• Амр бин аль ас. Завоевание Египта. Амр ибн ал-Ас. Смотреть что такое "Амр ибн аль-Ас" в других словарях

    Амр Ибн Кульсум (Перевод А. Ревича)

    (Амр ибн Кульсум (умер в конце VI века). Вождь и выдающийся поэт племени таглиб. Как говорилось выше, между двумя родственными племенами бакр и таглиб шла непрерывная многолетняя война. Однажды, дабы разрешить давний спор, племена обратились к арбитру в лице Амра ибн Хинд. В качестве представителя племени таглиб был отправлен Амр ибн Кульсум; как гласит предание, речь в защиту своего племени он произнес перед арбитром в форме небольшой поэмы, которую арабская критика относит к числу муаллак. )

    "Налей-ка нам в чаши вина из кувшина!.."

    Налей-ка нам в чаши вина из кувшина! Очистим подвалы всего Андарина! Ну что за напиток! В нем привкус шафрановый. Немного воды - и смягчаются вина. Вино отвлекает от грусти влюбленного, Хлебнет он - и вмиг позабыта кручина. Скупца и того не обидят на пиршестве, Щедрей во хмелю самый алчный купчина. Так что ж ты, Умм Амр, обнесла меня чашею? Ты не соблюдаешь застольного чина. Что хмуришься? Все мы от рока зависимы, Разлука нас ждет, неизбежна кончина. Постой же, тебе я поведаю многое, Пока ты не скрылась в тени паланкина. О битвах жестоких, о воинах доблестных, О братьях твоих расскажу для почина. Ну что ты дичишься? Разлука расстроила? Нет! Больше не любишь ты, вот в чем причина! Когда бы не эти глаза посторонние, Когда бы мы слиться могли воедино, Ты руки свои бы открыла мне, белые, Живые, как вешняя эта равнина, И грудь, что из кости слоновой изваяна, Два холмика - их не касался мужчина. Подобны атласу бока твои нежные, А спину упругую делит ложбина. Ушел караван, с ним ушла ты, как молодость. Что делать? И жизни ушла половина. Равнина Ямамы полоской далекою Мерцает, как сабля в руке бедуина. Готов застонать я. Так стонет верблюдица, Зовя верблюжонка в долине пустынной, Так мать, семерых сыновей потерявшая, Горюет у гроба последнего сына. Сегодня и Завтра от рока зависимы, В грядущих печалях судьба лишь повинна. Царь Амр, наберись-ка терпенья и выслушай: Мы ринулись в бой, как речная стремнина, Мы шли к водопою под стягами белыми, В бою они стали краснее рубина. Стал день для врагов наших ночью безрадостной, В тот день мы к тебе не явились с повинной. Послушай, властитель, дающий убежище Лишь тем, кто приходит с покорною миной, О том, как у царской палатки мы спешились, На лагерь твой пышный обрушась лавиной. Собаки скулят, когда скачем к становищу, Мы рубим противника с яростью львиной, Молотим его, как пшеницу поспевшую, И воины падают мертвой мякиной. Под склонами Сальмы зерном обмолоченным, Коль надо, засеяна будет низина. Царь Хиры, еще ты наш гнев не испытывал. Восстав, он любого сметет властелина. Все знают: от предков нам слава завещана, В бою не уроним той славы старинной. Друзей, чьи шатры для кочевки разобраны, Всегда со своей охранял я дружиной. Мы их защищаем в минуты опасности, Поскольку мы связаны нитью единой. С врагами сойдясь, мы мечом поражаем их, А на расстоянии - пикою длинной. Мечом рассекаем противника надвое, А пикой любого пронзим исполина, Хоть кажется наше оружье тяжелое В умелых руках лишь игрушкой невинной. Плащи наши, вражеской кровью омытые, Как пурпур, горят над песчаной равниной. Когда нападенье грозит нашим родичам На узкой дороге, зажатой тесниной, Встаем впереди мы надежным прикрытием, Как Рахва-гора с каменистой вершиной. И юноши наши, и старые воины Готовы полечь, но стоят нерушимо. Мы мстим за убийство своих соплеменников, И наше возмездие неотвратимо. Тревога - и вмиг мы хватаем оружие, Но стоит промчаться опасности мимо, В тенистых шатрах мы пируем, беспечные, Спокойны, хоть наше спокойствие мнимо. Стоим как никто за свое достояние. Мы в клятвах верны и тверды, как огниво. Когда разгорелось в Хазазе побоище, Мы, действуя с разумом, неторопливо, В резню не ввязались, и наши верблюдицы На взгорье жевали колючки лениво. Врагу не даем мы пощады в сражении, Но пленников судим всегда справедливо. В добычу берем только самое ценное, Ничтожная нам не по вкусу нажива. Одежда из кожи у нас под доспехами, В десницах мечи голубого отлива, Сгибается лезвие, но не ломается, И наши кольчуги упруги на диво. От них на груди застарелая ржавчина, Ни смыть, ни стереть, как ни три терпеливо. Морщины кольчуг, словно волны озерные, Возникшие от ветрового порыва. Несут нас в сражение кони надежные, Их шерсть коротка и не стрижена грива. По праву они перешли к нам от прадедов, Потомкам на них гарцевать горделиво. Соседи, завидев шатры наши белые В скалистой лощине под кручей обрыва, Толкуют о щедрости нашего племени, Которое стойко и неприхотливо. И если сверкают клинки обнаженные, Мы ближним на помощь спешим без призыва, Мы пленным даруем свободу без выкупа, Но горе тому, чье смирение лживо. Никто не осмелится пить из источника, Пока нас вода его не освежила. В неволе не быть никогда нашим женщинам, Покуда голов наша рать не сложила. Они на верблюжьих горбах возвышаются, Краса их нежна и достоинство мило. Мы им поклялись, что, завидев противника, На вражьи кочевья обрушимся с тыла, Мечи отберем, и блестящие панцири, И шлемы, горящие, словно светила. Идут горделивые наши красавицы, Покачиваясь, как подпивший кутила. Они говорят: "Не желаем быть женами Бессильных и робких, уж лучше могила!" И мы защитим их от рабства и гибели, Иначе нам жизнь и самим бы постыла. Одна есть защита - удар, рассекающий Тела, словно это гнилые стропила. Мы сами окрестных земель повелители, Порукой тому наша дерзость и сила. Не станем терпеть от царя унижения, Вовек наше племя обид не сносило. Клевещут, твердят, что мы сами обидчики - И станем, хотя нам такое претило. Юнцам желторотым из нашего племени В сраженье любой уступает верзила. Земля нам тесна, мы всю сушу заполнили, Все море заполним, раскинув ветрила. Отплатим сторицею злу безрассудному, Накажем его, как того заслужило.

