• Нужно ли доказывать существование аллаха атеистам

    17:32 2014

    Для верующего человека доказательства существования Бога не имеют принципиального значения, поскольку для него сам факт существования Вселенной и человека указывает на неизбежность существования Творца. Однако далеко не каждый, особенно в наше время, согласен принять на веру положения, пусть даже вполне логичные, если они не подкрепляются материальными аргументами. Научное мышление вытесняет мышление религиозное, и всё больше людей отказывается от формулы «не испытывай, но веруй». Открытие Н.Коперником (1473-1543) вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, разработка И.Ньютоном (1643-1727) системы физических законов, в основе которых лежали понятия массы и силы, скорости и ускорения, подорвали авторитет религии в Европе. Открытие теории эволюции Ч.Дарвина (1809-1882), теории относительности А.Эйнштейна (1879-1955), квантовой теории и, наконец, теории «Большого взрыва» было расценено как окончательное торжество материализма. Пропасть между наукой и религией стала сокращаться после того, как Европа глубже познакомилась с исламом и Кораном.

    Писание Аллаха, не претерпевшее на протяжении свыше четырнадцати веков никаких изменений и содержащее удивительные естественнонаучные или обществоведческие знания, ничуть не противоречащие подтверждённым наукой фактам, разрушает материалистическую идеологию и доказывает истинность религии Аллаха. Сокрушая любые сомнения относительно своего небесного происхождения, Коран выступает в качестве доказательства, которое можно услышать и ощутить, над которым можно задуматься и поразмыслить. Более того, Коран призывает мусульман быть рациональными даже в вопросах веры: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду» (ан-Намл, 64). Аналогичное веление ниспослано в 24-ом аяте суры «ал-Анбийа».

    Но является ли рациональной сама вера в Аллаха? Нужно ли доказывать существование Творца? Как следует из Священного Корана, среди неверующих народов, к которым приходили посланники Аллаха, были такие, которые признавали Его существование, и такие, которые не признавали этого. Одним из величайших неверующих, отрицавших существование Всевышнего Творца, был египетский владыка - Фараон, возразивший пророку Мусе: «А что такое Господь миров?» (аш-Шу‘ара, 23). Приходя к таким неверующим, посланники доказывали правдивость своей миссии не только чудесными знамениями, но и рациональными доводами. Они сокрушали сомнения неверующих неопровержимыми логическими аргументами, и поэтому в Коране сказано: «Посланники говорили им: “Неужели вы сомневаетесь в Аллахе - Творце небес и земли?”» (Ибрахим, 10).

    Следует признать, что доказать отсутствие Аллаха невозможно. Материалисты пытаются сделать это, раскрыв природу происходящих во Вселенной явлений, однако открытие природных законов нисколько не противоречит идее о сотворении мира Аллахом. Напротив, это лишь доказывает безграничную мудрость и совершенную власть Творца. Фактически, чтобы доказать отсутствие Творца, материалистам следовало бы исследовать все уголки Вселенной и даже выйти за её пределы. Не случайно Фараон, чтобы опровергнуть пророка Мусу, приказал своему визирю построить для него высокую башню: «О Хаман! Разожги [огонь] над глиной и сооруди для меня башню, чтобы я смог подняться к Богу Мусы. Воистину, я полагаю, что он один из лжецов» (ал-Касас, 38). Между тем существование Аллаха подтверждается множеством аргументов, которым уделялось внимание уже на раннем этапе развития исламской религиозной мысли.

    Ибн Абу ал-‘Изз в комментариях к трактату имама ат-Тахави по вероучению (С. 84-85) сообщил, что некоторые последователи калама решили обсудить с Абу Ханифой вопрос признания Аллаха единственным Господом. Он сказал: «Прежде чем начать беседу по этому вопросу, скажите, что вы думаете о корабле в реке Тигр, который сам плывёт и нагружается продуктами, товарами и прочими вещами, потом сам возвращается, швартуется и разгружается, а потом уходит обратно? Он никем не управляется и всё это делает сам!» Люди сказали: «Такое невозможно!!» На это он сказал: «Если такое невозможно в отношении корабля, то как такое возможно в отношении этой Вселенной с её высшим и низшими мирами?!»

    Классифицируя аргументы, указывающие на существование Творца, их можно разделить на онтологический, космологический, телеологический, практический, психологический и основанный на авторитете откровения.

    Онтологический аргумент опирается на разум: никто из тех, кто понимает, что такое Аллах и какими качествами Он обладает, не может даже представить себе, что Его не существует. Аллах самодостаточен и совершенен, и Его существование есть фактическая необходимость. Человек может предположить, что Аллаха нет, но тот несуществующий объект не может обладать совершенными качествами Аллаха.

    Мухаммад ибн ‘Абдаллах ас-Сухайм пишет: «Разум не может не признать того, что у этой Вселенной есть Великий Творец, потому что разум воспринимает Вселенную как творение, имеющее начало и не существующее само по себе, а у творения непременно должен быть создатель. Человек также знает, что, когда он попадает в трудное, критическое положение, когда он не способен отвратить беду человеческими усилиями, он всей душой обращается к небу и молит своего Господа об облегчении, если даже в остальные дни он отрицает Его и поклоняется идолам. Это непреложная истина, которую нельзя отвергнуть и с которой нужно согласиться. Более того, даже животные, когда с ними приключается несчастье, поднимают голову и устремляют взор к небу» [ас-Сухайм, Мухаммад ибн ‘Абдаллах. Ал-Ислам усулух ва мабадиух. С. 178].

    Космологический аргумент опирается на факт существования мира: всё, что имеет начало, имеет причину своего существования, и если Вселенная имеет начало, то она должна иметь причину. Эта причина и есть Аллах, ибо Вселенная не могла возникнуть из небытия. В Коране сказано: «Неужели они были сотворены сами по себе? Или же они сами - творцы?» (сура 52 «Гора», аят 35). Когда же мы задаёмся вопросом, откуда возник Аллах, то приходим к пониманию Его извечности и самодостаточности.

