• Что говорят при упоминании аллаха. Что говорил пророк мухаммад о чтении зикра. Когда желательно проговаривать салават

    Мусульмане, при упоминании имени пророка, по указанию Всевышнего Аллаха, произносят ему «Салават». В арабском варианте это звучит следующим образом: «алэйхи-с-саляту уа-с-салям». В арабском языке слово «салят» означает молитва, также употребляется как «мольба». Здесь возникает вопрос: «Как совершать мольбу за пророка?». В исламе есть ряд случаев, когда стоит молиться за пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего.

    Об этом рассказал сам Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, в своих многочисленных изречениях. Передается от Ибн Масгуда Укба ибн Амру аль-ансари, который сказал: «Когда мы сидели у Сагда ибн Убады, к нам пришел Посланник Аллаха, и Башир ибн Сагд сказал ему: «Аллах повелел нам молиться за тебя, так как же должны это делать?» Он сказал: «Говорите: Аллахумма салли аля Мухаммад, уа аля али Мухаммад, Кама салэйта аля Ибрахима, уа барик аля Мухаммад, уа аля али Мухаммад, кама баракта аля Ибрахима». А приветствие вы знаете».

    Передается от Абдурахмана ибн Абу Ляйла, который сказал: «Повстречался мне Кагб ибн Уджра, и он сказал мне: «Не подарить ли мне тебе подарок?! К нам вышел Посланник Аллаха, и мы спросили его: «О, Посланник Аллаха, мы узнали, как приветствовать тебя, а как молиться за тебя?». Он ответил: «Говорите: Аллахумма салли аля Мухаммад уа аля али Мухаммад, кама саллэйта аля Ибрахима иннака Хамидун Маджид. Аллахумма барик аля Мухаммад уа аля али Мухаммад кама баракта аля Ибрахима иннака Хамидун Маджид».

    Места, в которых произносятся слова мольбы за Пророка

    1) В конце ташаххуда.
    Передается от Ибн Умара, что Посланник Аллаха сказал: «Не будет молитвы, кроме как с чтением (кыраат), чтением ташаххуда и мольбой за меня».
    Передается от Фадаля ибн Убайда, что Посланник Аллаха услышал, как один человек в своей мольбе не помолился за пророка, и он сказал: «Этот поторопился». Потом он позвал и сказал ему, или другому: «Когда кто-нибудь из вас начинает молить Аллаха, то пусть сначала восхвалит Его, потом помолится за пророка, а потом пусть просит, что пожелает».

    2) После второго такбира в молитве джаназа.

    3) Хутбы: пятничная и праздничные хутбы
    Передается от Ауна ибн Абу Джухайфы, который сказал: «Мой отец был постовым Али, он стоял внизу минбара, и он рассказал мне, что Али поднялся на минбар, и он восхвалил Аллаха, помолился за пророка и сказал: «Лучшие в этой умме после Пророка, Абу Бакр, а второй Умар, сказал: «Аллах делает добро, кому пожелает».

    4) После Азана
    В достоверных сборниках хадисов приводится от Абдуллаха ибн Амра, что он слышал Посланника Аллаха, который сказал: «Когда услышите муаззина, то говорите то же, что говорит он, потом помолитесь за меня, и поистине, кто помолится за меня один раз, то Аллах вернет эту мольбу 10 раз, потом просите у Аллаха для меня Василя, и поистине, это уровень в Раю, которого достигнет только один из Его рабов, и этим рабом желаю быть я, а тот, кто будет просить для меня Василя, за того я будут заступаться (в Судный день).

    5) Во время совершения дуа
    Для совершения дуа есть три уровня:
    а) молиться за Пророка до своих просьб, после восхваления Аллаха;
    б) молиться за Пророка в начале своей молитвы, в середине и в ее конце;
    в) молиться за Пророка в начале и в конце молитвы, а между ними просить о своих нуждах.
    Передается от Али, который сказал: «Нет ни одного дуа, кроме как между ним и Аллахом, есть преграда до тех пор, пока он не помолится за пророка Мухаммада, и когда он помолится за Пророка, преграда исчезнет, и на его мольбу будет отвечено, а если он не помолится за Пророка, то ему не будет отвечено».
    Мольба за Пророка является ключом к дуа, подобно тому, как очищение является ключом к молитве.
    Мольба за пророка принимается и то, что между ними, также принимается.

    6) При входе в мечеть и при выходе из нее
    От Абу Хурайры приводится, что Посланник Аллаха сказал: «Если кто-нибудь из вас входит в мечеть, пусть поприветствует пророка и скажет: «Аллахумма фтахли абваба рахматик», а при выходе пусть поприветствует пророка и скажет: «Аллахумма аджирни минашшайтаннирраджим».

    7) На горах Сафа и Марва
    Передается от Вахба ибн Адждага, который сказал: Я слышал, как Умар ибн аль-Хаттаб во время проповеди в Мекке сказал: «Если кто-нибудь захочет совершить Хадж, пусть 7 раз совершит обход Каабы, потом прочитает два ракаата у макаму Ибрахима, потом поприветствует черный камень, потом начнет бег от Сафы, встанет на ней, повернется в сторону Каабы и совершит 7 такбиров, и после каждого такбира пусть восхваляет Аллаха, потом пусть помолится за пророка, а потом пусть просит для себя, на Марве пусть сделает то же самое».

