• Порядок проведения мавлида. Думы о мавлиде. Как нужно проводить обряд мавлида? Чтение мавлида

    БисмилЛахирРохманирРохим.

    Иса Балаев:

    "На Северном Кавказе принято читать Мовлид на арабском языке. В основном, предпочтение его чтению отдают месяцу Рабби-уль-Авваль, в связи с появлением на свет последнего пророка Аллаха, Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Нет никаких сомнений в том, что восхваление пророка Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повествования о его жизни и деяний - есть благое дело. Ибо сказано же в Коране: «Поистине Аллах и ангелы благословляют нашего пророка. …» (дополнить Аят и указать Суру и Аят) Но, в чтении и слушании Мовлида, не понимая его смысла - нет бараката для нас. Лучшее для нас, для читающих и слушающих, это читать Мовлид на родном языке, на языке присутствующих. К сожалению, у нас, на Северном Кавказе, не правильно понимают тех, кто стараются объяснить истинный смысл Мовлида, что он нацелен донести до слушающих величие и достоинства самого лучшего человека на Земле - Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.


    Много ли сегодня, среди жителей всей большой Российской Федерации (не говоря уж о самом Северном Кавказе) знающих арабский язык и понимающих смысл читаемого Мовлида? Нет. Очень мало.


    Зачем Мовлид читают на арабском языке? Да потому, что текст данного Мовлида переписывается и передается из поколения к поколению уже более ста лет. Судя по рассказам стариков, текст Мовлида идет где-то с конца 19 века. И некоторые люди отдают авторство некому Шейху Джамалейлу из Саудовской Аравии.
    Мы же знаем, что до падения Имама Шамиля, в 18-19 веках, и в начале 20 столетия на Северном Кавказе связывающим языком народов был арабский. В те времена, хоть как-то имел смысл чтения Мовлида на арабском, так как владеющих этим языком было значительно больше, чем сегодня, да и школы, в то время были, изучающие чтению Корана и языку.


    Сегодня, очень многие думают, что Мовлид, как и Коранические Суры должен читаться на арабском языке, по той лишь причине, что отцы и деды читали его на арабском, «уж они-то знали больше чем мы…». Так ли оно на самом деле? Нет. Только Коран может давать нам баракат, когда читаем и слушаем его, не понимая смысла. Получать баракат от чтения и слушания Сиры (истории о пророке Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует), мы сможем тогда, когда до нас, до наших сердец доходит то, что говорится, в данном случае, в Мовлиде.


    Поэтому, я взял текст Мовлида, который очень распространен у нас на Северном Кавказе. В 90-ые годы, на прилавках книг можно было купить брошюры с Мовлидом и на арабском, и на языках местных народов. Но я не встречал Мовлида на чеченском языке (не могу говорить о других), который был бы переводом именно того распространенного арабского текста. Поэтому, я попросил нашего брата по имени , сделать перевод, на что он любезно согласился, не смотря на свою занятость. Шукран (благодарность) ему за это, да преумножит Аллах его и нас благими знаниями. Ниже приводятся копия страниц из брошюры с Мовлидом и перевод от .
    Прошу Аллаха, чтобы братья и сестры по вере сделали правильные выводы из данной работы, что вовсе не преследуем цель, сказать: «Нельзя читать Мовлид!», как это могут преподнести недоброжелатели Ислама. А хотим донести, что о Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, лучше всего говорить, слушать, писать, читать на языке, который вы понимаете, дорогие братья и сестры. "

    "Скажем так - текст этот написан "белым стихом", рифмованной прозой, "байтами". Стихи конечно очень хорошие - но перевести их на русккий можно очень примерно, как сделал я. Чтобы оформить их в поэтичной форме - надо иметь талант поэта. Чтобы понять их "с голоса", только слушая чтение - надо иметь познания в арабском на уровне академических - то есть владеть языком в совершенстве.
    Со многим, сказанном например в этой http://assalam.ru/content/story/882 статье можно согласится. Но решительно отвергаются две вещи - взывание к ушедшим из этого мира, которые повторяются в этом тексте раз пять по-моему - Это слова "О пророк Аллаха! О лучшее из творений!". Покинувшие этот мир, и в том числе и наш пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не могут слышать живых. И второй момент - это то, что чтение это (пусть это и прекрастные стихи, восхваляющие пророка, да благословит его Аллах и приветствует), читается на совершенно непонятном языке и нет даже перевода читаемого. Разве есть в том польза. Также как и нет хадиса о том, что во времена сахабов кто-то написал бы например прекрасное стихотворение на фарси, пришёл к арабам и читал бы его, не переводя - разве они смогли бы оценить его или получить пользу от его смысла?
    Хорошо сказал об моулиде шейх ибн Хаджар аль-аскаляни
    Шейхуль Ислам Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773—852 х/1372—1449 м) из шафиитов говорит:

