• Мусульманка в современном мире. Жизнь современной мусульманки. Кто Вы по профессии и какое у Вас образование

    Нурди Нухажиев, Уполномоченный по правам человека в ЧР

    Миропонимание в исламе и его ценности представляют собой исламскую цивилизацию. У этой цивилизации есть свои, четко сформулированные, принципы положения женщин в обществе, в семье. Однако когда мы говорим о положении мусульманки в современном мире, считаю необходимым еще раз вспомнить о том, как формировалось само отношение к исламу.

    Еще на заре знакомства западного мира с исламом он представлялся ему в негативном свете, и поэтому по нынешний день на Западе существует устойчивое представление о мусульманке как об угнетенном, не имеющем никаких прав, забитом существе.

    К примеру, английский ученый Уильям Монтгомери отмечал, что исламоведа поражает тот путь, который формировал в средневековой Европе (до сих пор продолжающий витать над европейской общественностью) искаженный образ ислама.

    К сожалению, стереотипы об исламе, в частности, об отношении мусульман к женщине, все еще крепко сидят в сознании, в том числе, и большей части российской интеллигенции, не говоря уже о рядовых жителях России. Так же многие регионы, где преобладает мусульманское население, дают поводы, чтобы вышеприведённое представление о мусульманке сохранялось в умах многих людей, в том числе и самих мусульман.

    А какое же место на самом деле отводит женщине ислам?

    Приветствуя и поощряя активное участие женщины в социальной, культурной, политической и экономической жизни общества, ислам в то же время отводит ей главную роль в жизни семьи. Такой взгляд исходит из физиологической, психической, эмоциональной природы женщины. Кстати, в этом плане авраамические религии не имеют принципиальных разногласий. И еще, когда говорят об исламском обществе и, в частности, о положении женщин в этих обществах, надо иметь в виду, что подавляющее большинство мусульманских стран недавно, по историческим меркам, освободились от колониализма.

    Как показывает опыт, и это освобождение во многом условно. Именно поэтому мусульманские общества еще не раскрыли свой потенциал, они все еще нарабатывают опыт. А о том, что исламская цивилизация может дать очень многое в копилку общечеловеческого развития, красноречиво свидетельствует ее «золотой век». Найти золотую середину как в личной, так и в социальной жизни общества – вот главная задача женщины-мусульманки в современном мире.

    В каких условиях начиналось и закончилось формирование чеченской ценностной шкалы, и какое место в ней отводилось женщине? Не углубляясь в рассуждения, приведу слова одного из самых высокочтимых людей в Чечне и Дагестане – чеченского философа, религиозного деятеля 19 века, устаза (Учителя) Кунта-Хаджи Кишиева. Он наставлял своих учеников (мюридов) относиться к женщине как к святой. Учитывая, что в Чечне наставления Кунта-Хаджи Кишиева и сегодня чтут как нравственный ориентир, я имею полное право утверждать, что уважение к женщине в чеченском обществе было самое высокое, хотя в последние годы такое отношение претерпело некоторую деформацию. Но, как отмечает кандидат философских наук Барет Нанаева, женщина и сегодня в чеченском обществе, несмотря на некоторые ограничения, занимает более достойное место в обществе, чем в ряде других регионов мусульманского мира. Отмечу сразу: именно ценностная шкала народа показывает истинное отношение к женщине в обществе. На формирование ценностной системы чеченского народа большое влияние оказала форма ислама, которая утвердилась в Чечне.

    С моей точки зрения, решающее влияние на этот процесс оказали два фактора.

    Первый – в Чечне в конечном счете утверждается суфийский ислам, который проник к нам в начале 15 века, после того как он был запрещен и преследовался в Османской империи. Суфийская форма ислама отличается терпимостью, стремлением к совершенству, отвергает всякое насилие над любым живым существом и неживой природой. С этого времени чеченцы начинают перерабатывать свое обычное право через призму нравственных ценностей суфизма.

    Второй фактор: чеченцы примерно в то же время начинают длительную и упорную борьбу и, в результате, свергают сословное иерархическое общественное устройство и устанавливают на своей этнической территории демократическое правление (по сути дела – республику). Подчеркну, что в то же время у соседних с нами народов окончательно складываются общества с социальным неравенством, в которых, в отличие от чеченского общества, отношение к женщине определялось ее социальным положением. Именно ценностная система, сложившаяся на базе этих двух факторов, сделала своеобразным и специфичным отношение к женщине в чеченском обществе. Оно разительно отличалось от отношения к женщине у других народов Кавказа. Этот факт отмечали многие ученые, писатели, путешественники.

    Так, грузинский писатель и этнограф Александр Казбеги, прекрасно знавший культуру кавказских народов, писал: «Чеченская женщина свободнее всех женщин и поэтому честнее всех. Никогда не допустит она непристойности…»

    А вот что писал русский военный писатель, генерал, участник Кавказской войны Мелентий Ольшевский: «Вообще нужно сказать, что у чеченцев женский пол пользуется несравненно большей свободой, нежели у соседей». Ему вторил его современник – знаменитый имам Шамиль, аварец по национальности. Он отмечал: «… женщина у них (у чеченцев) какая-то святая, неприкосновенная. Ее нельзя оскорбить и унизить ни словом, ни делом». Наш современник, чеченский этнограф Саид-Магомед Хасиев отмечает: «Женщина-мать заслужила у всех народов уважение, но у чеченцев она поставлена в совершенно особое положение». Отличие воспитательной системы чеченцев от их кавказских соседей отмечали Пушкин и Лермонтов. Стоит только вспомнить их поэмы «Тазит» и «Мцыри».