    8) Во время собраний и встреч
    Передается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха сказал: «Если какая-либо община собралась и не упомянула Аллаха, и не помолилась за пророка, то это будет для них прегрешением, и если Аллах захочет, он накажет их, а если захочет, простит».

    9) При упоминании Пророка
    Передается от Анаса ибн Малика, что Посланник Аллаха сказал: «Если меня упомянут перед кем-либо, то пусть благословит (помолится за) меня, и поистине, тот, кто помолится за меня один раз, того Аллах благословит десять раз».
    Передается от Хусайна ибн Али ибн Абу Талиб, что Посланник Аллаха, сказал: «Жаден тот, в присутствии кого упомянули меня, и он не помолился за меня».

    10) Днем и вечером
    От Абу Дарды передается, что Посланник Аллаха сказал: «Кто будет молиться за меня, когда светлеет и вечереет по десять раз, того настигнет мое заступничество в Судный день».

    11) Во время посещения могилы Посланника Аллаха
    Передается от Абдуллы ибн Динара, который сказал: «Я видел Абдуллу ибн Умара, который стоял у могилы Пророка. Он помолился за него и совершил дуа за Абу Бакра и Умара».

    12) При выходе на улицу
    К слову сказать, раньше самое большое скопление народа было именно на базарах, как в принципе и сейчас. Вспомните себя в каком-нибудь торговом центре. Конечно, самое первое, что упоминалось после восхваления Всевышнего, была именно мольба за Пророка.

    13) В праздничных молитвах
    Во всех праздничных молитвах: ураза-байрам, курбан-байрам и, конечно же, пятничные молитвы - всегда должно упоминаться имя Посланника Аллаха и мольба за него.

    14) В пятничные день и ночь
    Передается от Анаса, что Посланник Аллаха сказал: «Больше молитесь за меня в пятничный день и пятничную ночь, и кто благословит меня в один раз, того Аллах благословит десять раз».
    Передается от Абу Масгуда аль-ансари, что Посланник Аллаха сказал: «Больше молитесь за меня в пятничный день, и поистине, нет ни одного произнесшего на меня благословения, кроме как оно достигнет меня».


    Как-то раз Убай спросил: «О Посланник Аллаха, я много совершаю дуа, сколько своих дуа я должен сделать для тебя?» Он ответил: «Сколько хочешь». Я спросил: «Четверть?» Он сказал: «Сколько хочешь, но если сделаешь больше, это будет лучше для тебя». Я спросил: «Половину?» Он сказал: «Сколько хочешь, но если сделаешь больше, это будет лучше для тебя». Я спросил: «Две трети?» Он сказал: «Сколько хочешь, но если сделаешь больше, это будет лучше для тебя». Он сказал: «Я все свои дуа сделаю за тебя». Он сказал: «Разрешатся твои проблемы, и будут прощены тебе грехи».

    18) Произнесение мольбы за пророка в любом месте
    Посланник Аллаха сказал: «Не делайте из своих домов могилы… Просите для меня благословения, ибо поистине оно до меня доходит, где бы вы ни были».

    Суть данных велений к упоминанию Посланника Аллаха - это воспитание в мусульманине любви к Пророку. Любовь к Пророку не выражается лишь на языке, она должна также проявляться на всей жизни мусульманина. И в конце: Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословение Его Посланнику и Пророку Мухаммаду. Аминь!

    Вопрос: Допустимо ли писать «с.а.с» или «с.а.в» при упоминании Пророка (с.а.с. – мир ему и благословение Аллаха) и не писать салават полностью?

    Ответ: Хвала Аллаху

    Необходимо писать «СалаЛлаху алейхи уа салям» (Мир ему и благословение Аллаха) полностью, не сокращая эти слова до «с.а.с» или «с.а.в».

    Сказал шейх Абдуль-Азиз ибн Баз (да смилостивится над ним Аллах): «Предписано благословлять Пророка (мир ему и благословение Аллаха) во время молитвы в ташаххуде, во время хутбы, дуа и мольбы о прощении, после азана, при выходе и входе в мечеть и при его упоминании в других случаях. Поэтому еще важнее делать это, когда мы пишем его имя в книге, письме, статье и т.п.

    Необходимо писать благословение (салават) полностью, чтобы выполнить повеление Аллаха и напомнить читателю о его произнесении. Нам не следует писать благословение Пророку (мир ему и благословение Аллаха) в сокращенной форме, например, «с.а.с», «с.а.в» и т.д., поскольку это противоречит повелению Аллаха в Его Книге, где Он говорит:

    صلُّوا عليهِ وسلِّموا تسْليماً

    «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (Сонмы 33:56)

    Сокращенная форма не имеет таких преимуществ, как полная. Читатель может не заметить или не понять ее; более того, ученые не одобряют такое написание и даже предостерегают от него.