    أصل عمل المولد بدعة لم تنقل عن أحد من السلف الصالح من القرون الثلاثة ولكنها مع ذلك قد اشتملت على محاسن وضدها فمن تحرى في عملها المحاسن وجنب ضدها كان بدعة حسنة وإلا فلا وقد ظهر لي تخريجها على أصل ثابت في الصحيحين من أن النبي صلى الله عليه وآله وسلم قدم المدينة فوجد اليهود يصومون يوم عاشورا فسألهم فقالوا هو يوم أغرق الله فيه فرعون ونجى موسى فنحن نصومه شكرا لله تعالى فيستفاد منه الشكر لله على ما من به في يوم معين من إسداء نعمة أو دفع نقمة ويعاد ذلك في نظير ذلك اليوم من كل سنة والشكر لله يحصل بأنواع العبادة كالسجود والصيام والصدقة والتلاوة وأي نعمة أعظم من النعمة ببروز هذا النبي نبي الرحمة في ذلك اليوم وعلى هذا فينبغي أن يقتصر فيه على ما يفهم الشكر لله تعالى من التلاوة والإطعام وإنشاد شيء من المدائح النبوية المحركة للقلوب إلى فعل الخير والعمل للآخرة وأما ما يتبع ذلك من السماع واللهو وغير ذلك فينبغي أن يقال: ما كان من ذلك مباحا بحيث يقتضي السرور بذلك اليوم لا بأس بإلحاقه به وما كان حراما أو مكروها فيمنع وكذا ما كان خلاف الأولى
    "Основа проведения мавлида является нововведением, не практиковавшимся во времена праведных предков (саляфу салих) в трех столетиях, но вместе с этим оно заключает в себе много достоинств. Следовательно, если при его проведении остерегаться всего запретного, то следует относиться к нему как к благому новшеству. В противном же случае, мавлид порицается.

    Я нашёл достоверную основу для проведения мавлида в двух сахихах (аль-Бухари и Муслима). Этот хадис рассказывает о том, что когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину, он увидел, как иудеи постятся в 10-й день Ашуры, и спросил их, почему они это делают. Они ответили: "Это день, когда Аллах погубил (утопил) Фараона и спас Мусу, мир ему. Мы постимся, выражая благодарность нашему Создателю". Из этого извлекают пользу, выражения благодарности Аллаху за то, что с кем-то бывает в определенный день, как получение благодати или отвода беды, и это повторяется в этот день каждый год.

    Выражение благодарности осуществляется разными видами поклонения, такими как пост, подача милостыни, земные поклоны, чтение Корана. А какое благо величественнее, чем появление этого Пророка, Пророка милости в этот день. Согласно этому нам следует ограничиться над тем, что понимается под выражением благодарности Аллаху, это как чтение Корана, угощение пищей, и чтение чего-либо прославляющее Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которые склоняют сердца к совершению добра и деяний ахирата.

    Что же касается таких проявлений как слушание, пустословие и тому подобное, то следует сказать: то, что дозволенно как проявление радости в этот день, нет ничего плохого, если это совершить, а то, что запретно или нежелательно, то от этого необходимо воздержаться. И также надо остерегаться того, в чем есть разногласие".

    [Ибн Хаджар аль-Аскаляни, Фатх аль-Бари, 9/145; Ас-Суюти, "аль-Хави лиль-Фатава", глава "Благие намерения в проведении мавлида"]

    приведённый мной перевод можно использовать просто как подсказку - но опираясь на него можно сделать вариант на русском или ингушском, или ином языке - дабы он выглядел красиво и благозвучно, и был понятен и доступен слушающим."


    95
    Это День Рождения (Моулид) пророка
    Во имя Аллаха, Всемилостивого и Всемилосердного
    Поистине Аллах и ангелы благословляют пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте и приветствуйте его. О Аллах! Благослови господина нашего Мухаммада, и благослови семейство господина нашего Мухаммада, и приветствуй. Благословляй и приветствуй постоянно и вечно твоего любимца, лучшего из всех творений.

    96
    Восхвалён тот, кто сотворился в образе, сущность которого не постичь человеку. Возвышен он, получив особое чудо от Аллаха избранием его. Он тот, кем, посредством избранничества его, мы будем гордится в Судный День. Он тот, кто принёс нам милость, и принесённое - наилучшее, и описано оно в айатах и сурах. Благословляет его Господь Трона, сотворивший нас, тот что распространил истину, что как блистающая луна, или плывущие облака, или распространяющийся аромат мускуса, или красота ночи в её начале.
    97
    И в сущности рождения его - сура Та-Ха. И это наилучшее что ниспослано по милости Аллаха, дабы утвердить его среди собрания ближних его, посредством преуспеяния, предопределённого ему, и стал он светом хашимитов среди сыновей Адама. Возвышен и избран за тысячи лет до того, как появился и воссиял после сотворения своего. И как упомянуто о том, что повелел Создатель наш совершить земной поклон ангелам своему творению, и поверили они в истинность того, что велено им.

    98
    И не прекратится всепроникающий свет сияния его, подобный лучезарному свету, прекраснее солнца и луны. И благословляют избранного вести по истинному пути. О тот, кто присутствует тут! Благословляй и приветствуй постоянно и вечно твоего любимца, лучшего из всех творений.
    Щедро пожалуй нам стезю покорности ему. Ибо посредством её превозмог очищенный человек мерзость невежества, ни в коей мере не смешался с ней, не имел никакого недостатка, и не смутился он,
    99
    а с воодушевлением превозмог её добрыми делами, и принёс это любимец Аллаха, и не было в принесённом горя и печали, и восполнило принесенное то, что было у Асии и Марьям, и вернул то, что было оставлено, и это его положение в Судный День, и таково место Мухаммада, обёрнутого в свет. Несёт благую весть и возвещает всё сущее о нём, и распространяется сияние его среди всех творений.



