• Каин. история одного преступления.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах Лишил жизни авеля

    Когда родились Каин и Эвель?

    Каин и Эвель (Авель) - дети первого человека, Адама, и его жены Хавы (в русском варианте - Ева).

    Первый человек Адам был создан Всевышним на шестой день Творения, в Рош аШана - первый день месяца Тишрей (Берешит 1:27, 31; Рош ашана 10б; Зоар 1, 37а ).

    И день (светлое время суток), и ночь (темное время суток) содержат по 12 часов. В третьем часу того дня Всевышний «изготовил человека из земного праха» (Берешит 2:7 ), сформировав соответствующие органы, полости и конечности (Санхедрин 38б; Седер адорот ). А на четвертый час Творец «вдохнул в его ноздри животворящую душу, и человек ожил» (Берешит 2:7; Санхедрин 38б ).

    На седьмой час дня Всевышний «взял одну из частей» спящего человека и «преобразовал эту часть… в женщину» (Берешит 2:21-22 ).

    В ответе на вопрос когда родились Каин и Эвель, мнения мудрецов разделились.

    Одни считают, что Каин и Эвель родились до изгнания [из Ган Эдена - Райского сада . Прим.ред .], а другие - что после. Например, в книге Сэфер Юхасин приводится мнение, что Каин родился в 15-ом году от Сотворения Мира, а Эвель - в 30-ом.

    Однако, комментаторы часто приводят агаду из трактата Санхедрин (38 б ), из которой следует, что Каин и Эвель родились в первую пятницу, в восьмом часу [см. на сайте: Что такое Агада ].

    На восьмой час дня Адам и его вторая «половина», названная им на святом языке Иша (Женщина), вступили в близость. Адам и Иша «взошли на ложе вдвоем, а сошли с него вчетвером» (Санхедрин 38б ) - в результате близости у них в тот же час родились близнецы: мальчик, получивший имя Каин (Берешит 4:1 ), и девочка (Раши, Берешит 4:1 ). Несколько позднее женщина родила еще троих близнецов: мальчика, названного Эвель (Берешит 4:2 ), и двух его сестер (Берешит раба 22:2-3; Раши, Берешит 4:1; Тосафот, Санхедрин 38б ).

    Ссора

    Вследствие греха, совершенного первым человеком , […] на двенадцатый, последний, час того дня Творец принял решение изгнать Адама из сада Эдена (Санхедрин 38б ). На исходе Шабата Творец изгнал Адама из сада (Берешит 3:23-24 ).

    В дальнейшем, на протяжении ста тридцати лет, он [Адам] пребывал в постах и раскаянии, воздерживаясь от близости со своей женой (Эрувин 18б ). Адам надеялся искупить смертный приговор, вынесенный ему и его потомкам. Но исправить совершенное им было невозможно даже полным раскаянием, потому что его грех уже привел к необратимым изменениям в духовном состоянии Вселенной (Михтав меЭлияу 2, стр. 85 ).

    За это время сыновья Адама женились на своих сестрах - Всевышний проявил милосердие к своим созданиям, разрешив тому поколению подобный близкородственный брак, чтобы «построить» мир, как сказано (Теилим 89:3 ): «Мир строится благоволением» (Йерушалми, Йевамот 11:1, Корбан аэда ). Каин женился на своей сестре Кельмане, а Эвель - на Бельвире (Абраванель , Берешит 4:1; Седер адорот ).

    Каин возделывал землю, а Эвель пас стада (Берешит 4:2 ).

    На сороковом году от Сотворения мира, на пятнадцатый день месяца Нисан , сыновья Адама, следуя его совету, принесли жертвоприношения Всевышнему: Каин возложил на жертвенник льняное зерно, а Эвель - лучших овец из своего стада. Творец принял только жертвоприношение Эвеля, а «к Каину и его дару не соблаговолил» (Берешит 4:5; Танхума, Берешит 9; Пиркей дераби Элиэзер 21; Ялкут Шимони, Берешит 35 ).

    Затаив обиду, Каин предложил брату поделить мир: он взял себе всю землю, а Эвель - стада. И сразу между ними вспыхнула ссора, вызванная тем, что Эвель провел свое стадо по пашне Каина. Каин упрекал Эвеля в том, что тот пасет свой скот на его земле. А Эвель упрекал брата в том, что тот одевается в одежды, изготовленные из шкур его овец (Берешит раба 22:7; Танхума, Берешит 9; Сефер аяшар ). Еще одной причиной конфликта стало то, что Каин стремился забрать себе жену Эвеля, которая была самой красивой из всех сестер (Пиркей дераби Элиэзер 21 ).