    Сказал Ибн ас-Саля в своей книге «Улюм аль-Хадис» (Наука о хадисах), известной как «Мукадимат Ибн ас-Саля»:

    «Девятое: Человек должен полностью писать салават и таслим, т.е. слова «мир ему и благословение Аллаха», при упоминании Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Человек не должен уставать от этого повторения, потому что в этом огромная польза, а изучающие хадисы и писатели могут упустить ее. Кто пренебрегает этим, тот лишается огромной награды. Благое совершают те, кто пишет салават полностью, потому что человек пишет его в форме дуа, а не как часть повествования, зависимую от источника.

    Крупнейший ученый, обладающий обширными знаниями, Ас-Сахави (да смилуется над ним Аллах) писал в своей книге «Фатх аль-Мугис Шарх Альфият аль-Хадис аль-Ираки»: «О пишущий, избегай сокращать эти слова (салават) до двух букв или чего-то подобного, как это делают аль-Катани и другие из числа невежественных арабов и учащихся. Вместо «салаЛлаху алейхи уа салям» они пишут «с.а.в» или «с.а.с», что влечет за собой уменьшение награды, ведь это не соответствует правильной манере.

    Ас-Суюти (да смилуется над ним Аллах) писал в своей книге «Тадриб ар-Рави фи Шарх Такриб ан-Навави»: «Порицается писать «СалаЛлаху алейхи уа салям» в короткой форме в любом месте, где оно требуется, как сказано в комментариях «Шарх Муслим» и других источниках, потому что Аллах говорит:

    صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

    «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (Сонмы 33:56).

    Порицается сокращать это до одной или двух букв, и те, кто пишут «с.а.в», должны писать это в полной форме».

    Я советую каждому мусульманину, читающему или пишущему, стремиться к лучшей награде и отдаляться от того, что может свести ее на нет или уменьшить. Просим Аллаха даровать нам успех в том, что приводит к Его довольству, воистину, Он Самый Щедрый. Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье и Сподвижникам.

    Маджму Фатава аш-Шейх Ибн Баз, 2/397-399.

    Хвала Аллаhу – с такими словами мы обращаемся к Аллаhу Всевышнему, в котором нуждаемся, а Он не нуждается ни в ком и ни в чем. Мир, почтение и приветствие Его рабам, которых Он избрал. Мы передаем приветствие и читаем молитвы нашему Пророку, мир Ему, а также тем, кто пошел по Его пути, соблюдая Его учение. Просим у Аллаhа Всевышнего, чтобы сохранил и защитил Его общину.

    Воспоминание и восхваление Аллаhа Всевышнего (Зикр) – это одно из самых важных действий и поступков, которое приближает нас к тому, что одобрено Им. Мусульмане получают большое вознаграждение за благочестивые деяния, но это принимается именно от верующих.

    Когда мусульманин упоминает Аллаhа Всевышнего, то его сердце наполняется спокойствием, радостью, и такой человек получит большое вознаграждение на Весах в Судный День. В этот День многие будут сожалеть о том, что они потеряли возможность в прошедшей жизни упоминать Аллаhа Всевышнего молитвами и соблюдением Его повелений. Если человек не был готов к Судному Дню, то будет очень сожалеть, и ему уже не помогут ни имущество, ни деньги, ни семья. Будет слишком поздно… А человек бывает готовым только в том случае, если имеет чистое сердце и искренне убежден в словах: «Нет божества кроме Алла h а и Мух аммад – Его Пророк» и следует по пути Богобоязненности и благочестия.

    Приведем несколько Аятов из К ур`ана, в которых говорится о важности упоминания и восхваления Аллаhа Всевышнего, что это полезно и приятно всем людям, которые упоминают Его. Перечислим ряд преимуществ меджлисов (собраний), где, воспоминая Аллаhа Всевышнего, читают Зикр, в частности, расскажем о пользе собраний, где читаются слова:

    • таhлиль – لا إِلهَ إِلا اللهُ Ля иля h а иллялла h – самый лучший Зикр об Аллаhе Всевышнем,
    • тасбих – это произнесение слов – سُبْحَانَ اللهِ Субха налла h – Аллаh превыше всех недостатков,
    • тах мид الْحَمْد للهِ Аль-х амду лилля h – это восхваление Аллаhа и выражение благодарности Аллаhу Всевышнему за то, что Он даровал нам жизнь, отличил от животных и от всего сущего на этом свете, дал нам мудрость и возможность выбора, а также множество богатств.
    • Ат-такбир – это произнесение слов — اللهُ أكبرُ Алла h у Акбар – Аллаh Всемогущ, но не в смысле объема, размера, потому что Аллаh не объект (каждый объект имеет свои большие или малые габариты, границы, объем, занимает место в пространстве).

    Аллаh Всевышний превыше всех недостатков, потому что все создано Им. А Аллаh не похож на то, что Он создал, так как Он существовал вечно до того, как создал что-либо, и таким и существует. Мы созданы, и все, что можем представить себе, – создано, даже если в жизни не видим этого, а оно есть только в нашем воображении. Аллаhа никто не может представить умом, наш ум и воображение созданы Аллаhом, а Аллаh Всевышний не похож на это – нет ничего, подобного Ему. Например, свет и темнота созданы, их раньше не было. Они были созданы после каких-то других созданий. Разве человек может представить себе время, когда не было ни света, ни тьмы? Тем более, нельзя представить Аллаhа Всевышнего, потому что Он не подобен созданным. Он не объект и не прилагаемое к объекту. Он ни в движении, ни в покое, не разделяется, не соединяется. Нет ничего, подобного Ему.