    ("Налей-ка нам в чаши вина из кувшина!.." - Андарин - селение около Алеппо, славившееся своим вином. Я мама - местность и селение в Центральной Аравии. Царь Амр - Амр ибн Хинд (554-570), правитель небольшого княжества в северной части Аравии, столица которого Хира находилась близ иракско-аравийской границы. )

    умер в 43 году по хиджре (по мусульманскому летоисчислению)

    ‘Амр прожил 93 года, 57 из которых не был мусульманином, он, наоборот, - воевал против них со жгучим желанием убить пророка Мухаммада. Был великим воином и полководцем.

    На 57-м году жизни ‘Амр стал мусульманином. Участвовал в многочисленных и тяжелых сражениях бок о бок с такими великими сподвижниками, как Абу Бакр и ‘Умар. Это именно он открыл для Египта Ислам - сломил оборону и предоставил его жителям свободу выбора в вероисповедании. В Каире до сих пор стоит огромная мечеть, построенная под его руководством. Местные копты-христиане как жили, так благополучно и живут на территории Египта. Но после прихода туда ‘Амра подавляющее большинство населения стали мусульманами. Во времена правления халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба ‘Амр ибн аль-‘Ас был назначен руководителем двух крупных областей - Египта и Палестины…

    И вот его слова, произнесенные незадолго до смерти:

    «Поистине, лучшее, что мы можем приготовить [себе для вечности], - это [убеждение] в единственности Аллаха (Бога, Господа) и в истинности миссии Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) [Его заключительного посланника, это нас спасет].

    У меня в жизни было три периода.

    В первый период я больше всех ненавидел пророка Мухаммада и не было никого, сильнее меня желавшего убить его. Умри я в том состоянии, [навечно] оказался бы в Аду.

    [Второй период моей жизни начался] когда Всевышний Творец заложил в моем сердце Ислам (покорность Ему одному). Я пришел к Пророку и сказал: «Дай мне свою правую руку, я хочу заключить с тобой договор». Пророк открыл мне свою руку, и я сжал ее. Пророк спросил: «Что с тобой, ‘Амр?» Я ответил: «Хочу поставить условие». Пророк спросил: «Какое условие?» - «Мое условие в том, чтобы мне было прощено [бывшее до этого]». Пророк сказал: «Разве ты не знаешь, что Ислам [принятие его] устраняет все, что было до этого [плохое стирается, жизнь начинается с чистого листа], как и хиджра , и хадж ?» [В тот период] я больше всех на свете любил Пророка. Мои глаза не могли наглядеться на него. Если бы попросили описать Посланника, я не смог бы. Поистине, мои глаза не могли наполниться им (насытиться, глядя на него). Умри я в том состоянии, то, с Божьей помощью, оказался бы в Раю.