    Приведу еще один красноречивый факт, который не оставляет никаких сомнений в том, что женщине в чеченском обществе отводилось, наравне с мужчинами, достойное место.

    Как отмечает тот же Хасиев, который является большим авторитетом в области этнографии Кавказа, в ценностной шкале чеченцев человек является венцом природы, представителем Всевышнего на земле, и поэтому в традиционной чеченской культуре мужчина и женщина являются равновеликими и равнозначными. Думаю, нужно отметить и следующий факт: другие мусульманские народы и даже народы других вероисповеданий, живя среди чеченцев, во многом переняли чеченское отношение к женщине. Чеченская ценностная шкала в наш технологический и информационный век, естественно, начала меняться. Активное участие женщины в общественной, экономической жизни, конечно же, надо приветствовать и поощрять. Сегодня равноправное положение женщины во многих вопросах общественной и личной жизни в Чеченской Республике стало реальностью. Повторюсь, иногда говорят, что женщины в Чечне в чем-то ущемлены, но мы с таким утверждением категорически не согласны. Такое, в кавычках, ущемление, как выше отмечалось, обусловлено природными, физиологическими, психологическими и другими данными женщины. Следует отметить, что за последние 25 лет женщина в Чечне была вынуждена брать на себя не свойственные ей функции. И это не могло пройти бесследно. Социальные роли мужчин и женщин подвергались переоценке. Но этот процесс, как отмечают ученые, еще не достиг точки невозврата.

    Общественная мораль в Чечне и сегодня требует соблюдения ментальных установок в отношении роли мужчин и женщин.

    Особенно строга мораль в сельской местности, где проживает большинство чеченского населения. Такое состояние объясняется социально-политическими и экономическими условиями. И улучшение этих условий естественным образом будет способствовать выравниванию социальных ролей мужчин и женщин.

    Жизнь существует только в развитии, и поэтому понятно, что с ростом материальной и духовной культуры будет изменяться жизнь женщин в чеченском обществе. Вместе с тем, необходимость сохранения семейных ценностей требует повышения роли женщины в функционировании семьи. Как пишет упомянутая выше Нанаева, «в сочетании архаичных традиций и современной цивилизованной жизни состоит ключ к преодолению кризиса, … без надежной опоры на прошлое у общества нет настоящего, тем более, будущего. Язык и нравственные традиции – «золотой фонд» нации. Его нельзя изменять, и ему нельзя изменять».

    Чеченское общество консервативно по своей природе. Но это не застойный консерватизм, в том числе и по отношению к женщине, а, как отмечал Президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос французского журналиста, «консерватизм, нацеленный на развитие». В настоящее время в Чеченской Республике в сфере культуры, образования, медицины работает около 50 % женщин. Доля женщин в местных органах власти составляет около 10 %. Они заняты в бизнесе. В нашей республике предприняты системные меры, чтобы они были конкурентоспособны на рынке труда. С повышением уровня жизни женщина будет все шире представлена в общественной и экономической жизни чеченского общества. Здесь нет никаких споров.

    Вопрос в том, чтобы при этом женщина не потеряла той роли, которая определена ей природой.

    За последние годы так называемый «женский вопрос» стал одним из самых актуальных вопросов для нашего общества. Российские женщины довольно быстро поняли, что пропагандируемое СМИ «освобождение» есть не что иное, как ловко замаскированное угнетение слабого пола. Каждая нормальная женщина видит, что вместо обещанных привилегий они вынуждены работать полный рабочий день и после изнурительного трудового дня возвращаться к своим домашним обязанностям. Феминизм, столь распространённый в странах Запада, в России не прижился.

    Существует также другая крайность среди современных женщин – полный отказ от образования и участия в общественной жизни. В этой связи есть смысл обратиться к тому, как Ислам смотрит на существующую проблему.

    Каким образом Ислам предлагает решить «женский вопрос» в современном обществе?

    Ислам предлагает решение «золотой середины», которое идеально соответствует свойствам женской природы. Он ясно дает понять, что главная (хотя и не единственная) сфера деятельности женщины – это её семья, а именно – воспитание детей и обязанности перед мужем. Да, Ислам чтит роль женщины, в первую очередь, как жены и как матери. Такая роль считается в Исламе самой почётной, но никоим образом не унизительной, как это принято считать.

    Интересно отметить, что ещё во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) женщины спрашивали: получат ли они за то, что они делают дома, такое же вознаграждение, как и мужчины за работу вне дома? На что Пророк (мир ему и благословение) ответил, что доброе отношение к мужьям, поддержка их во благо дружбы и прочности семьи равноценна всем тем мужским делам вне дома .

    Некоторые мужчины противятся образованию женщин, считая, что они должны заниматься только домашними делами и обязанностями. В этой связи откроем книгу по исламскому праву (фикх) и найдём главу, посвящённую обязанностям по дому.

    Учёные-богословы ханафитского, шафиитского и ханбалитского мазхабов (религиозно-правовых школ) считают, что в обязанности женщины не входит приготовление пищи. У некоторых мужчин есть привычка обходить эту главу при изучении законов Ислама. Потом они говорят: «Я думаю, что это обязанность женщины», забывая, что это совсем не долг, а традиция, которой женщины придерживаются с радостью и добровольно из любви и милости к своим мужьям и детям.

    Но не стоит забывать, что невежественная женщина – это женщина во всех отношениях недалёкая. Так почему же мужчины боятся высокообразованных и мыслящих женщин? Ведь нельзя забывать, что у невежественной женщины будут невежественные дети. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Остерегайтесь глупых кормилиц, ибо с молоком они дают кое-что ещё» .