    Мусульмане веруют в Аллаhа Всевышнего, в Его Пророков, начиная с Адама и до последнего Пророка Мух аммада, мир Ему, включая ‘Ису (Иисуса), Мусу (Моисея), так как верующие не отличают одного Пророка от другого по убеждениям, по вере. У всех Пророков одна и та же вера, одни и те же убеждения. Все Пророки призывали людей верить в Одного-Единственного Бога, Единственного Создателя, и никто из Пророков не называл себя Богом или сыном Бога.

    Когда мы говорим, что речь идет о верующих, то имеем в виду мусульман. Кто верит в Пророков, как положено в Них верить, и не отрицает их учения, таких людей на арабском языке называют мусульманами, т.е. преклоняющимися Одному-Единственному Богу и признающими Его законы.

    Ислам – это покорность Единому Богу, признание Его Законов. Шари‘ат – это Божьи Законы.

    Мусульманами являлись и те, кто веровал в законы ‘Исы (Иисуса) и соблюдал Его учение. В то время они говорили:

    «Нет божества кроме Аллаhа, ‘Иса – Его Посланник». Сейчас мы говорим: «Нет божества кроме Аллаhа, Мух аммад – Его последний Посланник», но признаем и предыдущих Пророков. А предыдущие, повторяя свидетельства своего времени, верили в последнего Пророка Мух аммада, мир Ему, верили, что наступит Его время, и все верующие пойдут по Его пути. Пророк Мух аммад предупреждал, и в К ур`ане также сказано, что ‘Ису, мир Ему, не распяли и не убили, а Он был вознесен и находится на втором небе. Сказано, что наступит день, когда Он возвратится на землю. Мы верим в это, даже если и не увидим, и убеждены, что это время наступит. Вера у ‘Исы, мир Ему, такая же, как и у нас.

    Аллаh Всевышний сказал в К ур`ане:

    (Сура 33 «Аль-Ах заб», Аяты 41,42)

    يَاأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُوا اذْكُرُوا اللهَ ذِكْراً كَثِيراً وَسَبِّحُوهُ بُكْرَةً وَأَصِيلاً

    Это означает: «О, вы, которые уверовали! Вспоминайте Алла h а много и славьте Его утром и вечером» .

    В Суре 2 «Аль-Бак ара», в Аяте 198 сказано:

    فَإِذَا أَفَضْتُمْ مِنْ عَرَفَاتٍ فَاذْكُرُوا اللهَ عِنْدَ الْمَشْعَرِ الْحَرَامِ وَاذْكُرُوهُ كَمَا هَدَاكُمْ

    Это означает, чтобы паломники после того, как завершили стояние в местности ‘Арафат, упоминали Алла h а Всевышнего во время совершения ритуалов, так как Он даровал им путь правдивости и спасения .

    Также сказано в Священном К ур`ане:

    (Сура 2 «Аль-Бак ара», Аят 200)

    فَإِذَا قَضَيْتُمْ مَنَاسِكَكُمْ فَاذْكُرُوا اللهَ كَذِكْرِكُمْ ءَابَاءِكُمْ أَوْ أَشَدَّ ذِكْراً

    Это означает: «Когда полностью завершаете все ритуалы паломничества, вспоминайте Алла h а Всевышнего. Аллаh Всевышний даровал жизнь нашим родителям, Аллаh – Единственный, кто дает всем жизнь» .

    В Суре 4 «Ан-Ниса`», Аяте 103 сказано:

    فَإِذَا قَضَيْتُمْ الصَّلاةَ فَاذْكُرُوا اللهَ قِيَاماً وَقُعُوداً وَعَلَى جُنُوبِكُمْ

    Это означает: «После завершения Намаза вспоминайте Алла h а в каком бы положении вы не находились: стоя, сидя или лежа» .

    В Суре 7 «Аль-А‘раф», Аяте 205 сказано:

    وَاذْكُرْ رَبَّكَ فِي نَفْسِكَ تَضَرُّعاً وَخِيفَةً وَدُونَ الْجَهْرِ مِنَ الْقَوْلِ بِالْغُدُوِّ وَالآصَالِ وَلا تَكُنْ مِنَ الْغَافِلِينَ

    Это означает: «Вспоминайте Господа про себя, выражая свою любовь и Богобоязненность к Алла h у Всевышнему, в полдень и в любое другое время искренне ради Аллаh а. Не будьте в числе тех, кто забывает, отвлекается, а используйте свое время для полезного и нужного (для покорности)» .

    В Суре 62 «Аль-Джуму‘а», Аяте 10 сказано:

    وَاذْكُرُوا اللهَ كَثِيراً لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

    Это означает: «Часто вспоминайте Алла h а, и это поможет вам в успехе» .