    Телеологический аргумент опирается на конкретные качества, присущие сотворённому миру: целесообразный замысел и порядок, существующий во Вселенной, доказывают существование у неё Творца. Всё сущее в природе подчиняется определённым законам и ведёт себя сообразно некоему замыслу, даже если оно лишено сознания. Тот, кто направляет всё сущее к определённой, заранее намеченной цели, и есть Аллах [Подробнее см.: Томпсон М. Философия религии].

    Задумайтесь над взаимосвязью, существующей между процессами во Вселенной. Переваривание пищи зависит от работы желудка, а работа желудочно-кишечного тракта - от поступления крови. Кровообращение зависит от наличия кислорода в воздухе, что, в свою очередь, зависит от жизнедеятельности растений. Жизнь растений невозможна без тепла и света, излучаемого Солнцем, а существование Солнца зависит от других окружающих его звёзд. Всё вокруг нас находится в тесной взаимосвязи, что указывает на существование у Вселенной единого Творца.

    Ибн ал-Каййим в книге «Мадаридж ас-саликин» (1/74) пишет: «Задумайся над высшим и низшим мирами со всеми их частями, и ты увидишь, что они свидетельствуют о существовании Творца, Создателя и Правителя. Для человеческого разума и естества отрицание Творца равносильно отрицанию существующего мира. Между этими отрицаниями нет никакой разницы. Более того, для людей с чистым, просветлённым и возвышенным разумом и здоровым естеством указание Творца на творения, совершающего действие на само действие и изготовителя на изделие очевиднее, чем обратное. Мудрые и проницательные люди познают деяния и творения Аллаха через Него, в то время как остальные люди познают Аллаха через Его творения и деяния. Несомненно, оба пути правильные, оба они истинные, и Коран охватывает их обоих».

    Практический аргумент опирается на религиозный опыт: определённые вещи и явления вызывают переживания, которые указывают на существование и всемогущество Аллаха. Современники пророков были свидетелями чудес, на которые способен только Творец. Обычные люди ежедневно являются свидетелями того, как Аллах внимает их мольбам, удовлетворяя порой самые невероятные желания. Конечно, религиозный опыт может быть оценён неправильно. Однако следует признать, что познание Аллаха через опыт, по меньшей мере, возможно.

    Психологический аргумент основан на том, что здоровое естество каждого человека признаёт существование Аллаха, пока он не попадает под влияние материалистических философий и учений. Но какими бы сильными ни были предрассудки и заблуждения, здоровое естество периодически высвобождается из их оков. Шейх ‘Умар Сулайман ал-Ашкар пишет: «Очень часто покрывало, окутывающее естество человека, приподнимается и исчезает, когда его постигают болезненные несчастья, когда он попадает в трудное положение, из которого ему не выйти с помощью людей, когда он не находит путей к спасению. Сколько безбожников познали своего Господа и вернулись к Нему, оказавшись в безвыходном положении! Сколько язычников искренне взывали к Аллаху, когда их постигали несчастья!» [ал-Ашкар, ‘Умар Сулайман. Ал-‘Акида фи-Ллах. С. 71].

    Но самое убедительное доказательство существования Аллаха - Священный Коран. Его неподражаемость свидетельствует о том, что это не творение человека, а несотворённое Слово Аллаха. Ниспосланные в нём предписания учитывают интересы личности и общества, преисполнены милости и сострадания к людям. Ниспосланные в нём сведения правдивы, а глубина заложенного в них смысла изумляет разум. Размышляя над его аятами, человек постигает истины бытия и убеждается в совершенстве и могуществе своего Создателя.

    Абу Ханифе во время учёбы под руководством своего наставника Хаммада приснился удивительный сон: кабан усердно рыл и расшатывал ствол большого дерева. Вдруг прямо на кабана упала ветка. Взвизгнув от боли, животное отскочило. И тотчас вместо кабана оказался человек. Он пошёл под дерево, чтобы воздать мольбу Всевышнему.

    Нуман (так звали Абу Ханифу) отправился к Хаммаду, чтобы тот растолковал ему сон. Он нашёл учителя в глубокой задумчивости. «Я получил послание правителя явиться к нему, - начал свой рассказ, опечаленный факих. - К правителю пришла группа людей, утверждающих, что Всевышний Аллах не существует. Они просят, чтобы к ним прислали одного из наших учёных, который бы доказал им существование Всевышнего Творца. Правитель назначил время и место. Мы должны доказать существование того, что невидимо для глаз и неосязаемо для рук. Боюсь, что это может вызвать смуту, и поэтому меня охватили волнение и тревога».

    Хаммад сказал ему: «Да ниспошлёт Аллах на тебя Свою благодать, отправляйся и поговори с ними». Нуман отправился к безбожникам. Он сказал людям, что крупный учёный-богослов не пришёл ради незначительного вопроса, а отправил своего ученика. И дополнил, что с помощью Всемогущего Аллаха он даст им полноценные ответы.

    «В каком году родился твой Господь?» - задали свой первый вопрос безбожники. Нуман ответил: «Мой Аллах не был рожден и у Него не было родителей. В Коране есть аят с таким смыслом: «Он не был рожден и не родил». «В таком случае, - продолжали безбожники, - с каких пор существует ваш Аллах?» Нуман снова ответил: «Наш Господь существовал всегда, Он был до создания времён. Для Него не существует ни начала, ни конца». «Безбожники снова спросили: «Куда смотрит ваш Аллах?» Нуман ответил: «Если мы зажжём свечу, то куда будет направлен свет её пламени?» Они ответили, что свет пламени свечи распространяется во все четыре стороны. «Что же тогда говорить о Господе, сотворившем и освещающем небеса и земли?».