    100
    И превозносят высоко место его учёные, собираясь для поминания его, и благословляя его на своих собраниях, и слушая поминания его. Ибо есть он пречистый источник благого и пророк наш. И украсил свой век, в котром жил он, наш пророк Мухамммад. И мы гордимся им, ибо есть он открытие наставления и окончание его, зовущий наставлением его к религии Аллаха, и ведущий к наилучшему завершению наших дел в день Воскресения.
    101
    Тьма и ночь невежества исчезли с его рождением, и вознеслась его счастливая звезда. И отведено было несчастье и всякое из зол под сводом небес. И до джинов и людей донесена была благая весть об Исламе. И возводим мы мольбы за избранного пророка, направившего нас к пути истины, и определили верное руководство для всех творений. И верное руководство прибудет всегда среди любимых его творений.
    102
    О благороднейшее из созданий! О милость, нам дарованная! Поистине, пылающий Ад будет наполнен неверующими, но уберегаешь ты от него приблизившегося к нему на локоть. И продумано каждое из деяний, и проповедь твоя помогает нуждающимся в ней. О посланник Аллаха! Ты помогаешь нам в преддверии зияющей пропасти и уберегаешь от величайшей из печалей. И нет прибежища от горестей и трудностей иного, как у тебя
    103
    О лучшее из творений! Уберегший нас от горестей! Клянусь Аллахом, горем была кончина твоя, но началась от неё благая весть, и распространилась она повсюду, и привела она к преуспеянию. И получив её, подобно бедняку, которому внезапно пришло богатство, стали в преуспевшими на наставлении твоём и идущими твоим путём, получившими помощь и облегчение

    104
    И посредством наставления пророка нашего пришла к нам победа, и возобладали мы над армиями. И к нему направлена была мольба Хусейна в ночи о поддержке его и ограждении от печалей. И помоги же и подвластным нам, и господину нашему султану Абдулхамиду, и окажи помощь им, как оказал ты её сыновьям Усмана, дабы вознесли мы славу твою и славу Властителя Трона.
    105
    И властителю Мекки, которая лучшая из поселений и мать городов, и властителям всех стран мусульман. Ниспошли им благо подобно обильным дождям в их собраниях. И ниспошли благо всем кто читает это о нём и слушает. И всем, кто хранит в душе любовь к лучшему из творений и упование на него, и хранит в сердце любовь к лучшему из созданий.


    106
    Благослови и приветствуй всех, кто последовал за ним из джиннов ночи и обитателей пустыни и всех последовавших за ним из искренних рабов, как пошедших за истиной и за избранным посланником, по пути его истинного руководства, как и последовали за ним все им любимые творения.

    Продолжая нашу переписку.

    Иса Балаев:
    "По моему, здесь на страницах 105, 106 отдают "дань уважения" правителям... (какому-то султану Абдулхамиду и правителю Мекки). Как Вы думаете?"

    Яхъя:

    В тексте ниже действительно имеются ввиду шарифы Мекки и вероятнее всего султан Абдул-Хамил Второй - 34-й султан и 99-й османский халиф, что правил в в 1876- 1909годах. , или Абдул-Хамид I - 27-й султан Османской империи- взошедший на престол в 1774 году. Скорее всего первый вариант, но возможно и второй. Так или иначе оттомано-турецкое происхождение моулида на лицо."

    Иса Балаев:
    "Теперь мучает вопрос: "Зачем, вообще, о них вспоминать в Моулиде, когда в истории Исламе было много более Богобоязненных и с более великими заслугами перед религией Аллаха людей?"

    Дамир Мухетиднов

    1. Сура «аль-Фатиха»

    А‘узу билляхи минаш-шайтанир-раджим.

    Бисмилляхир-рахманир-рахим.

    Альхамду лилляхи раббиль ‘алямин. Ар-рахманир-рахим. Малики яумид-дин. Иййякя на‘буду ва иййякя наста‘ын. Ихдинас-сыраталь-мустакым. Сыраталь-лязина ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдуби ‘аляйхим ва ляд-даллин.

    Прибегаю к Аллаху от сатаны, побитого камнями! Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния! Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.

    2. Сура «аль-Бакара» (2:285-286)

    Бисмилляхир-рахманир-рахим.

    ’Аманар-расулю бима ’унзиля ’иляйхи мир-раббихи валь-му’минун, куллюн ’амана билляхи ва маля’икятихи ва кутубихи ва русулих, ля нуфаррику байна ’ахадим-мир-русулих, ва калю сами‘на ва ’ата‘на гуфрана кя раббана ва ’иляйкяль-масыр. Ля юкяллифуллаху нафсан ’илля вус‘аха, ляха ма кясабат ва ‘аляйха мак тасабат, раббана ля ту’ахызна ’ин-насина ау ’ахта‘на, раббана ва ля тахмиль ‘аляйна ’исран кяма хамальтаху ‘алял-лязина мин каблина, раббана ва ля тухаммильна ма ля таката ляна-бих, ва‘фу‘анна ва-г‑фирляна ва-р‑хамна’анта мавляна фансурна ‘аляль-кавмиль-кяфирин.

    Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие».

    Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты — наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми.

    3.1. Сура «аль-Ахзаб» (33:40-48)

    Бисмилляхир-рахманир-рахим.

    Ма кяна Мухаммадун ’аба ’ахадим мир-риджаликум ва лякир расуляллахи ва хатаман-набиййин, ва кянал-лаху би-кулли шай-’ин ‘алима. Я ’аййухаль-лязина ’аману-з‑куруллаха зикран кясира. Ва саббихуху бук ратау-ва ’асыля. Хуваль-лязи юсолли ‘аляйкум ва маля’икятуху лиюхриджа-кум миназ-зулюмати ’илян-нур, ва кяна биль-му’минина рахима. Тахиййатухум яума ялькаунаху салям, ва ’а‘адда ляхум ’аджран кярима. Я ’аййухан набиййу ’инна ’арсальнакя шахидау-ва мубашширау-ва назира. Ва да‘ыян ’иля-ллахи би ’изнихи ва сираджам мунира. Ва башшириль-му’минина би’анна ляхум миналлахи фадлян кябира. Ва ля туты‘ыль-кяфирина ва-ль-мунафикына ва да‘ъ ’азахум ва таваккяль-‘аля-ллахи ва кяфа билляхи вакиля.

    Мухаммад не является отцом кого-либо из ваших мужей, а является Посланником Аллаха и Печатью Пророков (или последним из пророков). Аллах знает обо всякой вещи. О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и перед закатом. Он — Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также благословляют вас, чтобы вывести вас из мрака к свету. Он милосерден к верующим. В тот день, когда они встретят Его, их приветствием будет слово: «Мир!». Он уготовил для них щедрую награду. О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения и освещающим светочем. Сообщи же верующим благую весть о том, что для них у Аллаха есть великая милость. Не подчиняйся неверующим и лицемерам, оставь причиняемые ими страдания и уповай на Аллаха. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!

    3.2. Сура «аль-Ахзаб» (33:56)

    ’Инналлаха ва маля’икятаху юсоллюна ‘алян-набийй. Я ’аййухаль-лязина ’аману соллю ‘аляйхи ва саллиму таслима.

    Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром.

    4.1. Касыда (салават макбуля)

    а) Аллахумма солли ‘аля саййидина Мухаммадин саййидиль-‘араби валь-‘аджам. Ва имами Маккята валь-Мадинати валь-Харам. Ва тарджумани лисанис-саляфи валь-кярам. Ва ‘аллямаль-инсана ма лям я‘ълям. Аслюху нурун ва наслюху Адам. Ба‘ъсуху муаххарун ва халькуху мукаддам. Исмухуш-шарифу мактубун ‘аля-ль-ляухиль-махфузы би-якутиль-джау-хари валь-калям. Джисмухуш-шарифу мадфунун филь-Мадинатиль-Мунавварати валь-Харам. Фатуба лиман ра’аху ва таба‘аху ва лиман аслям. Манба‘уш-шафа‘ати яумаль-хашри ван-надам. Манба‘уш-шафа‘ати лиль-‘асына ка’илян — я рабби саллим яума я ляйтат-тахальна тураба тахтиль-кадам. Уммати, уммати ва уммата я заль-лютфи валь-кярам. Фа-юнадиль-мунади мин кыбалир-Рахманиль-архам. Кабильту шафа‘атакя я набийяль-мухтарам.

    О Аллах, благослови нашего господина Мухаммада, господина арабов и аджам (неарабов), имама Заповедных мечетей Мекки и Медины. Основоположника языка саляф (сподвижников) и кярам (благочестивых ученых), научившего человека тому, чего он не знал. Его первопричина — свет, а его прародитель — Адам. Его послание последнее, но его сотворение прежде [всех]. Его благородное имя записано в Хранимой Скрижали драгоценным Джаухар (Камнем) и Калям (Пером). Его благородное тело захоронено в Заповедной мечети аль-Харам в Лучезарной Медине. Благословенны те, кто видел его, кто последовал за ним и кто предался [Аллаху]. Он источник заступничества в День суда и Сожаления. Он заступник ослушавшихся, говоря [в День суда]: «О Господь! Обезопась в День, когда мы будем просить: „О Господь, о если бы Ты укрепил землю под нашими ногами!“. Моя умма, моя умма, о Обладатель милости и щедрости!». Затем глашатай возвестит [по приказу] Милостивого и Милосердного: «Я принял твое заступничество, почтенный Пророк».

    4.2. Салават (хором)

    Ас-саляту вас-саляму ‘аляйкя я Расуляллах;

    Ас-саляту вас-саляму ‘аляйкя я Хабибаллах;

    Ас-саляту вас-саляму ‘аляйкя я Набийяллах;

    Ас-саляту вас-саляму ‘аляйкя я хайра халькыллях.

    Благословение и мир тебе, о Посланник Аллаха,

    Благословение и мир тебе, о Любимец Аллаха,

    Благословение и мир тебе, о Пророк Аллаха,

    Благословение и мир тебе, о лучшее из творений Аллаха.