    В Суре 33 «Аль-Ах заб», Аяте 35 сказано:

    وَالذََّاكِرِينَ اللهَ كَثِيراً وَالذَّاكِرَاتِ أَعَدَّ اللهُ لَهُمْ مَغْفِرَةً وَأَجْراً عَظِيماً

    Это означает, что Алла h Всевышний обещал и мужчинам, и женщинам, которые часто Его вспоминают, прощение и большое вознаграждение .

    Также есть и другие доказательства из К ур`ана, где говорится о преимуществах упоминания Аллаhа Всевышнего. Доказательством этому служат и слова Пророка Мух аммада – наипрекраснейшего среди созданных. Аллаh Всевышний дал Ему богатство – Он говорил кратко, но Его слова имели великое значение.

    Есть Х адис Пророка Мух аммада, мир Ему, переданный имамом Муслимом, в котором сказано, что Абу hурайра – один из приближенных сподвижников Пророка, говорил о важности частого упоминания Аллаhа Всевышнего и мужчинами, и женщинами:

    عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: سَبَقَ الْمُفَرِّدُونَ «

    قَالُوا وَمَنِ الْمُفَرِّدُونَ يَا رَسُولَ اللهِ. قَالَ : الذَّاكِرُونَ اللهَ كَثِيراً وَالذَّاكِرَاتُ «

    Имам Ат-Тирмиз ий, объясняя слова Пророка, мир Ему, говорил, что у тех людей, которые очень часто упоминают Имя Аллаhа Всевышнего, их упоминание постоянно в их сердцах, и они так привыкли, что уже не могут обходиться без него. Такие люди будут в числе благочестивых и будут радоваться в Судный День.

    Один благочестивый человек – халиф ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз, вечером, во время паломничества в местности ‘Арафат, сказал:

    قَالَ سَيِّدُنَا عُمَرُ بْنُ عَبْدِ الْعَزِيزِ: لَيْسَ السَّابِقُ الْيَوْمَ مَنْ سَبَقَ بَعِيرُهُ

    وَلَكِنِ السَّابِقُ مَنْ غُفِرَ لَهُ

    Это означает: «Здесь мы не смотрим, чей верблюд быстрее бегает, опережая других, а говорим о преимуществах того, у кого приняты молитвы, ритуалы, которые он совершал, и Аллаh даровал ему прощение».

    Здесь речь идет не о тех, кто торопится в этой жизни и хочет опередить другого, а о благочестивых, которые лучше используют свое время и лучше соблюдают повеления Аллаhа Всевышнего.

    Люди бывают разные. Многие читают молитвы, но не все одинаково совершают ритуалы, даже если внешне делают одни и те же движения. Будет счастлив тот, у кого Аллаh Всевышний примет его благочестивые деяния.

    Есть важный Х адис , в котором говорится о семи категориях лиц, которые в Судный День будут под тенью Аль-‘Арша, – которая будет служить для них защитой в то очень тяжелое время.

    Одна из категорий людей – это те, которые упоминали Аллаhа Всевышнего искренне, без каких-либо корыстных целей, с чистой душой и со слезами на глазах, как сказано об этом нашим Пророком Мух аммадом, мир Ему:

    وَرَجُلٌ ذَكَرَ اللهَ خَالِيًا فَفَاضَتْ عَيْنَاهُ

    Быть в числе радостных в Судный День – большое богатство и высокое почтение для человека.

    В «Достоверном сборнике изречений Пророка», который составил имам Муслим, сказано, что Пророк Мух аммад, мир Ему, очень часто упоминал Аллаhа Всевышнего в разных ситуациях: это не зависело от того, был у Него Т аhарат или нет, стоял Он или же сидел, ходил или же лежал, путешествовал или же находился дома. Это было независимо от времени суток и состояния Его здоровья – Он читал Зикр перед всеми и наедине.

    Отсюда становится ясно, что в религии разрешается повторять слова Зикра даже тем, кто не находится в состоянии Т аhарат.

    Ар-Раби‘, сын Анаса, говорил:

    قَالَ الرَّبِيعُ بْنُ أَنَسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ: عَلامَةُ حُبِّ اللهِ كَثْرَةُ ذِكْرِهِ فَإِنِّكَ لَنْ تُحِبَّ شَيْئاً إِلا أَكْثَرْتَ ذِكْرَهُ

    Это означает: «Признаком любви к Алла h у Всевышнему является частое Его упоминание. Это следует из принципа: кого человек любит больше, того чаще и упоминает» .

    Имам З ун-Нун аль-Мис рий сказал:

    قَالَ ذُو النُّونِ الْمِصْرِيُّ رَحِمَهُ اللهُ: مَنِ اشْتَغَلَ قَلْبُهُ وَلِسَانُهُ بِالذِّكْرِ قَذَفَ اللهُ فِي قَلْبِهِ نُورَ الاشْتِيَاقِ إِلَيْهِ

    Это означает: «Кто выражал свою любовь к Аллаhу Всевышнему, используя свой язык и свое сердце, упоминая Аллаhа, тот будет ощущать особую радость и будет среди благочестивых. Кто часто упоминает Аллаhа Всевышнего, тому Он дарует особый свет, который поможет человеку идти правдивым путем».