    А потом наступил третий период. На нас возложили ответственность [государственные дела]. И я не знаю, каков я там [не знаю, как мои деяния будут оценены Богом и каким окажется мое положение в вечности].

    [Прошу вас.] Когда я умру, пусть ни в коем случае похоронную процессию не сопровождают кричащие, восхваляющие и убивающиеся по поводу моей кончины, пусть не будет [специального] огня [торжественного траурного освещения].

    Когда похороните меня [опустите в могилу], то постепенно закопайте ее, а после встаньте вокруг могилы и постойте такое время, за какое обычно происходит заклание верблюда и разделывается его туша, чтобы я чувствовал радость [от вашего присутствия и молитв за меня]. Это поможет мне, когда я стану давать ответ посланцам Божьим [ангелам Мункиру и Накиру] » .

    Вот яркий пример от одного из величайших сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует), пример того, как кардинально может измениться человек. Жизнь - это этапы и периоды.

    Встречаясь с разными людьми, мы анализируем судьбы, складывающиеся где-то параллельно с нашей жизнью, и, бывает, отмечаем: «десять лет назад этот человек был совсем другим»; «она преобразилась и достигла очень многого, разведясь со своим тираном-мужем и создав семью с порядочным человеком»; «в школе его обижали и унижали, но через тридцать лет он добился огромного успеха»; «вчера он целыми днями молился, а сегодня запил и закурил от горя»; «не так давно он был тунеядцем и алкоголиком, а теперь уверовал, и его жизнь кардинально преобразилась».

    Важно, кто мы внутри, насколько понимаем себя (без философии и пустословия) и насколько осмысленно живем, есть ли у нас цели, задачи на предстоящие годы, десятилетия, каково наше окружение и в чем именно помогает нам наша религиозная практика (молитва-намаз, пост) - действовать, достигать, преодолевать или уходить от ответственности, погружаться в спячку, надеясь посредством многочисленных молитв-намазов на Божью милость .

    Смерть может прийти нежданно-негаданно, важно, в момент выполнения каких дел она тебя застанет и каков в этот момент будет твой внутренний мир, а также твой внутренний диалог.

    ‘Амр ибн аль-‘Ас, ставший мусульманином в 57 лет, хороший пример того, что не стоит торопиться с выводами относительно веры-неверия других людей. У каждого из нас очень много работы над собою (тело, интеллект, духовность) и забот с собственными делами (семья, работа, профессионализм и материальный достаток). Сосредоточившимся на себе, своем развитии и на конкретных осязаемых результатах деятельности можно (при наличии веры) рассчитывать не только на успех в обоих мирах, но и на становление живым примером реализации мусульманских ценностей, принципов для ближайшего окружения и людей в целом.

    Дабы мы не обвиняли других, а сосредоточились на себе и своих результативных делах, напомню важный достоверный хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, человек может на протяжении долгого периода жизни совершать поступки, свойственные обитателям Рая, но завершить жизнь делами обитателей Ада. [Продолжительность пребывания в Аду после Судного Дня будет зависеть от степени пагубности этих завершивших его жизнь деяний.]

    А другой может на протяжении долгого периода совершать поступки, свойственные обитателям Ада [в душе искренне стремясь к вере и благочестию, препятствием чему постоянно будет являться назойливое и пагубное влияние извне (окружение, например)], однако [начав думать собственной головою и все-таки вырвавшись из темницы пагубных зависимостей, он в корне преобразится и] завершит жизнь делами обитателей Рая [где он по Божьей милости после Судного Дня и окажется]» .

    По этой же теме есть и следующий интересный хадис: «Поистине, человек может [на протяжении долгого периода жизни] совершать поступки, свойственные обитателям Рая, как это видится (кажется) людям [то есть им будет казаться, что он очень праведный и набожный], но при этом он [станет] обитателем Ада [после Судного Дня в вечности].

    А другой может [на протяжении долгого периода] совершать поступки, свойственные обитателям Ада, как это будет видеться (казаться) людям, однако он [в итоге станет] обитателем Рая. Поистине, дела [оцениваются пред Богом] по тому, как они заканчиваются [как отдельно взятое дело, так и жизнь в целом]» .

    См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 6. С. 354.

    Хиджра - один из самых сложных периодов в жизни пророка Мухаммада, когда мусульмане под давлением язычников вынуждены были оставить свой родной город, свой кров, имущество, и переселиться в Медину.

    Хадж - паломничество. Один из пяти столпов религиозной практики в Исламе. Обязательным является совершение его один раз в жизни. За исключением случая, когда человек не имеет на то материальной возможности.

    В отличие от принятия Ислама, выполнение ритуала хаджа стирает не все прошлые прегрешения человека, а лишь малые грехи. Для прощения Богом больших грехов необходимо, чтобы человек раскаялся, исправился и более не повторял подобного. См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 508, пояснение к хадису № 4/711.