    Также материнство – не единственная роль мусульманки в обществе. Сама Аиша (жена Пророка, мир ему и благословение) не рожала детей, но известна как одна из «матерей правоверных». Она также была из авторитетнейших источников исламских знаний, рассказчиков бесчисленного множества хадисов. К ней за знаниями приходили отовсюду.

    Кроме того, известно, что, когда один из великих ученых, знатоков приданий о Пророке (мир ему и благословение) Ибн аль-Хаджар отправился в Дамаск, у него там было четыре учителя хадисов, трое из которых – женщины. Он был величайшим ученым в истории и это при том, что знания он получил от женщин. Поистине это были великие мусульманки! Где теперь такие?

    Имеет ли женщина право на образование и может ли она работать, используя свои знания на практике?

    Роль мусульманской женщины совершенно уникальна по своей сущности: Ислам предписал ей обязанности, как перед Богом, её мужем, её детьми, другими членами семьи, её окружающими, и обществом, так и перед самой собой. Каждый аспект её жизни Аллах определил в прекраснейшем порядке. Она – любящая жена и мать, ответственная хранительница домашнего очага, заботливая сестра, надежный друг, партнер. Она же воспитательница, помощница и советчица.

    Одним из наиболее важных прав, которые Ислам предоставил женщине, было право на образование. Женщины проявляли большую осведомленность в хадисах. Например, Аиша (да будет доволен ею Аллах) передала их две тысячи двести десять. При этом Аиша имела не только религиозное образование, но и отличалась в поэзии, литературе, истории, медицине и в других отраслях науки, которые тогда были известны. Имам аз-Зухри сказал: «Если собрать знания Аиши и сравнить их со знанием всех женщин, то они окажутся более достойным». Поэтому сподвижники Пророка (мир ему и благословение) говорили: «Когда нам был не ясен какой-нибудь хадис, мы спрашивали о нем Аишу». Многие другие мусульманки также активно проявили себя в науке, причем не только религиозной.

    Какой бы ни была роль женщины, будь то жены, матери или предпринимателя, работающего вне дома (а тем более, если она выполняет эти функции одновременно), ей необходимы знания. Стремление к знаниям – это даже не право, а обязанность каждого мусульманина, будь то мужчина или женщина. Даже сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) уделял своё время для обучения женщин и девушек и поощрял их стремление к этому. А кто воспитывает мужчин? Женщина. «Будущее нации – в руках матерей», – говорил Бальзак. Один поэт также сказал: «Мать – это школа, которая готовит к жизни благородный народ».

    Но невозможно воспитать сильную, многосторонне развитую личность, не имея образования. Любая мать должна быть готова дать своему ребёнку соответственное воспитание и образование. Мусульманские ученые в этой связи говорят: учишь мужчину – учишь одного человека, учишь женщину – учишь нацию.

    Итак, современная женщина должна быть грамотной, эрудированной; всегда готова оказать помощь мужу, родственникам и особенно детям.

    Но Ислам гарантирует женщине не только эти права. Как сказано в Коране, женщины имеют равные права с мужчинами (но не значит идентичные). В Исламе женщина, замужняя или нет, считается человеком со своими собственными правами, а не просто приложением к мужу. Так, например, она имеет полное право владеть и распоряжаться своим имуществом и заработком даже после вступления в брак. Обратите внимание, что Ислам дал женщине те права и привилегии еще 1400 лет назад, которыми она никогда не пользовалась ни при какой религиозной или конституционной системе.

    Римское право, даже английское право вплоть до конца 19 столетия, не давало женщине владеть и распоряжаться своей собственностью. Все её имущество переходило в пользование мужа. Даже чтобы получить право на обучение и свободу для работы, ей пришлось добиваться этого столетиями.

    Женщина в исламском призыве

    Для того, чтобы женщина знала и ценила то, чем её наделил Ислам, необходимо, чтобы знания об этой универсальной религии дошли до каждой из нас. Это станет возможным с помощью призыва.

    Призыв к религии Аллаха – долг каждого мусульманина и мусульманки. Это является одним из видов поклонения и проявлением покорности Аллаху. Призыв не ограничивается лекциями и уроками, которые способны давать лишь ученые, как могут подумать некоторые.

    На самом деле, каждая мусульманка может стать призывающей к Аллаху – своим поведением и взаимодействием с окружающими; своим знанием, когда она передает их другим; своим терпением и надеждой на награду от Аллаха, когда она призывает к одобряемому и удерживает от порицаемого всеми узаконенными Шариатом средствами, которые в её распоряжении... При этом она может находиться у себя дома или действовать через какое-то учреждение. Она может быть на своем рабочем месте или на учёбе...

    Однажды один из известных шейхов был в одной мусульманской стране. Когда он проезжал мимо медресе, то спросил: «А кто учится в этих заведениях?». Ему ответили: «Мальчики». Он спросил: «А есть ли школы для девочек?». «О, нет, нет, шейх! Чем больше они знают, тем больше у нас будет проблем!». «Постойте!» – сказал шейх. – «Что же это за религия? О чем это вы говорите? Насколько я понимаю, Аллах обращается всегда к нам так: «Йа аййюха ллязийна амману..» (О те, которые уверовали…). Т.е. Он обращается к мужчинам и женщинам одновременно. Любой аят или хадис относится как к мужчинам, так и к женщинам. И когда Пророк (мир ему) сказал нам: «Знание – это фард» (обязательно), то он имел в виду всех мусульман, включая женщин».

    Таким образом, повышая уровень веры и знаний у женщин, мы тем самым вносим свой вклад в духовное развитие подрастающего поколения. Ведь именно женщина является первой школой для каждого младенца! Ведь именно она – праведная жена, которая ответственна за домашнее хозяйство и детей в отсутствие мужа.