    Кто пошел по пути Богобоязненности, тот больше старается выразить свою любовь к Аллаhу Всевышнему не только соблюдением повелений Аллаhа, но и воспоминаниями о Нем. Есть люди, которые даже когда разговаривают, слушают или отвечают на вопросы, все время языком повторяют «Ля иляhа илляллаh», тем самым выражая любовь к Аллаhу Всевышнему. Они живут с этой любовью, даже когда общаются с другими. В мыслях они не с окружающим миром – эти люди думают только об Аллаhе Всевышнем.

    Один из благочестивых людей сказал о Пророке Юсуфе: «Он был Пророком, но были люди, которые обвинили Его в том, чего Он не совершал. В результате Его посадили в тюрьму, хотя Он был невиновен. Пророк Юсуф не переставал упоминать Аллаhа Всевышнего и читал молитвы».

    Абу hурайра, который передал множество Х адис ов, использовал нитку с 2000 узелков для чтения Зикра, используя ее шесть раз. Его спрашивали, почему он так часто читает Зикр. «Я читаю тасбих столько, сколько у меня грехов», – ответил он .

    Человек любит Аллаhа Всевышнего и надеется на Его прощение. Это будет отличать его на Том Свете от других. Эта история является доказательством неверности убеждений ваhhабитов. Они говорят, что нельзя использовать субх а-тасбих , утверждают, что это новшество, и что каждое новшество ведет к заблуждению. Они избрали для себя новый путь, новую религию, этим они отличаются от мусульман всего мира. Ваhhабиты – это сектанты, и они не принадлежат к мусульманскому обществу. Они отрицают субх а, а мы знаем, что сподвижники Пророка Мух аммада, мир Ему, пользовались субх ой, хотя она тогда не имела привычного для нас вида, но она служила показателем количества повторяемого Зикра.

    Кроме чтения Сур и Аятов К ур`ана, Халид ибн Ма‘дан – один благочестивый человек, по сорок тысяч раз в день читал Зикр. Когда он умер и его положили на кровать, чтобы обмыть, увидели, что его палец находится в движении, как будто бы он читает тасбих .

    ‘Абдуль-‘Азиз ибн Абу Рауад, пусть будет ему милость Аллаhа, сказал: «У нас в Мекке была женщина, которая ежедневно повторяла двенадцать тысяч раз Зикр, а когда она умерла, и мужчины повезли ее на кладбище – мгновенно исчезла с их рук».

    Один из самых благочестивых последователей сах аба – Х асан аль-Бас рий, когда был свободен и не общался с людьми, часто повторял Зикр «Субха налла hиль-‘Аз ы м». Об этом говорили некоторые известные теологи города Мекки. В ответ было сказано, что Х асан аль-Бас рий – знаток Ислама.

    Об Ибн Сирине, пусть будет ему милость Аллаhа, сказано, что его основными словами были:

    • سُبْحَانَ اللهِ الْعَظِيمِ Субха налла hиль-‘Аз ы м, а также:
    • سُبْحَانَ اللهِ وَبِحَمْدِهِ Субха налла hи уа бих амдиhи.

    Некоторые теологи первых времен после ниспослания Шари‘ата Пророка Мух аммада, мир Ему, – саляфиты , приходили на рынок для того, чтобы повторять Зикр в том месте, где многие из людей забывают о чтении Зикра.

    Саляфиты – мусульмане, жившие в первые 300 лет после hиджры (переселение Пророка Мух аммада, мир Ему, из Мекки в Медину).

    Вам может понравится

    Что следует говорить, когда видишь человека, страдающего от какой-то болезни.

    قَالَ رَسُولُ اللهِ سَيِّدُنَا مُحَمَّدٍ: مَنْ رَأَى مُبْتَلَى فَقَالَ الْحَمْدُ للهِ الَّذِي عَافَانِي مِمَّا ابْتَلَى هَذَا بِهِ وَفَضَّلَنِي عَلَيْهِِ وَعَلَى كَثِيرٍ مِمَّنْ خَلَقَ تَفْضِيلاً

    Это означает: «Кто увидел страдающего, пусть скажет: Хвала Алла hу, Который спас меня от этой болезни и дал мне здоровье и дал мне преимущество над многими созданными» .

    Что следует говорить из дуа при расставании

    Аль-Байhак ый передал от Анаса, пусть благословит его Аллаh, что однажды мужчина подошел к Посланнику Аллаhа, мир Ему, и сказал:

    رَوَى الْبَيْهَقِيُّ عَنْ أَنَسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: جَاءَ رَجَلٌ إِلَى النَّبِيِّ عَلَيْهِ الصَّلاةُ وَالسَّلامُ فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ إِنِّي أُرِيدُ سَفَرًا فَزَوِّدْنِي قَالَ: زَوَّدَكَ اللهُ التَّقْوَى قَالَ: زِدْنِي قَالَ: وَغَفَرَ لَكَ ذَنْبَكَ قَالَ: زِدْنِي بِأَبِي أَنْتَ وَأُمِّي « قَالَ: وَيَسَّرَ لَكَ الْخَيْرَ حَيْثُ مَا كُنْتَ

    Это означает: «О, Посланник Алла h а, я собираюсь путешествовать. Что Ты посоветуешь мне?» Пророк, мир Ему, прочитал Ду‘а, чтобы Аллаh даровал ему быть более Богобоязненным. Тогда человек спросил: «А что еще?» В ответ Пророк Мух аммад, мир Ему, прочитал Ду‘а, чтобы Аллаh простил грехи этого человека. Он снова сказал: «А еще что?» Пророк, мир Ему, попросил Аллаh а, чтобы Он даровал добро этому человеку, где бы тот ни находился» .