    4.3. Касыда

    Удхулюль-джанната ля хауфун ‘аляйкум ва ля хазанун ва ля алям. Сумма радыяллаху та‘аля ‘ан Аби Бакрин ва ‘ан ‘Умара ва ‘ан ‘Усмана ва ‘ан ‘Алиййин завиль-кярам.

    Сумма радыяллаху та‘аля ‘ан хадими шари‘атихиль-имамиль-а‘ъзам. Ва солляллаху та‘аля ‘аля Мухаммадин ва ‘аля джами‘ыль-анбия’и валь-мурсалин. Валь-хамду лилляхи раббиль-‘алямин.

    «Войдите в рай, где не будет для вас ни боязни, ни печали, ни боли». Да будет доволен Аллах Всевышний Абу Бакром, Умаром, Усманом и Али — обладателями благородства. Да будет доволен Аллах Всевышний слугой Его религии имамом Азам (Абу Ханифой). Да благословит Аллах Мухаммада, всех пророков и посланников. И хвала Аллаху, Господу миров.

    4.4. Завершение чтения Корана и касыды

    Субхана раббикя раббиль-‘ыззати ‘амма ясыфун, ва салямун ‘аляль-мурсалин, валь-хамду лилляхи раббиль-‘алямин.

    Твой Господь, Господь могущества, пречист и далек от того, что они приписывают Ему. Мир посланникам! Хвала Аллаху, Господу миров!

    5. Мольба (дуа)

    О Аллах, благослови наилучшим образом благороднейшего из людей — нашего господина Мухаммада, его семейство и сподвижников столько раз, сколько существует известных Тебе вещей, и пусть для записи этих благословений потребуется столько чернил, сколько потребуется их для записи Твоих Слов! Благословляй его каждый раз, когда Тебя и его станут поминать поминающие, и все то время, пока этим будут пренебрегать беспечные!

    Как нужно проводить обряд мавлида?

    Как известно, в средние века в исламском мире тасаввуф занимал значимое место. Во главе обрядов мавлида чаще всего стояли улемы-суфии. На мавлидах в основном собирались люди, чьи сердца переполнялись любовью к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и горящие желанием вспоминать его. Посредством этого обряда они выражали свою привязанность к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и тоску по нему, удовлетворяя пусть даже самую малость свою жажду. По этой причине обряды мавлида проводились не в качестве чисто научного собрания, а с целью отметить особым способом рождение Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, довести до совершенства, облагородить свою любовь к нему и таким образом донести сведения о его личности до большинства, призвать соблюдению его сунны и научить умму беззаветно любить своего Пророка. На обрядах мавлида главным образом выражались радость и восторг по отношению к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, с таким же окрасом декларировались стихи, произносились наставления.

    Мавлид изначально был введен в целях выражения радости по поводу рождения Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, проведения этих дней в ликовании. Если изучить нашу недавнюю историю, то в мероприятиях мавлида явно чувствуются именно эти настроения и состояние. При изучении отношения, существовавшего в середине прошлого века среди нашего народа к мавлиду, можно увидеть, что у нас чтение и заказы на чтение мавлида не были широко распространенной практикой. Книги мавлида в основном читались на специальных собраниях, посвященных мавлиду, а тех, кто читал мавлид, было очень мало. Наш отец кари Яхйахан рахматуллахи алайхи говорил, что наш дед кари Бакийбиллах рахматуллахи алайхи был одним из малочисленных людей, которые могли по памяти прочитать мавлид. Несмотря на то, что в то время в Андижане были сотни больших мастеров чтения Куръана, крупных улемов, среди них было очень мало тех, кто читал мавлид. Однако мероприятия мавлида того времени отражали истинную цель мавлида. Пусть и немного, но были хороши. В те времена было много людей, знающих арабский язык, и мавлид читался в основном среди тех, кто обладал знаниями. Несмотря на это, как утверждает старшее поколение почитателей, на тех мероприятиях мавлида улемы рассказывали о значениях мавлида, делились сведениями о личности Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Такие собрания облагораживались слезами радости и тоски, гудели под стоны и вздохи восторга от любимейшего Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Именно поэтому те из наших стариков, кто присутствовал на подобных собраниях, говорили, что не получают удовлетворения от мероприятий мавлида последующих времен. Потому что хотя в последние годы мавлид широко распространился и стал популярным, внимание к его целям снизилось, а ценность уменьшилась. Под чтением мавлида стали понимать только выразительное чтение книги мавлида. И даже среди некоторых простых людей стало появляться понятие, что мавлид это нечто похожее на Куръан. Многие из них перестали различать мавлид и Куръан. Когда у иных спрашиваешь «Что такое мавлид?», они отвечают «Как его, ну там же есть такое место, когда в промежутке нужно встать?». Мавлид превратился в обряд вознесения молитв с просьбами об избавлении от бед и неприятностей, об удаче в делах. Поэтому и на свадьбах, и на поминках, и после свадьбы, и после поминок стали читать мавлид.

