• Авшалумова абасова религиоведение. Авшалумова, Людмила Хизгиловна - Религиоведение: учебное пособие. Федеральное агентство по образованию

    Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

    Можно искать по нескольким полям одновременно:

    Логически операторы

    По умолчанию используется оператор AND .
    Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

    исследование разработка

    Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

    исследование OR разработка

    Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

    исследование NOT разработка

    Тип поиска

    При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
    По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
    Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

    $ исследование $ развития

    Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

    исследование*

    Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

    " исследование и разработка"

    Поиск по синонимам

    Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
    В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
    В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
    Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

    # исследование

    Группировка

    Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
    Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

    Приблизительный поиск слова

    Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

    бром~

    При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
    Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

    бром~1

    По умолчанию допускается 2 правки.

    Критерий близости

    Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

    " исследование разработка"~2

    Релевантность выражений

    Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
    Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
    Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

    исследование^4 разработка

    По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

    Поиск в интервале

    Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
    Будет произведена лексикографическая сортировка.

    Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
    Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

    -- [ Страница 2 ] --

    Кибла (кыбла) (араб.) – направление, куда обращает свое лицо мусульманин во время молитвы. Во всех мечетях обозначается специальной нишей – михрабом. При захоронении тело кладут головой к Мекке, к Каабе.

    Коран (араб.) – священная книга мусульман, представляющая собой собрание «божественных откровений», которые были «ниспосланы» пророку Мухаммаду.

    Состоит из 114 глав (суры), расположенные в порядке убывания, за исключением первой суры, фатиха.

    Суры делятся на аяты (фраза или фрагмент фразы), которых насчитывается от 6204 до 6236 (по разным вариантам счета). Всего в Коране 77934 слова.



    Лейлят аль-кадр (араб.: ночь решения судьбы, ночь могущества) – 27 число месяца Рамадан, т.к. этой ночью было начато «ниспослание»

    Мухаммаду Корана. Ежегодно в эту же ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая его желания, высказанные в молитве.

    Лейлят аль-кадр принято проводить в мечети, читая Коран и вознося Аллаху и ангелам свои мольбы и просьбы.

    Мазхаб (араб.: путь следования) – религиозно-правовая школа.

    Маулид ан-Наби (аль-маулид) – 12-го числа месяца раби аль-авваль отмечается рождение пророка Мухаммада.

    Махди (араб.) – в суннитском исламе является предвестником близкого конца света, последним преемником пророка Мухаммада. В шиитском исламе – ожидаемый, непогрешимый имам из рода Али, продолжатель дела пророка (12-й скрытый имам).

    Мекка – главный священный город мусульман.

    Минарет (по - араб. манара) – башня при мечети, с которой муэдзин провозглашает азан – призыв к молитве.

    Минбар (мимбар) – возвышение с ведущими к нему ступенями, с которой читаются проповеди в мечети.

    Мирадж (араб.: восхождение, вознесение) – чудесное путешествие Мухаммада на мифическом крылатом животном Бураке из Мекки в Иерусалим, а оттуда к небесному престолу Аллаха. В память об этом отмечается праздник 27-го числа месяца раджаб.

    Муджахид (араб.: борец за веру, за святое дело, участник священной войны – джихада) (перс. моджахед) – так называют на мусульманском Востоке людей, участвующих в религиозных, национально-освободительных движениях.

    Мулла – персидское название для знатоков религиозных наук и служителей мусульманского культа.

    Мурид (араб.: тот, кто хочет, т.е. послушник) – так называли учеников суфийских шейхов, затем членов суфийских братств.

    Муслим (араб.: предавший себя Аллаху) – мусульманин; мн. ч.

    муслимун – мусульмане.

    Мутакаллим (араб.) – мусульманский ученый-теолог.

    Омар (Умар) – второй по счету «праведный халиф», возглавивший в 634г. после смерти Абу Бакра мусульманскую общину. За 10 лет его правления ислам распространяется в Сирию, Египет, Ирак и др. Был убит рабом в 644г., не нашедшим у него защиты от поборов наместника Куфы.

    Омейяды (от араб. бану омейя) – в широком смысле слова - один из родов мекканского племени курайш, к др. роду которого (хашим) принадлежал пророк Мухаммад. В узком смысле слова – династия халифов, правившая с 661г., когда Муавия перенес столицу в Дамаск и создал Омейядский халифат, просуществовавший до 750г. Один из 4-х праведных халифов Осман принадлежал к Омейядам.

    Осман (Усман) Ибн Аль-Аффан – третий по счету «праведный халиф».

    Богатый купец из рода Омейя, один из первых последователей и сподвижников пророка Мухаммада. Был женат на дочери пророка Рукайи, а после ее смерти взял в жены другую дочь – Умм Кульсум. Был убит в 656г.

    восставшими мусульманами в своем доме.

    Пир (перс.: старец) – духовный наставник, глава суфийского братства.

    Ракат – комплекс религиозных формул и положений тела, является элементом мусульманской молитвы. Выполняя Ракат молящийся склоняется, становится на колени, падает ниц, произнося первую суру Корана, шахаду, имена Аллаха и т.д.

    Рамадан (рамазан) –девятый месяц мусульманского календаря.

    Именно в этот месяц Мухаммаду было передано первое «откровение».

    Мусульманам предписано держать в это месяц пост.

    Риба (араб.: ростовщичество, ссудный процент) – ростовщичество, которое для мусульман запрещено.

    Садака (араб.) – добровольная милостыня, предписанная каждому имущему мусульманину и используемая для помощи нуждающимся членам общины.

    Салят (араб., перс. намаз) – мусульманская каноническая молитва, которую предписано совершать 5 раз в день.

    Саум (от араб. сама – поститься) – пост, заключающийся в воздержании от питья, еды, удовольствий в течении дня. Обязательным является пост в течении всего месяца рамадан.

    Сейид – почетное звание потомков Мухаммада из ветви, восходящей к его внуку Хусейну; пользуются большим авторитетом среди верующих.

    Сунна (араб.: путь, пример, образец) – поступки и высказывания пророка Мухаммада, один из источников правил общественной жизни и толкования Корана, религиозного культа и права. Сунна зафиксирована в хадисах.

    Суннизм – одно из направлений ислама. Его приверженцы называют себя ахль ас-сунна (люди сунны) и считают себя приверженцами традиции пророка.

    Умма (араб.: народ, нация) – мусульманская община.

    Усуль ад-дин (араб.: «корни» веры) – основные догматы ислама.

    Факих (от араб. факиха – понимать, знать) – знаток фикха, мусульманского права. Имеет право руководить религиозным обучением.

    Фатима – старшая дочь Мухаммада, ставшая женой его двоюродного брата и ближайшего помощника Али и матерью внуков пророка – Хасана и Хусейна, от которых происходят все потомки Мухаммада.

    Фетва – официальное суждение по поводу какого-либо культового или правового вопроса, выносимое муфтием или другим религиозным авторитетом в ответ на запрос кади или частного лица. Фетва выносится устно или оформляется в виде специального документа.

    Фикх – теория мусульманского права, разрабатывающая принципы использования Корана и Сунны и их интерпретации для практической разработки норм жизни мусульманского общества.

    Хаджж – паломничество в Мекку, совершаемый в первые 10 дней месяца зуль-хиджжа; одна из главных обязанностей каждого мусульманина.

    Существует большой и малый хадж.

    Халиф (араб.: преемник, заместитель) – глава мусульманской общины, сосредотачивающий в своих руках духовную и светскую власть.