    Визит хариджитов

    В 745 году хариджиты восстали против халифа, Ирак охватила война, в результате которой города Куфа, Васит и Мосул оказались во власти смутьянов. Они утверждали, что мусульманина, совершившего тяжкий грех, а значит, впавшего в неверие, дозволено убивать. Они не щадили никого, кто был не согласен с их мнением. В то время имам Абу Ханифа был известным в Ираке учёным-законоведом. В городах, захваченных хариджитами, имам вступал с ними в диспуты.

    Однажды к имаму в мечеть пришла группа хариджитов. «О Абу Ханифа, - обратились они к имаму. - Мы зададим тебе два вопроса. Если ты ответишь на них правильно, мы оставим тебя в покое, в противном случае - тебя ждет смерть». «Спрашивайте», - ответил имам. Хариджиты продолжили: «На пороге находится два трупа: один принадлежит пьянице, другой - женщине, которая умерла при рождении ребёнка, зачатого от прелюбодеяния, так и не покаявшись. Они мусульмане или неверные?» Хариджиты были готовы тут же прикончить имама, если он ответит, что они - мусульмане.

    Имам задал хариджитам встречный вопрос: «Были ли эти умершие иудеями?» Нет. «Были ли они христианами?» — снова спросил Абу Ханифа. Услышав отрицательный ответ, имам снова спросил: «Они огнепоклонники?» Нет. «Они были язычниками?» Снова нет. Тогда имам спросил хариджитов, кем же они в таком случае являлись, какой общине принадлежали? Хариджиты ответили, что они были мусульманами. Тогда имам продолжил: «Вы сами ответили на свой вопрос и признали, что они были из числа мусульман».

    Хариджиты спросили у имама: «Эти покойные отправятся в рай или же в ад?» «Я скажу про них то, что пророк Ибрахим (мир ему) сказал про ещё худших людей, - и имам прочитал аят Корана. - А также я скажу про них то, что пророк Иса (мир ему) сказал про ещё худших из людей: «Если Ты подвергнешь их наказанию, о мой Аллах, то, поистине, они рабы Твои. Если Ты простишь им грехи, то, поистине, Ты над всякой вещью мощен и во всём исходящем от Тебя заключена мудрость». Смущённые хариджиты раскаялись и попросили прощения у имама Абу Ханифы.

    Магомед Гамзаев

    С именем Аллаха Всемилостивого и Всемилостивейшего .
    Хвала Всемогущему Аллаху и мир и благословение Пророку Его.

    Вера в существование и единосущность Аллаха была и остается основой Ислама — религии, явленной Аллахом пророками Его и посланниками. Как же Коран, последняя Книга Аллаха, доказывает и подтверждает факт существования и единосущности Аллаха? Это и является темой брошюры. За доказательствами этого факта авторы обращаются к мусульманской методологии.

    Доказательства эти могут быть найдены как во вселенной, так и в человеке, так и в законе причинной связи.

    Фактически существует несколько путей сознания Аллаха и Его единосущности. Вся вселенная с ее величайшими чудесами — открытая книга, повествующая нам о Аллахе, Кроме того, сам Аллах помогает нам осознать Его существование и единосущность. Читая и размышляя над Его откровением мы познаем Аллаха и находим прямую дорогу к Нему.

    СУЩЕСТВОВАНИЕ АЛЛАХА.

    ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА.

    Человек по природе своей был создан честным, прямым и непорочным. Он принимал Аллаха и осознавал Его существование и единосущность, всем своим существом. В Коране говорится:

    Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие. Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого ! (30:30)

    Развращение непорочности человеческой натуры и уход его от пути истинного могут произойти по одной из следующих причин:

    1) Влияние окружающей среды или условий жизни, как например, влияние родителей, семьи, школы, пропаганда различных идей и философий. Пророк (да благословит и приветствует Его Аллах) сказал:

    Каждый новорожденный — рождается с присущим ему качеством быть мусульманином, и только потом его родители обращают его в Иудаизм или Христианство или Язычество…

    На самом деле, мы видим сейчас, что существуют целые государства, отрицающие существование Аллаха и открыто призывают к атеизму и с помощью угроз и оружия принуждают людей верить им. Как говорится в Коране:

    Если ты спросишь их: «Кто сотворил небеса и землю?» — они непременно скажут: «Аллах». Скажи: «Хвала Аллаху!» Но большинство их не знает. (31:25)

    А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». (39:3)

    2) Коварство и вероломство Сатаны и Джиннов. Вот что сказал Сатана:

    Он сказал: «Клянусь же Твоим величием, я соблазню их всех, кроме рабов твоих среди них чистых. (38:82,83)

    Пророк (да благословит и приветствует Его Аллах) сказал от имени Всемогущего Аллаха в своей священной притче:

    Я создал всех моих слуг (рабов, поклонников) единобожниками. Затем дьявол (Сатана) явился к ним и сбил их с пути истинного — их религии и запретил им законы, данные мной, и приказал творить дела, запрещенные мной.

    Мы можем доказать, что человек чистотой и непорочностью своей осознает существование Аллаха. Например,

    1) Когда человек сталкивается с неожиданной трудностью или испытанием, и он не находит поддержки в других людях, он обращается к Аллаху; он знает, что Единственный, кто может помочь ему, — это Аллах. Коран говорит:

    А когда коснется человека вред, он взывает к своему Господу, обращаясь к Нему; потом, когда Он обратит это в милость от себя, он забывает то, к чему он взывал раньше. (38:9)

    И когда их покроет волна, как сень, они взывают к Аллаху, очищая пред ним веру; Когда же Он спасает их и выводит на сушу, то среди них находится тот, кто уклоняется от должной благодарности. (31:32)

    2) Все народы, независимо от национальности и цвета кожи людей в той или иной форме покорялись богам. Даже последователи коммунистической идеологии, отрицающей существование Аллаха, практически поклоняются основателю этой идеологии. Когда в годовщину его смерти они проходят мимо его могилы, они смиренно кланяются и тем самым выражают ему свое почтение. Они никому не позволяют критиковать его, а если кто-либо и осмелится, то его сурово наказывают. Таким образом, вместо поклонения настоящему Аллаху — Создателю человека, — они поклоняются мертвому человеку.