    Имам аш-Шафи‘и говорил: «Желательно [не спешить, а] прочитать хотя бы что-нибудь из Корана возле могилы [например, суру «Ясин»]. Если они [провожающие в последний путь] прочитают весь Коран, то это хорошо [то есть это еще лучше]». См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625.

    Хадис от ‘Амра ибн аль-‘Аса; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 74, хадис № 192–(121); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 625, хадис № 2/947.

    Заключительный посланник Творца пророк Мухаммад говорил: «Находчивый (сообразительный) человек - это тот, кто умеет усмирять свой пыл [эмоции, осадить в нужный момент собственное «я»; держит под контролем страсть, знает меру в желаниях; делает то, что нужно, а не то, что ему хочется] и не забывает в делах, поступках о вечном [то есть работает над тем, чтобы быть счастливым и в мирской обители, и в вечной]. Слабый же (немощный) - это тот, кто идет на поводу своих желаний (хотений) [неконтролируемое «я» управляет им и направляет его] и постоянно ждет милостей от Бога [пассивен, сидит сложа руки, не делает ничего особенного, ссылаясь на то, что «все предопределено»; не ставит перед собой конкретных целей и задач, а тем более не работает над достижением их, кроме как, возможно, языком]». Хадис от Шаддада ибн Авса; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 402, хадис № 6468, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 702, хадис № 2464, «хасан».

    Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1063; хадис № 11–(2651); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 8. Ч. 16. С. 199, хадис № 11–(2651); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 121, хадис № 1972, «сахих».

    Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 894, хадис № 2898; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1063; часть хадиса № 12–(112); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 8. Ч. 16. С. 199, хадис № 12–(112); аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 175, хадис № 1458; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 121, хадис № 1971, «сахих».

    Амр ибн аль-Ас Амр ибн аль-Ас

    Абу ’Абдуллах ’Амр ибн аль-’А́с аль-Кураши (араб. عمرو بن العاص ‎; ок. 573, Мекка , совр. Саудовская Аравия - 6 января 664 , Фустат , совр. Египет) - арабский полководец и политический деятель VII века. Первоначально один из непримиримейших врагов пророка Мухаммеда и его учения, но затем один из самых ревностных его последователей .

    Биография

    Его полное имя: Абу ’Абдуллах ’Амр ибн аль-’Ас ибн Ваиль ибн Хашим ибн Са’ид ибн Сахм аль-Кураши.Родился около 573 или 583 году в Мекке. Амр был одним из влиятельных курайшитских лидеров Мекки и долгое время он действовал против мусульман. Именно он был послан в Эфиопию, чтобы добиться пле­нения и выдачи эмигрировавших в эту страну мухаджиров . После переселения мусульман из Мекки в Медину он сражался против них в битвах при Бадре , Ухуде и битве у рва . После подписания в 629 году Худайбийского мирного договора Амр ибн аль-Ас принял ислам .

    После завоевания Мекки пророк Мухаммад послал Амра ибн аль-Аса для разрушения идола Сува . После этого Амр поехал в Оман для передачи пись­ма пророка Мухаммада правителю этой области, и оставался там вплоть до смерти Пророка в 632 году .

    В период правления халифа Али Амр поддержал правителя Сирии Муавию и стал командовать его армией . Когда халиф Али послал своего представителя в Сирию, Муавия и Амр отказались при­сяг­нуть новому халифу, обвинив его в укрывательстве убийц халифа Усмана .

    Сиффинская битва

    Халиф Али попытался сломить сопротивление сирийцев и выступил против них. Армия халифа сумела добиться успеха в битве при Сиффине и тогда Амр ибн аль-Ас, оказавшись в безвыходном положении, приказал своим солдатам прикрепить на кончики копий свитки Корана и призвал к Божьему суду. Халиф Али под давлением своего окружения вынужден был решить конфликт на тре­тей­ском суде . На этом суде представители обоих противоборствующих сторон должны были засвидетельствовать об отречении от власти как халифа Али, так и Муавии, а затем провести вы­бо­ры но­во­го халифа. Представитель халифа Али - Абу Муса аль-Ашари объявил о низложении как Али, так и Муавии, однако Амр ибн аль-Ас неожиданно отказался объявлять о низложении Муавии. Третейский суд не привел ни к каким результатам и гражданская война в Халифате продолжилась. После битвы при Сиффине положение Али резко осложнилось, так как его покинули не­ко­то­рые бывшие сторонники, вынудившие его пойти на перемирие в Сиффине. Их стали называть «хариджитами » .

    Египет

    Действия Амра ибн аль-Аса позволили армии сирийцев окрепнуть и перейти в наступление. В 659 году войска под командованием Амра вошли в Египет и установили над ним контроль. Наместник Египта Мухаммад ибн Абу Бакр , который был сыном первого Праведного халифа Абу Бакра , был убит .