    Халяль (от араб. халля – быть разрешенным, дозволенным) – разрешенные мусульманам поступки и действия.

    Ханиф – верующий в единого бога.

    Харам – 1) в мусульманском праве запрещенные для мусульман действия, например: ростовщичество, азартные игры, питье вина, употребление в пищу свинины и т.д.

    2) также Харам – священная, заповедная территория, на которой нельзя проливать кровь, носить оружие. Например: священная территория Мекки и Медины, святыни Иерусалима (аль-Харам аш-Шариф, аль-Кудс, альМасджид аль-Акса).

    Хасан (аль-Хасан ибн Али) – старший сын Али ибн Аби Талиба от Фатимы, дочери пророка Мухаммада, второй шиитский имам. Умер в Медине в 669г. в возрасте 45 лет (по шиитскому преданию, был отравлен).

    Хатыб (хатиб) – духовное лицо, читающее проповедь (хутба) в мечети во время пятничной молитвы и праздников.

    Хиджаб (чадра, паранджа)(араб.: преграда, завеса) – покрывало, накидка, надеваемое мусульманками при выходе на улицу, скрывающее лицо и фигуру. Первыми одели хиджаб жены пророков.

    Хиджра (араб.: переселение, уход) – переселение Мухаммада из Мекки в 622г. в Ясриб (Медину). Является началом мусульманского летоисчисления.

    Хусейн (аль-Хусайн ибн Али) – младший сын Али ибн Аби Талиба от Фатимы, дочери пророка Мухаммада, третий шиитский имам.

    Шайтан – неверующие в Аллаха духи-джины, подчиняющиеся Иблису.

    Шариат (по-араб. шариа: правильный путь к цели) – юридические нормы, принципы и правила поведения, религиозной жизни и поступков мусульманина, соблюдение которых приводит мусульманина в рай.

    Али-Шафии (Абу Абдаллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии) – родился в 767г. в Газзе, основатель шафиитского масхаба. Был учеником Малика ибн Анаса с 787-795. С собственным учением выступил в 810г. находясь в Багдаде. Умер 20 января 820г. в Фустате (Египет). Основные трактаты изложены в сборнике «Китаб аль-умм».

    Шахада (от араб. шахида - свидетельствовать) – формула, содержащая два основных догматов ислама. – «свидетельствую, что нет никакого божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха».

    Шейх – 1) почетное звание крупных религиозных авторитетов, знатоков религиозных дисциплин, глав суфийских братств и т.д.

    2) в новое и новейшее время – титул главы племени в Аравии.

    Шейх аль-ислам (шейх уль-ислам) – особо почетный титул авторитетных улама и суфиев. Употребляется главным образом к факихам.

    Шериф (шариф) (араб.: благородный) – так называют потомков внука пророка Хасана.

    Шииты – признают только Али ибн Аби Талиба и его потомков единственно законными преемниками пророка Мухаммада. Образовалась во второй пол.

    VII в. в результате борьбы за власть как политическая группировка сторонников Али (аш-шиа). Уже в VII в. шиитское движение распалось на два основных течения – «умеренное» и «крайнее», которые в свою очередь распались на многочисленные секты.

    Ширк (араб.: неверие) – признание других божеств, «сотоварищей» Аллаху, что является нарушением догмата ислама о единобожии.

    Примерные тестовые задания по «Религиоведению»:

    «Набожность», «святыня», «предмет культа», «связь» относятся к одному и тому же латинскому слову. К какому?

    2. Теология

    3. Религия

    4. Догматика «Религия – специфическое отражение в сознании человека тех внешних сил, которые господствуют над ним в его повседневной жизни», – в какой концепции происхождения религии это стержневое убеждение?

    Материалистическая Социологическая Антропологическая Биологизаторская Какие корни религии связаны со способностью человеческого сознания создавать произвольные, фантастические образы?

    Социальные Психологические Гносеологические Исторические В какой религии первобытнообщинный формации в специфическом виде отражается «деятельность человеческой психики»?

    1. Фетишизм

    3. Анимизм

    4. Тотемизм Какая священная книга относится к зороастризму?

    4. Коран Какая из указанных характеристик присуща ранним национальным религиям?

    Развитость учения о загробном воздаянии Строгий монотеизм Отстранение от официального культа низов общества Упрощение обряда жертвоприношений Кто из древнеримских мыслителей высказывал идеи, которые позже мы находим в христианстве?

    2. Тит Лукреций Карр

    3. Петроний

    4. Сенека Кто из христианских богословов выдвинул принцип «гармонии веры и разума»?

    Ансельм Кентерберийский Фома Аквинский Тертуллиан Аврелий Августин Какие добавления к символу веры католическая церковь сделала на Толедском соборе в 589 г.

    Целибат Филиокве Догмат о чистилище Догмат о непогрешимости папы Какой из следующих обрядов не относится к таинствам христианства?

    1. Литургия

    2. Покаяние

    3. Елеосвящение

    4. Священство К какому из основных направлений христианства относится армяно – грегорианская церковь, возглавляемая католикосом?

    1. Православие

    2. Протестантизм

    3. Католицизм

    4. Она самостоятельна Сколько главных церковных праздников в православии?

    1. Десять праздников

    2. Три праздника

    3. Двенадцать праздников

    1. Апостол Павел

    2. Иоанн Креститель

    3. Иисус Христос

    4. Апостол Петр Какой из догматов является важнейшим для всех конфессий протестантизма?

    3. Вера в искупительную жертву Христа

    4. Богоугодные дела Какой из религиозных санов был введен в католицизме?

    2. Епископ

    3. Кардинал

    4. Священник В каком возрасте традиционно подвергается обряду крещения православный верующий?

    1. В младенческом

    2. В семи – восьми летнем

    3. В совершеннолетнем

    4. В любом возрасте В каком регионе мира возник буддизм?

    –  –  –

    Согласно учению Будды: «Рождение есть …, старость есть….,болезнь есть….». Какое слово необходимо вставить в пробелы?

    1. Счастье

    2. Несчастье

    3. Страдание

    4. Радость В каком нетрадиционном культе человек характеризуется дуализмом души и тела?

    1. Церковь сайентологии

    2. Дети Бога

    3. Сознание Кришны

    4. Общество Аэтариус «Ислам – это исключительно религиозное движение, вызванное к жизни под непосредственным влиянием запросов и потребностей «мятущейся души» арабского пророка Мухаммада». Кому могут принадлежать эти слова?

    1. Материалисту – исламоведу

    2. Мусульманину - теологу

    3. Западно – европейскому ориенталисту

    4. Какому – либо иному мыслителю В каком году Мухаммад со своими сторонниками совершил Хиджру?

    1. В 617 году

    2. В 622 году

    3. В 621 году

    4. В 629 году Кого из первых четырех халифов шииты считают праведным

    1. Али ибн Абу – Талиба

    2. Абу Бакра

    4. Османа Какая из сур Корана не начинается с формулы «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного …..»?

    1. Девяносто девятая

    2. Сто четырнадцатая

    3. Девятая

    4. Десятая Какой пункт не относится к пяти столпам веры в исламе?

    4. Закят Кто из мусульманских ангелов «отвечает» за передачу божественных повелений?

    1. Джабраил

    4. Исрафил Последователями какого мазхаба является большинство мусульман Дагестана?

    1. Маликийя

    2. Джафарийя

    3. Ханафийя

    4. Ханбалийя Один из знаменитых хадисов гласит: «Поиск знания – это священный долг, возложенный на каждого мусульманина. Отправляйтесь на поиск знания, даже в ….» Какая страна здесь имеется в виду?