    ЗАКОН ПРИЧИННОЙ СВЯЗИ.

    Нам известно без всякого сомнения, что любая вещь произведена кем-то или чем-то. Ничто во вселенной не существует само по себе. Вот что Коран говорит о людях, отрицающих существование Аллаха-Создателя:

    Или они сотворены из ничего, или они сами — творцы? Или они сотворили небеса и землю? Нет, они не знают верно. (58:35,36)

    Конечно, они не сами сотворили себя, ибо вещь, не существовавшая ранее, не может создать или сотворить. Как кто-либо может дать то, чем сам не обладает? Кто создал вселенную, существовавшую до человека, вселенную, более сложную и запутанную, чем сам человек: В Коране говорится:

    Творение небес и земли более велико, чем творение людей, но большая часть не знает. (40:57)

    Единственным объяснением существования вселенной является существование чего-то на самом деле Изначального, давшего жизнь всему остальному. Так что «Изначальное» и есть Аллах, как сказано в Коране:

    Он первый и последний, явный и тайный, и Он о всякой вещи знающий . (57:3)

    ЗНАМЕНИЕ АЛЛАХА ВО ВСЕЛЕННОЙ.

    В нашей вселенной мы можем увидеть великое множество знамений, доказывающих без всякого сомнения, существование, способности и силу Аллаха. Коран призывает человека заметить и понять эти знамения Аллаха. Вот например из Корана:

    Скажи: Посмотрите, что на небесах и на земле (10:101).

    Пусть же посмотрит человек на свою пищу (80:24)

    Пусть же посмотрит человек, из чего он создан (86:5)

    Аллах — Тот, Кто создал небеса и землю, ниспослал с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания, подчинил вам корабли, которые плывут по морям по Его воле, подчинил вам реки, подчинил вам солнце и луну, непрестанно движущиеся по своим орбитам, подчинил вам ночь и день. (14:32,33)

    И даровал вам слух, зрение и сердца. Но как мала ваша благодарность! (32:9)

    И Он подчинил вам то, что в небесах, и то, что на земле, — все, исходящее от него. (45:13)

    Поистине, Аллах — дающий жизнь зерну и косточке; изводит живое из мертвого и выводит мертвое из живого! Это вам — Аллах! До чего же вы обольщены! (6:95)

    Мы покажем им Наши знамения по странам и в них самих, пока не станет им ясно, что это — Истина. (41:59).

    РУКОВОДСТВО И СОВЕРШЕНСТВО.

    Если кто-нибудь скажет вам, что существует такой магазин, где нет ни продавцов, ни управляющих, магазин работает безупречно, то поверите ли вы этому?

    Или, если вам скажут, что компьютер обрел свою нынешнюю форму и внешний вид сам по себе, принимает и выполняет программы, решает задачи и выдает результаты самостоятельно, без помощи программиста или оператора, поверите ли вы этому?

    И теперь, если вы не верите этому, можете ли вы поверить в то, что целая вселенная с неисчерпаемым количеством живых существ, с солнцем, луной, звездами, планетами, горами и реками действует с определенной четкостью без создателя или хозяина?

    Мы знаем, что во вселенной царит порядок и определенные законы и правила, которые никогда не изменятся. Все, начиная с мельчайшей невидимой клетки до огромной планеты, действует в определенном порядке и полнейшей гармонии, и это постоянство и стабильность гарантированы.

    Например, все планеты постоянно движутся по своим орбитам в соответствии с законами притяжения и отталкивания и закона гравитации; иначе же может произойти полное крушение всей вселенной и нарушение порядка в ней.

    Мы замечаем, что нет места беспорядку во вселенной. Например, человек никогда не может родить животное, животное никогда не родит птицу, у слона никогда не родится лисица и т.д. А теперь обратимся к человеческому организму. Мы видим, что сердце никогда не выполняет работу печени, а печень не выполняет работу легких, хотя эти части тела не обладают разумом или мозгами, чтобы думать о своей работе.

    Кто же следит за тем, чтобы все создания вселенной действовали в определенном порядке, в совершенстве и гармонии с другими созданиями и существами? Коран говорит о Аллахе:

    Мы одарили их из Нашей милости и оставили о них правдивую молву . (19:50)

    Хвали же имя Господа твоего высочайшего, который сотворил и соразмерил, который распределил и направил . (87:1, 2, 3)

    Итак, мусульмане верите, что Аллах создал всех существ и людей, предписал им определенный способ действий во вселенной и следит и руководит этими действиями. Животные и птицы живут в соответствии со своими инстинктами. Они ищут пищу, воспитывают детенышей, заботятся о них, хотя у них отсутствует разум или мозги. Например, муравей — это маленькое создание — ищет пищу, приносит ее, минуя препятствия, прячет ее до определенного срока, а если пища отсырела, муравей выносит ее на солнце, чтобы обсушить. Кто же научил муравья делать это?!

    ВЕЛИЧАЙШЕЕ ЧУДО.

    Четырнадцать веков назад Аллах бросил вызов человечеству и джинам, явив миру свою Книгу. Коран говорит:

    Скажи: «Если бы собрались люди и джины, чтобы сделать нечто, подобное этому Корану, они бы не создали подобного, даже если бы одни из них были другим помощниками. (17:88)

    Никто не может создать такую книгу, даже несколько строф или маленьких глав ее. Уже само по себе это является доказательством существования Всемогущего Аллаха.