    В схватке Каин нанес Эвелю смертельный удар (Берешит 4:8 ) - и Адам оплакал своего сына (Пиркей дераби Элиэзер 21).

    Со смертью Эвеля была упущена еще одна историческая возможность: ведь Адам был достоин того, чтобы от него произошло двенадцать колен Израиля , но после гибели Эвеля Всевышний сказал: «Я дал ему всего двух сыновей, и один из них убил другого, - как же Я смогу произвести от него двенадцать колен?!» (Берешит раба 24:5 ).

    У Каина родилось множество детей, и земля начала постепенно заселяться (Берешит 4:17-22 ).

    На сто тридцатом году от Сотворения мира Каин был убит своим потомком Лемехом, который по ошибке принял его в лесу за зверя (Берешит 4:23, Раши; Ягель либейну 11 ) [ - прим.ред .].

    После смерти своего второго сына Адам «вновь познал свою жену» (Берешит 4:25 ), и у них родился сын Шет . И после Шета у них родилось еще много детей (Берешит 5:4; Седер адорот ).

    Кто такие Каин и Авель?

    В Авраамических религиях Каин и Авель – сыновья Адама и Евы, родившиеся после изгнания прародителей из Эдема. Как и завещал Бог, Каин и Авель трудились на земле и питались плодами своих нелегких трудов. Каин был земледельцем, а Авель – пастухом.

    История про Авеля и Каина ― это история первого убийства на Земле. Земля в то время была еще совсем юной, однако уже претерпела на себе влияние . Каин был первым человеком, родившимся на молодой Земле, Авель – первым умершим человеком.

    История Каина и Авеля рассказывается в , в четвертой главе. Прочесть или послушать главу о Каине и Авеле Вы можете, перейдя по ссылке:

    Имена Каин и Авель: значение.

    Имя Каин произошло либо от древнееврейского корня КАНА, что значит «создавать / производить на свет», либо от корня КИНА, что означает «зависть». В пользу первой версии говорят строки Библии, в которых Ева говорит о Каине «произвела я человека». Имя Каин стало нарицательным. Сегодня так принято называть злобного и завистливого человека, способного на подлость.

    Имя Авель (Хевель), вероятно, восходит к еврейскому слову «хевель» - дыхание. Однако многие современные ученые говорят о том, что имя Авель произошло от аккадского «аблу», что означает сын.

    За что Каин убил Авеля?

    Каин-земледелец и Авель-скотовод приносили плоды трудов своих в жертву Богу. Бог благосклонно принимал жертву Авеля, так как приносилась она с чистым сердцем. Жертва Каина была отвергнута, так как Каин приносил жертву лишь по привычке, без любви к Богу. Из зависти и гнева Каин убивает Авеля, совершая тем самым первое преступление на юной Земле.

    История Каина после братоубийства.

    После убийства Каин пытался скрыть свой грех перед Богом. Когда Бог спросил у Каина, где его брат, тот ответил, что не знает, так как не является сторожем брату своему. Считается, что Бог задал этот вопрос Каину в надежде исповедать грех его, однако Каин не проявил желания раскаяться.

    Каин и Авель. Житников Михаил.

    После убийства Каин был проклят Богом от земли той, на которую пролилась кровь Авеля. По слову Божьему, земля не будет давать силы Каину. И должен он стать изгнанником и скитальцем на земле. И выслан был Каин в землю Нод.

    Каин взывает к Богу, говоря, что наказание его больше, чем он сможет снести, и что всякий, кто встретит его, сможет убить его.

    И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

    Каин является отцом Еноха и родоначальником его линии. Он также основал город и назвал его в честь сына своего ЕНОХ. Кем была жена Каина? В Библии об этом упоминаний нет, однако существует два мнения, и оба основаны на «Книге Юбилеев»:

    • Женой Каина была его сестра Аван;
    • Женой Каина была Сава.

    Каиново колено насчитывает 7 поколений. Считается, что род Каина не спасся во времена Великого Потопа. В апокрифической книге Еноха написано, что душа Авеля стала во главе мучеников и преследовала потомков Каина.