    4. Какая –то иная Какое из следующих суждений не носит пантеистический характер?

    1. Бог – это предвечная, сверхприродная личность, свободно творящая мир из ничего

    2. Природа – это «бог в вещах», который немыслим вне природы, не является е творцом, а лишь внутренней деятельной силой.

    3. Бог и природа слиты в единую субстанцию, которая есть причина самой себя

    4. Ни одно из них «Мир единый из всего, не создан никем из богов или людей, а вечно был, есть и будет …..» Чем? Как закончить фразу:

    1. Живым огнем

    2. Мировым океаном

    3. Легким воздухом

    4. Апейроном «Свобода совести» – это:

    1. Право свободного выбора любой религии

    2. Право свободно выбирать, исповедовать и распространять атеистические убеждения

    3. Свобода принятия любого решения

    4. Свободно определять отношение к религии или атеизму.

    1.7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

    а) основная литература:

    1. Авшалумова Л.Х., Абасова А.А., Саидов С.М. Религиоведение. Учебное пособие. – Махачкала, 2014.

    2. М.М. Шахнович. Религиоведение: учебное пособие / М.: Питер, 2008г.

    3. И.Н.Яблоков. Религиоведение: учебное пособие / – 2-е изд., М., 2010.

    б) дополнительная литература:

    1.Авшалумова Л.Х. Иудаизм и его особенности в Дагестане. – Махачкала, 1998.

    2. Абасова А.А. Социальная доктрина шиизма. – Махачкала, 2009

    3.Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Махачкала, 1999.

    4.Бартольд В.В. Ислам. Соч. - Т. 6. - М., 1966.

    5.Басилов В.Н. Культ святых в исламе. - М.1970.

    6.Ханбабаев К.М., Исмаилов А.Ш., Рагимов А.А. Ислам на Кавказе в постсоветское время.Махачкала, 2012.

    7.Булатов А.О. Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана в XIX- нач. XX в. - Махачкала, 1990.

    8.Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам: история и современность. - Махачкала, 2002.

    9.Вагабов М.В. Ваххабизм: история и современность. – Махачкала, 2001.

    10.Вагабов М.В. Этапы распространения ислама в Дагестане. – Махачкала, 2002.

    11.Вагабов М.В. Мухаммад - родоначальник ислама.- Махачкала, 1999.

    12.Гаджиев Р.Г. Ваххабизм: особенности его проявления на Северном Кавказе.- Махачкала, 2002.

    13.Гольбах П. Галерея святых. - М. 1962.

    14.Рагимов А.А. Ислам и кавказская война XIX.- Махачкала, 2004.

    15.Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. - М., 1988.

    16.Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI в. - М. - 1989.

    17.Идрис Шах. Суфизм. - М., 1994.

    18.Ирвинг В. Жизнь Магомета. - Махачкала., 1991.

    19.Ислам. Энциклопедический словарь. - М., 1991.

    20.Ислам. Краткий справочник. - М., 1989.

    21.История религий. Эволюция исторического процесса. Часть I.: Ранний и авраамический периоды. - /Сост. С.Н.Султанмагомедов. – Махачкала, 2007.

    22.Ал-Калби. Книга об идолах. - М., 1984.

    23.Керимов Г.М. Шариат - закон жизни мусульман. – М., СПб, 2007.

    24.Костюкович Б.Н. Религиоведение.- Минск. 2001.

    25.Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. - М., 1985.

    26.Крывелев И.А. История религий. В 2-х ч. - М., 1988.

    27.Крывелев И.А. Христос: миф и действительность. - М., 1987.

    28.Массэ А. Ислам. - М., 1982.

    29.Ан-Навави. Сады благонравных. - М., 1993.

    30.Никольский Н.М. История русской церкви. - М., 1983.

    31.Пиотровский И.Б. Коранические сказания. - М., 1991.

    32.Православная энциклопедия. - М., 2002.

    33.Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. В 2-х ч. - М., 1994.

    34.Ренан Э. Жизнь Иисуса. - М., 1990.

    35.Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М., 1986.

    36.Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. – СПб, 1850.

    37.Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. - М., 1973.

    38.Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2-х т. - М., 1955.

    39.Французские просветители о религии. - М., 1960.

    40.Хрестоматия по исламу. - М., 1994.

    41.Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. - М., 1984.

    42.Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане. - М., 1969.

    43.Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. - М., 1994.

    44.Яблоков И.Н. Социология религии. - М., 1979.

    45.Закон РД «О свободе совести, свободе вероисповеданий и религиозных организациях»

    (1997). - Любое издание.

    46.Закон РД «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» (1999г.). - Любое издание.

    47. Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение.- СПб, 2006.

    в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

    1. Проблемы философии религии и религиоведения (Александр Николаевич Красников,

    Лариса Михайловна Гаврилина, Екатерина Сергеевна Элбакян) – Калининград:

    Издательство Калининградского государственного университета, 2003 г. http://studentam.net/content/view/248/25/

    2. Тимощук А.С. Предмет «религиоведения. Лекция. http://www.philosophy.ru/edu/vgu/01.htm, 04/09/2007.

    3. Аликберов А.К. Исламоведение как научная дисциплина http://www.islamica.ru/islamic-studies/ - 1.09.2009.

    4. Происхождение религии. - http://sr.artap.ru/provenance.htm

    5. Проблема происхождения религии: основные концепции. http://www.profistart.ru/ps/blog/6545.html

    6. Этапы христианства в современный период. - http://hristianstvo.dljavseh.ru/

    7. Православно-католические отношения на современном этапе. http://www.patriarchia.ru/db/text/1319482.html - 15 ноября 2010 г. 15:14



    8. Балагушкин Е. Нетрадиционные религии в современной России. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Balag/index.php

    9. СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ. ПЕРВОИСТОЧНИКИ

    http: //www.ay.ru/japan/htm (Буддизм, Индуизм) http://www.wco.ru/biblio/books (Христианство) http://www.heretics.com/library (Христианство) http://ww.kcn.ra/tat_ra/religion/islam/ulum_ad_din/index.htm (Ислам) http://Lam/koran (Ислам) http://islam-ua.net/quran (Ислам) http://www.ay.ru/japan/htm/dao_l.htm (Даосизм) http://avesta.tripod.com (Зороастризм) http://www.mtu-net.ru/encyclopaedicula (Малая Католическая Энциклопедия) http://www.coramdeo.ru (Библиотека христианской литературы)

    10. РЕЛИГИИ МИРА http://www.confession.newmail.ru.

    http://upelsinka.boom.ru/Russian/religions.htm;

    http://gods.hotmail.ru

    11. НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЛИГИИ

    http://www.israland.com/j udaic/input/index.html (Иудаизм) http://www.torahbytes.org/sechel http://www.hinduismtoday.kauai.hi.us/htoday.html (Индуизм) http://taorestore.org/ (Даосизм)

    12. БУДДИЗМ Официальный сайт Буддийской Традиционной Сангхи России http://buddhism.buryatia.ru Официальный сайт Далай-Ламы, история, биография, учение.

    http://www.dalailama.com http://buddha.nf.ru www.buddhismofrussia.ru http: //www.buddha. ru http://www.skyman.ru/-lotos Tibet World Organisations http://www.tibetworld.com http://www.zen.ru

    13. ХРИСТИАНСТВО Официальный сайт Русской Православной Церкви http://www.russian-orthodox-church.org.ru/ Официальный сайт Римско-Католической Церкви в России http://www.catholic.ru/ Официальный сайт Ватикана http://www.vatican.va/ http://www.angelfire.com/sk/rayisa http://www.spbumag.nw.ru/Nikon/index.htm

    14. ИСЛАМ http://islam.boom.ru http://islamworld.narod.ru/ http: / /www. prbank.ru/-milura/makkah

    1.8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) В процессе обучения и контроля используются программы курса «Основы религиоведения», тесты, тексты лекций, стенды, разработанные на основе программы курса, учебно-методический кабинет, интернет-залы научной библиотеки ДГУ.

    Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю 38.03.01. экономика

    –  –  –

    Религиоведение как отрасль философской науки. Источниковедческая база религиоведения. Принципы построения, основные разделы, структура и система понятий религиоведения как научной и учебной дисциплины.

    Принципы и методы исследования: детерминизм, историзм, рационализм, типология и феноменология методы, структурно-функциональный анализ.

    Цели и задачи курса, общественное и практическое значение преподавания религиоведения.

    ТЕМА 1.2.

    Религия как социальное явление.

    Происхождение и сущность религии. Различные концепции происхождения религий: теологические (конфессиональные), философские, социологические, биологические, психологические, этнологические и др.

    Сущностные характеристики религии: религия как продукт общественной жизнедеятельности людей. Характер отражения действительности в религиозном сознании. Комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и существования религии: социумные, социокультурные, гносеологические, психологические и другие Элементы и структура религии Религиозное сознание и его уровни: теоретический и обыденный.

    Основные элементы религии: представления, чувства, действия. Религиозная деятельность и ее виды. Религиозные отношения: типология и характеристика. Религиозные организации: виды и типы.

    Функции и роль религии в обществе Основные функции религии: мировоззренческая, компенсаторная, регулятивная, интегрирующая, коммуникативная, культуротранслирующая и др. Роль религии в жизни общества и индивида.

    ТЕМА 1. 3.

    Исторические формы религии Первобытные верования: фетишизм, магия, тотемизм, анимизм, аниматизм, шаманизм, земледельческий культ.

    Национальные религии

    Возникновение, эволюция и основные формы национальных религий:

    индуизм, джайнизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и др.

    Иудаизм: возникновение, сущность, источники вероучения. Иудаизм в Дагестане и его особенности.

    Зороастризм: возникновение и сущность, особенности вероучения и культовой практики зороастризма.

    Мировые религии Формирование и отличительные характеристики. Специфика мировых религий.

    Тема 1.4.

    Буддизм как мировая религия.

    Исторические условия и особенности возникновения буддизма.

    «Типитака» («Три корзины») – важнейший источник сведений о буддизме.

    Учение о «четырех благородных истинах» буддизма. «Путь спасения» в буддизме. Культовая практика буддизма.

    Основные направления и течения. Буддизм в современном мире и в России.

    Модуль 2. История религии и свободомыслия.

    Тема 2.1.

    Христианство как мировая религия.

    Исторические условия и идейные предпосылки возникновения христианства в Римской империи. Источники вероучения. Становление христианской догматики и культа. Расколы христианства. Основные направления: православие, католицизм, протестантизм. Христианство на Северном Кавказе и в Дагестане.

    Тема 2.2. Ислам как мировая религия.

    Социально-экономические условия и идейные предпосылки возникновения ислама. Формирование и утверждение мусульманской догматики и культа. Священные и теологические источники ислама: Коран, Сунна, шариат, тафсир, фикх, иджма, учения ортодоксальных мазхабов и др.

    Хадисы пророка Мухаммада. Мусульманская догматика. Мусульманские праздники, предписания и запреты. Мусульманская модель экономики.

    Причины расколов в исламе. Основные направления ислама - суннизм и шиизм: догматические и культовые отличия. Суфизм в исламе. Секты в исламе: хариджизм, мутазализм, исмаилизм, бабизм, бехаизм и др.

    Ваххабизм: возникновение, сущность и современное состояние.

    Распространение ислама на Северном Кавказе и в Дагестане: исторические этапы, формы и методы. Современное состояние ислама в Дагестане. Ислам в современном мире и в России.

    ТЕМА 2.3.

    Свободомыслие в истории духовной культуры.

    Свободомыслие как элемент духовной культуры. Сущность и содержание свободомыслия. Основные формы свободомыслия: богоборчество, скептицизм, индифферентизм, нигилизм, деизм, пантеизм, натурализм, атеизм.

    Исторические этапы развития свободомыслия:

    Свободомыслие Древнего Востока и античности (Гераклит, Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар). Свободомыслие в эпоху феодализма (антиклерикализм, народные ереси, рационалистическая критика вероучительных источников и др.).Свободомыслие в средневековом мусульманском мире: ал-Фараби, ал-Бируни, ибн Сина, ибн Рушд, ибн Халдун и др. Сущность теории «двойственности истины». Свободомыслие в эпоху Возрождения. К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин о религии. Защита свободы мысли и совести.

    2.3.Темы семинарских занятий.

    1. Основы теории религии. (2часа)

    Вопросы:

    1.Основные концепции происхождения религии.

    2.Предпосылки возникновения религии.

    3.Основные элементы религии и их характеристика.

    4.Два уровня религиозного сознания и их взаимосвязь.

    1. Авшалумова Л.Х., Вагабов М.В. История религий. Курс лекций. – Махачкала, 1996.

    2. Авшалумова Л.Х. Иудаизм и его особенности в Дагестане. – Махачкала, 1997. С 10-64

    3. Бачинин В.А. Религиоведение: Энциклопедический словарь. – СПб, 2005.

    4. Библия. Книга священного писания Ветхого и Нового Завета. – М., 1996.

    5. Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. // М.:

    Журнал «Истина и жизнь». 2000.

    6. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 2000.

    7. Гече Г. Библейские истории. – М., 1988.

    8. Ильин В.В. Религиоведение. – СПб: Питер, 2007.

    9. Костюкович П.И. Религиоведение. – М., 2001. С 4-22

    10. Костюкович П.И. Религиоведение. – Минск, 2001. С 41-65

    11. Шахнович М.М. Религиоведение. – СПб: 2009

    12. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. – М., 2002. С 89-146

    13. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. – М., 2002. С 3-89

    14. Чекалов Д.А. История религий: конспект лекций. – Ростов.

    Тема 2. Национальные религии.

    Вопросы:

    1. Исторические формы религии.

    2. Иудаизм: возникновение, сущность, священные тексты, праздники и обряды.

    3. Иудаизм в Дагестане.

    4. Зороастризм: особенности вероучения и культа.

    5. Конфуцианство: возникновение, сущность, современное состояние.

    6. Даосизм: возникновение, сущность, особенности культа и современное состояние.

    Авшалумова Л.Х. Иудаизм и его особенности в Дагестане. – М-кала, 1997.

    2. Библия. Книга священного писания Ветхого и Нового Завета. – М., 1996.

    3. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 2000.

    4. Гече Г. Библейские истории. – М., 1988.

    5. Данильян О.Г. Религиоведение. – М., 2005.

    6. Ильин В.В. Религиоведение. – СПб, 2006.

    7. Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение. – Ростов, 2004.

    8. Костюкович Б.Н. Религиоведение. – Минск, 2001.

    9. Крывелев И.А. История религий. – М., 1988.

    10. Тайлор Первобытная культура. – М., 1989.