    Разве не довольно им, что Мы ниспослали тебе писание, которое читается им; поистине — в этом милость и напоминание для народа, который верует. (2951)

    Коран на самом деле является чудесной Книгой, чудесной по своему стилю, содержанию, красноречию, упоминаемым фактам и призыву на праведный путь. В этой Книге упоминаются некоторые научные факты, которые стали известны только недавно. Там же упоминаются некоторые исторические события, предсказываются будущие события; и все эти предсказанные события происходят именно так, как описывается в Коране. Кoран указывает нам истинный и праведный путь жизни не только человека, но и общества в целом.

    …..Всякий , кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым (20:123, 124).

    СОМНЕВАЮЩИЙСЯ .

    А про тех кто сомневается Всевышний в Коране говорит:

    Неужели тот, кто творит, таков же, как тот, кто не творит ? (16:17)

    и бросает вызов:

    Это творение Аллаха. Покажите же мне, что создали те, которые помимо Него . (31:11)

    и обращается к тем, кто поклоняется богам, помимо Аллаха:

    Поистине, те, кого вы призываете помимо Аллаха, никогда не создадут и мухи, хотя бы и собрались вместе для этого. А если у них похитит что-нибудь муха, они не могут отнять у нее (22:73).

    Пророк использует следующие аргументы, доказывая сомневающимся и отрицающим существование Аллаха, Его создание Вселенной и Его знамения. Вот что говорит Коран о Пророке Ибрагиме и короле:

    Не знаешь ли ты о том, кто спорил с Ибрахимом (Авраамом) относительно его Господа, поскольку Аллах даровал ему царство? Ибрахим (Авраам) сказал ему: «Мой Господь — Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет». Он сказал: «Я дарую жизнь и умерщвляю». Ибрахим (Авраам) сказал: «Аллах заставляет солнце восходить на востоке. Заставь же его взойти на западе». И тогда тот, кто не уверовал, пришел в замешательство. Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей. (2:258).

    ЕДИНОСУЩНОСТЬ АЛЛАХА.

    Издревле человек удивлялся природе «высшего существа» или Аллаха, который правит вселенной. Логически, это высшее существо должно быть совершенно во всех отношениях и не должно походить ни на одно из своих созданий. Человек, со своим ограниченным разумом, приписал этому существу многие качества, признаки и силы, которые подходят его целям на земле и его пониманию жизни. Однако логика человека часто ошибочна. Далее следуют возможности существования следующих богов, основанное на предположении, что Аллах или «высшее существо» является силой, правящей во вселенной и, будучи совершенным во всех отношениях, не может потерпеть поражение или быть разрушен. Мы увидим, что в каждом случае различных видов многочисленности богов мы столкнемся с противоречием предположенному совершенству Аллаха, и, следовательно, мы придем к выводу, что существует только один Аллах.

    Давайте предположим существование не одного, а нескольких богов. Они будут либо одинаковыми, либо разными, и они будут действовать либо в согласии либо нет.

    1. Если они одинаковы во всем, делают одно и то же согласованно, каждый имеет совершенные знания и силу, тo мы имеем совершенно одинаковых богов. В таком случае, каждый из них не является нужным и необходимым, так как другой выполняет его работу. Следовательно, ни один из этих богов не будет являться истинным. Соответственно совершенный Бог может быть только один!

    2. Если они не одинаковы или они не действуют в согласии, то:

    а) они (Боги) могут спорить и бороться друг с другом, пытаясь нанести поражение и победить друг-друга, для того, чтобы выполнить свою волю. Любой, кто терпит поражение или не может нанести поражение другим и не может выполнить свою волю, никогда не будет истинным Божеством. Следовательно, существовать может только ОДИН знающий, могучий, не терпящий поражения — АЛЛАХ.

    Также, если несколько богов борются, пытаясь возвыситься друг над другом, борьба эта обязательно приведет к разрушению, злу, разложению и беспорядку во Вселенной. Однако в нашей Вселенной царит полный порядок и гармония, согласно законам постоянства.

    Священный Коран говорит:

    Аллах не брал Себе никакого сына, и не было с ним никакого божества. Иначе каждый бог унес бы то, что он сотворил, и одни из них возвысились бы над другими. Хвала Аллаху, превыше Он того, что они Ему приписывают. (23:91)

    Если бы на них (на небесах и земле) были иные божества наряду с Аллахом, то они (небеса и земля) разрушились бы . (21:22)

    б) они (Боги) могут распределять между собой различные обязанности. Каждый из них может быть ответственен за какую-то определенную часть человеческого существования, например, бог солнца, бог дождя, бог жатвы и т.д. Это значит, что вера в существование нескольких богов основана на предположении, что один бог невежественен в области других богов или неспособен нести обязанности других богов. Но совершенный Аллах не может быть неспособным или невежественным.

    3. Другое предположение — существование только одного Аллаха, но воплощенного с другими существами для исполнения его воли, например, бог в образе деревьев, животных, скал и т.д. Такой бог не способен исполнять свои желания без помощи других созданий. Другими словами, этот бог — зависим. Так как истинный Аллах не может быть зависимым, такая возможность тоже нелогична.

    4. Следующее предположение — существование только одного «величайшего Аллаха», но имеющего подчиненных богов. «Подчинение», однако, противоречит совершенству Аллаха, так что эти подчиненные боги не могут быть истинными. Также, если «величайший бог» нуждается в подчиненных, он тоже не может быть истинным.

    5. Следующее предположение: существование только одного Аллаха, но состоящего из нескольких составных частей или элементов, такой бог, однако, похож на свои создания, состоящие из частей или элементов, и, будучи зависимым от этих частей, он никогда не будет богом при отсутствии одной из них. Это противоречит предположению, что Аллах совершенен и не подобен ни одному из Его созданий.