    В 661 году хариджиты отправили к Али, Муавии и Амру убийц, в результате чего Али был убит, Муавия получил легкое ранение в ногу, а вместо Амра был убит его приближенный Хариджа ибн Хузафа. Став халифом после убийства Али, Муавия назначил Амра ибн аль-Аса наместником Египта. В 664 году Амр ибн аль-Ас тяжело заболел и умер . Сообщается, что перед смертью он раскаялся в своих грехах и сожалел о том, что несправедливо обошёлся с халифом Али .

    В Каире , на том месте, где стояла палатка командующего завоевательной армии Амра ибн аль-Аса, в 662 году была воздвигнута мечеть Амра ибн аль-Аса , которая действует по сей день.

    Напишите отзыв о статье "Амр ибн аль-Ас"

    Примечания

    Литература

    • Али-заде, А. А. Амр ибн аль-Ас: [ 1 октября 2011 ] // Исламский энциклопедический словарь. - М . : Ансар , 2007 .
    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    • / Wensinck, A. J. // Encyclopaedia of Islam . 2 ed . - Leiden: E. J. Brill , 1960-2005. (платн.)
    • Bahramian A., Negahban F. // Encyclopaedia Islamica / Editors-in-Chief: Wilferd Madelung and, Farhad Daftary. - Brill.

    Отрывок, характеризующий Амр ибн аль-Ас

    – Слава Богу, слава Богу!
    Ростов, забыв совершенно о Денисове, не желая никому дать предупредить себя, скинул шубу и на цыпочках побежал в темную, большую залу. Всё то же, те же ломберные столы, та же люстра в чехле; но кто то уж видел молодого барина, и не успел он добежать до гостиной, как что то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло и стало целовать его. Еще другое, третье такое же существо выскочило из другой, третьей двери; еще объятия, еще поцелуи, еще крики, слезы радости. Он не мог разобрать, где и кто папа, кто Наташа, кто Петя. Все кричали, говорили и целовали его в одно и то же время. Только матери не было в числе их – это он помнил.
    – А я то, не знал… Николушка… друг мой!
    – Вот он… наш то… Друг мой, Коля… Переменился! Нет свечей! Чаю!
    – Да меня то поцелуй!
    – Душенька… а меня то.
    Соня, Наташа, Петя, Анна Михайловна, Вера, старый граф, обнимали его; и люди и горничные, наполнив комнаты, приговаривали и ахали.
    Петя повис на его ногах. – А меня то! – кричал он. Наташа, после того, как она, пригнув его к себе, расцеловала всё его лицо, отскочила от него и держась за полу его венгерки, прыгала как коза всё на одном месте и пронзительно визжала.
    Со всех сторон были блестящие слезами радости, любящие глаза, со всех сторон были губы, искавшие поцелуя.
    Соня красная, как кумач, тоже держалась за его руку и вся сияла в блаженном взгляде, устремленном в его глаза, которых она ждала. Соне минуло уже 16 лет, и она была очень красива, особенно в эту минуту счастливого, восторженного оживления. Она смотрела на него, не спуская глаз, улыбаясь и задерживая дыхание. Он благодарно взглянул на нее; но всё еще ждал и искал кого то. Старая графиня еще не выходила. И вот послышались шаги в дверях. Шаги такие быстрые, что это не могли быть шаги его матери.
    Но это была она в новом, незнакомом еще ему, сшитом без него платье. Все оставили его, и он побежал к ней. Когда они сошлись, она упала на его грудь рыдая. Она не могла поднять лица и только прижимала его к холодным снуркам его венгерки. Денисов, никем не замеченный, войдя в комнату, стоял тут же и, глядя на них, тер себе глаза.
    – Василий Денисов, друг вашего сына, – сказал он, рекомендуясь графу, вопросительно смотревшему на него.
    – Милости прошу. Знаю, знаю, – сказал граф, целуя и обнимая Денисова. – Николушка писал… Наташа, Вера, вот он Денисов.
    Те же счастливые, восторженные лица обратились на мохнатую фигуру Денисова и окружили его.
    – Голубчик, Денисов! – визгнула Наташа, не помнившая себя от восторга, подскочила к нему, обняла и поцеловала его. Все смутились поступком Наташи. Денисов тоже покраснел, но улыбнулся и взяв руку Наташи, поцеловал ее.
    Денисова отвели в приготовленную для него комнату, а Ростовы все собрались в диванную около Николушки.
    Старая графиня, не выпуская его руки, которую она всякую минуту целовала, сидела с ним рядом; остальные, столпившись вокруг них, ловили каждое его движенье, слово, взгляд, и не спускали с него восторженно влюбленных глаз. Брат и сестры спорили и перехватывали места друг у друга поближе к нему, и дрались за то, кому принести ему чай, платок, трубку.
    Ростов был очень счастлив любовью, которую ему выказывали; но первая минута его встречи была так блаженна, что теперешнего его счастия ему казалось мало, и он всё ждал чего то еще, и еще, и еще.
    На другое утро приезжие спали с дороги до 10 го часа.
    В предшествующей комнате валялись сабли, сумки, ташки, раскрытые чемоданы, грязные сапоги. Вычищенные две пары со шпорами были только что поставлены у стенки. Слуги приносили умывальники, горячую воду для бритья и вычищенные платья. Пахло табаком и мужчинами.
    – Гей, Г"ишка, т"убку! – крикнул хриплый голос Васьки Денисова. – Ростов, вставай!
    Ростов, протирая слипавшиеся глаза, поднял спутанную голову с жаркой подушки.
    – А что поздно? – Поздно, 10 й час, – отвечал Наташин голос, и в соседней комнате послышалось шуршанье крахмаленных платьев, шопот и смех девичьих голосов, и в чуть растворенную дверь мелькнуло что то голубое, ленты, черные волоса и веселые лица. Это была Наташа с Соней и Петей, которые пришли наведаться, не встал ли.
    – Николенька, вставай! – опять послышался голос Наташи у двери.
    – Сейчас!
    В это время Петя, в первой комнате, увидав и схватив сабли, и испытывая тот восторг, который испытывают мальчики, при виде воинственного старшего брата, и забыв, что сестрам неприлично видеть раздетых мужчин, отворил дверь.
    – Это твоя сабля? – кричал он. Девочки отскочили. Денисов с испуганными глазами спрятал свои мохнатые ноги в одеяло, оглядываясь за помощью на товарища. Дверь пропустила Петю и опять затворилась. За дверью послышался смех.
    – Николенька, выходи в халате, – проговорил голос Наташи.
    – Это твоя сабля? – спросил Петя, – или это ваша? – с подобострастным уважением обратился он к усатому, черному Денисову.
    Ростов поспешно обулся, надел халат и вышел. Наташа надела один сапог с шпорой и влезала в другой. Соня кружилась и только что хотела раздуть платье и присесть, когда он вышел. Обе были в одинаковых, новеньких, голубых платьях – свежие, румяные, веселые. Соня убежала, а Наташа, взяв брата под руку, повела его в диванную, и у них начался разговор. Они не успевали спрашивать друг друга и отвечать на вопросы о тысячах мелочей, которые могли интересовать только их одних. Наташа смеялась при всяком слове, которое он говорил и которое она говорила, не потому, чтобы было смешно то, что они говорили, но потому, что ей было весело и она не в силах была удерживать своей радости, выражавшейся смехом.
    – Ах, как хорошо, отлично! – приговаривала она ко всему. Ростов почувствовал, как под влиянием жарких лучей любви, в первый раз через полтора года, на душе его и на лице распускалась та детская улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома.