    11. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. – М., 1986.

    12. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1986.

    Тема 3. Буддизм: история и современность.

    Вопросы:

    1.Исторические условия и особенности возникновения буддизма.

    2. «Типитака» - основной источник сведений о учении Будды.

    3. «Путь спасения» в буддизме.

    4. Основные направления и школы буддизма.

    5. Буддизма в современном мире и в России.

    1. Альбедиль М.Ф. Буддизм. – СПб: Питер, 2006

    1. Артемьев А.Р. Буддийские храмы в XVв. в низовьях Амура. – Владивосток; «К и Партнеры», 2005.

    2. Буддизм: история и культура. – М.: Наука, 1989.

    3. Буддизм. Словарь. – М., 1992.

    4. Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. – М., 2000.

    5. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 2000.

    7. Данильян О.Г. Религиоведение. – М., 2005.

    8. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии, очерк ранней истории. – М., 1988.

    9. Кочетов А.Н. Буддизм. – М., 1983.

    10. Кочетов А.Н. Буддизм-Ламаизм. – М., 1976.

    11. Ламаизм в Бурятии 18-нач. XXв. - Новосибирск, 1986.

    12.Психологические аспекты буддизма. - Новосибирск, 1986.

    13. Философские проблемы буддизма. – Новосибирск, 1984

    14. Шахнович М.М. Религиоведение. – СПб: 2009

    –  –  –

    Христианские обряды и праздники.

    Священные книги христианства.

    Основные направления христианства.

    1.Авшалумова Л.Х., Вагабов М.В. История религий. Курс лекций. – Махачкала, 1996. С 52-81

    2. Ильин В.В. Религиоведение. – СПб: Питер, 2007.

    3.Костюкович П.И. Религиоведение. – Минск, 2001. С 65-95

    4. Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религии народов Дагестана. История и современность. – Махачкала, 2001.

    5. Православная энциклопедия. – М., 2000.

    6. Ренан Э. Жизнь Иисуса. – М., 1990.

    7. Фейербах Л. Сущность христианства. – М., 1965.

    8. Шахнович М.М. Религиоведение. – СПб: 2009

    9. Чекалов Д.А. История религий: конспект лекций. – Ростов. 2004

    10. Христианство в Дагестане. // Журнал «Народы в Дагестане» № 3 – Махачкала,2001.

    –  –  –

    3. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам: история и современность. – Махачкала, 2007.

    4. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам в истории и глобализирующемся мире. – Махачкала. 2009

    5. Гаджиев Р.Г. Ваххабизм: особенности его отправления на Северном Кавказе. – Махачкала, 2002.

    6. Ильин В.В. Религиоведение. – СПб: Питер, 2007.

    7. Ирвинг В. Жизнь Магомета. – Махачкала, 1991.

    8. Керимов Г.М. Шариат – закон жизни мусульман. – М., СПб, 2007.

    8. Костюкович П.И. Религиоведение. – Минск, 2001. С 65-95

    9. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. – М., 1991.

    10. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. – М., 2002. С 3-89

    11. Коран //Пер. И.Ю. Крачковского (любое издание).

    12. Шахнович М.М. Религиоведение. – СПб: 2009

    13.Ханбабаев К.М., Исмаилов А.Ш., Рагимов А.А. Ислам на Кавказе в постсоветское время.- Махачкала,2012.

    1. Ильин В.В. Религиоведение. – СПб: Питер, 2006. 298

    2. Исмаилов А.Ш., Рагимов А.А. Свободомыслие и атеизм в истории духовной культуры. Древний мир и средневековье. – Махачкала 2004

    3. Исмаилов А.Ш., Рагимов А.А. Свободомыслие и атеизм в истории духовной культуры. (Эпоха Возрождения, Новое и Новейшее время. – Махачкала 2005

    4. Костюкович П.И. Религиоведение. – Минск, 2001. С 158-171

    5. Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и эпоху Возрождения. – М., 1986.

    6. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. – М., 2002. С 3-89

    7. Шахнович М.М. Религиоведение. – СПб: 2009

    2.4. Методические указания студентам Учебный процесс по данной дисциплине организуется с учетом использования дисциплинарных модулей (ДМ), что характеризуется следующими особенностями:

    Организации процесса не по линейной системе, а по модульному принципу;

    Использование модульно-рейтинговой системы (МРС) для оценки усвоения студентами учебной дисциплины. Трудоемкость всех видов учебной работы в рабочей программе устанавливается в ДМ (1 ДМ = 36 академических часов). Трудоемкость дисциплины «Основы религиоведения»

    изучаемой студентами в одном семестре составляет 72 часа:

    18ч. лекции + 18 часов семинарских занятий + 36ч. самостоятельной работы. Это количество часов соответствует двум модулям.

    Контроль освоения студентом данного курса осуществляется в рамках модульно-рейтинговой системы в ДМ, включающих текущую, промежуточную и итоговую аттестации. По результатам текущего и промежуточного контроля составляется академический рейтинг студента по каждому модулю и выводится средний рейтинг по всем показателям.

    По результатам итогового контроля студенту засчитывается трудоемкость дисциплины в ДМ, выставляется дифференцированная отметка в принятой системе баллов, характеризующая качество освоения студентом знаний, умений, навыков по данной дисциплине.

    Формы контроля: текущий, промежуточный контроль по модулю и итоговый контроль по дисциплине.

    По всем вопросам, относящимся к содержанию курса, студент может получить консультацию у преподавателя, ведущего курс.

    Методические материалы на бумажных и/или электронных носителях, выпущенные кафедрой Теории и истории религии и культуры студенты могут получить у методиста кафедры или у преподавателя.

    –  –  –

    Основной понятийный аппарат по дисциплине Анимизм, антропоморфизм, апокалипсис, апостолы, апологетика, аскеза, баптизм, богословие, бодхисатва, Брахма, брахманизм, Будда, бытие, ваххабизм, ведическая религия (ведизм), вероучение, Ветхий Завет, Дао, дзен, догмат, дхарма, ереси, закят, иудаизм, ислам, кааба, карма, католицизм, Коран, ламаизм, литургия, магия, махаяна, миф, мировые религии, монотеизм, намаз, Новый Завет, нирвана, политеизм, протестантизм, религия, религиоведение, религиозный обряд, религиозное сознание, религиозный культ, сакрализация, схоластика, секта, сикхизм, синтоизм, сунна, суннизм, табу, таинства, теократия, тотемизм, тора, трансцендентный, фетишизм, хинаяна, христианство, целибат, церковь, шариат, шиизм, экзегетика, эсхатология.

    2.5. Методические рекомендации для преподавателя Одним из основных форм аудиторной работы является лекция. Вузовская лекция является главным звеном дидактического цикла обучения. Это одна из основных форм учебного процесса, представляющее собой систематическое, последовательное изложение учебного материала, какоголибо вопроса, темы. Цель вузовской лекции - формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

    Изложение материала от простого к сложного, от известного к неизвестному;

    Логичность, четкость и ясность в изложении материала;

    Возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

    опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные.

    Обычный вузовский курс (в котором последовательно излагается материал по учебной программе) включает следующие виды лекций.

    Текущие лекции по конкретным темам курса, которые также разделяются на виды. На таких лекциях преподаватель знакомить студентов с новой темой, выделяет основные моменты, объясняет причинно-следственные связи, делает выводы, - это обычный вариант лекции. К видам текущей лекции относится: а) «проблемная» лекция по какому-либо дискуссионному вопросу, на которой приводятся точки зрения и аргументы различных ученых, дается их критический анализ; б) лекция-дискуссия - на ней студенты должны участвовать в диалоге, в который сознательно вовлекаются лектором.