    А воспитание детей в свою очередь начинается с воспитания самих себя. А воспитание самих себя невозможно без знаний и мудрости. Аллах Всемогущий и Великий сказал: «Скажи: «Разве равны друг другу те, которые знают, и те, которые не знают» (Коран, «Препирательство» ,11).

    Создание общеобразовательных мусульманских учреждений

    Для мусульманской общины России настал момент, когда необходимо задуматься над созданием дошкольных и общеобразовательных учреждений для наших детей. Школа, как мусульманское учебное заведение, должна поставить перед собой в качестве основных задач следующие:

    – дать детям полноценное базовое образование, отвечающее государственному стандарту;

    – дать углубленные знания и представления о мусульманской истории, культуре, литературе, арабском языке, исламских традициях;

    – уделять особое внимание духовно-нравственному воспитанию учащихся в духе исламского благочестия и мусульманской нравственности;

    – уделять внимание работе с родителями, знакомству их с основами религии, основами мусульманского семейного уклада, содействовать правильному выстраиванию семейных отношений.

    В этой связи необходимо разработать специальную методику преподавания в мусульманской школе, а также программу, по которой будут учиться дети. Конечно, мы осознаем, что создание специального учебного заведения для наших детей – задача не из простых. На её осуществление уйдет не один месяц, а возможно, и не один год. Однако мы верим, что для того, чтобы на нашей земле выросло могучее и сильное дерево знаний, нужно сначала подготовить для него почву и посадить туда маленькое семечко.

    Нам, строителям нашей общины, работающим на благо будущего уммы, нельзя отказываться от мыслей и планов о благоустройстве мира до тех пор, пока механически не соберутся все средства для осуществления задуманного. Надо помнить, что средства растут вместе с процессом созидания.

    Подводя итог, хотелось бы выразить надежду на то, что ситуация с образованием мусульман в России в скором улучшится. И мы получим возможность водить своих детей в учебные заведения без страха за их жизнь и воспитание. Мы также надеемся, что мужчины обратят внимание на проблему образования и досуга детей и женщин и не будут оставлять её на хрупкие плечи своих жён.

    Мы также желаем, чтобы в массовом мусульманском сознании утвердилось представление, что образование женщин не менее важно, чем мужчин. Матери – главные воспитатели ребёнка, закладывающие фундамент новой личности. А если строитель будет неквалифицированным, то и тот фундамент, который он положит в основание дома, будет слабым, что, в конце концов, приведет к краху.

    Мы, женщины, осознаем свою ответственность перед мужьями и своими детьми, так помогите же нам стать образованными. Поддержите нас в проводимых нами мероприятиях. А мы, иншааллах, приложим все наши усилия, чтобы воспитать здоровое, образованное и ответственное поколение.

    Гузель Якупова

    Мусульманская культура до сих пор остается для многих из нас загадкой. Неотъемлемой ее частью являются традиционные длинные наряды мусульманских женщин. Многим они кажутся загадочными и непонятными, но это не делает моду восточных женщин неуместной в современном мире. Давайте рассмотрим особенности нарядов для мусульманских женщин.

    Особенности и преимущества традиционного наряда

    Несмотря на то, что наряды мусульманок длинные и закрытые, это не делает их непривлекательными и скучными.

    Главная отличительная характеристика одежды для мусульманок – она максимально закрыта и скрывает от посторонних взглядов все части тела кроме лица и кистей рук. Традиционный наряд должен прикрывать не только шею, но и серьги, если они длинные. Многие спорят по поводу того, стоит ли прикрывать ступни и щиколотки. Но классические наряды должны быть именно такими: длинными и закрытыми.

    На публике мусульманские женщины не должны появляться в нарядах, декорированных блестящей вышивкой или яркими аксессуарами. Желательно также, чтобы одежда была выполнена из однотонных тканей, без каких-либо принтов. В мусульманских нарядах приветствуется скромность и сдержанность, поэтому стоит отказаться от броских аксессуаров, декорированных драгоценными камнями и металлами.

    Мусульманские наряды не должны подчеркивать женскую сексуальность. Именно поэтому верные мусульманки не появляются на публике в обтягивающей или полупрозрачной одежде. За тканью наряда женственные формы не должны даже угадываться, ведь это провоцирует недостойные желания мужчин.

    Запрещается также носить мужские вещи. Это касается не только брюк, но и рубашек и футболок. В мусульманских семьях этот запрет распространяется не только на публичные наряды, но и на образы, в которых женщина появляется перед мужем. В гардеробе девушек должны быть только платья или юбки.

    Мусульманские женщины должны по-настоящему ценить свою веру и подчеркивать свою к ней принадлежность. Именно поэтому их одежда не может выглядеть как наряды представительниц других религий.

    Преимуществом одежды в мусульманском стиле является то, что их свободные наряды не сковывают движений. В таких платьях девушки чувствуют себя комфортно в любой ситуации. Материал платья или юбки не должен врезаться в тело. Кроме того, стильный платок защищает голову от холода и солнечных лучей и позволяет всегда выглядеть ухоженно и стильно.

    Мусульманские платки, вопреки стереотипам, также выглядят стильно и привлекательно. Правильно подобранный аксессуар такого типа прекрасно подходит для создания модного лука. Тем более, что мусульманки совсем не обязаны носить исключительно темные однотонные платки скучных цветов. Вы можете подобрать привлекательный платок пастельного цвета, или аксессуар, украшенный простым принтом.

    Современным мусульманкам предоставляется огромный выбор подходящей одежды, которая и выглядит стильно, и подходит для самых разнообразных ситуаций – от посещения общественных мест, до поездки на отдых с супругом. В стильном закрытом наряде вы будете выглядеть модно и подчеркнете свою индивидуальность во всем.