    Конечно, можно сказать, что соединение радостных событий с радостью мавлида Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам может стать двойным праздником. Действительно, мы каждый миг испытываем нужду в изучении личности Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Но у всего есть свое время и свое место. Обряд мавлида должен отличаться от обычной беседы. Здесь все должны быть в приподнятом настроении и выражать радость. Основой его должно быть поминание Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. В особенности, ни в какие нормы не вписывается чтение мавлида на мероприятиях, устраеваемых по поводу смерти. Это словно объединять свадьбу с похоронами.

    В результате подобных неправильных отношений к мавлиду почти исчезла практика проведения мавлида в истинном значении. Люди стали ограничиваться чтением мавлида только на свадьбах и похоронах. Было забыто о подготовке угощений в честь мавлида Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. В действительности же, мавлид должен проводиться под влиянием интереса к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, в качестве выражения любви к нему, в целях распространения сведений о его личности, вот тогда будет достигнута изначальная цель.

    Крупные улемы Андижана, которые жили в прошлом веке, в том числе, Абдулмаджид кадий, Аминджан Махсум, Хабибуллах хаджи, кари Мухаммад Мубин проводили такие специальные мероприятия у себя дома, где читали мавлид. Дед Хабибуллах хаджи рахматуллахи алайхи каждый год в месяц Рабиул аввал собирал религиозных ученых и чтецов Куръана в городе и организовывал обряд мавлида. В дань уважения к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам он раздавал пришедшим подарки и новую одежду. В дни мавлида он собирал всех своих детей и внуков, рассказывал им о личности Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, читал им вслух мавлид, цитировал Куръан и возносил прекрасные молитвы. Когда он вспоминал Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, с его глаз стекали слезы и всем своим существом благословлял его. И хотя мы были очень юными, мы ощущали восторг и ликование на этих мероприятиях мавлида.

    Здесь кто-то может возразить, говоря: «Мы заказываем чтение мавлида на своих свадьбах и поминках в качестве священного обряда, а не с целью отметить рождение Посланника Аллаха саллаллазу алайхи васаллам». Хорошо, наверное можно просить изобилия посредством изучения личности Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и благословляя его. Однако для этого одного лишь чтения мавлида на арабском будет недостаточно, необходимо уметь понимать смысл мавлида. Вместе с тем, неуместно специально читать мавлид, чтобы просить об изобилии, в качестве священнодействия. Потому что в этом смысле достаточно самого лишь чтения Куръана, даже предпочтительнее, в чем нет сомнения. На каком мероприятии и что надо делать, какую молитву нужно возносить, все это указано в сунне. Тот, кто действительно любит Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, прежде всего должен выполнять именно эту сунну. Если во время какого-либо мероприятия понадобится поговорить о личности Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, то из его жизни следует рассказывать сведения, которые относятся к причине данного мероприятия, к примеру, выражение соболезнований, участие на поминках и другие подобные случаи, связанные со смертью. Кроме того, мавлид своим названием означает рождение, он возник именно в целях празднования рождения Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. И наши предки, которые ввели проведение обрядов мавлида, начинали свое дело именно с этой целью. А самый большой довод в пользу проведения подтверждает именно эту цель. Улемы, которые считают дозволенным проведение мавлида, говорят: «Все признают, что можно благодарить за дарованное благо, выражать радость по поводу какого-либо блага. Разве существует для человечества более великое благо, чем рождение Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам?!». Они ввели проведение мавлида не просто как священный обряд, а чтобы познакомить умму с Пророком, в качестве благодарности за его приход в этот мир.

    Как бы то ни было, мавлид считается мероприятием, которое нужно проводить в радостном и веселом настроении. Для каждой одежки есть свой покрой. Читать восхваляющие стихи, мавлид и поэмы во время траурных обрядов, это совершенно нелогично. Этого никак нельзя оправдать. Никто не имеет права уничтожать, сравнивать с землей такое прекрасное мероприятие, учрежденное нашими предками в благих намерениях и благообразным способом, только ради прихотей каких-то невежественных людей или из-за каких-либо других соображений. Мы все должны хорошенько понять это.

    Следует особо подчеркнуть, что обряды мавлида должны быть мероприятиями, посвященными изучению сийры , то есть сведений о личности и жизнеописании Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Это должно стать фактором совершенствования веры и любви, восторга и радости в отношении Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Должно стать отправной точкой для применения в жизни его сунны. Для этого же, мероприятия мавлида необходимо проводить на должном уровне. Нужно также пояснять смысл озвучиваемых текстов мавлидов и нашидов. Говоря по совести, если бы на мероприятиях мавлида, проведенных до сегодняшнего дня среди нашего народа рассказывали хотя бы по одному преданию из жизнеописания Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, если хотя бы пересказывали перевод прочитанного мавлида, то от проведенных мавлидов можно было бы получить пользу, несравнимо большую, чем нынешняя ситуация.

    Вместе с тем, целесообразно не ограничиваться одной лишь касидой (поэмой), а следует читать также и стихи, с любовью посвященные Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, делиться их смыслом. Если каждый народ станет также читать касиды, написанные на своем родном языке, это будет еще лучше.