    Заключительная лекция, в которой преподаватель делает общие выводы по прочитанной дисциплине, характеризует итоги и результаты, определяет тенденции, анализирует перспективы.

    При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передатся через интонацию. Мимика, жесты, внешний вид и т.д. усиливают внимание и восприятие студентов. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй - на 30 -35-й минутах.

    Немаловажное место в учебном процессе должна занимать самостоятельная работа студентов, направляемая коллоквиумами и консультациями, и исходящая из индивидуального плана. Индивидуальный план самостоятельной работы целесообразно составлять на учебный год или семестр. В нм следует отразить последовательность изучения предмета, формы самостоятельной работы, сроки выполнения и сдачи письменных работ, подготовки и сдачи зачта по дисциплине. Необходимо ознакомить студента с программными требованиями, чтоб он ясно представлял объм и характер предстоящей работы, сроки учебно-экзаменационной сессии.

    Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на е высший уровень.

    Третьим видом учебной нагрузки, наряду с аудиторной работой и самостоятельной работой студентов, является индивидуальная работа или так называемые контактные часы, в рамках которых преподаватель должен, с одной стороны, оказывать индивидуальные консультации студенту по ходу выполнения самостоятельных заданий, а с другой стороны, осуществляет контроль и оценивает результаты этих индивидуальных заданий.

    При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность - главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов.

    Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учта его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

    Составитель: доц. Абасова А.А.

    Похожие работы:

    «ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 23.02.2015 Содержание: УМК по дисциплине «Этнология и социальная антропология» для студентов направления подготовки 46.03.01. «История» профиля «историко-культурный туризм» очной формы обучения Автор: Корандей Ф.С. Объем: 32стр. Должность ФИО Дата Результат Примечание согласования согласования Заведующий Рекомендовано Протокол кафедрой к заседания археологии, истории Еманов А.Г. 24.02.2015 электронному кафедры от Древнего мира и изданию 28.01.2015 Средних веков №6 Протокол...»

    « «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт истории и политических наук Кафедра археологии, истории Древнего мира и Средних веков МАТВЕЕВА Н.П. Реконструкция социальной структуры древних обществ по археологическим данным Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов направления 46.06.01 Исторические науки и археология...»

    «МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт истории и политических наук Кафедра Новой истории и международных отношений Бобров И.В., Козлов С.А. ИСТОРИЯ РЕГИОНОВ МИРА 2 Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 46.03.01 «История (уровень бакалавриата)» очной формы обучения Тюменский государственный...»

    «МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Исторический факультет Учебно-методический комплекс по дисциплине (модуля) История Дагестана (наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки: 030600 История Профиль подготовки Общий Степень выпускника Академический Бакалавр Форма обучения заочная Согласовано: Рекомендовано кафедрой...»

    «МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ДГУ) Исторический факультет Учебно-методический комплекс по дисциплине (модулю) ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVII В. Направление подготовки 030600 История Профиль подготовки Общий профиль Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения заочная Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое...»

    «МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт истории и политических наук Кафедра новой истории и международных отношений Еманов Александр Георгиевич, Рассказов Сергей Валерьевич ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа Для аспирантов направления 46.06.01...»

    «Иван Цветков Американские историки. Учебное пособие http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=9307067 ISBN 978-5-4474-0618-9 Аннотация В пособии рассмотрены основные этапы развития исторической науки в США, прослежена ее связь с политическими идеологиями, охарактеризована эволюция методов исследования, интерпретация ключевых проблем истории США представителями разных поколений и научных школ. Особое внимание уделено биографиям известных американских историков. Для студентов вузов, изучающих...»

    «Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» Исторический факультет «МЫ В ПАМЯТИ ХРАНИМ ПРОСТЫЕ ИМЕНА.» ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ Вид экскурсии: пешеходная Тип экскурсии: военно-тематическая Продолжительность: 1 астрономический час Состав группы: для массовой аудитории Автор-разработчик: члены СНИЛ «Друзья музея» Гомель, 2014 г. Цель экскурсии: способствовать воспитанию чувства любви к Родине, своему народу;...»

    « ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС) ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция» Профиль подготовки «общий» Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Волжский 20 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура...»

    «УДК 342. ББК 67. Составитель: Далгатова Аида Османгаджиевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Гражданское право» ДГИНХ Внутренний рецензент: Дибирова Аймисей Ильясовна, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой «Гражданское право» ДГИНХ Внешний рецензент: Зейналов Марат Магомедович, кандидат юридических наук, доцент, начальник отдела Управления Министерства юстиции Российской Федерации по РД Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине...»

    «ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 24.02.2015 г. Содержание: УМК по дисциплине «Актуальные проблемы историко-культурного знания. Часть 1» для студентов направления 46.03.01 «История» профиля подготовки «Историкокультурный туризм» очной формы обучения. Автор: Яковлев В. В. Объем 24 стр. Должность ФИО Дата Результат Примечание согласования согласования Заведующий кафедрой Рекомендовано Протокол заседания археологии, к кафедры от 10.02.2015 Еманов А. Г. 16.02.2015 г. истории электронному г. Древнего мира и...»

    «ИСТОРИЯ РОССИИ Учебное пособие для таджикских трудовых мигрантов (второе, дополненное и исправленное, издание) Душанбе – 2015 ББК 63.3 (2 рос) + 74.266.3 И-90 Составитель: Саидов Зафар Шералиевич (Сайидзода Зафари Шерали) История России: Учебное пособие для таджикских трудовых мигрантов / Составитель: Зафар Саидов. – Второе, дополненное и исправленное, издание.– Душанбе: ООО «Контраст», 2015. – 208 стр. Настоящее учебное пособие предназначено для самостоятельного изучения истории России с...»

    «МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА C. И. Цеменкова ИСТОРИЯ АРХИВОВ РОССИИ с древнейших времен до начала ХХ века Рекомендовано методическим советом УрФУ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлениям подготовки 034700, 46.03.02 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург Издательство Уральского университета УДК 930.25(075.8) ББК Ч813(2)я73-1...»

    «УДК 332.01 РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ СОЗДАНИЯ ГНЦ РФ И ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Е.В. Клюшникова, Научно-методический центр по инновационной деятельности высшей школы Тверского государственного университета И.Н. Веселов, Научно-методический центр по инновационной деятельности высшей школы Тверского государственного университета Важным элементом прикладного сектора науки Российской Федерации являются государственные научные центры - предприятия, учреждения и организации...»

    «Методические и иные документы обеспечения образовательного процесса для направления подготовки 100400. «Туризм» № Наименование п/п История: методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов всех направлений подготовки и специальностей очной формы обучения/ Юго-Зап. гос. ун-т; сост.: Н.Е Горюшкина, А.А Колупаев. Курск, 2014. 76 с. Технологии продаж: методические рекомендации для самостоятельной подготовки к занятиям по дисциплине для студентов направления подготовки 100400.62 Туризм...»

    « курсовых работ для студентов факультета коммуникаций и права дневной и заочной форм получения высшего образования Минск 2014 1 Общие требования Целью курсовой работы является углубленное изучение студентами курса Общая теория права и выработка у них умений и навыков, позволяющих всесторонне анализировать правовые явления общественной жизни,...»