    Участие в войнах: Религиозные войны. Завоевание Сирии.Завоевание Египта
    Участие в сражениях:

    (Amr ibn al-As) Арабский полководец, дипломат и государственный деятель

    На первых порах Амр был одним из непримиримейших противников Мухаммеда и его учения, но потом стал одним из самых рьяных его последователей.

    Его завоевательные подвиги, неразрывно связаны с историей первых времен ислама. При халифе Абу Бакре Амр ибн аль-Ас подчинил Сирию, а при халифе Умаре захватил Египет, после чего мусульмане под его руководством захватили пограничные провинции вплоть до самого Триполиса.

    На всех завоёванных территориях он организовал государственную власть, привел в порядок правительственные формирования и тем немало способствовал примирению покоренных народов с исламом. После убийства халифа Умара ибн Хаттаба он встал на сторону Муавия I . Когда же Муавия был объявлен халифом, он назначил Амра своим губернатором в Египте, где тот и оставался вплоть до самой своей кончины. Амр ибн аль-Ас умер в 664 г. в Фустате.

    «Саид ибн Амир - человек, который выбрал вечную жизнь, оставив земную, и отдал предпочтение Аллаху и Его Посланнику надо всем остальным».

    Саид ибн Амир являлся одним из великих сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословление). Поклонение, набожность, аскетизм - все наивысшие качества нашлись в этом человеке. Казнь сподвижника Пророка (мир ему и благословление) Хубайба, взятого в плен курайшитами, способствовала тому, что Саид познал истину и пришёл к ней. Это произошло перед взятием мусульманами местности Хайбар.

    Всевышний наставил Саида ибн Амира на путь истины: он встал посреди большого собрания народа и заявил, что не причастен к их грехам и о том, что более не намерен поклоняться идолам, а также о вступлении в религию Ислам.