    К сожалению, в некоторых местах мероприятия мавлида в дополнение к вышеперечисленным неудобствам «обогащены» также различными разногласиями и спорами. Кто-то утверждает, что какое-нибудь слово в мавлиде нужно читать через замму (то есть с гласной «у»), а другой спорит с утверждениями что его надо читать через фатху (то есть с гласной «а»). Когда кто-то продолжает сидеть, не вставая во время махалли кийама , другой обвиняет его в лицемерии, неуважении и сектантстве. Находятся даже такие, кто готов в достаточной мере спорить о том, что нужно читать, когда встают во время махалли кийама . В действительности же, ничто из этого не служит истинной цели мавлида. Наоборот, умаляет его значение, уничижает его значимость, превращая в мероприятие, где вреда больше чем пользы.

    Кари Хасанхан Яхйа Абдулмаджид

    Рабиул аввал, 1435 год хиджры

    Перевел Фаррух

    .

    «Мавлид – это новшество, которого не было во времена сахабов» – весомый аргумент, который пытаются подтвердить хадисами ﷺ :

    «Каждое нововведение – заблуждение» (Абу Давуд, ат-Тирмизи).

    «Любое дело, в котором нет на него нашего веления, – отвергнуто» (имам Муслим).

    Но что можно считать новшеством или нововведением?

    Приведём некоторые факты из жизни сподвижников и их понимание действий, не совершённых ﷺ (новшества).

    Добавление к «Ляббайку»

    Вот что говорят учёные о данном случае.

    Имам Шафии (150–204 х.) прокомментировал данный хадис: «Если кто-то добавит в «Ляббайк» что-либо из поминания Всевышнего , нет ничего проблемного в этом, как это сделал Ибн Умар ﺭﺿﻲ ﻋﻨﻪ после того, как до него дошли слова, переданные от ﷺ , хотя для меня лучше ограничиться тем, что передал ﷺ » (ат-Тирмизи).

    Внедрение двух ракаатов перед казнью

    Второй случай приведён в достоверных сборниках хадисов из жизни пленённого сподвижника по имени Хаббаб. Когда многобожники вели его на казнь, он попросил дать ему возможность совершить молитву перед смертью. Выполнив намаз в два ракаата, он сказал: «Если бы вы не подумали, что я испугался, то продлил бы молитву, не ограничиваясь двумя ракаатами». После чего его казнили (имам аль-Бухари).

    Ибн Хаджар аль-Аскалани (773–852 х.) в книге «Фатх уль-Бари» прокомментировал данный хадис: «Хаббаб был первым, кто проложил хорошую сунну совершения перед смертью двух ракаатов для всех пленных мусульман , приговорённых к казни».

    Мы видим, что не было конкретного указания ﷺ на совершение данного намаза перед казнью. А Хаббаб ﺭﺿﻲ ﷲ ﻋﻨﻪ первым совершил двухракаатный намаз в такой ситуации, что было подтверждено исламским учёным-богословом и историком Хаджаром аль-Аскалани.

    То есть, несмотря на то, что имеется немало хадисов о молитве вообще, нет указаний ﷺ на необходимость совершения молитвы перед казнью.

    Добавление восхваления в намазе

    На этот счёт есть чёткое правило учёных-богословов: «То, без чего невозможно исполнение обязательного, тоже становится обязательным».

    Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974 х.): «Сошлись во мнениях учёные о дозволенности хорошего новшества, и есть надежда на получение вознаграждения человеку, выполняющему это дело с благой целью. Это всё новое, соответствующее правилам Шариата и не противоречащее нормам. Это как постройка минаретов, медресе – из того полезного, чего не было в первые годы Ислама , это всё соответствует нашей религии» («Фатх уль-Мубин»).

    Приведу имена некоторых известных учёных, которые подразделяют понятие «новшество»: ибн Хазм (456 х.), аль-Газали (505 х.), ибн Асир (637 х.), аль-Мунзири (656 х.), аль-Иззу ибну Салам (660 х.), Заркаши (794 х.).

    И даже ибн Таймия разделял понятие «новшество».

    Ибн Таймия в книге «Дару таарузиль акли ва накли» сказал: «Воистину, то, что противоречит религиозным основам, по единогласию мусульман , – это новшество, а то, в чём нет расхождений с основами религии, то это новшеством не называют» . То есть он подтвердил довод имама Шафии о том, что новшество бывает двух видов…

    Часто в качестве довода оппоненты приводят изречение одного из авторитетных имамов мазхабов – имама Малика (93–179 х.), сказавшего: «Кто привносит в Ислам нововведение, относясь к нему как к благу, тот заявляет, что Мухаммад ﷺ не оправдал доверия, не передал Послание так, как Аллах говорит: ‘‘Сегодня я завершил для вас вашу религию’’» («Аль-Итисам»).

    Имам Малик не противоречит мнению остальных учёных в утверждении «Ислам основан ﷺ , и никто не имеет права добавлять или убавлять что-либо». Но оживление Сунны ﷺ новыми путями и методами допустимо. Имам Шафии сказал: «Порицается называть нововведением то, у чего есть основа в Шариате» («Манакибу Шафии»).

    Отчасти подтверждает слова имама Шафии и имам Малик, а также учёные маликитского мазхаба.

    Имам аль-Карафи Малики (684 х.) сказал: «…истина, что новшество – пяти видов (обязательное, запретное, желательное, нежелательное, дозволенное)» (Аль-Фурук).