    6. Итак, остается один последний вариант — существование только одного Аллаха, истинного Аллаха, без партнеров и союзников. Он — абсолютен в своей силе и знании, независимости и самостоятельности, вечности и совершенстве со всех сторон, Священный Коран говорит:

    Скажи: Он — Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему . (Сура 112)

    Итак, мусульмане верят, что Аллах — единственный Создатель, Господин небес и земли, только Он один следит и руководит всем, происходящим там. Отсюда логически ясно, что Он и только Он достоин поклонения. Не следует поклоняться никому иному, кроме Всемогущего Аллаха. Мы должны поклоняться Ему тем образом, как Он предписал нам. Мы должны подчиняться Ему и следовать Его указаниям во всем. Его законы, описанные в Его Книге, должны править нашими жизнями как на индивидуальном, так и на общественном уровне. Мы также должны воздерживаться от того, что Он нам запретил. Если мы подчиняемся другим и соответственно не подчиняемся Аллаху, мы уподобляем людей Ему. А если мы следуем своим желаниям, не подчиняемся Аллаху, то мы — рабы своих желаний. Для мусульманина недостаточно только теоретически верить в существование и единосущность Аллаха, но его обязанностью также является воплощение этой теоретической веры в действие и практику, отбрасывая все, противоречащее его вере. Ни словом, ни делом он не должен поклоняться кому-либо, кроме Аллаха. Он должен искать истину и найдя ее руководствоваться ею.

    Вера, поклонение и совершение праведных дел являются основой человеческого спасения и успеха в обеих Мирах.

    Доктор Абу-Бакр Ахмад Эль-Саид
    Кувейтский Университет

    Человек - одно из почтённых творений Аллаха. Он создан из земли и возвращается в неё, чтобы потом воскреснуть и вернуться к своему Создателю: «На ней вы будете жить, на ней будете умирать и из неё будете выведены» (сура 7 «Ограды», аят 25).

    Согласно Корану, сотворение человека проходило в два этапа.

    1) На первом этапе был создан общий предок всего человечества - Адам. Аллах сотворил его из глины, придал ему человеческое обличье, а потом вдохнул в него дух и наделил его разумом. Адам появился на свет без родителей, а из его левого нижнего ребра была создана его жена - Хавва (библ. Ева). Они поселились в Раю, где им было позволено вкушать любые блага, но не приближаться к одному-единственному дереву. Но шайтан соблазнил их, и они отведали плодов того дерева, ослушавшись своего Господа. Осознав свой грех, Адам и Хавва покаялись, и Аллах простил их, но низвёл на Землю для того, чтобы они вместе с их потомками прошли через испытание и вернулись к Нему.

    2) Второй этап сотворения человека - умножение рода человеческого и сотворил человека из сгустка крови (аль-Аляк 2 аят). Вопреки бытовавшим в средневековье представлениям о том, что зародыш возникает из крови матери, Коран утверждает, что в процессе зачатия участвуют жидкости обоих родителей: «Мы создали человека из смешанной капли» (сура 76 «Человек», аят 2). Дальнейший процесс развития человеческого эмбриона подробно описывается в Коране: «Потом Мы поместили его каплей в надёжном месте. Потом Мы создали из капли сгусток крови, потом создали из сгустка крови разжёванный кусочек, потом создали из этого кусочка кости и потом облекли кости мясом. Потом Мы вырастили его в другом творении» (сура 23 «Верующие», аяты 13–14).

    Аллах создал человека совершенным, наделив его прекрасным обликом, разумом, знаниями и многочисленными способностями: «Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (сура 95 «Смоковница», аят 4). Он наделён физической красотой и может пользоваться своими руками, глазами, ушами. Он умеет разговаривать и читать, писать и запоминать, изобретать орудия труда и открывать законы природы. Он отличается природной склонностью к справедливости и ценит высокие нравственные качества и добродетели.

    Еще один пример уникальности человека и мудрости Вс. Аллаха: во всех мужских и женских клетках присутствуют хромосомы и гены. Внутри клетки есть крошечное ядро, заключающее в себе гены. Гены – это главный фактор, влияющий на особенности каждого живого существа, в том числе и человека. Цитоплазма же, находящаяся в клетках органов размножения, является феноменальной субстанцией, состоящей из различных химических соединений и окружающей со всех сторон хромосомы и гены. Индивидуальные особенности всех людей, живущих на земном шаре, включая психологические, расовые особенности, цвет кожи зависят от этих генов, которые столь малы, что, если их собрать вместе, они не заполнят даже наперстка или чашечки цветка. Прекрасно, но как же получается, что этот так называемый ген способен скрывать в себе особенности и свойства такого огромного количества людей, и как это получается, что в таком крохотном пространстве ему удается сохранять совершенно разные психофизиологические особенности людей? Построение системы из крохотных, невидимых, даже через микроскоп, нескольких миллионов атомов, образующих гены, управление этими системами может быть результатом деятельности только Всезнающего и Всемогущего Творца. Другим теориям и умозрениям не может быть места». Священный Коран так объясняет эту истину:



    «Создание небес и земли, различие в ваших языках (несмотря на то, что все вы имеете одно происхождение) и цвета кожи, поистине, все это - из Его знамений и чудес». (Сура «Ар-Рум» 30/22).

    Вера в 99 имен Вс. Аллаха.

    У Всевышнего Аллаха - самые прекрасные имена.

    Все «имена существительные» и «имена прилагательные», которыми Всевышний Аллах Себя именует, называются «Асмау’ль-Хусна» или «Прекраснейшие Имена Аллаха». У Аллаха самые красивые Имена. Ибо Он является Обладателем всех достоинств и совершенств. Его Имена – это Священные слова, выражающие величие высшей степени и абсолютное совершенство.

    В Священном Коране и достоверных хадисах упоминается весьма значительное количество Его Имен. Раб Божий, знакомясь с этими именами, познает Аллаха. Всевышний Господь велит в Священном Коране, чтобы мы обращались к Нему со своими молитвами, используя Его красивейшие Имена.



