сура Юсуф 2.

    И то что не на арабском не будет арабским, и значит не будет Кораном….

    И сказал Абу Ханифа – его намаз будет действительным.

    И аргументировал тот кто следует за ним словом Всевышнего(смысл):… и упоминается(Коран) в писаниях древних народов. Сура аш-Шуара 196

    И нет для них в этом аргумента, так как Коран ниспосланный нам, ниспослан на языке нашего Пророка- да благословит его Аллах и приветствует-, и не был ниспослан на древние народы, однако он был упомянут в их писаниях, упомянуто согласие с ним.

    См. аль-Мухалля 3\214\215

    В самом деле аргументация этим аятом упомянута в ханафитских книгах в при разъяснении мазхаба Абу Ханифы.

    См. Бадаиу ас-Санауи 1\463,аль-Мабсут 1\99, Табъину аль-Хакаик 41\2 и др.

    Мотивируется это тем, что Коран был упомянут в древних писаниях которые были на другом языке, т.е. были упомянуты его смыслы, и это не мешало ему называться Кораном.

    Однако нет сомнения, что это предельно далекая аргументация.

    И удивительно что в самом же этом аргументе есть аргумент опровергающий подобное понимание.

    Ведь аятом выше Всевышний Аллах сказал(смысл):

    Оно (откровение) ниспослано на ясном арабском языке.

    Сура аш-Шуара 195

    В любом случае, даже если принять во внимание это мнение имама Абу Ханифы, то даже по этому мнение чтение не по арабски для того кто может по арабски- нежелательно.

    См.аль-Мабсут 98\1, аль-Мухит 416\1.

    А как очевидно эти люди говорят как минимум о желательности этого. И нет сомнения что это великое заблуждение.

    Во-вторых многие ханафитские ученые сказали что имам Абу Ханифа вернулся от этого своего мнения к мнению Абу Юсуфа и Мухаммеда ибн Хасана.

    Сказал это Мухаммед Махмуд аль-Бабирти один из ханафитских ученых в книга "аль-"Иная шарху ль-Хидая" занимающей важное место в ханафитском фикхе:

    "И было передано его (имама Абу Ханифы возвращение) от основы вопроса к их (Абу Юсуфа и Мухаммеда ибн Хасана) мнению. И это и есть то, на что следует опираться(в фатве и т.д.)."

    См. аль-Иная шарх аль-Хидая 462\1

    То же самое сказал один из специалистов ханафитского мазхаба – ибн Хумам. См. Фатхуль-Кадир 45\2.

    Также один из поздних ханафитских ученых Мула Хусру сказал:

    "И более правильное мнение- возвращение имама(Абу Ханифы) к мнению Абу Юсуфа и Мухаммеда ибн Хасана в запрете начинания(чтения) намаза на персидком языке, в отношении того кто способен на арабский(т.е. может читать на арабском)."

    См. Дурар аль-Хуккам шарх гурар аль-Ахкам 296\1

    Также в других ханафитских книгах те же слова.

    Табъину аль-Хакаик 41\2 , аль-Хидая 37\1, Мараки ль-Фалях 126\1.

    В любом случае, если это ясно, то то что читают эти люди в своем намазе –не Коран, однако они говорят человеческие слова, да еще и на русском языке(т.е, не арабском), на разрешение которых нет отдельного доказательства.

    Ведь это не дуа, а именно чтение которое они установливают в то место где должен быть Коран.

    Так как все что пришло в Коране, Сунне с требованием чтения Корана распространяется именно на Коран как слова Всевышнего о чем было сказано.

    И если это так, то сказал также имам ибн аль-Мунзир:

    "Единогласны ученые в том, что тот кто намеренно говорит в намазе и не хочет этим исправление намаза(как подсазка имаму если он забыл суджуд например), то что его намаз недействителен."

    См. аль-Иджма 25.

    Такое же иджма привел имам ибн Хазм, и имам ибн Абдуль-Бар. См. Маратибуль-Иджма 51 , ат-Тамхид 1\350\351

    И сказал Посланник Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует: Тому кто заговорил в намазе:

    Поистине этот намаз, в нем не должно быть что то из слов (речи) людей.
    Однако в нем только тасбих, такбир и чтение Корана.

    См. Муслим 1227

    И если это так, то то что говорят эти люди в намазе не является ни Кораном, ни тасбихом, ни такбиром, ни дуа, однако они убеждены что они читают Коран, в том, месте где он должен читаться. И если в основе все то что говорит человек - относится к нему,и если то что они читают – не слова Аллаха, а это так, то это слова людей. В этом случае, самое меньшее что ожидает этих людей если они будут упорстовать читать намаз на русском языке попадание под следующий аят(смысл):

    Скажи: Не собщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток?

    Тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали что поступают хорошо.

    Сура аль-Кахф 103\104

    Что же касается разговора во время хутбы имама на арабском языке, и мусульманин слышит имама, то в среди ученых есть раногласие в тахриме разговора,а некоторые разрешают делать тихий зикр, хоть они не спорят в том, что молчать лучше.

    См. аль-Маусуат ль-Фикхия 1147\2

    И у имама аш-Шафии два мнения в этом вопросе.