    «МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Прокопьевский филиал (Наименование факультета (филиала), где реализуется данная дисциплина) Рабочая программа дисциплины (модуля) «История Российской государственности» (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 460302/03470062 Документоведение и архивоведение (шифр, название...»

    « РАБОТА ИСТОРИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. СОЦИОЛОГИЯ. СТАТИСТИКА. ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ. 5 ЭКОНОМИКА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПЛАНИРОВАНИЕ. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ЯЗЫКОЗНАНИЕ ЕСТЕСТОВОЗНАНИЕ. МАТЕМАТИКА. ФИЗИКА. ХИМИЯ. БИОЛОГИЯ АВТОМАТИКА. КИБЕРНЕТИКА. ИНФОРМАТИКА. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА....»

    «СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Методические указания Специальность 080507 – Менеджмент организаций Иркутск 2006 Федеральное агентство по образованию ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт социальных наук СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Методические указания Специальность 080507 – Менеджмент организаций Иркутск 2006 Печатается по решению Ученого совета Института социальных наук Иркутского государственного университета УДК 651 Автор составитель – к-т историч. наук, доцент ИГУ С.Ф. Шмидт Рецензент – к-т...»

    «ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 22.02.2015 Содержание: УМК по дисциплине «Историко-культурная библиография» для студентов направления подготовки 46.03.01. «История» профиля «историко-культурный туризм» очной формы обучения Автор: Корандей Ф.С. Объем 17 стр. Должность ФИО Дата Результат Примечание согласования согласования Заведующий Рекомендовано Протокол кафедрой к заседания археологии, истории Еманов А.Г. 24.02.2015 электронному кафедры от Древнего мира и изданию 28.01.2015 Средних веков №6 Протокол...»

    Религиоведение. Под ред. Шахнович М.М.

    2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : 2012 - 448 с.

    Учебное пособие по религиоведению написано коллективом преподавателей и ученых, сотрудничающих с кафедрой философии религии и религиоведения Санкт-Петербургского государственного университета. В пособии в доходчивой форме рассматриваются особенности вероучения и культовой практики религий народов мира, а также основные положения современной науки о религии: истории, антропологии, социологии, психологии и феноменологии религии. Особое внимание уделяется изучению мировых религий - буддизма, христианства, ислама. В конце каждой главы помещены вопросы для повторения и списки рекомендуемой литературы. Пособие соответствует новому Государственному образовательному стандарту по предмету и имеет гриф УМО. Книга может быть использована в качестве дополнительного пособия в курсах по истории мировой культуры, культурологии, социологии и антропологии.

    Формат: pdf

    Размер: 1,8 Мб

    Смотреть, скачать: yandex.disk

    Оглавление
    Введение 5
    ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ 13
    Глава 1. Ранние формы религии 13
    Глава 2. Национальные религии 25
    § 1. Религии Древнего Востока 25
    § 2. Религии античного мира 48
    § 3. Религии Индии 62
    § 4. Религии Китая 84
    § 5. Религии Японии 115
    § 6. Зороастризм 120
    § 7. Иудаизм 128
    Глава 3. Мировые религии 149
    § 1. Буддизм 149
    § 2. Христианство 181
    § З.Ислам 289
    СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ 319
    § 1. Классическая социология религии 320
    § 2. Конфессиональная и феноменологическая социологии религии 333
    § 3. Социальные функции религии 340
    § 4. Типология религиозных объединений 343
    § 5. Теория секуляризации 349
    § 6. Религия, политика, общество 355
    § 7. Методы социологических исследований 371
    АНТРОПОЛОГИЯ РЕЛИГИИ 375
    § 1. Проблема происхождения религии и формирование антропологического религиоведения 375
    § 2. Антропологические теории мифа 380
    § 3. Антропологические теории ритуала 384
    § 4. Современные направления антропологии религии 386
    ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ 397
    § 1. Психология религии как наука 397
    § 2. Homo religiosus с точки зрения психологии религии 401
    § 3. Религиозный опыт 410
    § 4. Религиозная вера 416
    § 5. Религиозный символизм и мифология: психологические аспекты 420
    ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ 427
    § 1. Феноменология религии: история и метод 427
    § 2. Феноменология религии и история религий 434
    § 3. Категория «священное 436
    § 4. Феноменология религии о homo religiosus 438

    Вы открыли учебное пособие, которое называется «Религиоведение». За сухим названием учебного предмета скрывается область научного знания, исследующая одну из интереснейших сфер человеческой культуры, охватывающую все исторические эпохи и оказавшую и продолжающую оказывать влияние практически на все виды человеческой деятельности.
    Когда мы произносим слово «религия», у каждого человека возникает множество ассоциаций. Нам представляются Парфенон и собор Святого Петра в Риме, мечеть аль-Масжид аль-Харам в Мекке и Успенский собор в Москве, иконы Андрея Рублева и фрески Джотто, бронзовые изображения Осириса и каменные изваяния Будды. Мы вспоминаем о десяти заповедях Моисея и Нагорной проповеди Христа, о даосских мудрецах и джайнских аскетах, о Лютере и патриархе Никоне и о многом-многом другом. Мир религий многолик и разнообразен, как многолико и разнообразно человечество. Известны десятки тысяч религий и систем религиозных верований, одни из них связаны с великими цивилизациями, другие - объединяют членов какого-нибудь одного племени.
    Для классификации многообразия религий существуют типологии религий, созданные в результате сравнительного анализа на основе различных признаков. Религии разделяются, например: на политеистические, то есть связанные с почитанием множества богов, и монотеистические, приверженцы которых почитают единого Бога; на мертвые, то есть не существующие в современном мире, и живые; на письменные религии (то есть имеющие фиксированные сакральные тексты) и бесписьменные (религии племен, у которых нет письменности). Великий немецкий философ Георг Фридрих Вильгельм Гегель предложил очень сложную классификацию религий. По его мнению, их следует делить на естественные: это китайская религия, которую он назвал «религия меры», индусская - «религия фантазии», буддийская - «в-себе-бытия»; переходные религии: персидская - «религия добра и света», сирийская - «религия страдания» и египетская - «религия загадки»; и религии духовной индивидуальности: это иудейская религия - «религия возвышенности», греческая - «красоты» и римская - «целесообразности». Венчает эту типологическую схему христианство, которое Гегель назвал «религией откровения, истины и свободы».

    Член общественной палаты Республики Дагестан; член комиссии по культуре, национальным и межконфессиональным отношениям; заведующая кафедрой религиоведения ГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»

    После окончания с золотой медалью средней школы, она поступила на историко-филологический факультет Дагестанского государственного университета и окончила с отличием в 1964 г. Будучи студенткой, она проявила большой интерес к науке и принимала активное участие в научно-студенческих мероприятиях, проводимых университетом.

    После окончания ВУЗа Ученым Советом университета Людмила Хизгиловна была рекомендована в аспирантуру в 1964 г. по кафедре философии. В 1969 году она защитила диссертацию на тему: “Идеология иудаизма – орудия социального и духовного закабаления женщины” (на материале Республики Дагестан), и Ученый Совет присудил степень кандидата философских наук.

    С ноября 1967 года по июнь 1976 года Авшалумова Л.Х. работает преподавателем кафедры философии гуманитарных факультетов.

    С сентября 1976 года Авшалумова Л.Х. доцент кафедры научного атеизма и истории философии – основ религиоведения.

    Решением Государственного комитета СССР по народному образованию от 29 января 1992 г. Людмиле Хизгиловне присвоено ученое звание профессор.