    Имамы Ан-Наса`ий, Ах мад и Ат Т абараний передали от Абу hурайры, да благословит его Аллаh, что он сказал одному человеку при расставании с ним: «О, мой родной, хочешь, я и научу тебя тому, чему учил меня Пророк Мух аммад, мир Ему. И сказал:

    وَرَوَى النَّسَائِيُّ وَأَحْمَدُ وَالطَّبَرَانِيُّ أَنَّ أَبَا هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ أَرَادَ أَنْ يُوَدِّعَ رَجُلاً فَقَالَ: أَلا أُعَلِّمُكَ يَا ابْنَ أَخِي مَا عَلَّمَنِيهِ رَسُولُ اللهِ . قَالَ: قُلْ أَسْتَوْدِعُكَ اللهَ الَّذِي لا تَضِيعُ وَدَائِعُهُ

    Это означает: «Прошу у Алла h а, чтобы ты был под Его сохранностью. Воистину, не пропадет то, что находится под Его сохранностью» .

    رَوَى الْبُخَارِيُّ فِي الأَدَبِ الْمُفْرَدِ عَنْ عَبْدِ الرَّحْمنِ بْنِ سَعْدٍ قَالَ: خَدَرَتْ رِجْلُ ابْنِ عُمَرَ فَقَالَ لَهُ رَجُلٌ: اذْكُرْ أَحَبَّ النَّاسِ إِلَيْكَ فَقَالَ: يَا مُحَمَّدُ « ومَعْنَى (يَا مُحَمَّدُ) أَدْرِكْنِي يَا مُحَمَّدُ بِدُعَائِكَ إِلَى اللهِ لِيُذْهِبَ عَنِّي هَذَا الشَّلَلَ

    Аль-Бухарий в своей книге «Аль-адаб аль-муфрад» передал от Абдур-рах мана ибн Са‘да, который сказал, что однажды у сына Х алифа ‘Умара парализовало ногу. Тогда один мужчина сказал ему: «Вспомни самого любимого для тебя человека» . Тогда он произнес: «О, Мух аммад!» Когда мы говорим: «О, Мух аммад!», то просим Пророка, мир Ему, чтобы обратился к Аллаhу Всевышнему с молитвами, чтобы Он избавил нас от постигшей беды. Случай, который произошел с этим благочестивым сподвижником, доказательство того, что разрешается обращаться с призывом о помощи к Пророкам, мир Им, и к святым людям, чтобы они просили для нас помощи у Аллаhа. О благочестивости Ибн ‘Умара сказал сам Пророк, мир Ему. Воистину его слова: «О, Мух аммад!» – это зов о помощи, то есть Тау ассуль.

    Ас-Самирий и другие сказали: «Разрешается обращаться к Аллаhу и просить дождь ради благочестивых теологов». Если это разрешено, то нет никаких сомнений, что разрешается обращаться и просить у Аллаhа ради Пророка, мир Ему. Один из известнейших теологов мазhаба Х анбали – Аль-Мардауий сказал: «Разрешено просить помощи через благочестивого человека. Это считается правильным и даже желательным».

    Имам Ах мад ибн Х анбаль, да будет ему милость Аллаhа, сказал, что когда будут упоминать Сафу ана ибн Салима Аль-Маданий (Абу ‘Абдуллаhе), то ожидается дождь.

    Ас-Субкий, да будет ему милость Аллаhа, сказал, что лучше взывать о помощи ради Пророка, мир Ему. Никто из саляфитов и халяфитов не отрицал этого. Один Ибн Таймии, который ввел плохое новшество, ведущее к заблуждению, отрицал это.

    Призываем каждого из вас следовать путем ‘Абдуллаhа ибн ‘Умара, Ас-Субкия, Ах мада ибн Х анбаля. Обращайтесь к Аллаhу Всевышнему ради Пророка Мух аммада, мир Ему, надеясь на спасение на Том Свете.

    Вопрос: Допустимо ли писать «с.а.с» или «с.а.в» при упоминании Пророка (с.а.с. – мир ему и благословение Аллаха) и не писать салават полностью?

    Ответ: Хвала Аллаху

    Необходимо писать «СалаЛлаху алейхи уа салям» (Мир ему и благословение Аллаха) полностью,не сокращая эти слова до «с.а.с» или «с.а.в».

    Сказал шейх Абдуль-Азиз ибн Баз (да смилостивится над ним Аллах): «Предписано благословлять Пророка (мир ему и благословение Аллаха) во время молитвы в ташаххуде, во время хутбы, дуа и мольбы о прощении, после азана, при выходе и входе в мечеть и при его упоминании в других случаях. Поэтому еще важнее делать это, когда мы пишем его имя в книге, письме, статье и т.п.