    После этого Саид ибн Амир переселился в Медину, находился рядом с Пророком (мир ему и благословление) участвовал в битве при Хайбаре и в последующих сражениях. Сам Пророк (мир ему и благословление) ушёл в мир иной, оставшись довольным Саидом. Он был хорошим примером для других мусульман – ведь он решительно избрал вечную жизнь, оставив земную, выбрал довольство Аллаха и вознаграждение Его, оставив желания нафса (эго) и страсти плоти. Оба наместника Пророка (мир ему и благословление) Умар бин Хаттаб и Абу Бакр (да будет доволен ими Аллах) знали праведность и богобоязненность Саида, прислушивались к его советам и придавали значение его словам.

    Что помогло Саиду познать истину?

    Саид бин Амир аль-Джумахи был одним из тысячи юношей, собравшихся в местности ат-Танг’им возле Мекки по призыву курайшитских лидеров для того, чтоб стать свидетелями расправы над одним из сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословление) Хубайбом ибн Ади, вероломно захваченным в плен.

    Молодость и энергия Саида позволила ему протиснуться между людьми и приблизиться к старейшинам курайшитов – Абу Суфьяну ибн Харбу, Сафвану ибн Умайа и другим, и увидеть пленника, повязанного веревками и подталкиваемого женщинами и детьми к месту казни, чтобы тем самым отомстить Мухаммаду (мир ему и благословление) и отплатить за убитых курайшитов в битве при Бадре. Среди женских и детских криков Саид ибн Амир услышал четкие слова Хубайба: «Разрешите мне совершить два ракаата намаза до моего распятия». Саид ибн Амир увидел, как он повернулся в сторону Каабы и совершил двух ракаатный намаз. Как же они были прекрасны и полноценны, подумал про себя Саид. Завершив намаз, Хубайб обратился к старейшинам курайшитов: «Клянусь Аллахом, если бы вы не подумали, что совершаю долго намаз из боязни смерти, то я бы молился дольше» . Народ стал свидетелем того, как они терзали тело Хубайба, отрезая один за другим куски тела и говоря ему: хотел бы ты, видеть Мухаммада (мир ему и благословление) на своем месте, а себя спасенным? Обливаясь кровью, Хубайб отвечал: «Клянусь Аллахом, не хотел бы быть спасенным и находиться среди своих родных, и дать вместо себя Мухаммада (мир ему и благословление) хоть колючкой кольнуть!» . Затем Саид ибн Амир заметил, как Хубайб поднял взор к небу и произнес: «О Аллах, сокращай их число, и убивай их поодиночке, не оставляя ни одного из них!». После этих слов Хубайб ушел в мир иной.

    После жестокой казни курайшиты вернулись в Мекку, и через некоторое время забыли об этом событии. Но молодой Саид ибн Амир ни на миг не забывал Хубайба. Он видел его во сне, когда ложился спать. Наяву он вспоминал, как Хубайб спокойно совершил последние два ракаата в своей жизни, его обращение к Аллаху с просьбой погубить курайшитов, и боялся, что его поразит молния или камень с небес. Этот случай помог Саиду познать истину.

    Как Саид стал правителем Хомса

    Во времена, когда Умар ибн Хаттаб (да будет доволен ими Аллах), начинал только свое правление Саид ибн Амир пошел к Умару и сказал ему: «О, Умар, я советую тебе - бойся Аллаха в отношениях с людьми, но не бойся людей в отношениях с Аллахом. Пусть не противоречат твои слова твоим делам, поистине хорошее слово то, которое подкрепляется делом. О, Умар, обрати внимание на мусульман, которые находятся далеко и вблизи, чьи дела вести поручил тебе Аллах. Желай им того же, чего желаешь себе и своей семье. Стремись к истине и не бойся обвинений на пути к Аллаху». Затем Умар спросил:

    Кто способен таким быть, о, Саид?

    Способен тот человек, который похож на тебя, из тех, кому Аллах поручил дела общины Мухаммада (мир ему и благословление), и нет между ним и Аллахом никого, ответил Саид.

    Умар сразу же призвал Саида быть его помощником и сказал: «О, Саид, я назначаю тебя руководителем жителей Хомса». Саид стал просить: «Я прошу тебя ради Аллаха, не сбивай меня с пути правильного и не заставляй желать мирского».

    Умар разгневался и крикнул: «Вы возложили на меня эту должность и противоречите мне? Клянусь Аллахом, я не оставлю тебя!». Затем назначил его халифом над Хомсом, и спросил, не выписать ли ему зарплату? Саид спросил: «Что мне с ней делать, о, правитель правоверных? То, что я получаю из общественной казны, превышает мои потребности».