    «Это дyх, котоpый вышел из Авеля, yбитого своим бpатом Каином; и он жалyется на него, пока семя его (Каина) не бyдет изглажено с лица земли и из семени людей не бyдет yничтожено его семя».

    История о Каине и Авеле. Рукописи и интерпретации.

    Самая старая известная копия библейского повествования, содержащая историю о Каине и Авеле, - Свитки Мертвого Моря (Кумранские рукописи). Основной массив Кумранских рукописей датируется от 250 года до н. э. до 68 года н. э. Свиток, содержащий историю о Каине и Авеле, датируется первым веком до нашей эры.

    История о Каине и Авеле дошла до нас также в ряде других текстов (всего 24 рукописи). Данная история является предметом различных интерпретаций.

    Образ Авеля интерпретируют и как первую жертву убийства, и как первого мученика; в то время как Каин рассматривается и как первый убийца, и как предок зла. Некоторые ученые предполагают, что библейская история о Каине и Авеле основана на древнем шумерском сказании о конфликте между кочевыми пастухами и оседлыми земледельцами.

    Образ Каина нашел свое отражение в каббале, где он считается сыном ангела Самаэля и Евы, а также в гностицизме, где он считается сыном сатаны и Евы.

    Интересен тот факт, что вслед за историей Каина и Авеля, в Библии не единожды наблюдается идея предпочтения Богом младшего сына:

    • История Исава и Иакова;
    • История Иосифа и одиннадцати братьев его;
    • История Давида и его старших братьев и пр.

    История Каина и Авеля стала архетипом братоубийства. История эта интерпретируется в литературе и других видах искусств.

    Средневековая легенда гласит, что Каин был отправлен Богом на Луну.

    Средневековая легенда гласит, что Каин был отправлен Богом на Луну, чтобы оттуда видеть все прелести земной жизни и не быть способным вернуться. Согласно этой легенде, в полнолуние, взглянув на Луну можно увидеть образ Каина, убивающего Авеля. Каин с вязанкой хвороста является синонимом луны и в Божественной комедии Данте Алигьери.

    …Двух полусфер и за Севильей в волны

    Нисходит Каин, хворост свой держа

    Существует интересная трактовка истории об Авеле и Каине, согласно которой данная история объясняет источник всяких войн. Как получается, что братья по крови, поклоняющиеся одному Богу, становятся смертельными врагами? По словам автора теории, к войнам, в том числе и религиозным, приводит не разница в догматах или ритуалах, а «притязания на равенство» или «отрицание иерархии» (

    За что Каин убил Авеля? - извечный вопрос.

    Начиналась всем известная библейская история примерно так:

    После изгнания из Эдемского сада у Адама и Евы родились сыновья, - Каин, Авель и Сиф, род которого приведет к рождению Ноя. Выгнали и выгнали, что же тут поделать, видимо настала пора самим начать трудиться, не считая того, что Змей их искусил. Если бы не Змей, то так и сидели бы у Бога на шее. Шутки шутками, но в итоге Каин стал земледельцем, а Авель выращивал скот и все бы ничего, пока не дошло дело до приношения даров Богу. Каин принес в жертву дары земли, а Авель самое лучшее - это перворожденное животное,- возможно зарезал овечку или барашка и положил на жертвенник для милостивого и всемогущего Бога.

    " И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. Быт. 4:2-4"


    Бог благосклонно и демонстративно принял жертву только от Авеля:

    " И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. Быт. 4:4-5 "

    Каин затаил злобу на Авеля, выбрал удобный случай и убил своего брата. Бог спрашивает Каина, а где, мол, брат твой. На что Каин ответил, что не знает и что не сторож брату своему.

    Тогда Бог сказал:
    - Каин, что же ты наделал?! В поле лежит твой мертвый брат, он весь в крови, которая вопиет ко Мне. И за то, что ты убил брата своего, Я тебя проклинаю и куда не придешь ты, нигде не будешь иметь покоя. Всегда будет мучить тебя совесть, за то, что убил ты без всякой вины брата своего.

    Каин ответил:
    - Да, Господи, вижу, что грех мой велик, и Ты не простишь меня, теперь убить меня может любой, но все же Господь защитил, положив на Каина особый знак, что бы никто не посмел тронуть его. Каин ушел на восток и больше назад не вернулся. Говорят, что женился он и со временем образовал город.