    С июня 1995 г. Авшалумова Л.Х. работает в должности первого проректора Дагестанского государственного университета.

    Многолетняя плодотворная работа Авшалумовой Л.Х. отмечена многими наградами и поощрениями:
    — Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР (от 25.02.82 г.);
    — Почетным званием “Заслуженный работник культуры РСФСР” (от 30.03.88 г.);
    — Почетным званием “Заслуженный деятель науки РД” (от 07.06.96 г.);
    — Орденом “Дружбы” (от 07.02.02 г.).

    Для Авшалумовой Л.Х. университет стал вторым родным домом, вся ее жизнь, начиная со студенческих лет до сегодняшнего дня, связана только с этим ведущим ВУЗом республики. Педагогический стаж Людмилы Хизгиловны – 37 лет. За это время ею читался курс философии, истории и теории атеизма, этики, эстетики, основ религиоведения, авторские курсы: “Библия как исторический литературный памятник”, “Библия и Коран: сходство и различие”, “Этноконфессиональные отношения: анализ и перспективы” и др.

    В 2000 году награждена почетным нагрудным знаком Министерства образования РФ “Заслуженный работник высшей школы”. Она участник многих международных, российских и региональных конференций. Только за последние годы Авшалумова А.Х. выступила с докладом на Всероссийской научно–практической конференции в Москве (1999)


    Подобный материал:
    • 1. Формат а-4 Печать через 1,5 интервала 14 кеглем; 65 знаков в строчке, 30 строк , 22.06kb.
    • Темы, план работы. Каждый раздел плана выделяется в тексте самостоятельной рубрикой, , 60.3kb.
    • Отправка по почте , 45.42kb.
    • Д. Л. Трофимова Данные об авторе: Место работы: Российская государственная библиотека , 94.56kb.
    • Образовательная программа: Управление человеческими ресурсами (название образовательной , 66.83kb.
    • Уважаемые коллеги! , 34.83kb.
    • Валиулина София, 8 лет, пос. Чунский, Россия. Название работы «Мой любимый герой». , 12.36kb.
    • Название работы , 25.33kb.
    • Методические указания по дисциплине «психология педагогического общения» для самостоятельной , 270.52kb.
    • Название зачеркнуто , 3503.04kb.

    4 КВАРТАЛ



    Авторы

    Название работы

    Объем

    Тираж

    Наличие

    документов


    Контактные

    телефоны


    МЕЖФАКУЛЬТЕТСКИЕ КАФЕДРЫ

    Кафедра теории и истории религии и культуры

    1.

    Авшалумова Л.Х.

    Абасова А.А.

    Саидов С.М.


    Учебное пособие «Религиоведение».

    7,0

    100

    Кафедра английского языка для гуманитарных факультетов

    1.

    Рамазанова А.Х.

    УМП по развитию навыков устной речи на основе текстов домашнего чтения.

    100

    2.

    Нурадинова П.Т.

    УМП по работе со спецтекстами для студ 1-2 к. ОЖ Ф/Ф.

    100

    3.

    Хаметова Э.Т.

    УМП для психологов. Сборник упражнений по грамматике по англ.яз.

    100

    4.

    Батырова У.М.

    Бойкова И.В. и др.


    УМП по аналитическому чтению для студентов ИФ(по учебнику Е.А.Бонди ч.3).

    Тестовые и контрольные работы по грамматике для студ ИФ.


    100

    ФАКУЛЬТЕТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

    Кафедра арабской филологии

    1.

    Гасанов М.А.

    Учебно-метод.пособие по источниковедению изучаемой страны» (программа с/к).

    1,0

    100

    2.

    Гаджиева Л.А.

    Теоретические и практические материалы по переводоведению.

    1,5

    100

    3.

    Гаджиева Л.А.

    «История турецкой литературы в новейшее время».

    1,5

    100

    ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

    Кафедра немецкого языка

    1.

    Гаджиева Д.А.

    Контрольно-измер. Материалы по лингвостр.для студ., изучающих немецкий язык.

    1,0

    50

    Кафедра французского языка

    1.

    Абакаров И.М.

    Метод.пособие для самостоятельной работы по грамматике для студ 1-3 курсов ФО ФИЯ.

    2,5

    100

    2.

    Абдуллаев И.Ш.

    Учебное пособие по внеаудиторному чтению «Клеопатра».

    2,5

    100

    3.

    Абасова Р.Г.

    Пособие для развития навыков устной речи для студ. первого года обучения.

    2,5

    100

    ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ

    Кафедра библиотековедения и библиографии

    1.

    Аджаматова Н.К.

    Тесты по курсу «Архивные документы».

    1,0

    30

    2.

    Мирзаева А.Р.

    «Краеведческая деятельность библиотек»

    1,0

    30

    3.

    Аммаев К.А.

    Лабораторный практикум по курсу «Информатика».

    1,0

    30

    ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    Кафедра теоретической и прикладной лингвистики

    1.

    Гаджиахмедов Н.Э.

    УМК «Современный русский язык».

    7,0

    100

    Кафедра литератур народов Дагестана

    1.

    Султанмурадов А.М.

    Учебное пособие по постсоветской кумыкской литературе.

    5,0

    100

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    Кафедра коммерции и маркетинга

    1.

    Камалова Т.А.

    Метод.указ. и программа провед преддипломной практики для студ. спец.080111 «Маркетинг».

    1,2

    100

    В(ф),в(к),рец., расп.,д

    2.

    Камалова Т.А.

    Метод.указ. и программа провед учебно-ознаком. практики для студ. спец.080111 «Маркетинг».

    1,1

    100

    В(ф),в(к),рец., расп.,д

    Кафедра «Менеджмент»

    1.

    Магомедов Г.Д.

    Метод.указания к выполн. Магистр.дисер. для студ.магистр.подготовки

    1,0

    100

    ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    Кафедра магнетизма и физики фазовых переходов

    1.

    Магомедов М.А.

    КМП «Исследование фазовых переходов в критических явлений методом Монте Карло».

    100

    Кафедра экспериментальной физики

    1.

    Офицерова Н.В.

    УМП (Примерные тестовые задания по курсу «Материалы и элементы электронной техники).

    100

    2.

    Абдурахманов А.А.

    УМП «Квантовая теория».

    100

    Кафедра теоретической и математической физики

    1.

    Идаятов Э.И.

    Халикова М.Х.

    Абдуразакова А.Б.


    Метод.указания к решению задач по теорет.механике».

    1,3

    100

    В(ф),в(к),отз..расп.д

    ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАТИКИ и ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    Кафедра прикладной информатики и математических методов в управлении

    1.

    Камилов К.Б.

    Магомедова Н.А.

    Шавшина С.А.


    УМК по дисциплине «Компьютерные технологии в бух.учете».

    4,0

    100

    2.

    Шахбанова З.И.

    Шахабудинов Я.М.


    УМК по дисциплине «Проектирование мультмедиа приложений в ЭИС» для спец. ПИ

    4,0

    100

    МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    Кафедра прикладной математики

    1.

    Назаралиев М.А.

    Фаталиев Н.К.


    Учебное пособие «Математическая статистика в терминах и определениях».

    6,0

    100

    2.

    Абдурагимов Э.И.

    Бейбалаев В.Д.


    «Численные методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений».

    1,9

    100

    3.

    Абдурагимов Э.И.

    Лугуева А.С.


    Метод.указания по численным методам для студентов заочного обучения.

    1,5

    100

    Кафедра высшей алгебры и геометории