    Саид отправился в Хомс и стал править его жителями. Прошло совсем немного времени, и к Умару пришли надежные люди из числа жителей Хомса. Умар попросил написать имена нуждающихся жителей Хомса, чтоб им помочь. Когда Умар взглянул на список имен нуждающихся, то, заметив среди них имя Саида ибн Амира, спросил:

    Кто такой Саид ибн Амир?

    Наш правитель! - ответили они.

    Ваш правитель нуждающийся?

    - «Да!», прозвучал ответ, «клянемся Аллахом, вот уже много дней в его доме не горит очаг. Умар плакал до тех пор, пока не стала мокрой его борода. Затем, достав тысячу динаров, отдал жителям Хомса и сказал: «Передавайте ему салам, и скажите, что эти деньги послал ему правитель правоверных, чтоб он смог исполнить свои нужды».

    Когда Саиду передали деньги, он посмотрел на них и оттолкнул от себя, сказав, будто его постигло несчастье: «Поистине все мы от Аллаха и к Нему будем возвращены». Удивившись, жена спросила его:

    Что с тобой, о, Саид? Правитель правоверных умер?

    Нет, произошло более серьезное.

    Мусульмане потерпели поражение в битве?

    Нет, больше, чем это.

    А что может быть больше этого?

    В мой дом вступили мирские соблазны, сокрушающие мой ахират, в мой дом вселилась смута, - ответил Саид. Тогда жена сказала: «Избавься же от нее!», но она не знала, что речь идет о динарах.

    Ты мне поможешь в этом деле?

    Да, ответила жена. Затем он взял динары и распределил среди нуждающихся мусульман.

    Жалобы жителей на правителя

    Умар (да будет доволен им Аллах) прибыл в Сирию, чтоб узнать их положение. Когда Умар остановился в Хомсе, жители пришли приветствовать его, и он спросил:

    Каким вы нашли вашего правителя?

    Они стали жаловаться на Саида, перечислив четыре качества, которые им не нравятся, и одна хуже другой.

    Чем же вы недовольны?

    Он не выходит к нам, кроме как в середине дня.

    Что ты на это скажешь, о, Саид? - спросил его Умар.

    Немного промолчав, Саид ответил: «Клянусь Аллахом, я не хотел об этом говорить, но так как нет выбора, скажу. Для моей семьи нет служащего, я встаю рано утром, замешиваю тесто, жду немного, затем пеку хлеб для семьи, после делаю омовение и выхожу к людям». После этого Умар снова спросил жителей:

    На что еще вы жалуетесь?

    Ночью он никому не отвечает.

    Что на это скажешь, о, Саид?

    Клянусь Аллахом, об этом тоже не хотелось говорить. Дело в том, что день я посвящаю им, а ночь Всевышнему Аллаху. Умар снова обратился к людям Хомса:

    Еще на что жалуетесь?

    Один раз в месяц он к нам вообще не выходит.

    Что скажешь, Саид?

    О, правитель правоверных, у меня нет одежды кроме той, которая сейчас на мне. В месяц один раз я ее стираю, жду, пока высохнет, а затем в конце дня к людям выхожу.

    Еще на что жалуетесь?

    Иногда он с утра до вечера впадает в бессознательное состояние и отсутствует на маджлисах.

    А это почему, Саид?

    Я видел, как казнили Хубайба в то время, когда я был язычником, как они разрезали его тело и спрашивали, хотел бы он, чтоб Мухаммад (мир ему и благословление) был на его месте. А он отвечал:«Клянусь Аллахом, не хотел бы быть спасенным и находиться среди своих родных, и дать вместо себя Мухаммада хоть колючкой кольнуть!» . Вспоминая этот день и тот момент, когда я не смог ему помочь, я страшусь, что Аллах не простит меня, и из-за этого на меня находит такое состояние. Потом Умар сказал: «Хвала Аллаху, Который не изменил мое мнение о Саиде!».

    Отрешенность Саида от мирского мира.

    Умар (да будет им доволен им Аллах) ему дал тысячу динаров, и когда жена увидела динары, она сказала Саиду: «Хвала Аллаху, Который обогатил нас и избавил тебя от необходимости заниматься домашними делами, купи продуктов и найми прислугу».

    На это он ей сказал:

    А хочешь сделать нечто лучшее, чем это?

    Мы отдадим эти динары тому, кто вернет их нам когда мы будем нуждаться больше всего.

    Каким образом?

    Мы раздадим их и это будет наилучшим займом перед Аллахом.

    Да. Да, вознаградит тебя Аллах добром, - ответила жена.

    После этого, разложив динары в кошельки, Саид повелел одному из своих людей раздать деньги вдовам, сиротам и бедным.

    Он был из тех, кто помогал другим, несмотря на свою бедность.

    Умер Саид в двадцатом году по хиджре во время правления Умара ибн Хатаба (да будет доволен ими Аллах).