    Примерно так закончилась история с братоубийством. Тут сразу же следует множество вопросов. Первый из них задал я нескольким людям и даже своей жене. Звучал он примерно так:

    Вот если бы вас было двое на белом свете братьев или сестер (зависит кого спрашиваю) и Бог не принял бы жертву от тебя лично, то убил(а) бы ты брата (сестру) своего из-за ревности к Богу? Кого не спрашивал - все рассмеялись, из-за этого, говорят, не убивают. Скорее всего задумались бы почему так случилось, что Бог у одного принял дары, а у второго нет, - значит как то исправлять себя нужно.

    Ответы были такими, но сначала даю им намек:
    - А вот если взял и убил бы ты брата своего - это что значит?
    - А это значит, что человек сумасшедший или шизофреник, может маньяк какой ни будь, - отвечают мне примерно все одинаково.

    Позвольте, но получается, что нормальный человек никак не мог убить брата своего из-за даров принесенных Богу и ревности, - у одного видите ли взял дары, а другого нет, хотя тут задуматься можно о крови животных, которых Авель принес в жертву Богу.

    Получается, что Бог кровопийца? Ответ сам собою приходит, - да быть не может такого! Известно из многих источников, что был запрет на пищу животных и это прослеживается во многих писаниях и тут вдруг резкие изменения, что Богу нравятся жертвы животных или души их, прана их, или что там еще у животных? Это не важно, важно то, что из-за этой энергии, какая она уж там сладкая не была для Бога, приносятся в жертву животных и как всем известно, что приносились в жертву не только барашки, но и люди и это реальный факты. Эти факты не являются выдумками, - свидетельств тому множество, но продолжим размышления все же о Каине.

    Если Каин был психически здоровым человеком, то причина может быть крыться совсем в другом, интересно, а в чем же? Существуют множество вариантов и они давно уж опубликованы в интернете и книгах, сняты фильмы на тему Каина и Авеля. Давайте рассмотрим несколько вариантов и попробуем размышлять чуточку иначе и так:

    1 вариант: Смотрел фильм "Ной", выпущен он в 2014 году, так вот, Ной убил трех человек за то, что они убили животное и хотели его съесть, но почему же? (смотрим этот фрагмент с 6 минуты http://tfilm.tv/31489-noy.html ) Создано все для человека и животные в том числе, и вдруг Ной убивает голодных людей за то, что убили животного. Что за чудеса такие? Для Ноя подобное убийство было сродни людоедству. Подобные поступки были дикостью и огромной несправедливостью по отношению к животным. Ной не мог даже мысли допустить об убийстве животных во имя живота своего. Ной сказал, что Бог нам все дает для жизни и Земля дает все самое необходимое, видимо имелось ввиду плоды и ягоды растений, и на вопрос: "За что ты Ной, нас убиваешь?" Он ответил, что хочет справедливости, а поедание животных это огромный грех. Дело в том, что Ной появился гораздо позже, чем жил Каин и Авель, а закон не убивать животных уже существовал.

    Нашел другую выдержку о поедании мяса, насколько достоверен источник -не могу сказать, но не сомневаюсь, что было именно так, если конечно существовал Эдем, Адам и Ева. Читаем:

    В Ветхом Завете ясно сказано, какую пищу Бог дал людям в пищу: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так» (Бытие, глава 1). К сожалению, фразу «Только плоти с душой ее, с кровью ее, не ешьте! - Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя…» (Быт.9.4,5) удаляют Христианские сайты, которые «выкладывают» Библию в интернет.


    Фокус в том, что Бог запрещал есть животных, а тут вдруг речь идет о жертвоприношениях, о барашках, вот так фокусники, но это не все, существуют строчки в Ветхом Завете, где разрешается вкушать мясо, вот такая абракадабра, друзья. Тут поневоле подумаешь, что библию составляли все кому было не лень. Все люди, от мала до велика принимали участие в написании Ветхого Завета или Богов было столько, что каждый диктовал свои взгляды и условия жития людей.

    Ладно, Бог бы с ними, теперь вернемся к Каину, - не мог ли он убить брата своего за то, что тот убил животное и мало того, принес его как жертву Богу? Бог принял жертву, в чем сомневаюсь. Не в этом ли ключ к разгадке?