    Современные мусульманские наряды должны быть качественными и пошитыми из натуральных тканей. Это делает наряд более привлекательным и вызывает уважение окружающих как к девушке, так и к самой религии.

    Для пошива мусульманских нарядов в летнее время года используются такие ткани, как хлопок, лен или шелк. Они хороши тем, что пропускают воздух и дают телу дышать. А значит, даже в жару вы не будете ощущать дискомфорта.

    Что нельзя носить мусульманкам

    Перед тем, как продолжить разговор о том, как составить стильный наряд для религиозной мусульманки, давайте рассмотрим некоторые запреты.

    В первую очередь они распространяются на ту одежду, которая делает вас похожими на представителей противоположного пола. К таким вещам относятся мужские рубашки, футболки и штаны. Подобные наряды нельзя носить ни в повседневной жизни, ни на различных торжествах, поскольку это нарушает основные правила данной религии.

    Также под запретом находятся наряды, которые делают девушку похожей на представительниц другой религии. Например, одеяние христианских священников или кресты на цепочке. Настоящие мусульманки должны подчеркивать свою принадлежность именно к своей религии.

    Также нежелательно целенаправленно демонстрировать уровень своих доходов – носить наряды из дорогих тканей, золотые украшения или другие детали. Выбранная одежда должна быть практичной и качественной, но не вычурной и неоправданно дорогой.

    Запрещается также использование одежды с надписями или принтами, которые изображают людей в недостойном виде или запретные надписи.

    Виды

    Основу гардероба современных мусульманок составляют простые вещи. Как правило, это однотонные наряды, хотя допустимы и варианты с надписями и принтами.

    Муна

    Наиболее простая деталь мусульманского наряда – муна. Это однотонное платье простого кроя, лишенное любых узоров и надписей. Носят такие платья мусульманки всех возрастов, вне зависимости от социального положения. Подобные платья вписываются и в строгий стиль, поэтому подходят даже для работающих мусульманок.

    Буркини

    Демонстрировать свое обнаженное тело на публике для мусульманок недопустимо. Поэтому дизайнеры создают для таких дам соответствующие наряды. Для плаванья мусульманки выбирают закрытый костюм, который носит название буркини. Подобный наряд закрывает все тело девушки кроме лица, кистей рук и ступней. Изначально он выпускался исключительно в черном цвете, но на сегодняшний день имеются наряды всех цветов радуги.

    Хиджаб

    Неотъемлемая деталь мусульманского наряда – это хиджаб. Он представляет собой простой платок небольших размеров, которым девушки прикрывают голову в любое время года. Такой платок скрывает от посторонних взглядов голову и шею, открывая только лицо.

    Никаб

    Более закрытый вариант головного убора – никаб. Он скрывает не только голову и шею, но и лицо мусульманки. Постороннему взгляду остаются видны только глаза девушки. Впрочем, иногда даже их прикрывают полупрозрачной сеткой, напоминающей вуаль. Традиционный цвет никаба – черный.

    Чадра

    Еще один вариант верхней одежды, которая пользуется популярностью среди мусульманок – чадра. Само это слово переводится как «палатка». Такая деталь наряда носится представительницами мусульманской религии вне дома. Обычно для пошива чадры используются ткани темных цветов. Она также может быть дополнена полупрозрачной накидкой для лица.

    Паранджа

    Одна из наиболее знаменитых деталей гардероба мусульманской женщины – паранджа. Она представляет собой накидку до пола, которая скрывает все женское тело кроме глаз. Еще один популярный вариант одежды – бурка. Это головной убор длиной до талии, который внешне напоминает паранджу, но является более коротким.

    Абайя

    Для похода в храм или любых торжественных случаев используется нарядная накидка, выполненная из качественных дорогих тканей. Такая накидка называется абайя и своим внешним видом сильно напоминает паранджу.

    Как правильно выбрать

    При выборе одежды для мусульманок стоит обращать внимание на качество материалов, крой и соответствие нарядов религиозным требованиям. Куда бы вы ни шли, одежда должна быть сдержанной и не подчеркивающей формы. Мужчина не должен догадываться, как выглядит ваша фигура под одеждой.

    Модные тенденции

    Но, несмотря на то, что мусульманская одежда должна соответствовать определенным требованиям, это не значит, что она не может выглядеть стильно. Современные наряды для мусульманок выглядят стильно, хотя и не похожи на современные трендовые наряды европеек.

    Модные наряды для мусульманок выполняют из качественных материалов. Они могут быть как однотонными, так и принтованными. Но от классических современные наряды отличает то, что они менее однообразны.

    В современных коллекциях для мусульманских женщин можно найти множество нарядов, которые позволяют им не только выглядеть стильно, но и чувствовать себя максимально комфортно. В моде нарядные платья и юбки светлых цветов или дополненные простыми принтами. Завершить подобный наряд помогут правильно подобранные головные уборы – хиджаб, паранджа или простой платок, повязанный вокруг головы.

    Брендовые новинки и дизайнерские коллекции

    Лучший способ ознакомиться с современными нарядами мусульманских женщин – присмотреться к нарядам от знаменитых брендов.

    Амира

    Простые качественные наряды предлагает своим покупательницам бренд Амира. У этой фирмы вы можете найти ассортимент на все сезоны и случаи жизни. В нарядах от этого бренда вы можете появиться и на семейном торжестве, и на публичном мероприятии.

    Сахара

    Запоминающиеся наряды в мусульманском стиле можно подобрать среди ассортимента бренда Сахара. У них вы можете подобрать себе стильные платья и рубашки, которые не подчеркивают особенности вашей фигуры, но делают ваш образ в целом привлекательным.

    Ирада

    Стильные мусульманские наряды для разного рода торжественных событий можно подобрать среди товаров, представленных брендом Ирада.