    Перечисляя 99 имен Аллаха человек для себя определяет 3 степени:

    1) Знание имен Вс. Аллаха и их перечислять;

    2) Знание имен Вс. Аллаха и знание их значений;

    3) Знание имен Вс. Аллаха и взывание к именам во время дуа.

    Риваят от Абу Хурейры: «ПМ(сав) сказал: «У Аллаха есть 99 имен, которые мы упоминаем в дуа. Кто учит и читает их, тот войдет в Рай».

    Список Прекрасных Имен не ограничивается 99-ю Именами. У Него есть и другие Имена, упомянутые в хадисах и аятах. Просто это наиболее широко распространенные, известные Имена Аллаха. Их называют еще «посчитанными Именами». В одном хадисе, который пересказали Тирмизи и Ибн Маджа каждое из 99-и Имен Аллаха было перечислено и сосчитано.

    1) АЛЛАХ – это величайшее из Его имен, оно заключает в себе смысл всех остальных имен и атрибутов. Это имя собственное, и оно не произошло от какого-либо корня.

    2) АР-РАХМАН - подразумевает божественную милость, касающуюся всех, независимо от веры и праведности.

    3) АР-РАХИМ - оно подразумевает милость Аллаха к верующим преимущественно в Судный день, когда Он, простив их грехи, облагодетельствует их Раем.

    4) АЛЬ-МАЛИК (Властелин, Владыка) - абсолютный и безграничный властелин и владыка всего сущего.

    5) АЛЬ-МУТАКАББИР (Всевеличайший) – превосходящий все творения, обладатель истинного величия.

    6) АЛЬ-ХАЛИК (Определяюще-Творящий) Только Аллах является творцом всего сущего.

    7) АЛЬ-БАРИ (Дарующий бытие после небытия) Только Аллах дарует бытие после небытия

    8) АЛЬ-МУСАВВИР (Формирующе-Творящий) ….

    Имена Аллаха можно классифицировать таким образом:

    1. Имена, свидетельствующие о существовании Сущности Аллаха;

    2. Имена, свидетельствующие об особом «обязательном существовании» Сущности Всевышнего Аллаха, как, например:«Аль-Кадим» (Безначальный), «Аль-Азали» (Извечный), «Аль-Абади» (Вечный, Неизменный), «Аль-Бакы» (Бесконечный), «Ад-Даим» (Бесконечный).

    3. Имена буквальные, как, например, «‘Аль-‘Алим» (Всезнающий), «АльКадир» (Всемогущий), «Аль-Хай» (Вечно Живой), «Ас-Сами‘» (Всеслышащий), «Аль-Басыр» (Всевидящий).

    4. Имена метафорические, например, «Аль-Авваль» (Первый), «Аль-Ахир» (Последний), «Аз-Захир» (Тот, чье существование очевидно), «Аль-Батын» (Тот, чья Сущность скрыта).

    5. Имена Аллаха, свидетельствующие о Его Совершенстве и отрицающие недостойное Его Сущности, как, например, «Аль-Куддус» (Не имеющий недостатков), «Ас-Салям» (Безукоризненный, Совершенный).

    6. Имена, не свидетельствующие о Сущности Аллаха, а описывающиего Его Божественные Деяния, такие, как например: «Аль-Халик» (Создатель), «АрРаззак» (Дающий блага и пропитание).

    Зати» сыфаты Вс. Аллаха.

    Рассмотрим 6 сыфатов «Зати»:

    1) Аль-Вуҗуд (الوجود) – Бытие: Вс.Аллах существует, Его небытие невозможно . Всевышний Аллах существует всегда, и Его Воля присутствует везде.

    2) Аль-Кыдам (القدم) – Безначальность: Аллах Вечен без начала . Аллах существовал, и ничего не было, кроме Него. Все, что существует кроме Аллаха (время, место, явления и т.д.), имеет начало, потому что является созданным.

    3) Аль-Бака’у (البقاءُ) – Аллах Вечен без конца . Все созданное, имеет конец. Нет конца существования Всевышнего Аллаха. Он бессмертен.

    4) Аль-Вахданийя (الوحدنية) – Аллах Един и Один. Нет у Него подобия и нет сотоварища Ему. Он неделим. Никто и ничто не имеет атрибутов, присущих Аллаху. Нет равных и сходных Всевышнему Аллаху.

    5) Аль-Мухаляфат ли-ль-хавадис (المخالفة للحوادث) – Аллах не похож на все то, что создано. Его нельзя представить, придав Ему какой-то образ. Нельзя говорить, что Аллах – это «свет», «Высший Разум», «Святой Дух», «Суперсила», «Абсолют» и т.п. Аллах – Создатель света, нура, разума, духа, силы, и Он не является ни одним из них. Всевышний Аллах не похож ни на что из созданного Им.

    6) Аль-Кыйяму бинафсихи (القيام بنفسه) – Аллах существует Сам по Себе . Аллах не нуждается ни в ком и ни в чем, а все создания Аллаха нуждаются в Нем. Время и пространство также являются творениями Всевышнего Аллаха. Так как Творец не нуждается в Своих творениях, Он не нуждается ни во времени, ни в пространстве.

    Субути» сыфаты Вс. Аллаха.

    Сыфат – свойство, качество, характеристика, атрибуты, раскрывающие сущность Аллаха.

    Эти четырнадцать из Сыфатов Аллаха должен знать каждый мусульманин, ибо убежденность в них определяет во многом веру человека. Эти сыфаты Аллаха упоминаются в Священном Коране дословно или по смыслу. В эти 14 Сыфатов входят 6 сыфатов «Зати» - сущности, отрицающие недостойное и 8 сыфатов «Субути» - описывающие Аллаха, обязательно присущие Ему.