    Имам ибну Абдиль Бар Малики (368–463 х.), хафиз, мухаддис, сказал: «Что касается слов Умара ﺭﺿﻲ ﻋﻨﻪ “Как же прекрасно это новшество!”, то на языке арабов это означает внедрение того, чего не было ранее. Всё, что появилось в религии и противоречит установленной прежде сунне, является новшеством, в чём нет пользы, и необходимо порицать и сторониться этого пути. А что касается новшества, которое не противоречит основам Шариата и Сунны, то это хорошее новшество, как сказал Умар, потому что его основа берётся из Сунны» .

    Быть или не быть

    Но было бы глупо утверждать, что мавлид проводится только в России. Не раз российские паломники в Мекке имели честь присутствовать на мавлидах , проводимых учёными маликитского мазхаба, последователями имама Малики Алави, автора многих трудов в поддержку мавлида.

    Кстати, не могу не привести забавный казус. Некоторые российские студенты, что прошли обучение в Сирии у доктора шариатских наук Мустафы Диб аль-Буга, на родине, будучи приверженцами одного из нетрадиционных течений, выступают противниками мавлида , обвиняя в заблуждении. Но при этом сам Мустафа Диб аль-Буга в качестве почётного гостя не раз принимал участие в республиканском мавлиде в ночь рождения ﷺ в месяце Раби уль-Авваль.

    В беседе с нашим корреспондентом Мустафа Диб аль-Буга прокомментировал вопрос, является ли мавлид допустимым:

    Детали

    Чтобы лучше понимать, в чём же благо мавлида , попробуем разобраться, как он проходит и есть ли в нём основа.

    Мавлид состоит из шести частей.

    Первая – чтение Корана .

    На все эти желательные действия было прямое указание. Считающий недопустимым объединять в одном месте все эти похвальные поступки должен привести довод на запрет объединения.

    Примечание

    «Имам Шафии порицал называть нововведением то, у чего есть основа в Шариате, даже если саляфы-салихуны (праведные предки первых трёх веков после смерти ﷺ ) не совершали этого, ибо они могли не соблюдать это действие по каким-то причинам, или в их время лучше было оставить его, или они упустили знания об этом действии» («Манакибу Шафии»).

    Ибну Таймия сказал: «…что касается возвеличивания мавлида и празднования этого дня, то некоторые люди делают это, и им будет огромное вознаграждение за благородное намерение и за возвеличивание Посланника Аллаха ﷺ » («Иктизау ас-сиратиль мустаким»).

    Ученики Ибн Таймии одобрительно отозвались о правителе Музаффаре, который первым масштабно и ежегодно проводил мавлид в честь ﷺ .

    Ибн Касир (700–774 х.) в своей книге «Аль-бидая ван-нихая» описывает Музаффара (Абу Саид ибн Зайнуддин Али) как одного из самых щедрых, славных правителей. Он подчёркивает такие его личностные качества, как храбрость, справедливость, образованность в вопросах религии. Каждый год в месяце Раби-уль-авваль он проводил торжества по случаю дня рождения Пророка милостыню , построил медресе, приюты для бедных и больных, дома для сирот и бездомных, и он сам посещал больных, справляясь о здоровье каждого. И не допускал он, чтобы какое-либо порицаемое действие проникло в его земли. Что касается празднуемого им мавлида , то его великолепие и масштаб сложно описать словами. Далее Захаби в подробностях рассказывает про мавлид , говорит, что за книгу о нём Музаффар подарил Ибн Дихье тысячу динаров («Сияр»).

    «Я вам как-то говорил, что меня пригласили на мероприятие именно те, кто отвергал мавлиды и считал это новшеством. Пригласили меня на собрание, приуроченное к годовщине рождения Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, миллионы были потрачены на это мероприятие. Но тому, кто пригласил меня, я ответил: "Поистине, этот съезд является новшеством согласно вашим же словам, в связи с этим я не могу принять ваше приглашение". И это удивительно, почему собрание, посвящённое ﷺ , является, по их меркам, новшеством, а съезд, посвящённый Мухаммаду ибн Абдуль-Ваххабу, считается хорошим поступком? Как так?

    И что за шариатское правило (каида), установившее, что это – новшество, а то – не новшество? Дело ясное, мы им не запрещаем этого, но только по той причине, что знаем о дозволенности подобных мероприятий…».

    Заключение

    У нас не было цели и умысла оскорбить или разоблачить кого-либо, важно только одно – прийти к общему согласию и пониманию сути вопроса.

    Мы привели доводы многих учёных только с одной целью – говорить о мавлиде как о новшестве, запретном для мусульман , нельзя, это неправда.

    А если есть ещё в вашей душе сомнения, не пора ли просто всё оставить на Аллаха , не высказываться по этому поводу. Возможно, порицание этого действия может коснуться аятов и хадисов, ради которых люди собрались на мавлид . Помните – каждый выбрал в этой жизни свой путь, свою профессию: продавец – торгует, механик – ремонтирует, строитель – строит, а религиозные знания оставьте тем, кто посвятил наукам долгие годы, не берите на себя непосильную ношу.

    В хадисе сказано: «Когда придёт время , в котором важные дела станут поручать недостойным людям, то ожидай наступления Судного часа » (имам аль-Бухари).

    Абдулла Магомедов