    Мейденли

    Запоминающиеся и яркие детали, которые, впрочем, не выходят за рамки приличия, можно подобрать у бренда Мейденли. Среди их ассортимента можно найти стильные цветастые платки, которые, скрывая все лишнее от посторонних взглядов, помогут вам подчеркнуть привлекательность.

    Резеда Сулейман

    Еще один знаменитый среди мусульманских девушек бренд - Rezede Suleyman. Эта компания появилась в модном мире относительно недавно. С момента появления бренда они представили всего пять коллекций. Но за это время они уже успели обрести популярность.

    Одежда от этого бренда пользуется популярностью не только среди простых мусульманок, но и среди мировых знаменитостей. Девушки высоко ценят элегантность нарядов и их хорошее качество.

    Наряды от бренда Резеда Сулейман выглядят скромно, но в то же время очень стильно. Подобные костюмы нравятся не только девушкам, но и их супругам, ведь в таком наряде девушка выглядит по-настоящему роскошно.

    Женщина в Исламе. Мусульманская женщина

    Современная мусульманка … Какая она? Покорная жена, следующая повелениям своего Господа, заботливая мать, обучающая детей законам Ислама, прилежная дочь, скромная невестка, верная подруга. Не перечесть всех качеств, которыми одарил Аллах женщину.

    Но сегодня мы поговорим о внешности. Как выглядит современная мусульманка? Что мы видим, выходя на улицу? Наши скромные и кроткие сестрицы – мусульманки словно забыли о велениях Господа. Встретить девушку в хиджабе, при этом с «боевым раскрасом» на лице, напомаженую ароматным миском, к сожалению, стало не редкостью. Это словно норма жизни. Где же стыд и кроткость? Где богобоязненность, о которой так много любят говорить и хвастать современные девушки. Что уж говорить о современном хиджабе. Модно повязаный яркий платок, обтягивающая юбка или платье и обувь на каблуке, чтоб непременно стучала при ходьбе. Может быть, наслушавшись от всех что мусульманки угнетенные и обиженные, не имеющие прав ни на что, наши сестры поддавшись стадному инстинкту решили доказать что это не так?! Что же получается, мнение окружающих страшнее гнева Создателя?!

    Одежда и весь внешний вид мусульманки должны говорить о ее скромности. Она (одежда) не должна быть яркой, обтягивающей, просвечивающейся. Айша (р.а) передает: «Аллах смилостивился над первыми женщинами - мухаджирами. Когда Он ниспослал аят «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, – быть может, вы преуспеете», они разорвали на кусочки свои плащи и покрылись ими». (Аль-Бухари, 4480 и Абу Дауд, 4102).

    Мусульманка не должна использовать макияж, выходя на улицу, это дозволено только перед мужем. Аллах в Коране говорит: «… скажи верующим женщинам, что им приказано потуплять свои взоры и не смотреть на то, на что Аллах запретил смотреть, и, оберегая своё целомудрие, избегать незаконных сношений и не показывать обольщающую мужчин телесную красоту - места, на которых женщина носит украшения: грудь, шея, плечи, кроме лица и кистей рук. Скажи им (о пророк!), чтобы они прикрывали места, видные в вырезе одежды, как грудь и шея, набрасывая на них свои головные покрывала. Пусть они не показывают своей красы никому, кроме своих мужей <…>и следуйте нравственным назиданиям религии, чтобы вы были счастливыми в своей ближайшей жизни и в дальней жизни!» (Коран 24:31).

    К тому же с медицинской точки зрения макияж вреден, так как он препятствует поступлению кислорода, ведь 60% кислорода мы получаем через легкие, а остальные 40% через кожу. И если вы намажете на себя тонны кремов, пудры, помады, то ваша кожа получит кислородное голодание. Оттуда и преждевременное старение кожи.

    Также мусульманка не должна использовать миск при выходе из дома. Посланник Аллаха (с.а.в) сказал: «Всякая женщина, которая надушилась и вышла из дома для того, чтобы мужчины почувствовали исходящий от нее аромат, подобна прелюбодейке».

    И так мы видим, что доказательств тому, что красоту нужно скрывать от посторонних глаз много. Будь то аяты Корана или хадисы Пророка (с.а.в), везде сказано о скромности женщины.

    Конечно, соблюдать законы Шариата тяжело. Особенно в светской стране. Но кто сказал, что рай заслужить легко? И если мы посмотрим на матерей правоверных, то увидим, что им было сложнее, чем нам. У них не было удобств, которые есть у нас. Но разве так они выглядели, разве о том думали. Они делали все, чтобы заслужить довольство Аллаха. Помогали нашему Любимому Пророку (с.а.в), сами шили одежду, воспитывали детей, заучивали Коран, хадисы Посланника Аллаха (с.а.в) обучали людей религии, терпели голод и нужду. И при этом были довольны и думали о мире вечном. Наши духовные матери выбрали Ахират в пользу дуньи. Почему бы и нам не последовать их примеру?! Ведь именно им мы должны подражать. Если больше думать и работать над своим внутренним миром, то это обязательно отразится на внешнем виде.

    Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

    islam-today.ru

    Женщина в Исламе

    Согласно Шариату, женщина – живое человеческое существо, имеющее точно такую же душу, как и мужчина. А значит, по своим правам и обязанностям она полностью равна с мужчиной перед Всевышним Аллахом.

    Обязанности женщины в Исламе ничуть не отличаются от обязанностей мужчин в исполнении религиозных обрядов – ежедневных молитв, поста, обязательных пожертвований в пользу бедных и паломничества. Напротив, женщины в мусульманстве имеют особый статус и некоторые привилегии – Ислам облегчает им предписанные обязанности, учитывая психологические и физиологические особенности женского организма.