    Необходимо писать благословение (салават) полностью, чтобы выполнить повеление Аллаха и напомнить читателю о его произнесении. Нам не следует писать благословение Пророку (мир ему и благословение Аллаха) в сокращенной форме, например, «с.а.с», «с.а.в» и т.д., поскольку это противоречит повелению Аллаха в Его Книге, где Он говорит:

    صلُّوا عليهِ وسلِّموا تسْليماً

    (Сонмы 33:56)

    Сокращенная форма не имеет таких преимуществ, как полная. Читатель может не заметить или не понять ее; более того, ученые не одобряют такое написание и даже предостерегают от него.

    Сказал Ибн ас-Саля в своей книге «Улюм аль-Хадис» (Наука о хадисах), известной как «Мукадимат Ибн ас-Саля»:

    «Девятое: Человек должен полностью писать салават и таслим, т.е. слова «мир ему и благословение Аллаха», при упоминании Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Человек не должен уставать от этого повторения, потому что в этом огромная польза, а изучающие хадисы и писатели могут упустить ее. Кто пренебрегает этим, тот лишается огромной награды. Благое совершают те, кто пишет салават полностью, потому что человек пишет его в форме дуа, а не как часть повествования, зависимую от источника.

    Крупнейший ученый, обладающий обширными знаниями, Ас-Сахави (да смилуется над ним Аллах) писал в своей книге «Фатх аль-Мугис Шарх Альфият аль-Хадис аль-Ираки»: «О пишущий, избегай сокращать эти слова (салават) до двух букв или чего-то подобного, как это делают аль-Катани и другие из числа невежественных арабов и учащихся. Вместо «салаЛлаху алейхи уа салям» они пишут «с.а.в» или «с.а.с», что влечет за собой уменьшение награды, ведь это не соответствует правильной манере.

    Ас-Суюти (да смилуется над ним Аллах) писал в своей книге «Тадриб ар-Рави фи Шарх Такриб ан-Навави»: «Порицается писать «СалаЛлаху алейхи уа салям» в короткой форме в любом месте, где оно требуется, как сказано в комментариях «Шарх Муслим» и других источниках, потому что Аллах говорит:

    صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيمًا

    «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (Сонмы 33:56).

    Порицается сокращать это до одной или двух букв, и те, кто пишут «с.а.в», должны писать это в полной форме».

    Я советую каждому мусульманину, читающему или пишущему, стремиться к лучшей награде и отдаляться от того, что может свести ее на нет или уменьшить. Просим Аллаха даровать нам успех в том, что приводит к Его довольству, воистину, Он Самый Щедрый. Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье и Сподвижникам.

    Маджму Фатава аш-Шейх Ибн Баз, 2/397-399.

    Вопрос:

    Когда кто-то в нашем присутствии произносит имя нашего Пророка (мир ему и благословение), как мы должны произносить приветствие ему — вслух или можно сделать это мысленно? Подобный вопрос: когда мы читаем текст, где встречается имя Пророка (мир ему и благословение), должны мы произнести вслух приветствие ему или можно сделать это мысленно?

    Ответ:

    Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

    Когда в нашем присутствии произносится имя нашего Пророка (мир ему и благословение), настоятельно рекомендуется читать ему приветствие (салават).

    Али (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

    البخيل من ذكرت عنده فلم يصل علي

    «Будет скупым тот (человек), кто не произносит приветствие (салават) на меня, когда мое имя упоминается в его присутствии» (Сунан ан-Насаи, хадис 8046).

    В другом хадисе, рассказанном Анасом ибн Маликом (да будет доволен им Аллах), передается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

    من ذكرت عنده فليصل علي، ومن صلى علي مرة صلى الله عليه عشرا

    «Человек, в чьем присутствии упоминается мое имя, пусть произносит салават (приветствие) мне. Тому, кто произнесет салават (приветствие) на меня один раз, Аллах пошлет десять благословений» (Насаи, хадис 9806).

    Исходя из этого, ученые сказали, что когда имя Пророка (мир ему и благословение) упоминается в каком-то собрании людей, обязательным будет произнести на него салават один раз. Если в этом же обществе еще раз будет произноситься имя Пророка (мир ему и благословение) читать салават на него желательно, но не обязательно (Фадаилю с-Саля аля н-Наби).

    Что касается способа произнесения салавата, об этом нет явного упоминания – нужно ли произносить салават вслух или мысленно. Однако, очевидно, что произнесение его таким образом, когда человек шевелит губами и слышит сам себя, больше подходит под определение «чтение вслух» («декламация»).

    Кроме того, есть хадис, где говорится, что Аллах назначил специальных ангелов, которые ходят по земле, слушая, где читают салават на Пророка (мир ему и благословение), чтобы потом передать ему эти приветствия. Эти ангелы не смогут узнать – произнес ли человек салават, если он будет произносить его мысленно, так что человек должен стараться произносить его, шевеля губами, так, чтобы слышать самого себя.

    Итак, если мы где-то слышим или прочитаем имя Пророка (мир ему и благословение), будет обязательным произнести приветствие (салават) на него. Если его имя произнесут (или мы прочитаем его) еще раз, уже можно произнести салават в уме (мысленно).

    А Аллах знает лучше.

    Муфтий Сухайл Тармахомед