    Читаем текст на

    Милосердный Бог дал Адаму и Еве детей. Самым старшим сыном был Каин, а другой, Авель, был помоложе его. Каин был земледельцем, Авель – пастухом. Об этих двух братьях я должен рассказать очень печальную историю.

    Однажды Каин и Авель приносили жертвы Богу , каждый от себя. Каин развел огонь и положил на него сноп спелых колосьев. Авель развел огонь, заколол и положил на него самого лучшего ягненка, какой только был у него в стаде. Авель был добрый, благочестивый; он любил Бога и, принося свою усердную жертву, веровал в обещанного Спасителя. Каин приносил жертву только для вида, чтобы не сказали про него, что он не верит обещанию Бога и не любит Его. Он приносил жертву так же, как и мы часто молимся Богу, потому что нас заставляют, или ходим в церковь потому только, что нас туда посылают или водят. Как часто мы читаем молитву или стоим в церкви, а сами думаем о постороннем, торопимся поскорее прочитать молитвы и ждем не дождемся, скоро ли отойдет служба в церкви, чтобы убежать и поиграть с товарищами.

    Дети! Бог видит, что думает человек. Он видел усердие и веру Авеля, принял его жертву и показал, что она Ему угодна. Дым от жертвы Авеля поднялся к небу, а дым от жертвы Каина стлался по земле. Да! Бог не принял жертву от Каина и, чтобы Каин впредь молился с большей верой и усердием, показал ему Свое недовольство. Что же, дети, вы думаете, Каин исправился? Нет! Ему стало досадно, что его жертва не угодна Богу, и он очень рассердился на своего брата.

    Когда Каин все больше и больше сердился, Милосердный Бог сказал ему: «Что ты сердишься, Каин? И почему у тебя такое печальное лицо? Перестань сердиться, это – грех».

    Но Каин не послушался Бога и все больше и больше сердился на Авеля. И знаете ли, дети, что он сделал из-за своей злобы? Он позвал Авеля в поле, завел его подальше от жилища родителей и там убил своего брата. Ему не жалко было убивать его; он не хотел и слышать, когда бедный Авель со слезами на глазах просил у него пощады, он не захотел подумать о том, что по убитому Авелю будут горевать и плакать отец и мать. Вот до чего довели Каина зависть и гнев. Убил человека, своего родного брата, загубил невинную душу…

    Идет Каин домой и думает, что никто не видел, как он убил своего брата. Не видели люди, но видел Бог, Который все и везде видит, от Которого мы не можем ничего скрыть, Который видит не только то, что мы сделали, но и то, что еще хотим сделать. И вот является Каину Сам Бог и для того, чтобы побудить его к раскаянию, спрашивает: «Каин, где твой брат Авель?» Скрытный и грубый Каин отвечает: «Я не знаю, где он. Разве я сторож брату моему?»

    Тогда Милосердный Бог сказал: «Каин! Каин! Что ты сделал?! Там лежит твой мертвый брат, весь в крови, которая взывает ко Мне. И за то, что ты убил брата своего, будь ты проклят. Не смей оставаться в этой стороне, удались от своих родителей и беги дальше отсюда. Но куда ни придешь ты, нигде не будешь иметь покоя. Всегда будет мучить тебя совесть за то, что ты убил без всякой вины своего брата». Тогда Каин сказал: «Да, Господи, теперь я вижу, что грех мой велик и Ты не простишь его мне». И представьте, дети, Каин, который без всякой жалости убил своего бедного брата, стал бояться, как бы его самого не убили. Он говорит: «Каждый, кто встретится со мной, убьет меня!» Но Господь отметил Каина особым знаком, чтобы никто из встречавшихся с ним не мог убить его.

    И вот пошел несчастный Каин подальше от родных мест, в чужую землю. Но его сердце всегда замирало от страха, и постоянно мучила его совесть. Падал с дерева листок, и он от страха бросался в сторону. Куда бы ни садился он отдохнуть, везде чудилось ему, что лежит перед ним в крови Авель. Ему казалось, что за каждым кустом сидит убийца, который сейчас убьет его. Но люди, глядя на этого стонущего от угрызений совести, трясущегося и дико озирающегося по сторонам человека, старались не встречаться с ним и убегали, увидев Каина.