    Так, беременные женщины или мусульманки в менструальные дни освобождаются от молитв и поста, а обязательную Уразу в Священный месяц Рамадан им разрешается восполнить в любое время. Ислам облегчает ей предписанные обязанности, учитывая психологические и физиологические особенности женского организма.

    Роль и положение женщины в Исламе велики – отношение к ней со стороны мужчин строго контролируется Всевышним Создателем, а ущемление ее прав строго наказывается. Однако для женщины в Исламе предусмотрено и наказание в случае, если ее поведение неправильно, она ведет себя как несмышленое дитя, теряет самоконтроль и не следует запретам Всевышнего.

    «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах – Возвышенный, Большой» (4:34). Но в данном случае речь идет лишь о легком безболезненном шлепке, ни в коем случае не по лицу и только как символическая демонстрация женщине неправильности ее поведения. А вообще очень, крайне нежелательно доводить ситуацию до столь крайнего предела.

    В достоверном хадисе (изречении) говорится о том, что истинный рай находится под ногами матерей, то есть именно от отношения к женщине зависит благополучие мужчины-мусульманина. На женщин возложена великая миссия – быть праведной женой и матерью, сохранять спокойствие, умиротворенность и религиозность домашнего очага, а также воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения.

    Конечно, жизнь женщины в Исламе не ограничивается домом и домашними делами. Мусульманская женщина с согласия мужа или родственника, который несет перед Всевышним ответственность за сохранность ее морали и чести, может заниматься бизнесом, принимать участие в политической жизни общества или работать на благо мусульманской уммы. Известно, что супруга Пророка Мухаммеда (Да благословит его Аллах и приветствует) Хадиджа отлично справлялась с торговыми делами, а татарская царица Сююмбике стала легендарным государственным деятелем.

    Ислам предусматривает и то, что женщина может потребовать развод, если муж не исполняет своих обязанностей, к примеру, не обеспечивает её материально. При этом все дарованное и приобретенное имущество остается у женщины, чтобы она могла сама себя обеспечивать.

    Разведенная женщина в Исламе имеет право выйти замуж повторно. Пророк Мухаммед (Да благословит его Аллах и приветствует) женился на Хадидже, имеющей двоих детей от предыдущего брака. Но женщина обязана выдержать идду – период ожидания после прекращения брака перед повторным замужеством (три промежутка между месячными), дабы убедиться, что она не беременна. В случае беременности – идда завершается с рождением ребенка.

    Источник

    quran-sunna.ru

    Женщина в исламе

    У многих людей сложился стереотип, что женщина в исламе – как в преисподней. Будто бы ее всячески гнобят и унижают. С чем у нас ассоциируется мусульманка? Темная одежда, паранджа, всяческие запреты? Здесь важно не смешивать народную традицию с вероучением, поскольку на самом деле они имеют мало общих черт.

    Интересно то, что ни о конкретном цвете одежды, ни о парандже в Коране нет ни словечка. Более того, Аллах ратует, чтобы люди надевали нарядные одежды. Единственное, на чем настаивает Коран, то, чтобы женские одежды не просвечивали и не обтягивали фигуру. Зато женщина в исламе может использовать всю цветовую гамму. К слову Коран уникален в этом смысле – кроме него ни одно священное Писание не говорит о цветовой гамме. Ислам – та религия, которая говорит показывать благодать своей души, свое счастье, в том числе и одеждой.

    Женщину не обвинит Коран в изгнании человеческого рода из Рая, поскольку оба - мужчина и женщина - были виноваты и оба раскаялись. Сура 4 гласит, что сотворил Аллах людей разного пола без превосходства одного над другим, из одного источника.

    Права женщин в исламе

    Если речь идет о религиозных обрядах, то женщины обязаны следовать традициям наравне с мужчинами. Однако в некоторых случаях права женщин в исламе даже шире. Например, женщине разрешается отступить от поста и не проводить время на ежедневной молитве, если она беременна, недавно родила или есть непосредственная опасность ее здоровью или ее ребенка и тому подобное. Пропущенный же пост, если он является обязательным, можно возместить в дальнейшем в любое время. Для женщин, в отличие от мужчин, необязательно пятничное посещение мечети.

    Мусульманке дано право самой выбирать мужа, что подчеркивает ее независимость. Если по каким-либо причинам она считает кандидата на ее руку и сердце неподходящим, то женщина может отказать ему. Причем если брак будет заключен без ее согласия, он будет считаться недействительным.

    Женщина в исламе имеет полное право решать свои проблемы через суд – предъявить иск против отца, мужа и прочих лиц, если они нарушили ее права как человека. Как и мужчина, женщина имеет право на то, чтобы отстоять собственное достоинство и честь. Шариат гласит, что если кто оклевещет женщину, то должен он понести наказание. Ислам дал прекрасной половине человечества право на наследство, в то время как до этого женщины были лишены такого права, а то и передавались как вещь сами.

    Аллах приветствует и благословляет приобретение знаний – ученые сходятся на том, что это распространяется как на мужчин, так и на женщин. Необычным является и то, что мужчин-мусульман обязывают вкладывать деньги в семью, зато деньги женщины – только ее собственность, которой она полноправная хозяйка. Ислам открыто признает, что женщина и мужчина равны перед Богом и их поступки будут оценены одинаково - тем самым мусульмане достигли духовного равенства между собой. Ислам признает уникальные возможности человека, при этом оберегая права как мужчин, так и женщин.