    В старом мазхабе – запрет(т.е. тахрим)и доказательство этого слова Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – сказал:

    Если ты скажешь своему другу – Молчи, в то время как имам делает хутбу в пятницу, то ты отвелкся (т.е. сказал никчемность, глупость).

    См. Муслим 851

    Сказал имам ан-Науауи:

    "В этом хадисе запрет всех видов речи во время хутбы… Так как если он сказал: Молчи что в основе является приказом одобряемого, и Посланник Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует- назвал это никчемностью и глупостью, то другие слова тем более (достойны этого)."

    См. Шарх Муслим 138\6

    В новом мазхабе и это также мнение некоторых саляф то что разговор в таком случае нежелателен.

    И доказательство этому то что однажды когда Посланник Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует – совершал пятничную хутбу, встал один бедуинов и сказал:

    О Посланник Аллаха! Наше имущество погибли, наши дети голодны, сделай за нас дуа Всевышнему Аллаху.

    См. См. аль-Бухари 933,Муслим 897

    Сказал шейх аш-Ширбини, один из поздних специалистов шафиитского мазхаба:

    "Суть аргументации этим хадисом заключается в том, что Посланник Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует – не порицал бедуина за его речь, и не объяснил ему обязательность молчания."

    См. Мугний аль-Мухтадж 1\631\632

    Нет похожих записей.

    Вопрос: Некоторые братья, приходя в мечеть, продолжают разговаривать между собой в то время, когда читается азан, дозволено ли это?

    Ответ:

    Азан (призыв к молитве), который звучит пять раз в день во всех населенных пунктах, где проживают мусульмане – это одно из важных знамений Ислама. Если этого не делают в том или ином населённом пункте, то грех за это ляжет на каждого жителя-мусульманина, достигшего совершеннолетия, ибо азан является коллективной обязанностью (фарз аль-кифая).

    Отвечать на азан является особенностью нашей уммы, ибо и сам азан – это особенность нашей уммы. То есть во время чтения азана следует отвечать на него, а не разговаривать. Даже если человек во время оглашения Азана занимается получением знаний, чтением Корана, поминанием Аллаха (зикром), то ему желательно прервать своё занятие и не произносить ничего другого, кроме слов, которыми полагается отвечать на азан.

    В книге «Бушра Аль-Карим » пишется:

    «Следует прервать обучение, даже если это является обязательным, ибо обучение не упускается. То есть обучение можно возобновить, а ответ на азан упускается, если не ответить вовремя.

    Джалалуддин Ас-Суйути в книге «Мухтассар Азкари Ан-Навави » сказал:

    «Поистине, тому человеку, который разговаривает во время оглашения азана, стоит опасаться за свой плохой конец. По этой причине его конец может оказаться плохим. А мы прибегаем к защите Всевышнего Аллаха от такого конца ».

    Имам Аш-Шаʻрани в книге «Аль-ʻухуд Аль-Мухаммадийя» пишет об этом следующее:

    «Посланник Аллаха ﷺ взял с нас общее обязательство отвечать на азан, согласно тому, что указано в сунне, и не отвлекаться на пустые разговоры и прочее, проявляя уважение к Пророку ﷺ . Поистине, для каждой сунны указан определенный отрезок времени, в течение которого следует совершить эту сунну. Также для ответа муэдзину есть отведённый отрезок времени. Такой же отрезок времени отведен для тасабиха, чтения Корана, и других поклонений. Подобно тому, как раб Аллаха не имеет права читать вместо суры Аль-Фатиха истигфар, или вместо тасбиха в поясном или земном поклоне – суру Аль-фатиха, или вместо ташххуда что-то другое, так же дело обстоит и с ответом на азан.

    Этим обязательством пренебрегают и не отвечают на азан многие, даже из числа тех, кто приобретает знания, не говоря уже о других простых мусульманах. Более того, некоторые из них не идут на джамаат-намаз. В то время, когда люди коллективно делают намаз, они читают книги по грамматике, уссулу или фикху и говорят в своё оправдание, что ильм (приобретение знаний) предпочтительнее джамаат-намаза, но это далеко не так ».

    Саййиди ʻАли Аль-Хавасс (да смилуется над ним Аллах), когда слышал слова азана «Хайя ʻаля ссалях», начинал дрожать и был близок к тому, чтобы растаять от почтительного страха пред Всевышним Аллахом. Он отвечал муэдзину со смиренностью сердца (хузуром) и с покорностью тела, да будет доволен им Всевышний Аллах.

    Исходя из всего вышеприведенного, мы поняли, что во время оглашения азана человек должен отвечать на азан, оставив все посторонние дела. Даже если человек занимается чтением Корана, приобретением полезных знаний и другими тому подобными занятиями, не говоря уже о других обычных разговорах и делах, ему следует прерваться, чтобы ответить на азан. Более того, разговоры во время оглашения азана могут привести человека к сууль-хатимат (плохому концу жизни).

    Говоря коротко, при чтении азана человеку по мере возможности стоит оставить все свои дела и внимательно слушать азан, повторяя его слова в качестве ответа муэдзину.