    Свершилось величайшее злодеяние. Авель и Каин ― история первого убийства. В ту пору недавно созданный мир был ещё юн, но уже отнюдь не невинен. Человеческую природу повредил первородный грех, и рождённый по образу и подобию Творца человек перечеркнул в себе его подобие.

    Человеческие пороки ― виновники всех преступлений

    Каин и Авель ― история, которая с тех пор повторится бессчётное количество раз, в самых разнообразных вариантах. Длинной чередой потянутся нескончаемые вереницы убийц и их жертв. Если же вдуматься, то жертвами можно назвать и тех, кто пал от преступной руки, и тех, кто пошёл на это злодеяние. Последние, как правило, жертвы своих мрачных душевных страстей. Кипящие в них жадность, злоба, зависть и прочие порождения сатаны ― вот истинные виновники преступлений.

    Изгнанные из рая

    Но вернёмся к страницам Библии, на которых перед нами предстаёт история о Каине и Авеле. После того как Адам и Ева были изгнаны из рая, они оказались в мире, который был очень похож на тот, где живем мы все. Сходство заключалось в том, что, как и мы, его обитатели сделались смертны, подвержены болезням и старости и впервые узнали, что такое страдания. Кроме того, в этом мире не было ничего дармового, всё нужно было заработать тяжёлым трудом. Вскоре у них родились сыновья ― Каин и Авель.

    История, рассказанная в Библии, начинается с того, что каждый из них избрал своё поприще в жизни. Старший ― Каин - стал земледельцем, а его младший брат Авель ― пастухом. У братьев не было сомнений в вопросах веры, так как бытие Божие представлялось для них очевидной реальностью, и когда подошло время жертвоприношения, то каждый из них приступил к нему с искренним желанием угодить Всевышнему. Оба возложили на жертвенник плоды своих трудов: Каин - начатки урожая, а Авель -первородного агнца из своего стада.

    Авель и Каин: история отверженной жертвы

    Нам не дано постигнуть те мотивы, по которым Господь предпочёл жертву Авеля жертве, принесённой его старшим братом, но произошло именно так. Каин же вместо того, чтобы смиренно склониться перед волей Божьей, исполнился завистью и чувством уязвлённой гордыни. Он даже помрачнел лицом и переменился внешне. В говорится, что Господь пытался его вразумить и отвратить злые помыслы. Он буквально предупреждает его, что человека, не делающего добро, подстерегает грех, но даже в этом случае он должен найти в себе силы удержаться от него.

    Авель и Каин ― история ответственности человека за свои поступки. Каждого из нас в какие-то моменты жизни подстерегают искушения, но одно дело - желать чего-то, и совсем другое ― дать волю своим желаниям. Каин позволил зародившемуся в душе его греху полностью овладеть собой. Выбрав момент, когда, по его мнению, не было свидетелей, он убил Авеля.

    Любое убийство ― грех, но пролить кровь родного брата - грешно вдвойне. Видимо, чувство злобы настолько помутило рассудок Каина, что ему и в голову не пришло, что нет на свете такого места, где можно скрыться от очей всевидящего Бога. Не было в тот страшный момент рядом людей, но Дух Божий незримо присутствовал.

    Последний шанс покаяться

    Преступление свершилось, но всемилостивый Господь и тут не лишает несчастного Каина последней надежды на прощение. Своим вопросом: «Где Авель, брат твой?» ― он даёт ему возможность признаться в содеянном и принести покаяние. Но грех уже всецело овладел убийцей. Отвечая, что не знает, где его брат, он лжёт самому Богу, тем самым окончательно порывая с ним. Авель и Каин ― история двух братьев, родных по крови, но столь различных по своему душевному устроению. Единоутробные братья, ставшие символами праведности и греха. Эта сюжетная линия найдёт в мире бесконечное продолжение.

    Наказание ― суровое и неизбежное

    В наказание Господь проклинает Каина и обрекает его на вечные скитания по земле и на вечную отверженность. Он даже метит убийцу особой метой, которая именуется каиновой печатью, для того чтобы каждый встречный знал, кто перед ним, и не посмел отнять у него его презренную жизнь. Глубокий философский смысл несёт в себе библейская история о Каине и Авеле. Кто кого убил ― вульгарное упрощение проблемы, заложенной в этом отрывке Священного Писания. В данном случае важны побудительные причины, толкнувшие на преступление, сознание ответственности за свои поступки и долг противления греху, а также неизбежность расплаты за содеянное.