    Рассмотрим 8 сыфатов «Субути»:

    1) Аль-Хаят (الحياة) – Аллах Вечно Живой. Аллах живой и обладает жизнью. Его жизнь не похожа на нашу: мы живем телом и духом, Аллах же ни в чем и ни в ком не нуждается. Жизнь Аллаха вечна. Доказательством того, что Аллаху обязательно присуща Жизнь, является существование нашего мира.

    2) Аль-`Ильм (العلم) – Аллах Всезнающий. Аллах знает все. Он знает все, что было, есть и будет . Он знает все, что тайное и явное, что скрыто в сердце. Его Знание – вечное, оно не изменяется – не уменьшается и не пополняется.

    3) Ас-Сам`у (السّمع) – Аллах Всеслышащий. Аллах слышит абсолютно все . Слышание Аллаха отлично от нашего. Для того, чтобы слышать, Аллах не нуждается в органе слуха. Слышание Аллаха вечно.

    4) Аль-Басар (البصر)– Аллах Всевидящий . Всевышний Аллах видит все. Аллах видит, но не так, как мы. Для того, чтобы видеть, Аллах не нуждается в органе зрения. Видение Аллаха вечно.

    5) Аль-Ирада (الارادة) – Воля Аллаха. Аллах делает все, что хочет . Всевышний Аллах свободен в своих желаниях и устремлениях. Все происходит по Его Воле. Ничто не про­исходит без Его воли (случайно или против Его воли). Что хочет Аллах то и происходит. Аллах создал как добро, которое Он одобряет, так и зло, не одобряемое Им. Ошибаются те, кто считают, что «добро – от Аллаха, а зло – от Шайтана», поскольку не может существовать «двух Создателей». Аллах одарил человека разумом и дал ему право выбора между добром и злом. А для наставления людей на путь Истины Аллах направ­лял к ним Пророков, сделав их учителями, примером для подражания.

    6) Аль-Кудрат (القدرة) – Аллах Всемогущий. Его Могущество Вечно. Аллах все может; нет ничего, что бы Он не смог. Он творит все, не нуждаясь в каких-либо органах или орудиях труда. Аллах одинаково легко может сотворить и маленькую пылинку, и вселенную. Все, что Он хочет совершить, совершается сразу. Сила и Могущество Всевышнего Аллаха властвуют над всем созданным.

    7) Аль-Калям (الكلام)– Речь Аллаха. Аллах дал слышать Свою Речь Пророкам . Его Речь не нуждается ни в буквах, ни в звуках, ни в словах, ни в паузах между ними. Речь Аллаха вечна и не является сотворенной. Всевышний Аллах разговаривает с кем хочет и как хочет.

    8) Ат-Таквин (التكوين) – Аллах – Создатель всего. Все, что есть во Вселенной, создано Им. Все, что существует на земле и небесах, создал Всевышний Аллах. Если Он хочет существования чего-либо, это обязательно будет. Если Он хочет уничтожить то, что существует, – уничтожит.

    Абу Ханифе во время учёбы под руководством своего наставника Хаммада приснился удивительный сон: кабан усердно рыл и расшатывал ствол большого дерева. Вдруг прямо на кабана упала ветка. Взвизгнув от боли, животное отскочило. И тотчас вместо кабана оказался человек. Он пошёл под дерево, чтобы воздать мольбу Всевышнему.

    Нуман (так звали Абу Ханифу) отправился к Хаммаду, чтобы тот растолковал ему сон. Он нашёл учителя в глубокой задумчивости. «Я получил послание правителя явиться к нему, – начал свой рассказ опечаленный факих. – К правителю пришла группа людей, утверждающих, что Всевышний Аллах не существует. Они просят, чтобы к ним прислали одного из наших учёных, который бы доказал им существование Всевышнего Творца. Правитель назначил время и место. Мы должны доказать существование того, что невидимо для глаз и неосязаемо для рук. Боюсь, что это может вызвать смуту, и поэтому меня охватили волнение и тревога».

    Хаммад сказал ему: «Да ниспошлёт Аллах на тебя Свою благодать, отправляйся и поговори с ними». Нуман отправился к безбожникам. Он сказал людям, что крупный учёный-богослов не пришёл ради незначительного вопроса, а отправил своего ученика. И дополнил, что с помощью Всемогущего Аллаха он даст им полноценные ответы.

    «В каком году родился твой Господь?» – задали свой первый вопрос безбожники. Нуман ответил: «Мой Аллах не был рожден и у Него не было родителей. В Коране есть аят с таким смыслом: «Он не был рожден и не родил ». «В таком случае, – продолжали безбожники, – с каких пор существует ваш Аллах?» Нуман снова ответил: «Наш Господь существовал всегда, Он был до создания времён. Для Него не существует ни начала, ни конца ». «Чтобы мы поняли твои ответы, приведи убедительные доводы», – не унимались спорщики. Тогда Нуман спросил: «Какая арифметическая цифра есть перед цифрой четыре?» Они ответили: «Три». «А перед цифрой три?» – снова спросил будущий имам Абу Ханифа. Они ответили, что перед цифрой три есть два, а перед двойкой – единица. «А какая цифра есть перед единицей?» – задал свой последний вопрос Нуман. Безбожники ответили, что перед единицей нет никакой арифметической цифры. «Если перед единицей не существует ничего, то что же может быть до единого Аллаха, сотворившего весь этот мир и все творения? Поистине, наш Аллах предвечный, истинно существующий ». Безбожники снова спросили: «Куда смотрит ваш Аллах?» Нуман ответил: «Если мы зажжём свечу, то куда будет направлен свет её пламени?» Они ответили, что свет пламени свечи распространяется во все четыре стороны. «Что же тогда говорить о Господе, сотворившем и освещающем небеса и земли? » Неопровержимые ответы Нумана привели группу атеистов в изумление.