    Многих христианок волнует вопрос многоженства, о котором они столь наслышаны. Нашему менталитету это довольно чуждо – представить рядом с собой и своим мужчиной соперницу, предъявляющую на него права, которой запрещается выцарапать глаза. Хотелось бы успокоить взволнованных читательниц: все чаще люди обращаются к четвертой суре Корана, в которой речь идет об имущественном равенстве. Кроме того, если мужчина не может содержать больше одной жены, он не женится на еще одной. Конечно, полигамия допускается, но в куда более исключительных случаях. Так что процент многоженства весьма низок в странах Востока.

    Глядя на арабских женщин, можно говорить, что они просто образец радости в сравнении с христианками. И это заслуга не национальности, а религии, слова и закона Аллаха.

    magicjournal.ru

    Внешность является одним из важнейших критериев, по которому в обществе судят о человеке, его семье, а иногда нации и религии. Особое внимание облику верующих в глазах окружающих придаётся и в исламе.

    Как должен выглядеть мусульманин:

    1. Прикрытый аурат. Под ауратом в исламе понимаются те части тела, которые мусульманину приписано прикрывать. При этом в исламе аурат у мужчин и женщин различается. В Своём Откровении Создатель предупреждает нас:

    «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят. Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны…» (24:30-31)

    Мужчинам надлежит скрывать от чужих взоров все части тела от пупка до колен. Причём, относительно того, являются ли последние ауратом, в среде мусульманских богословов имеются некоторые разногласия. Одни, например, ханафиты, утверждают, что пупок и колени являются ауратом, а значит их следует прикрывать мужчинам. Другие исламские учёные, к примеру, шафииты, уверены, что не относятся, а значит, их прикрывать необязательно.

    Аурат у женщин включает всё тело, помимо лица и кистей рук. Учёные ханафитского мазхаба полагают, что ступни ног тоже не относятся к аурату. Кроме того, в среде алимов имеются разногласия относительно того, следует ли прикрывать подбородок. А некоторые уверены, что мусульманки обязаны прикрывать всё лицо, за исключением глаз.

    2. Чистая и опрятная одежда. Мусульмане, вне зависимости от пола, должны носить чистую опрятную одежду. В одном из хадисов Посланника Всевышнего (с.г.в.) сказано: «Чистота - половина веры» (Муслим). В другом говорится: «Очищайте свою одежду и будьте опрятны…» (Абу Дауд).

    3. Чистое тело. Известно следующее изречение Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Каждый мусульманин обязан совершить раз в 7 дней полное омовение, когда ему следует вымыть голову и тело» (хадис от аль-Бухари и Муслима).

    4. Ухоженные волосы. Посланник Милостивого и Милосердного (с.г.в.) однажды сказал: «У кого есть волосы, тому следует должным образом ухаживать за ними» (Абу Дауд).

    5. Белые зубы. Однажды Мухаммад (с.г.в.) обратился к верующим со словами: «Чистите зубы сиваком!» (Ахмад).

    6. Постриженные ногти. Посланник Господа (с.г.в.) наставлял: «5 вещей относятся к естественным потребностям человека - обрезание, бритьё волос в районе лобка, стрижка ногтей, укорачивание усов и бритьё волос подмышками» (аль-Бухари).

    7. Приятный запах. В одном из хадисов говорится: «Тот, кому предложат умаститься благовониями, пусть не отказывается от этого» (Муслим).

    8. Не следует уподобляться противоположному полу. В одном хадисе повествуется: «Посланник Всевышнего проклял тех мужчин, которые , и тех женщин, которые уподобляются мужчинам» (приводят аль-Бухари, ат-Тирмизи и Абу Дауд).

    9. Ношение бороды для мужчин. Это положение относится к категории сунны. В одном из хадисов сказано: «Стригите усы и опускайте бороду» (ат-Тирмизи).

    10. Мужчинам нельзя носить одежду из шёлка и ювелирные изделия из золота. Заключительный Божий Посланник (с.г.в.) наставлял: «Золото и шёлк дозволены женщинам и запрещены мужчинам» (ат-Тирмизи, Насаи).

    11. Желательно ношение белой одежды. В одном из хадисов говорится: «Надевайте белые одежды - это лучшая из одежд» (Ахмад).

    1 2. Не следует носить бросающуюся в глаза одежду, демонстрируя тем самым высокомерие. Посланник Создателя (с.г.в.) предостерегал верующих: «Кто в земной жизни будет носить одежду для славы, на того в Судный день Аллах наденет одежду унижения и ввергнет его в Ад» (Абу Дауд и Ибн Маджа).

    13. Нежелательно надевать предметы гардероба с нарисованными на них живыми существами. В качестве довода приводится известный хадис: «Ангелы не заходят в тот дом, где есть собака или изображения живых существ» (Бухари и Муслим).

    14. Не следует менять свою внешность посредством пластических операций, пирсинга, тату и так далее.

    В Священном Коране сказано:

    «Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (95:4)

    А хадис Пророка (с.г.в.) гласит: «Аллах проклял добавляющих волосы и тех, кто добавляет; тех, кто делает, и кому делают тату; тех, кто выщипывает, и кому с лица, и тех, кто пропиливает промежутки между зубами для красоты - тех, кто меняет творение Всевышнего» (аль-Бухари).

    Достоинства соблюдения правил внешнего вида

    1) Верующий получает награду

    За соблюдение предписанных мусульманам правил внешнего вида, как и за любое иное благое деяние, мы обретаем награду от своего Создателя

    2) Человек демонстрирует хороший пример другим

    Путём следования всем вышеупомянутым правилам человек может своим приятным видом показывать хороший пример другим мусульманам, а также всем окружающим.

    3) Правоверные узнают своих братьев и сестёр по вере

    Благодаря некоторым элементам, таким как хиджаб или борода, мусульмане способны узнать друг друга в толпе и обменяться приветствиями.